Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Оплата труда персонала в коммерческих организациях сферы услуг
Источники и структура фонда оплаты труда. Оплата труда персонала в коммерческих организацияхсферы услуг осуществляется за счет средств предприятия, направляемых на потребление. К средствам, направляемым на потребление, относятся следующие виды выплат: ■ суммы, начисленные на оплату труда всем работникам предприятия; ■ доходы (дивиденды, проценты) по акциям членов трудового коллектива и вкладам членов трудового коллектива в имущество предприятия, начисленные к выплате работникам; ■ сумма предоставленных предприятием трудовых и социальных льгот, включая материальную помощь. В фонд оплаты труда включаются: ■ выплаты по заработной плате, исчисленные исходя из сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов; ■ выплаты стимулирующего характера в соответствии с действующими положениями (премии по результатам работы, вознаграждения по итогам работы за год, надбавки к тарифным ставкам и окладам, доплаты за совмещение профессий, за выполнение обязанностей отсутствующего работника и т. п.); ■ выплаты компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда (за работу в выходные и праздничные дни, в сверхурочное время, в связи с отклонениями от нормальных условий выполнения работы, например в связи с разъездным характером работы и др.); ■ выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда; ■ доплаты за условия труда (тяжелые и вредные, особо тяжелые и особо вредные), за работу в ночное время и прочие виды выплат, предусмотренные законодательством. Понятие заработной платы. В литературе дается множество определений заработной платы: ■ выраженная в денежной форме часть общественного продукта, поступающая в личное потребление рабочих и служащих в соответствии с количеством и качеством их труда1; ■ часть валового национального продукта, которая отражается в себестоимости продукции и распределяется в рыночной экономике между отраслями народного хозяйства, предприятиями и отдельными работниками исходя из количества и качества затраченного труда, а также спроса и предложения товаров2; ■ цена рабочей силы, соответствующая стоимости предметов потребления и услуг, которые обеспечивают воспроизводство рабочей силы, удовлетворяя материальные и духовные потребности работника и членов его семьи3. Заработная плата ¾ это вознаграждение, которое получает работник предприятия в зависимости от количества и качества затраченного им труда и результатов деятельности коллектива предприятия. Как уже отмечалось, оплата труда строится на принципах дифференциации заработной платы в зависимости: ■ от количества и качества труда; ■ сложности труда (квалификации работника); ■ напряженности труда; ■ тяжести труда; ■ видов работ и их значимости (приоритетности); ■ географического размещения предприятий и т. д. Оплата труда может быть организована по тарифному, бестарифному и смешанному принципам. Тарифная организация и тарифная система заработной платы. Основные составные части тарифной организации заработной платы: ■ нормирование труда; ■ тарифная система оплаты труда; ■ формы и системы заработной платы. Важнейшая задача нормирования труда ¾ разработка и внедрение прогрессивных научно-обоснованных норм (норм времени, выработки, обслуживания, управляемости). Все виды перечисленных норм применяются на предприятиях и в организациях сферы услуг, например: нормы времени ¾ для врачей, преподавателей; нормы выработки ¾ для парикмахеров, работников ресторанов, кафе и др.; нормы обслуживания ¾ для горничных в гостиницах, санитарок в больницах, уборщиков помещений, работников коммунальных служб; нормы управляемости ¾ для любых работников аппарата управления. Тарифная система ¾ основа организации оплаты труда, опирающаяся на различия в квалификации работников и интенсивности труда. Она включает следующие основные элементы: ■ тарифно-квалификационные справочники; ■ тарифные сетки; ■ тарифные ставки (должностные оклады); ■ надбавки и доплаты к заработной плате; ■ районные (поясные) коэффициенты к заработной плате. Тарифно-квалификационный справочник и его разновидности. Тарифно-квалификационный справочник представляет собой перечень характеристик работ, выполняемых в данной сфере деятельности (отрасли), и тех требований, которым должен удовлетворять работник, выполняющий данную работу. С помощью тарифно-квалификационного справочника устанавливается сложность работ, выполняемых работником, осуществляется присвоение тарифных разрядов рабочим определенной профессии, присвоение специальности и категорий определенным должностям специалистов. Существуют следующие разновидности тарифно-квалификационных справочников: 1) единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС) работ и профессий рабочих; 2) квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. ЕТКС работ и профессий рабочих имеет три основных раздела: 1) характеристика работ ¾ здесь дается описание работы, которую сотрудник должен выполнить в определенных организационно-технических условиях с установленной производительностью труда, а также указывается степень самостоятельности рабочего при ее выполнении; 2) должен знать ¾ здесь дается описание минимума теоретических знаний, необходимых для выполнения данной работы; 3) примеры работ ¾ здесь приводится перечень конкретных видов работ, отнесенных к данному тарифному разряду. ЕТКС работ и профессий рабочих состоит из двух частей. Первая часть предназначена для рабочих «сквозных» профессий и содержит квалификационные характеристики по профессиям рабочих, общим для всех отраслей экономики. Во второй части приводятся квалификационные характеристики по профессиям, являющимся специфическими для конкретных отраслей и производств. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих предусматривает их характеристику по трем основным разделам: 1) должностные обязанности ¾ указываются основные функции и задачи работника данной должности; 2) должен знать ¾ перечисляются нормативные документы правительства, профессиональные знания и умения по конкретной должности; 3) квалификационные требования ¾ устанавливаются требования по уровню образования, стажу работы по должности, порядок назначения на должность и освобождения от должности. В связи с изменением номенклатуры должностей персонала предприятий и организаций сферы услуг в рыночных условиях тарифно-квалификационные справочники дополняются тарифно-квалификационными характеристиками, учитывающими современные требования к специалистам различного профиля. Тарифные сетки служат для определения соотношений в оплате труда рабочих, выполняющих работу разной сложности. Тарифная сетка состоит из определенного количества разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов. Тарифный коэффициент, соответствующий определенному разряду, показывает, во сколько раз уровень оплаты работ данного разряда выше уровня оплаты работ первого разряда. Отношение тарифных коэффициентов крайних разрядов называется диапазоном тарифной сетки. В соответствии с «Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих» большинство рабочих тарифицируется по 6-разрядной тарифной сетке. В некоторых отраслях для усиления дифференциации заработной платы по особо сложным и ответственным профессиям рабочих могут быть введены 8-разрядные тарифные сетки (табл. 19.2). Таблица 19.2 Date: 2015-08-24; view: 612; Нарушение авторских прав |