Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие европейского рынка аутсорсинга по странам





Источник. Мировая экономика и международный бизнес: учебник / под общ. ред. В. В. Полякова, Р. К. Щенина. М.: КНОРУС, 2005. С. 246.

 

Развитие мирового рынка услуг немыслимо без совершенствования регулирования торговли услугами. Мировая торговля услугами на протяжении многих лет регулировалась на двусторонней основе. Основными участниками этих отношений были либо суверенные государства, либо государство и инофирма. Однако в результате появления международной сети услуг, базирующихся на применении современных технических средств связи и компьютеров, снизилась эффективность традиционных методов регулирования в этой сфере, что в свою очередь стало препятствовать полной реализации экономического потенциала достижений НТП в сфере услуг. Появилась необходимость в создании универсального эффективного международного механизма, с помощью которого можно было бы координировать внешнеторговые отношения в данной области. В 90-х годах ХХ в. постепенно стал осуществляться переход от экстенсивной системы национального регулирования обмена услугами к созданию международного механизма регулирования торговли услугами путем выработки общих правил для всей их сферы.

Экстенсивная система национального регулирования обмена услугами включала в себя различные формы таможенного контроля, дискриминационные правила и ограничения для иностранных фирм, контроль за ценами, системами стандартов и лицензированием.

Все регламентируемые меры можно разделить на пять групп:

1) ограничения, касающиеся движения товаров, рабочей силы, капитала и информации, например, в соответствии с законами принимающей страны может быть запрещено использование информации, обработанной за рубежом;

2) ограничения, связанные с прямыми зарубежными инвестициями;

3) правила, запрещающие предоставление некоторых видов услуг современными фирмами, например, в ряде стран иностранным фирмам запрещено прямое личное страхование граждан;

4) ограничения, связанные с регламентированием порядка использования иностранной фирмой рабочей силы и услуг, предоставляемых отечественными фирмами;

5) ограничения, связанные со всеми видами государственной помощи, включая субсидирование и госзакупки, а также особые требования по ведению бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, предъявляемой к иностранным фирмам.

Выработка же общих правил торговли услугами на внешнем рынке должна способствовать расширению международной торговли на основании консенсуса о применении на практике обмена услугами следующих общих принципов: рыночной конкуренции, наибольшего благоприятствования, недискриминации, гласности и единства прочтения законов, а также взаимных гарантий о неприменении национальных законов в ущерб иностранным партнерам, специального и дифференцированного отношения к развивающимся странам. Эти принципы, по мнению специалистов, могут быть положены в основу международного регулирующего механизма при условии уточнения формулировок некоторых из них.

Для выработки эффективного механизма регулирования торговли услугами используются уже имеющиеся институциональные структуры, в том числе Генеральное соглашение по торговле и тарифам (ГАТТ), а ныне, Всемирная торговая организация (ВТО).

Создание механизма регулирования зависит от того, насколько четко будет сформулировано понятие «услуга».

Огромным шагом вперед была выработка Генерального соглашения о торговле услугами (ГАТС) в ходе Уругвайского раунда торговых переговоров (1986-1994). ГАТС ¾ самостоятельное соглашение, определяющее правила международной торговли услугами и механизм его регулирования. Это соглашение вступило в силу в 1995 г. До этого не было многостороннего соглашения по торговле услугами. Отдельные договоренности существовали в более узком круге участников, включая Европейский союз и Северо-Американское соглашение о свободной торговле (НАФТА) и др.

Инициатива разработки общих правил, регулирующих торговлю услугами, принадлежала развитым странам (особенно США), которые доминируют в международном обороте услуг и преследуют цели максимальной реализации своих интересов в этой области. В ходе переговоров страны столкнулись с двумя группами сложнейших проблем, решение которых происходит постепенно.

Первая группа проблем, как отмечают эксперты, носит технический характер и проистекает из природы торговли услугами и используемых правительствами механизмов регулирования торговли услугами.

В ГАТС нет четкого определения понятия «услуга». В материалах практикума «Россия и всемирная торговля», проходившего в Москве 3-6 июня 1997 г., по этому поводу отмечалось: «Лица, ведущие переговоры, не сумели найти смыслового определения услуг, но они выделили около 130 категорий и подкатегорий. В этот термин вкладывается самое широкое содержание».


Вторая группа проблем связана со способами, которыми услуги могут быть поставлены. Указанные ранее четыре способа международной торговли услугами были отражены именно ГАТС. Отнесение услуги к какому-либо способу поставки является основной предпосылкой для определения мер регулирования доступа зарубежных поставщиков на национальный рынок.

ГАТС содержит:

■ положения, определяющие основные обязанности членов ВТО в области торговли услугами;

■ приложение о специальном статусе отдельных видов услуг;

■ списки первоначальных взаимных уступок по доступу на рынки услуг;

ГАТС определяет принципы использования национального режима и режима наибольшего благоприятствования в сфере международной торговли услугами.

В целом ГАТС представляет собой весьма содержательный объемный документ. Он включает в себя как блок общих обязательств, которые применяются ко всей торговле услугами, так и являющийся предметом переговоров набор специфических обязательств, касающихся торгового режима в определенных секторах услуг.

Международная торговля услугами регулируется также на отраслевом и региональном уровнях. В первом случае это делают специализированные межправительственные организации (например, Организация международной гражданской авиации ¾ ИКАО; Международная морская организация ¾ ИМО и др.). Во втором случае регулирование внешнего рынка осуществляется в рамках интеграционных региональных соглашений (например, Европейского союза).

В настоящее время ГАТТ/ВТО интенсивно ведут работу по решению организационных, административных и правовых проблем электронной торговли. В мае 1998 г. ВТО была принята Декларация о глобальной электронной торговле.

В контексте освещения мирового рынка услуг возникает вопрос о роли России на этом рынке, ее возможностях и проблемах. Это тем более актуально, что нашей стране в ближайшее время предстоит вступление в ВТО.

В конце ХХ в. Россия в списке стран ¾ экспортеров услуг заняла лишь 32-е место, ее доля в мировом экспорте услуг составила менее 1%. Примерно на таком же уровне находится и доля импорта услуг.

Данные по структуре экспорта и импорта услуг приведены в табл. 10.6-10.8.

Таблица 10.6

Структура экспорта и импорта услуг Российской Федерации (%)

Источник. Российский статистический ежегодник, 2005. С. 718.

 

Таблица 10.7

Экспорт услуг Российской Федерации по основным видам
(млн дол. США)

Источник. Российский статистический ежегодник, 2005. С. 718.

 

Таблица 10.8

Импорт услуг Российской Федерации по основным видам
(млн дол. США)

Источник. Российский статистический ежегодник, 2005. С. 719.

 

Россия выступает на мировом рынке услуг главным образом в роли нетто-импортера, а как нетто-экспортер ¾ только в области транспортных и туристских услуг. По мнению специалистов, российский рынок услуг стал одним из самых привлекательных для иностранцев. В первую очередь это касается таких динамично развивающихся и перспективных его секторов, как рекламный, консалтинговый, строительный, транспортный. Потенциал этих услуговых видов деятельности огромен, однако в настоящее время значительная доля доходов от них достается зарубежным фирмам. Ситуация усугубляется еще и тем, что в последние 10-15 лет из-за провалов в законодательной базе внешняя торговля услугами являлась «черной дырой» через которую валюта вывозилась за рубеж. Эксперты оценивают ежегодную утечку валюты через фиктивную оплату контрактов на услуги в 1-2 млрд дол.


Несмотря на негативные моменты, потенциал России в наращивании масштабов внешнеторгового оборота услуг весьма велик. К перспективным с этой точки зрения следует отнести такие наукоемкие, интеллектуальные виды, как услуги в области программирования, космоса, туризма.

 

В результате исследования российской экономики аналитики McKinsey Global Institute пришли, в частности, к такому выводу: удовлетворение спроса на услуги в области программирования может стать источником доходов для России. Отечественные фирмы способны выйти с привлекательными предложениями на международный рынок информационных технологий (ИТ). Мировой спрос на услуги в области ИТ составляет около 400-500 млрд дол. в год. Общий объем экспорта программ в мире превышает 10 млрд дол., российский экспорт программирования оценивался в 2000 г. в 60-70 млн дол. Специалисты полагают, что в ближайшее время возможно его увеличение на порядок.

Внешняя торговля России на рубеже веков / рук. авт. кол.
и общ. ред. С. И. Долгов. М.: Экономика, 2001. С. 144-145.

Только на рынке космических услуг Россия ежегодно недополучает 500 млн дол. Несмотря на низкую цену космических запусков полезных нагрузок (ПН) в России (запуск ПН для американских, европейских и японских ракетоносителей обходится в сумму от 9 до 40 тыс. дол./кг, а российских ¾ от 4 до 20 тыс. дол./кг, в зависимости от типа ракетоносителя и орбиты), США намерены в ближайшие годы стать лидером в этом направлении и покрыть 65% космических запусков. На долю стран СНГ конкуренты планируют оставить не более 10%.

В 1993 г. по требованию США для России были введены квоты на запуск зарубежных спутников.

Внешняя торговля России на рубеже веков. С. 147.

 

Многие проблемы внешней торговли услугами могут быть урегулированы путем вступления России в ВТО. Наша страна заинтересована в скорейшем присоединении к ВТО, и в связи с этим еще многое предстоит сделать. В частности, для вступления в ВТО Россия в области присоединения к ГАТС должна подготовить базовые документы относительно условий ее членства в этой организации:

■ описание изъятий из общих принципов ГАТС, проект перечня специфических обязательств по доступу иностранных поставщиков на национальный рынок услуг;


■ изменения в действующем законодательстве и международных соглашениях.

Защита внутреннего рынка в сфере услуг осуществляется с помощью так называемых специфических обязательств. Они представляют собой фиксированные максимальные ограничения деятельности иностранных поставщиков или продажи иностранных услуг на внутреннем рынке. Ограничения могут касаться:

■ максимального уровня иностранных инвестиций в конкретный сектор услуг;

■ количества учреждаемых представительств иностранных компаний;

■ объема предоставляемых иностранцами услуг;

■ численности иностранного персонала;

■ выбора организационной формы компании;

■ общего количества иностранных поставщиков услуг в данном секторе.

В целом международное регулирование обмена услугами должно быть ориентировано на наиболее эффективный вариант разделения труда в мировом сообществе и на создание условий для ускорения прогресса в сфере услуг. Вместе с тем оно должно стимулировать развитие сферы услуг в странах, пока еще отстающих в этой области.

 

 

1 Авдокушин Е. Ф. Маркетинг в международном бизнесе: учебное пособие. М.: Дашков и К, 2002. С. 227.

 

 







Date: 2015-08-24; view: 434; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию