Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационные структуры: свойства, характеристики и типы





Свойства организационной структуры. Процесс департаментализации приводит к созданию организационной структуры. Эта структура тесно связана не только с целями организации, но и со всеми происходящими в ней процессами. Она выражает целостность, взаимосвязь элементов в системе управления организацией. Организационная структура любой фирмы характеризуется рядом свойств.

1. Структура осуществляет интеграцию вертикального, горизонтального, профессионально-квалификационного и функционального разделения труда. Так, например, в коммерческом банке именно организационная структура объединяет деятельность управляющих всех уровней, сотрудников разных профессий, функционирование операционных, маркетинговых, территориальных и других подразделений, работу с юридическими и физическими лицами.

2. Организационная структура отражает технологию деятельности фирмы и процесса управления ею.

3. Структура выражает определенную субординацию органов управления организацией, отношения власти и подчиненности. В большинстве организаций эти отношения закрепляются в регламентирующих документах: уставах, положениях, должностных инструкциях. Такие документы определяют функции каждого органа управления, разделение прав и обязанностей.

Основные характеристики организационной структуры. К основным характеристикам организационных структур относятся сложность, формализация и централизация.

Сложность отражает количество структурных элементов в организации. Чем выше степень разделения труда, чем больше уровней имеется в организационной иерархии, чем более рассредоточены подразделения, тем труднее координировать деятельность работников. В сфере услуг к структурам с высокой сложностью можно отнести финансовые учреждения, предприятия связи, сеть железных дорог с присущей им узкой специализацией работ, множеством управленческих уровней и территориальных подразделений. Малую сложность имеют структуры небольших консультационных фирм, парикмахерских, сапожных мастерских, где используется широкая специализация и отдельные работники почти полностью самостоятельно выполняют весь комплекс обслуживания клиентов.

Формализация показывает, в какой степени организация в ходе деятельности основывается на правилах и процедурах. Некоторые фирмы в сфере обслуживания (косметические салоны, ателье мод, кафе, туристические базы) функционируют с минимумом таких стандартных предписаний, в то время как другие (сети быстрого питания, крупные банки, медицинские учреждения, авиакомпании) диктуют работникам, что они могут делать и каким образом. Чем больше правил и процедур действует в организации, тем более формализованной является структура.

Централизация дает ответ на вопрос о том, где в структуре управления сосредоточены основные права по принятию решений. Ряд организаций сферы услуг отличается высокой степенью централизации (авиационный и железнодорожный транспорт, налоговые органы, почтовая служба). Главные проблемы здесь решаются высшими управляющими. В других организациях (консультационные фирмы, туристические агентства, адвокатские конторы, ремонтные службы) полномочия по принятию решений передаются на более низкие уровни управления.

Механистический и органический типы организационных структур. Исторически сложилось множество самых разнообразных организационных структур. Большинство из них используется и в сфере обслуживания. Многообразие предоставляемых услуг приводит к тому, что для сохранения конкурентоспособности фирмы должны использовать организационные решения, соответствующие конкретным особенностям деятельности.

Существующие формы организационных структур объединяются в два типа ¾ механистический и органический.

Механистическая организация (бюрократия) воплощает в себе классические принципы управления (единоначалие, полномочия, ответственность и др.). Название «механистическая» связано с тем, что организация рассматривается подобно эффективному машинному механизму. Для данного подхода характерны жесткая иерархия власти, централизованное принятие решений, использование формальных правил и процедур (рис. 18.4). Механистическая организация эффективно функционирует в несложном и стабильном окружении при использовании рутинных технологий.

Рис. 18.4. Механистический и органический типы структур

Органический тип представляет собой полную противоположность механистическому (рис. 3.4). Для органической структуры (иногда называемой эдхократией) характерен низкий уровень сложности, формализации и централизации. Название подхода «органический» связано с тем, что организация рассматривается как живой организм со свойствами, противоположными механизму. Наиболее эффективны эти структуры при использовании нерутинных технологий в условиях сложного и динамичного окружения. Органический подход позволяет быстро адаптироваться к изменениям среды и технологии. В эдхократиях существует разделение труда, однако уровень специализации низок. Работники стремятся быть профессионалами, умеющими решать разнообразные проблемы, и ориентируются больше на самомотивацию и внутреннее вознаграждение, чем на внешний формальный контроль.


Условия эффективного использования механистического и органического типов организационных структур. В последние годы механистический подход к организации подвергается критике из-за жесткости бюрократических структур. Более перспективным считается органический подход. Однако в сфере услуг успешно функционируют организации, использующие оба типа структур. Как и в других областях деятельности, выбор организационных решений должен основываться не на поиске «идеальной» структуры, как рекомендовали классики управления, а на учете условий, в которых действует конкретная организация (табл. 18.1). Изменение условий приводит к необходимости изменения организационной структуры управления.

Таблица 18.1

Условия использования механистической и органической структур1

Деление структур на механистические и органические носит условный характер. В реальном мире, в том числе и в сфере обслуживания, очень мало чисто органических или чисто механистических организаций. Скорее существует множество форм структур, тяготеющих к тому или иному типу.

 

 

1 Котлер Ф., Амстронг Г., Солдерс Д., Вонг В. Основы маркетинга. М.; СПб.; Киев: Вильямс, 1999. С. 338.

 

 







Date: 2015-08-24; view: 1175; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию