Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структурная трансформация индустриальной модели занятости населения





Подыщите себе такое занятие, которое всем по душе,
и сделайте так, чтобы оно принесло вам доход.

Х. Манкей

 

Экспансия экономики услуг приводит к модификации индустриальной модели занятости населения, перемещению экономически активного населения в сферу услуг. Изменения характера занятости связаны с появлением и распространением новых информационных технологий. Трансформация условий жизнедеятельности в постиндустриальной экономике отражается на состоянии рынка труда и потоках рабочей силы. Все это свидетельствует о становлении и развитии сервисной модели занятости. Поэтому так необходимо раскрытие причин структурных сдвигов в занятости населения, приводящих к формированию сервисной модели занятости, а также общих и специфических условий развития сферы услуг, которые можно рассматривать как факторы расширения спроса на работников третичного сектора.

Современная структура занятости населения развитых стран характеризуется прежде всего перемещением экономически активного населения в сферу услуг. Так, в конце ХХ в. в промышленности США работало менее одного из шести работников, занятых в экономике страны, а в сфере услуг ¾ более 70%. В странах ЕС в промышленности трудился только каждый пятый из занятых в экономике. В Японии к 2000 г. в сферу услуг переместилось более 63% занятых1. Появились профессии, которых раньше не было: ассистент режиссера в видеокомпании, системный интегратор, менеджер турфирмы, поп-музыкант, дилер, занимающийся торговлей ценными бумагами. Сфера услуг рассматривается как определенная деятельность людей, которая оказывает влияние на общественное развитие (еще в начале XIX в. французский экономист Ф. Бастиа сделал вывод о значимости для общественного развития совокупности услуг, которые люди добровольно или по принуждению оказывают друг другу). Высокий уровень развития материального производства содействует становлению сферы услуг, что в свою очередь расширяет горизонты общественного производства.

Массовое перемещение занятости в сферу услуг может быть объяснено гипотезой трех секторов экономики, сторонниками которой являются К. Кларк, Ж. Фурастье, C. Кузнец. Согласно теории трех секторов экономики общество в ходе своего исторического развития последовательно переходит от экономики с преобладанием первичного сектора, в основном сельского хозяйства, к экономике, в которой доминирует вторичный сектор (индустриальное производство), а затем к экономике, где ведущим и преобладающим сектором становится третичный сектор, ¾ сфера услуг. Соответственно изменяется структура занятого населения. В начальный период индустриализации страны 80% населения занято в сельском хозяйстве, 10% ¾ в промышленности и строительстве, 10% ¾ в сфере услуг. В ходе индустриализации доля занятых увеличивается во вторичном секторе за счет сокращения доли первичного сектора, начинает расти доля занятых в третичном секторе экономики.

Исторический переворот, породивший бурное развитие третичного сектора, начался сравнительно недавно: в США ¾ в середине 50-х годов XX в., в других развитых странах ¾ в конце 60-х годов и в 70-х годах. К началу 80-х годов в США, а несколькими годами позже и в странах Западной Европы валовой продукт сферы интерперсональных услуг (human cervies) превзошел валовой продукт сферы материального производства. Темпы его прироста в первой половине 80-х годов также превышали аналогичные показатели в сфере материального производства: во Франции ¾ в 2 раза, в США и Германии ¾ в 6 раз, в Англии ¾ в 30 раз2. Предполагается, что бурное развитие экономики услуг закончится через несколько десятилетий. Как считают некоторые исследователи, в секторе услуг на конечном этапе его развития будет занято до 80% всего экономически активного населения, в то время как на долю первичного и вторичного секторов придется по 10% занятых3.

Структурные сдвиги в занятости населения происходят прежде всего в связи с ростом производительности труда и изменением динамики спроса. Перемещение занятости в третичный сектор экономики корреспондируется с высоким уровнем материального производства. Научно-технический прогресс и информатизация производства приводят к тому, что активное наращивание объемов материальных благ осуществляется без привлечения соответствующих объемов рабочей силы. Так, в 90-х годах ХХ в. в 12 развитых странах сельским хозяйством занималось менее 15% экономически активного населения. В США эта цифра составляла 6%, хотя фермеры обеспечивают продовольствием 200 млн американцев и еще 160 млн людей во всем мире4. По мнению некоторых специалистов, передовые сельскохозяйственные и промышленные технологии таковы, что при их повсеместном внедрении примерно через 30 лет 2% трудоспособного населения Земли сможет удовлетворить потребности остальных жителей планеты в сельскохозяйственных продуктах, в начале XIX в. для этого требовалось участие 50% населения.

Аналогичная ситуация складывается в промышленности развитых стран с производством товаров личного потребления, что также приводит к изменению удельного веса численности занятых, производящих эти товары в общем объеме занятых. В отношении занятых производством средств производства ситуация складывается следующим образом. Спрос на средства производства особенно быстро растет в связи с переходом к исследованиям, проектированию и новому производству, что требует быстрого обновления основных фондов. Производительность труда в этот период не перекрывает спрос, что ведет к увеличению численности занятых, но затем при падении спроса занятость начинает уменьшаться. Например, в конце 80-х годов доля американского промышленного производства, соответствовавшая его общему объему 1973 г., обеспечивалась лишь 40% того числа рабочих, которое было реально вовлечено в производство в начале 70-х годов5.

Чем выше уровень материального производства, тем меньше доля работников, занятых в промышленности. В экономически развитых странах уменьшение доли промышленного производства и доли занятых в нем наблюдается при одновременном росте его общего объема.

Усиление роли сферы услуг для развития экономики и обеспечения занятости населения базируется на росте производительности труда и положительной динамике спроса в сфере материального производства.

В странах с высоким уровнем материального производства интенсивно развивается спрос на услуги, причем услугоемким становится само производство. По некоторым оценкам, 50-80% прироста объема услуг в разных странах обеспечивается спросом со стороны производства6. Модернизация производства, заметно сокращая традиционный производящий труд, так называемый direct labor, расширяет потребность в обслуживающем труде, так называемом indirect labor. Данный труд связан с подготовкой и обеспечением производственных процессов, а также с послепроизводственным обслуживанием. В США в конце 80-х годов трудом, связанным с услугами непосредственно производству, было занято до 60 млн человек7. Уже в середине 80-х годов в компании «Дженерал Электрик» лишь 40% персонала были заняты непосредственно в материальном производстве, остальные ¾ в обслуживающих сферах (НИОКР, информационные операции, маркетинг и т. п.). Причем подготовительный труд: проектирование, программирование автоматики, маркетинг требует высокопродуктивных кадров.

Динамика производительности труда в сфере услуг сильно дифференцирована по видам и технологическому уровню услуг. Только на начальном этапе развития сферы услуг, когда роль высокотехнологичных услуг не проявлялась в полной мере, наблюдались относительно медленные темпы роста производительности труда в третичном секторе, в силу чего в этом секторе возрастала потребность в рабочей силе. Информационные технологии, отстававшие от компьютерной автоматизации, по мере своего прогресса амортизировали спад занятости, вызванный ею. В дальнейшем ситуация усложнилась, поскольку сформировался высокопроизводительный сектор услуг, который с ускорением информатизации производства и общества стал источником увеличения числа рабочих мест, при сохранении и расширении такого сектора, где технический прогресс развивался гораздо медленнее из-за характера услуг. Итак, возрастающее значение сферы услуг для развития экономики и обеспечения занятости базируется на росте производительности труда в сфере материального производства. Согласно теории трех секторов экономики «престарелые» секторы экономики, увядая, еще выполняют возложенные на них функции, но уже мало способствуют экономическому росту. В связи с этим занятость в данных секторах можно рассматривать как специфическую маргинальную занятость, которая сохраняется постольку, поскольку это необходимо для обеспечения балансасекторов экономики. Занятость, превышающая эффективные границы, выступает как форма маргинальной неэффективной занятости, существование которой может быть обусловлено, в частности, социальными причинами. Экономически эффективной можно считать занятость, связанную с экономическим ростом. Такую занятость в настоящее время обеспечивают высокотехнологичные услуги. Так, в США в сфере высоких технологий занято 8% всей рабочей силы, дающие 30% экономического роста.

Некоторые специалисты выделяют четыре группы услуг, в рамках которых проблемы занятости приобретают определенную специфику:

1) производственные (деловые, финансовые, страховые, риэлторские и др.);

2) распределительные (торговля, транспорт, связь);

3) личные (гостиничное хозяйство, общественное питание, рекреационные и домашние услуги);

4) социальные (здравоохранение, образование, услуги различных государственных организаций).

Прежде всего эта специфика определяется степенью распространенности внутри этих групп информационных, в первую очередь высокотехнологичных услуг. В 1990 г. 47,4% работающего населения в США, 45,8% в Соединенном Королевстве, 45,1% во Франции и 40% в Западной Германии занимались обработкой информации либо в сфере материального производства, либо в сфере услуг, и число таких работников с тех пор неуклонно растет8.

Сфера услуг становится основным источником как новых, высокоэффективных рабочих мест, так и рабочих мест, связанных с обслуживанием населения.

Сервисная модель занятости присуща постиндустриальной экономике, в рамках которой изменяется роль традиционных факторов производства, поскольку особую роль начинают играть информация и знания, преимущественное развитие получают интеллектуальные виды деятельности.

В рамках сервисной модели занятости изменяется понятие «работа». В условиях индустриального общества работа рассматривалась как оплачиваемая производительная деятельность по найму. В постиндустриальном обществе работа включает многие виды деятельности, которые являются производительными, но не оплачиваемыми, т. е. трактовка понятия «работа» расширяется. В связи с этим изменяется подход к занятости, поскольку ее не связывают с таким формальным признаком, как участие в общественном производстве. Теперь любая законная деятельность, способствующая увеличению личного и семейного дохода, трактуется как занятость.

Происходит переход к индивидуализации форм, режимов и условий занятости.

Сфера услуг интересна с точки зрения роли в ее развитии внешних и внутренних факторов производства, что отражается на состоянии занятости. До середины 70-х годов XX в. развитие сферы услуг в мире происходило не столько за счет новых факторов производства, сколько в связи с сокращением спроса на продукцию первого и второго секторов. В таких условиях происходил быстрый переток труда и капитала в сферу торговли, обслуживания, общественного питания и других подотраслей третичного сектора, что позволяло использовать не отличавшихся высокой квалификацией бывших работников традиционных отраслей и сельских жителей.

В конце 90-х годов развитие сферы услуг стало определяться долговременными факторами экономического развития: законом возвышения потребностей, интеллектуальными ресурсами, человеческим капиталом. Гуманизация экономического роста потребовала расширения комплекса услуг, направленных на развитие интеллектуальных и физических возможностей человека, удовлетворение его культурных, духовных и социальных запросов. Понадобились кадры высокой квалификации, специально подготовленные для сферы услуг. В связи с этим особо следует выделить социальные услуги, для оказания которых создается все больше рабочих мест.

Расширение сферы услуг и рост технологического уровня современного производства ведут к тому, что многие виды труда при всей их рутинности требуют значительной подготовки, а занятые такой деятельностью работники относятся по своему профессиональному уровню и жизненным стандартам к средним слоям общества.

В последнее десятилетие ХХ в. произошла заметная модификация системы мотивации человеческой деятельности. Наибольшее значение приобретает не материальное поощрение, а удовлетворение от самой деятельности и связанные с ней возможности самовыражения и самосовершенствования, что наблюдается во многих секторах сферы услуг.

Сфера услуг характеризуется несколько большей, чем в других отраслях, долей временных работников в общей численности занятых. Причем, по мнению японских специалистов, существует тенденция расширения масштабов применения временной рабочей силы в отраслях сферы услуг. В результате увеличения числа занятых в сфере услуг, а также повышения доли частично занятой и временной рабочей силы, узких специалистов по производству услуг, мигрирующих между компаниями, снижается уровень закрепленности рабочей силы на внутреннем рынке труда и увеличивается подвижность внешнего рынка труда.

Сфера услуг отличается от других секторов общественного производства большим удельным весом женской рабочей силы, что обусловлено самим характером деятельности, а также тем, что сфера услуг восприимчива к особенностям женского поведения.

Сервисная модель занятости характеризуется наличием разнообразных секторов, которые можно выделить по ряду признаков.

1. Уровень трудоемкости. В соответствии с этим признаком выделяется сектор услуг с относительно низкой трудоемкостью, но требующий обширной профессиональной подготовки: транспорт, телекоммуникации, современные финансовые услуги. Далее ¾ сектор услуг с относительно высокой трудоемкостью, который характеризуется скромными требованиями к уровню профессиональной подготовки: деловые услуги, организация досуга, выполнение домашней работы, персональные услуги, мелкая торговля. Выполнение этих услуг требует навыков обслуживания. В рамках второго сектора выделяются услуги, требующие интеллектуалоемких операций вследствие все большей индивидуализации обслуживания. Второй сектор интересен тем, что занятость в нем формировалась как остаточная, маскирующая неполную занятость тех работников, которых не поглотил промышленный сектор.

2. Степень формальности занятости. Сервисная модель занятости отличается распространенностью неформальной занятости, поскольку многие услуги осуществляются в рамках неформальной экономики. Для этих услуг характерна низкая производительность труда, но сохранение общей занятости.

3. Восприимчивость к технологическим инновациям. Имеются услуги, которые весьма восприимчивы к технологическим инновациям (связь, информационные и медицинские услуги), они обладают значительным обменным потенциалом, что способствует увеличению занятости. Оказание этих услуг требует высокого уровня специальной подготовки.

Выделяются секторы услуг, которые не требуют кардинальных инноваций, например туризм. Этот сектор весьма трудоемок и как таковой демонстрирует тенденцию расширения сферы занятости, испытывает повышенную потребность в рабочей силе и может занять работников, высвобожденных из других секторов экономики.

Сервисная модель занятости проявляется в разных формах, что определяется:

■ наличием преимуществ для развития того или иного услугового вида деятельности на макро- и мезоуровнях экономических систем;

■ характером использования природно-географических условий регионов и страны в целом.

Можно выделить две формы сервисной модели занятости: информационную и рекреационную; каждая модель формируется при наличии специфических факторов и имеет свои особенности.

Формирование информационной модели занятости связано с наличием развитого научного сектора и необходимых финансовых средств. Государство и регионы могут не иметь достаточных научных и финансовых возможностей для разработки и внедрения современных технологий, тогда приходится использовать естественные ресурсы, дешевый труд и преимущество географического положения. В этом случае формируется рекреационная модель занятости, ориентированная на развитие туризма и рекреационные виды деятельности. Рекреация связана с восстановлением физических и духовных сил человека, социальными целями развития общества, поэтому как самостоятельный социальный институт рекреация чаще всего встречается в урбанизированном обществе с высокоразвитыми организационными структурами. В ряде случаев рекреация рассматривается как вид досуговой деятельности, что прежде всего относится к рекреационной модели занятости.

Характерные черты информационной модели занятости:

■ наиболее распространенные виды деятельности ¾ в рамках информационной модели преобладает занятость, связанная с научными исследованиями, образованием, культурой, деятельностью в рамках высокотехнологичных и наукоемких производств, осуществлением сложных видов услуг;

■ формы занятости ¾ существуют разные формы занятости, но преобладает дистанционная занятость;

■ характер мотивации труда ¾ экономическая и социальная мотивация труда базируется на расширении свободы поведения и выбора рабочего времени и организации труда;

■ сокращение разрыва в доходах по гендерному признаку ¾ под влиянием новых информационных процессов происходит выравнивание доходов работающих мужчин и женщин. Это связано с тем, что мужчины всегда занимали доминирующее положение в традиционных видах производства, а в областях, связанных с информацией, работали в основном женщины, что объяснялось более низкими доходами в информационных сферах. В результате сокращения рабочих мест в традиционных отраслях производства женщины оказываются в менее дискриминирующем положении, чем мужчины, поэтому постепенно разрыв в заработной плате между мужчинами и женщинами сокращается;

■ методы регулирования рынка труда ¾ информационные процессы вызывают необходимость выработки новых методов регулирования рынка труда. Требуется совершенствование институтов, обеспечивающих работу по гибкому графику, а также формирование новых трудовых институтов, которые позволили бы децентрализовать и индивидуализировать труд.

Характерные черты рекреационной модели занятости:

■ сфера применения ¾ занятость, связанная с рекреационным обслуживанием, сосредоточена преимущественно в сферах туризма и развлечений;

■ сезонность занятости, которая порождается неравномерностью распределения рабочего времени, что стимулирует многопрофильный характер работы;

■ преобладание традиционной гибкой занятости;

■ характер мотивации труда ¾ экономическая и социальная мотивация труда связана с возможностью совмещения работы с другими видами деятельности, а также с получением дополнительного дохода. В ряде случаев эта деятельность является единственно возможной в данном регионе, а также выступает как самозанятость;

■ высокий удельный вес неквалифицированного физического труда.

Предпосылкой становления сферы услуг как динамично развивающейся и перспективной сферы экономики, играющей определяющую роль в формировании контингента занятого населения, выступает высокоразвитое материальное производство, поскольку лишь в этом случае создаются возможности и условия для перелива занятости в сферу услуг. Как отмечал А. Тоффлер, в середине 1960-х годов в США возникла новая мощная тенденция: более 50% незанятой в сельском хозяйстве рабочей силы прекратили заниматься физическим трудом, компонента физического труда в деятельности населения стала все больше сокращаться.

В соответствии с этой общей предпосылкой формируются общие и специфические условия развития сферы услуг, которые можно рассматривать в качестве факторов расширения спроса на работников третичного сектора. К числу общих условий развития сферы услуг относятся следующие.

1. Внутренние структурные потребности научно-технического прогресса. Создание и расширение ряда секторов сферы услуг, сопряженных с наиболее передовыми в научно-техническом отношении областями, являются безусловными требованиями развития наукоемких отраслей промышленности, а также переоснащения разнообразных производств современной техникой. Большую роль в этом играют современные средства информации и связи. Так, развитие продаж по телевидению и телефону приводит к тому, что посещение магазинов превращается из обязанности в удовольствие. Транспортные, финансовые, телекоммуникационные услуги выступают основой инфраструктуры современной экономики. Строительные и другие услуги создают не только «собственные» рабочие места, но и через систему межотраслевых связей стимулируют создание рабочих мест во многих отраслях индустрии.

2. Динамика уровня жизни населения, с которой непосредственно соотносится развитие сферы услуг. В первой половине 60-х годов мощным фактором роста третичного сектора в большинстве развитых стран явилось повышение благосостояния основной массы населения вследствие увеличения общественной производительности труда. Удовлетворив базовые потребности в материальных благах, люди получили возможность больше средств тратить на услуги, что ранее исключалось из-за низкого уровня доходов. Например, в начале ХХ в. представители американского среднего класса из своего месячного дохода могли выделять на оплату разного рода услуг не более 2-3% средств, в конце 60-х годов ¾ уже 25%, а в конце ХХ в. ¾ более 40%. Сектор обслуживания, который заметно изменил жизнь людей в ХХ в., по мнению некоторых исследователей, будет то угасать, то расти вслед за ростом благосостояния населения, но никогда не исчезнет.

3. Изменение потребительской психологии общества. Столетиями буржуазной моралью культивировалось накопление денег, которые должны были либо поступать в деловой оборот, либо вкладываться в вещи, обладавшие высокой степенью ликвидности; все прочие траты, в том числе на услуги, рассматривались как расточительство и непозволительная роскошь. Так, основными правилами Мейера Амшеля, семья которого получила прозвище, перешедшее в дальнейшем в фамилию ¾ «Ротшильды», были следующие: капитал ¾ это труд; богатство человека не в том, что он получает, а в том, что сберегает. С начала 60-х годов на смену протестантской аскетической культуре потребления приходит культура потребительского гедонизма, с позиций которого услуги трактуются как средство реализации естественного права человека на полноту жизни. С этой же позиции оценивается достаточный и возрастающий уровень доходов населения, который, с одной стороны, сказывается на росте эффекта дохода и соответствующем его влиянии на рынок труда, с другой стороны, формирует материальную предпосылку расширения потребности в разнообразных услугах под воздействием эффекта замещения собственной деятельности деятельностью наемных работников как в сфере домашнего производства, так и в разнообразных направлениях жизнедеятельности. В США с середины 60-х годов услуги ¾ медицинские, транспортные, коммунальные, рекреационные, образовательные и др. ¾ являются самой крупной статьей потребительских расходов населения. На данную статью в 1995 г. приходилось 58,3% общего объема потребительских расходов против 33% в 1950 г. Это обусловлено, с одной стороны, увеличением физического объема потребительских услуг (традиционных, усовершенствованных, принципиально новых) и повышением их качества, с другой стороны, более быстрым ростом цен на услуги относительно других потребительских благ, что свидетельствует о растущем спросе на услуги9. Увеличивается свободное время, в связи с чем формируются новые жизненные установки, приводящие к расширению потребности в развлечениях, отдыхе, изменении привычного уклада жизни. Сфера рекреационных услуг обеспечивает населению проведение досуга, рациональное использование свободного времени.

Общие условия развития сферы услуг, дополняемые рядом частных положений формируют расширение спроса на работников третичного сектора. К числу данных частных положений можно отнести следующие.

1. Увеличение сложности промышленной продукции, используемой в производительных и бытовых целях, что требует увеличения трудовых затрат на доведение продукта до потребителя и последующее обслуживание этого продукта.

2. Возросшая потребность в образовании, которое оказывает непосредственное воздействие на формирование рабочей силы и обеспечение ее соответствия растущим требованиям НТП, а также выступает важнейшим активом человеческого капитала.

3. Отношение людей к здоровью как к фактору формирования человеческого капитала, что отражается на развитии здравоохранения и сферы медицинских услуг. Так, в США, где здоровый образ жизни популяризируется на национальном уровне, сектор здравоохранения произвел в 1993 г. 14% ВВП и обеспечил занятость 9 млн человек10.

4. Улучшение качества и увеличение продолжительности жизни населения развитых стран. К 2025 г. число людей старше 60 лет достигнет, по прогнозам ООН, 1,2 млрд человек. При этом ожидается наиболее заметный рост возрастной группы старше 80 лет. Данная ситуация способствует увеличению объема социальных услуг: предоставление услуг различными оздоровительными центрами, домами престарелых; расширение объема и спектра услуг пожилым лицам, самостоятельно ведущим хозяйство. Раздвижение горизонтов активной жизнедеятельности пожилых людей способствует развитию образовательных услуг. Например, возник университет для пожилых как форма организации людей, обменивающихся своими знаниями и опытом. Некоторые специалисты отмечают необходимость создания специальных министерств, занимающихся проблемами пожилых людей.

5. Увеличение численности работающих женщин. В странах, где высок процент работающих женщин, велик спрос на детские учреждения и многие виды услуг, относящихся к личным удобствам, что снижает непрофессиональную загруженность женщин и повышает конкурентоспособность на рынке труда.

6. Дальнейшая урбанизация. В настоящее время более 25% населения Земли живет в промышленных центрах. Жизнь людей в городах усложняется, ее ритм повышается, особенно в больших городах (существует мнение, что ускоренный темп жизни ¾ специфическая характеристика людей будущего). Урбанизация делает необходимым появление и развитие новых видов услуг. В частности, обеспечение безопасности жизнедеятельности, выполнение работ, которые ранее делались самостоятельно (уборка жилищ, мойка автомобилей, выгуливание собак и т. п.), услуг, связанных с развлечениями. Например, во многих американских пригородах существует служба «Добро пожаловать», которая знакомит вновь прибывших с главными магазинами и конторами. Оплачиваемые работники службы, обычно женщины среднего возраста, посещают новых жителей, отвечают на их вопросы, оставляют брошюры, иногда недорогие купоны, на которые можно приобрести продукты в местных магазинах.

Возникают проблемы с содержанием традиционных и нетрадиционных домашних животных. Так, в Москве ветеринары-энтузиасты организовали службу «Ветмобиль», обслуживающую на дому экзотических животных (крокодилов, змей, игуан, обезьян).

Итак, приведенный перечень положений отражает разнообразные условия развития сферы услуг, оцениваемые как факторы расширения спроса на работников третичного сектора. Эти положения свидетельствуют, прежде всего, об изменении общей модели жизнедеятельности людей развитых стран.

Некоторые специалисты выделяют причины ускоренного развития сферы услуг, способствующие перемещению занятости в эту сферу. В частности, М. Портер отмечает следующие причины: растущая потребность в услугах, многие из которых становятся все более и более разнообразными и неординарными; трансформация услуг, ранее выполнявшихся на предприятиях (специализированные услуги все больше выполняются приходящими работниками, спрос на специалистов перемещается на внешний рынок труда); расширение приватизации государственных услуг (в 70-90-х годах XX века в большинстве развитых стран рост услуг концентрировался именно в частном секторе). Перемещение спроса на внешний рынок труда связано с минимизацией затрат. Фирма начинает осознавать, что наличие специалистов на рабочих местах в течение всего рабочего дня, несмотря на возможные удобства, является дорогим удовольствием. Гораздо выгоднее держать таких работников за штатом и приобретать их услуги только в случае необходимости. Расчеты, проведенные в некоторых фирмах, показывают, что в стоимости конечного товара или услуги до 80% составляет стоимость, добавленная людьми, работающими вне фирмы.

Помимо общих положений можно выделить специфические социальные и исторические факторы развития стран, которые формируют характерные черты сферы услуг, отражающиеся на занятости. Так, при одинаковом уровне доходов немцы потребляют в целом меньше личных услуг, чем американцы, т. е. проявляется известная немецкая склонность к бережливости. В США широкое развитие самообслуживания привело к снижению уровня индивидуального внимания к клиентам гостиниц и к относительно частой смене обслуживающего персонала гостиниц, что не характерно, например, для Англии. В Англии работу в промышленности многие выходцы из высших слоев общества все еще считают «ниже своего достоинства». Однако общественно признанными считаются такие виды сервиса, как консалтинг, работа на аукционах, оказание финансовых услуг. Работа в консалтинговых фирмах или в финансовых компаниях является весьма престижной и в США.

В начале рыночных реформ в современной России развитие ряда личных услуг сдерживалось, в числе прочего таким фактором, как негативное отношение населения к подобным услугам. В настоящее время ситуация меняется. По выборочным обследованиям в новом частном секторе треть занятых связаны с предоставлением персональных услуг, в том числе личных11. Сложился рынок домашней прислуги, на котором присутствуют следующие специальности: шофер, уборщица, домработница, повар и управляющий для загородных коттеджей. На данном рынке действуют агентства по подбору домашнего персонала.

Российской спецификой является существенный рост цен на услуги без соответствующего роста доходов у основной массы населения. Так, рост масштабов и многообразия платных услуг на российском рынке в 90-е годы способствовал сближению структуры предложения услуг в России и в США. Но доля услуг в потребительских расходах россиян, равная 14% в 1995 г., была более чем в 4 раза ниже соответствующего показателя у американцев. Увеличение доли расходов на услуги в потребительских бюджетах россиян происходило исключительно за счет опережающего роста цен.

Структура прироста численности занятых в сфере услуг, как правило, во многом зависит от уровня экономического развития стран: сначала развивается оптовая и розничная торговля, гостиничное и ресторанное хозяйство, затем ¾ сфера финансов, страхование, операции с недвижимостью, производственные услуги, далее ¾ коммунальные, социальные и личные услуги (табл. 11.1).

Таблица 11.1

Изменение доли занятых по отдельным отраслям сферы услуг
с 1970 по 1996 г. (процентные пункты)

* За 1970 г. использованы данные по Чехословакии.

** Складское хозяйство учтено вместе с торговлей.

Источник. Бреев Б., Костенко Т., Нанавян А. Занятость в сфере услуг и перспективы ее развития в России // Общество и экономика. 1998. № 7. С. 179.

В настоящее время по темпам роста во многих странах лидирует комплекс деловых услуг: службы маркетинга и рекламы, лизинговые операции, научно-исследовательские работы, услуги по охране и обслуживанию помещений, инженерно-строительные и архитектурные услуги, размножение документации, бухгалтерские, аудиторские операции и т. д. В рамках этих услуг быстрее всего развиваются информационно-компьютерные услуги. Интересно, что ускоренно развивается и ряд нетехнических видов деловых услуг, связанных с деятельностью по подбору кадров, обеспечением нормального социального климата на производстве, поддержанием связей фирм с общественностью. В целом в сфере деловых услуг в конце 90-х годов в США было занято более 11 млн работников, в Японии ¾ около 3 млн, в Великобритании ¾ 1,5 млн, в Германии ¾ 1,4 млн, во Франции ¾ 0,6 млн12.

В России в 1990 г. в сфере услуг работали 37% занятых от общей их численности, в 1996 г. ¾ 50%13. По данным табл. 11.1 прирост численности занятых в сфере услуг происходил прежде всего за счет отраслей коммунальных, социальных или личных услуг, однако это было связано не с ростом, а со значительным падением объема материального производства. Состояние сферы услуг в технологически развитых странах показывает, что государству целесообразно содействовать формированию и развитию малого бизнеса, который в сфере услуг традиционно занимает важные позиции и помогает решать проблему занятости. При этом особое внимание должно уделяться высокотехнологичным видам малого предпринимательства. В целом необходимо преодолевать колоссальное отставание российской сферы услуг от сферы услуг западных стран по научно-техническому уровню. Только в этом случае возможно формирование модели занятости, соответствующей требованиям постиндустриальной экономики. По некоторым данным, около половины российских трудовых ресурсов по своему квалификационному и общему образовательному уровню готовы при нормальной организации, включая оплату и условия работы, к труду на современных предприятиях14.

Итак, именно сфера услуг в конце XX в. стала главным источником создания рабочих мест и определяющим фактором в формировании контингента занятого населения в экономически развитых странах, в которых происходят становление и развитие сервисной модели занятости. Качественными характеристиками этой модели выступают: появление и распространение новых информационных технологий; увеличение в материальном производстве доли занятых, связанных с предоставлением услуг; формирование видов деятельности, которые целиком или преимущественно базируются на услугах.

 

 

1 Седлак М. Тенденции развития секториальной структуры экономики // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 2. С. 31-32.

2 Иноземцев В. Л. За пределами экономического общества. М.: Academia ¾ Наука, 1998. С. 112.

3 Седлак М. Тенденции развития секториальной структуры экономики // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 2. С. 30.

4 Тоффлер А. Футурошок. СПб.: Лань, 1997. С. 14.

5 Иноземцев В. Л. За пределами экономического общества. М.: Academia ¾ Наука, 1998. С. 230.

6 Демидова Л. Сфера услуг в постиндустриальной экономике // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 2. С. 25.

7 Вильковченко Э. Место человека в новейшем производстве и проблема технологического трудовытеснения в развитых странах // Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 5. С 62.

8 Иноземцев В. Л. За пределами экономического общества. М.: Academia ¾ Наука, 1998. С. 233.

9 Лебедева Л. Ф. Структурные сдвиги в личном потреблении в России и США: особенности современного периода // США. Экономика. Политика. Идеология. 1997. № 12. С. 36-37.

10 Макаров В. Государство в российской модели общества // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 1. С. 65.

11 Кларк С. Новые формы трудового договора и гибкость труда в России // Вопросы экономики. 1999. № 11. С. 130.

12 Демидова Л. Сфера услуг в постиндустриальной экономике // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 2. С. 26.

13 Там же. С. 30.

14 Бушмарин И. Квалификация рабочей силы ¾ ведущий компонент производительных сил // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 10. С. 69.

 

 

Date: 2015-08-24; view: 510; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию