Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристики некоторых организационно-правовых форм НКО





Источник. Шекова Е. Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций: учебник. СПб.: Лань, 2004. С. 8-9.

 

Законодательством разрешено образование НКО в разных сферах деятельности, но основная их доля действует именно в нематериальном производстве, занимаясь оказанием различных услуг, в том числе на платной основе. Возникающие за счет этого доходы используются на возмещение издержек.

Заметим, что создание и работа некоммерческих организаций, как правило, требуют поиска дополнительных финансовых источников. В связи с этим возникла такая профессиональная услуга в области управления, как фандрейзинг (от англ. fundraising ¾ поиск, добывание средств), получившая распространение в социально-культурной сфере с целью формирования бюджета за счет привлечения средств спонсоров, меценатов, а также из других источников.

Расширение по видам услуговой деятельности некоммерческих организаций и усиление их значения в развитых странах стало наблюдаться с 70-х годов ХХ в., а уже в 90-е годы доля этих организаций в отдельных отраслях сделалась столь существенной, что игнорировать ее стало невозможно (табл. 5.2).

Таблица 5.2

Доля негосударственных некоммерческих организаций
в отдельных отраслях экономики США (%)

Источник. Юрьева Т. В. Экономика некоммерческих организаций: учебное пособие. М.: Юристъ, 2002. С. 75.

 

Получение прибыли некоммерческими организациями не запрещено законодательством многих стран, в том числе России. Но прибыль, во-первых, должна носить ограниченный характер, во-вторых, не может распределяться ни между собственниками (учредителями), ни между работниками (участниками) этих организаций (кроме потребительских кооперативов), а должна идти на реинвестирование.

 

«Например, прибыль организаций здравоохранения используется на предоставление населению дополнительных видов медицинских услуг и увеличение объема услуг уже существующих. Прибыль научных организаций расходуется на осуществление новых проектов, приобретение нужного им для осуществления своих задач оборудования и сырья. Прибыль общественных организаций и объединений идет на расширение спектра услуг, предоставляемых их участникам, на совершенствование материальной базы и т. д.»

Юрьева Т. В. Экономика некоммерческих организаций:
учебное пособие. М.: Юристъ, 2002. С. 36.

 

Социально-экономическая роль некоммерческих организаций, в том числе негосударственных, в современных условиях ощутимо возрастает и в зарубежных государствах, и в последние годы в России. Некоммерческий сектор, включающий около 6 млн организаций, обусловливает свыше 20% экономической деятельности в США. Эта деятельность выражается более чем в 250 млрд дол., расходуемых ежегодно на некоммерческие услуги. Только взносы в благотворительные организации ежегодно составляют свыше 30 млрд дол.7 На начало 2000 г. в нашей стране благотворительных организаций насчитывалось согласно статистическим данным более 485 тыс., или свыше 15% общего числа российских организаций. Как подчеркивает Т.В. Юрьева, в процессе функционирования некоммерческие организации в большей мере, чем государственные, следуют законам рынка, что выражается в быстрой реакции на спрос, стремлении повысить качественные характеристики своей деятельности и т. д. По ее мнению, «функционирование негосударственных некоммерческих организаций направлено не на замену создаваемых частным бизнесом и государством экономических благ, а, напротив, на расширение структуры общественных потребностей, создание возможностей для дополнительного альтернативного предоставления экономических благ потребителям. С этой точки зрения негосударственные некоммерческие организации способствуют усилению конкуренции между различными секторами экономики, что положительно сказывается на социально-экономическом развитии общества»8.

Заметим, что несколько иная точка зрения на деятельность некоммерческих организаций встречается в западной литературе.

 

«В большинстве стран деятельность некоммерческих организаций, особенно тех, которые принадлежат государственному сектору, подвергается острой критике. Общественность не устраивают прежде всего низкая производительность и неэффективность подобных компаний, штат большинства таких организаций явно раздут. Некоммерческие организации обоих секторов не имеют стимулов или возможностей, в отличие от коммерческих компаний, снижать накладные и административные расходы, а инвестиции оказывают минимальный эффект на результативность их деятельности… Государственные организации отличаются замедленной реакцией на возникающие проблемы. Бюрократия и слишком сложные системы затрудняют определение и быстрое решение даже самых простых проблем. У них часто отсутствует ориентация на потребителя, лишь немногие ставят перед собой цель „восхищать покупателя“. Создается впечатление, что многие государственные организации пекутся исключительно об удобствах персонала, а единственная их задача ¾ сохранение рабочих мест для своих сотрудников… Недоверие к некоммерческим организациям и стало движущей силой их приватизации… Низкая эффективность деятельности большинства некоммерческих организаций объясняется тремя причинами ¾ отсутствием показателей прибыли, независимостью финансирования от рынка и монопольным положением».


Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика.
СПб.: Питер, 1999. С. 474-476.

 

При наличии конкуренции производители услуг, в основном в сфере бизнеса, вынуждены для выживания и достижения успеха проводить определенную конкурентную стратегию. В современных условиях выделяют ценовую и неценовую конкуренцию, а также четыре основные стратегии конкурентной борьбы: виолентную (силовую), патиентную (приспособительную, или нишевую), коммутантную (соединительную), эксплерентную (пионерную). Рассмотрим возможности и распространенность их применения по отношению к фирмам сферы услуг.

1. Виолентная (силовая) стратегия характерна для фирм, действующих в сфере крупного стандартного производства. Преимущество здесь имеют крупные фирмы, которые обладают более высокой производительностью труда, низкими издержками, хорошей научно-конструкторской базой, широкой сетью сбыта, мощной рекламой и др. Опираясь на свои преимущества, свою мощь, они могут вытеснять конкурентов с занимаемого сегмента рынка.

Виолентная стратегия доступна фирмам, которые обладают мощным производственным потенциалом и низкими издержками. Все это в полной мере относится к крупным компаниям, действующим в отраслях материального производства, выпускающих массовую стандартизованную продукцию. Что же касается сферы услуг, где в основном преобладает средний и малый бизнес, то возможности применения виолентной стратегии здесь более ограничены, чем в материальном производстве, однако эта стратегия вполне может применяться и применяется в тех услугооказывающих видах деятельности, в которых имеются крупные компании и корпоративные сети, например, на рынке авиационных, гостиничных, банковских, рекламных, страховых, торговых, консалтинговых услуг.

 

По данным журнала «Hotel», в результате острейшей конкуренции среди крупнейших гостиничных цепей компания «Hospitability Franchise Systems» (HFS), демонстрирующая наибольшую динамичность развития и увеличившая за пять лет (1991-1996) количество отелей в 2,3 раза, поглотила таких монстров недавнего прошлого, как «Ramada» и «Howard Johnson». Наращивают мощности также гостиничные цепи «Inter-Continental», «Romus» и «Marriott».

Туризм: практика, проблемы, перспективы. 1998. № 1. С. 15.

 

Говоря о виолентной стратегии как о силовой, следует подчеркнуть, что она в явном виде применяется не очень часто, поскольку, во-первых, требует больших затрат, во-вторых, «лобовой» конкуренции производители в основном предпочитают более мирные методы конкурентной борьбы.


2. Патиентная (приспособительная, или нишевая) стратегия, по определению А. Ю. Юданова, «типична для фирм, вставших на путь узкой специализации». Она предусматривает изготовление «особой, необычной продукции для определенного (чаще узкого) круга потребителей»9, для которых их продукция и (или) услуги становятся незаменимыми. При этом контролируемый патиентом узкий сегмент рынка просто не требует большого объема производства. Издержки таких фирм достаточно велики, а товары соответственно дороже, чем при крупном массовом производстве. Основное преимущество патиентов заключается в накопленном опыте по удовлетворению особых запросов потребителей. Как отмечают специалисты, патиенты (или фирмы-«лисы», «хитрые лисы») приносят на рынок разнообразие. Стремясь избежать схватки с гигантами, они выискивают и активно формируют специальные потребности, спасая экономику от обезличивающего гнета стандарта.

Патиентная стратегия важна для нормального функционирования материального производства, но еще большее значение она имеет для сферы услуг, поскольку услуги по своей природе менее стандартны, более персонифицированы, следовательно, более разнообразны, и возможность нишевого функционирования в производстве услуг у предприятий (и индивидуальных предпринимателей) гораздо шире.

Ключ к патиентной стратегии в руках обладателей уникальной технологии или особого места на рынке.

3. Коммутантная (соединяющая) стратегия характерна для обычного локального бизнеса. Дело в том, что мелкие неспециализированные фирмы сильны своей лучшей приспосабливаемостью к удовлетворению конкретных местных потребностей.

Деятельность в качестве коммутанта требует конкретного знания местных потребностей, а именно: каков объем локального рынка, какие цены будут приняты потребителями, какова устойчивость спроса и пр. Шансы на успех есть у фирм, которые сумеют приспособиться к этим условиям.

 

«Коммутанты (серые мыши) появляются там, где:

■ другие предприятия (особенно крупные) неэффективны;

■ других предприятий просто физически нет на данном локальном рынке (например, есть только местная, «ближайшая» бензоколонка, кафе, магазин);

■ прочие фирмы не обеспечивают достаточно индивидуализированного подхода к клиенту (парикмахерская, косметический салон)».

Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика.
М.: АКАЛИС, 1996. С. 67.

 

Коммутантная стратегия как нельзя лучше соответствует природе услуги, поэтому широко применяется в сфере услуг: розничной торговле, общественном питании, мастерских по ремонту обуви, пошиву одежды и т. д.

4. Эксплерентная (пионерная) стратегия, по словам А. Ю. Юданова, связана с созданием новых или радикальным преобразованием старых сегментов рынка. Речь идет не просто о совершенствовании товаров и услуг, а о крайне рискованном, но и баснословно выгодном в случае удачи поиске революционных решений.


Хотя в чистом виде, как отмечают специалисты, эту стратегию наблюдать в мире бизнеса сложно из-за ее кратковременной природы, ее роль чрезвычайно важна, поскольку именно такие «первые ласточки» прокладывают новые направления в производстве товаров и услуг, новые технологии в обслуживании, обеспечивая хозяйственному организму возможность двигаться вперед. При этом нужно учитывать, что в рискованном эксплерентном бизнесе стоит пробовать себя лишь тем, кто имеет действительно радикальную, но одновременно созревшую для реализации идею.

Первопроходцев всегда немного, но они всегда есть, то же самое можно сказать и об эксплерентной стратегии и ее распространенности. Без нее не может развиваться ни материальное производство, ни сфера услуг. Многое, что сейчас воспринимается как само собой разумеющееся, не так уж давно впервые было разработано, произведено, использовано. Например, система быстрого питания (fast food), которая, может быть, и не очень способствует укреплению здоровья, но вполне соответствует ритму и динамизму современной жизни. В качестве эксплерентной стратегии можно рассматривать не только сам факт ее возникновения в США, но и «экспорт» в другие страны, создание там сегмента рынка таких услуг.

 

«Так, подбирая франчайзеров для своих первых ресторанов в Японии, Южной Корее, на Тайване, „Макдональдс“ не случайно искал их в среде рисковых предпринимателей… Ведь они шли на двойной риск и вводили двойное новшество для азиатских потребителей: непривычную американскую пищу и чуждую восточным традициям систему обслуживания („конвейерное“ приготовление и раздача блюд)».

Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика.
М.: АКАЛИС, 1996. С. 67-68.

 

Одним из ярких примеров эксплерентной стратегии в российской действительности является разработанная С. Федоровым качественно новая технология оказания офтальмологических хирургических услуг «конвейерным методом» и создание сети институтов «МНТК. Микрохирургия глаза», оказывающих такие услуги.

Ознакомление со стратегиями конкурентной борьбы позволяет сделать вывод о том, что современный рынок далек от упрощенной картины «лобовой» конкуренции на выживание. Наблюдается не столько «война всех против всех», сколько сосуществование и взаимное дополнение фирм разных типов на основе неодинаковой их приспособленности к различным видам деятельности.

Вместе с тем в условиях ужесточающейся конкуренции на национальном рынке и по мере усиления процесса глобализации на международном уровне стал быстро развиваться аутсорсинг (outsourcing), который упрочивает свои позиции и в услуговых видах деятельности.

Сущность аутсорсинга становится очевидной при рассмотрении практически каждым хозяйствующим субъектом дилеммы «производить самому или покупать». Дело в том, что стремление все делать в рамках своей фирмы, организации, учреждения, домохозяйства не всегда экономически выгодно. В связи с этим и возникает проблема выбора «производить или покупать» (make or buy). «Следует ли больнице иметь собственную прачечную и заниматься приготовлением диетической пищи, самостоятельно обеспечивать безопасность и иметь собственные ремонтные службы или лучше купить такие услуги у внешних поставщиков?»10

Во многих случаях приобретение каких-то материальных товаров, в том числе полуфабрикатов, комплектующих и услуг у внешних организаций, выгоднее, поэтому в современных условиях аутсорсинг интенсивно развивается не только в сфере бизнеса, но и в государственном секторе. Так, передача сервиса в руки частного сектора привела к сокращению стоимости услуг: по обслуживанию автодорог ¾ на 50% в Колумбии; автобусных операций ¾ на 40% в Великобритании; портовых услуг ¾ на 30% в Бразилии. В США с 60-х годов существенно расширился перечень услуг, передаваемых правительством на исполнение частному сектору; 80% городов США используют аутсорсинг для выполнения таких функций, как уборка мусора ¾ 50%, охрана зданий ¾ 49%, ремонт улиц ¾ 40%, оказание скорой помощи ¾ 36%, печать, публикации ¾ 35%, освещение улиц, сигнализация ¾ 26%, лечение от алкоголизма, наркомании (центры) ¾ 24%, занятость и трейнинг ¾ 24%, юридические услуги ¾ 24%. Рост рынка аутсорсинг-услуг в Великобритании, по предварительным оценкам, составляет 60% от уровня 2000 г.

Результаты исследования, проведенного «Gartner Group», показали, что в ближайшем будущем многими правительствами будут отдаваться на аутсорсинг такие государственные функции, как сертификация, опросы общественного мнения, голосование, регистрация транспорта, туризм, культура, сбор налогов, закупки, ведение правовых баз данных. Это свидетельствует о более глубоком внедрении инструмента аутсорсинга в бизнес-процессы государственного сектора11.

Осветив содержательную сторону этого явления, можно дать следующее определение: аутсорсинг представляет собой использование хозяйственными субъектами внешних (сторонних) организаций в качестве производителей и поставщиков каких-либо физических товаров и услуг, необходимых для деятельности этих хозяйствующих субъектов.

Аутсорсинг позволяет, во-первых, снизить издержки, во-вторых, повысить качество за счет привлечения специализированных фирм. В более общем плане развитию аутсорсинга способствуют следующие обстоятельства:

■ возросшая во многих секторах промышленного производства цикличность существенно снижает эффективность работы вспомогательных служб, в связи с чем производители стремятся перенести расходы по выполнению этих функций из разряда постоянных издержек в разряд переменных;

■ специализированные подрядные фирмы сосредоточивают все внимание на промышленном предприятии-заказчике, концентрируя деловую активность на его обслуживании. Именно это является ядром их бизнеса, тогда как для промышленного предприятия выполнение вспомогательных функций, как правило, остается второстепенным делом;

■ специализированная сервисная фирма в отличие от подразделений промышленных предприятий, не испытывающих прямой конкурентной борьбы, более мотивирована на повышение эффективности работы персонала, применение более продуктивных методов работы, использование передовых технологий в обслуживании и обеспечение наиболее оптимального сочетания цены и качества предоставляемых услуг;

■ специализированная сервисная фирма имеет неоспоримые преимущества перед внутрикорпоративными образованиями в части приобретения навыков и опыта в сфере своей деятельности, поскольку работает с широким кругом клиентов, испытывающих зачастую схожие проблемы. Кроме того, она несет прямую финансовую ответственность за качество выполняемых работ, подтверждая эти обязательства соответствующими юридическими гарантиями.

Таким образом, аутсорсинг является инструментом, позволяющим оптимизировать конфигурацию бизнес-процессов исходя из компромисса между издержками, качеством продукции и желанием собственника сохранить контроль над существующей инфраструктурой и ресурсами12.

Кроме того, аутсорсинг часто применяется в тех случаях, когда фирма по каким-то причинам не может или не хочет брать в штат сотрудника (сотрудников), но очень нуждается в их услугах.

Согласно исследованию, проведенному Министерством внешней торговли и промышленности Японии, аутсорсинг использовался для решения следующих задач: обучение кадров ¾ 20,1% (от общего числа опрошенных фирм); управление информационными системами ¾ 19,7%; выполнение производственных процессов ¾ 17,4%; выполнение бухгалтерских операций ¾ 14%; НИОКР ¾ 13,7%. По данным этого Министерства, свыше 70% компаний, использовавших аутсорсинг для повышения степени специализации, максимальной эффективности операций и снижения издержек, достигли поставленных целей13.

В качестве примера структуры расходов на услуги аутсорсинга по отраслям можно привести данные по США (рис. 5.4).

Рис. 5.4. Функциональная структура расходов на услуги аутсорсинга
по отраслям (США): 1 ¾ информационные технологии; 2 ¾ маркетинг, финансы, управление человеческими ресурсами; 3 ¾ логистика; 4 ¾ операции с недвижимостью, управление предприятиями

Источник. Мировая экономика и международный бизнес: учебник / под общ. ред. В. В. Полякова и Р. К. Щенина. М.: КНОРУС, 2005. С. 245.

 

В настоящее время аутсорсинг вступил в стадию активного развития и осуществляется в разных видах. Выделяют, например, максимальный (или полный) аутсорсинг, частичный (или выборочный), совместный, промежуточный, трансформационный, аутсорсинг совместных предприятий и т. д. Следует подчеркнуть, что терминология, связанная с этим явлением, еще окончательно не сложилась.

Рассматривая функционирование субъектов рыночных отношений в сфере услуг, следует обратить внимание на возможность проведения ценовой дискриминации, т. е. установление разных цен на одну и ту же услугу при условии, что различия в ценах не связаны с затратами. Дискриминация (от лат. discrimination ¾ различие, различение) может иметь отношение как к одному покупателю (всем известны случаи, когда при покупке туристической «горящей» путевки делается скидка), так и к разным (например, плата за телефонные услуги осуществляется предприятиями и физическими лицами по разным тарифам).

С политикой ценовой дискриминации на рынке услуг все чаще сталкивается российский покупатель. И это свидетельствует о положительных сдвигах, поскольку, как подчеркивают специалисты, сама постановка вопроса о ценовой дискриминации предполагает достаточно высокую степень развития рыночных отношений, в том числе в сфере услуг.

Ценовую дискриминацию может проводить как фирма-производитель (продавец), так и покупатель (если он монопсонист).

В экономике термин «дискриминация» лишен какого-либо этического смысла. Его используют лишь для того, чтобы не смешивать обозначаемое им явление с дифференциацией цен в зависимости от качества товара или услуги.

Для того чтобы стало возможным проводить ценовую дискриминацию, необходимы определенные условия. Так, при наличии совершенной конкуренции ценовая дискриминация невозможна, ибо взаимодействие множества покупателей и продавцов на рынке неизбежно приводит к образованию единой рыночной цены на определенный вид товара. Следовательно, ценовая дискриминация возможна лишь в условиях несовершенной конкуренции, когда монополист (или монопсонист) может осуществить разделение (сегментацию) рынка и установить на каждом сегменте разные цены на один и тот же физический товар или услугу. При этом необходимо существование еще трех условий:

1) эластичность спроса по цене должна быть существенно разной у различных покупателей (или продавцов), так как в противном случае разделения рынка и ценовой дискриминации не может быть;

2) покупатели (если ценовую дискриминацию осуществляет монополист) или продавцы (в случае монопсонии) должны быть легко идентифицированы, иначе разделение рынка было бы невозможным, хотя оно и имело бы смысл;

3) товар, в отношении которого осуществляется ценовая дискриминация, не может свободно передвигаться с «дешевого» рынка на «дорогой», поскольку такое перемещение неизбежно привело бы к образованию одной цены, что сделало бы ценовую дискриминацию фактически невозможной.

Кроме того, в отношении проведения политики ценовой дискриминации действует общий экономический принцип: издержки проведения в жизнь ценовой дискриминации не должны превышать выгоду от этого.

Наиболее благоприятные условия для проведения ценовой дискриминации имеются в сфере услуг, поскольку услуги не могут перепродаваться. Для физических товаров политику ценовой дискриминации легче проводить тогда, когда различные рынки отделены друг от друга географически или таможенными барьерами, что делает затруднительным перемещение товаров с «дешевого» рынка на «дорогой».

Выделяют три типа (или степени) ценовой дискриминации: совершенная дискриминация (дискриминация 1-й степени); ценовая дискриминация 2-й степени; ценовая дискриминация 3-й степени.

Совершенная ценовая дискриминация происходит, если на каждую единицу однородного товара устанавливается своя цена, равная цене спроса на него. При этом ренту покупателя монополист изымает полностью.

В чистом виде совершенная ценовая дискриминация трудноосуществима, но приближение к ней возможно в условиях индивидуализированного производства, когда каждая единица продукции или услуга выполняется по заказу конкретного потребителя, а цены устанавливаются по договорам с заказчиками (например, индивидуальный пошив обуви, одежды, инжиниринговые услуги).

Если при ценовой дискриминации 1-й степени одновременно существует столько же цен разного уровня на одну и ту же продукцию или услугу, сколько ее единиц выпускается, то при ценовой дискриминации 2-й степени одновременно действуют лишь несколько ступеней цены. Поэтому монополисту удается изъять в свою пользу не всю ренту потребителя, а лишь ее часть.

На практике ценовая дискриминация 2-й степени часто принимает форму разного рода скидок. Так, различают:

■ скидки в зависимости от объема покупки (чем больше объем поставки или заказа, тем больше предоставляемая скидка с цены);

■ кумулятивные скидки (например, сезонный билет на железной дороге обычно дешевле разовых; подписная цена на периодические издания на год, как правило, дешевле, чем при покупке в розницу в течение года);

■ скидки в зависимости от времени (разные цены на утренние и вечерние сеансы в кино, ресторанные наценки в дневное и вечернее время, в рабочие и выходные дни, тарифы в гостиницах в зимний и летний сезоны и т. п.).

Ценовая дискриминация 3-й степени отличается тем, что в ее основу положено не различие цен спроса на отдельные товары (как это свойственно первым двум степеням ценовой дискриминации), а разделение покупателей на группы, для каждой из которых устанавливается своя цена реализации. Например, обычной практикой является установление для детей, студентов и остальных граждан различных цен на входные билеты в музеи, кинотеатры, оплата по разным тарифам услуг телефонной связи для домохозяйств и предприятий, организаций. Широко используют ценовую дискриминацию 3-й степени в отношении своих услуг частнопрактикующие юристы и врачи в зависимости от уровня обеспеченности своих клиентов.

 

Допустим, что всех посетителей музея делят на две большие группы: российские граждане и иностранцы; российские граждане делятся еще на три группы: дети, студенты и взрослые. Таким образом, выделяют четыре категории потребителей: дети, студенты, взрослые, иностранцы. Для каждой категории назначают особую цену. Допустим, дети платят Р Е, студенты ¾ Р 1, взрослые ¾ Р 2, иностранцы ¾ Р 3. Фирма (в данном примере это, скорее, государство), используя ценовую дискриминацию, присваивает значительную часть потребительского излишка, устанавливая цены выше равновесного уровня Р Е (рис. 5.5).

Рис. 5.5. Пример ценовой дискриминации

Источник. Гребнев Л. С., Нуреев Р. М. Экономика. Курс основ: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по неэкономическим специальностям и направлениям. М.: Вита-Пресс, 2000. С. 241.

 

Рассматривая вопрос о рынке услуг и его основных субъектах, необходимо обратить внимание на одну важную (не только в теоретическом, но и в практическом отношении), но малоисследованную проблему, ¾ проблему ренты и рентных отношений в услуговых видах деятельности.

Рента (от лат. reddita ¾ отданная назад) чаще всего определяется в отечественной справочной литературе как особый вид относительно устойчивого дохода, непосредственно не связанного с предпринимательской деятельностью. И обычно рентные отношения рассматривались в рамках сельского хозяйства (земельная рента) и добывающих отраслей (горная рента).

Исследования ренты, рентных отношений проводятся уже несколько столетий. Классическая теория экономической ренты восходит к трудам экономистов XVIII в. Этими проблемами в свое время занимались А. Смит, Д. Риккардо, Т. Мальтус, К. Маркс, М. Туган-Барановский, А. Маршалл и др. Долгое время основное внимание уделялось рассмотрению земельной ренты. Классическая концепция ренты базировалась на том, что фиксированность запаса земельных угодий и незаменимость земли в качестве производственного ресурса в сельском хозяйстве превращают вознаграждение за использование земли в рентный доход.

Позднее возникло более широкое понимание ренты, большой вклад в формирование которого внес А. Маршалл, введя понятие квазиренты.

Заслуга А. Маршалла в том, что он распространил рентные принципы на все ресурсы, которые выступают незаменимыми в краткосрочном плане. Такой подход правомерен в ракурсе именно рентных отношений. Дело в том, что если каким-то ресурсом нельзя манипулировать в определенный период, то увеличение спроса на продукцию, производимую с помощью этого ресурса, и на данный ресурс приведет к повышению цены, а значит, вызовет рост доходов владельцев этого ресурса и производителей такой продукции. При этом увеличение дохода будет целиком зависеть от цены, а не от усилий предпринимателя, что и придаст полученному таким образом доходу рентный характер.

Концепция квазиренты важна, поскольку отражает тот реальный факт, что элементы ренты имеются практически во всех видах доходов факторов производства, включая квалифицированный труд. При этом чем короче временной отрезок, на котором рассматривается взаимодействие спроса и предложения, тем значительнее роль квазиренты. В более длительном периоде под влиянием соотношения спроса и предложения происходят перемещение ресурсов, изменение технологии, что выравнивает доходы факторов производства и «вымывает» квазиренту.

Рента в современной экономической литературе выступает как многоплановое явление, которое находит терминологическое отражение в таких понятиях, как «чистая экономическая рента», «инфрамаржинальная рента», «монопольная рента», «дифференциальная рента», «абсолютная рента», «квазирента», «рента потребителя», «рента производителя», «политическая рента».

Можно выделить обыденное, практически хозяйственное и научное понимание ренты.

В обыденной жизни рентой часто называют (особенно в западной практике) просто плату за пользование чем-либо (например, жилым помещением, автомобилем), т. е. любую плату, взимаемую за аренду и прокат.

В практике хозяйствования под рентой обычно понимают вид дохода, регулярно получаемого с капитала, земли, имущества и не связанного с предпринимательской деятельностью самого собственника.

В научных исследованиях экономическая рента является одним из ключевых понятий теории общественного выбора и трактуется как любая плата, приходящаяся на долю какого-либо фактора производства и превосходящая его альтернативную стоимость. В систему рентных отношений включаются и отношения по поводу рентных платежей, устанавливаемых государством для хозяйственных субъектов, которые эксплуатируют более богатые и выгодно расположенные месторождения, земли и другие природные объекты, являющиеся собственностью государства. В основе этих платежей лежит возможность реализации более выгодных условий и получение большего дохода плательщиком ренты.

Однако при таком определении, которое верно само по себе, понятие «экономическая рента» сливается с понятием «чистая экономическая прибыль», так как последняя представляет собой разность между тем, что получила фирма от реализации произведенной продукции, и величиной альтернативных издержек производства этой продукции. Исходя из этих двух определений (ренты и чистой экономической прибыли) видно, что указанные понятия близки. Однако они не являются полностью взаимозаменяемыми. Их сопряженность трактуется по-разному.

Одна точка зрения состоит в том, что понятие «экономическая рента» шире понятия «прибыль». Традиционно понятие «прибыль» используется применительно к результатам деятельности деловых фирм. Что же касается ренты, то ее может создать (принести) любой фактор производства и даже деятельность, вообще не связанная с материальным производством (например, деятельность рок-звезды, выдающихся профессиональных спортсменов). В этом случае под рентой имеется в виду устойчивый во времени избыточный сверх какого-либо среднего (нормального, естественного) уровня доход экономического субъекта производственной или потребительской сферы. Следовательно, чистая экономическая прибыль представляет собой разновидность экономической ренты.

Что касается получения ренты в услуговых видах деятельности, то в отечественной специальной литературе только в последние годы начал освещаться рассматриваемый вопрос. В качестве примеров можно назвать работу В. М. Козырева «Туристская рента: Методологические рекомендации»15 и более позднее и расширенное издание этого же автора «Туристская рента»14. В указанных публикациях автор анализирует условия и механизм образования в сфере туризма трех форм туристской ренты: монопольной, дифференциальной и абсолютной.

 

«Туристская рента представляет собой факторный доход с туристских ресурсов, который получает собственник этих ресурсов, в отличие от дохода, который имеет всякий хозяйствующий субъект (предприятие, фирма, организация), используя туристские ресурсы как объект хозяйства. Иными словами, туристская рента ¾ это доход владельца туристских ресурсов, в качестве которого могут выступать государство, т. е. федеральные и местные органы власти, банк, само предприятие, организация или физические лица, имеющие права собственности на эти ресурсы».

«Монопольная туристская рента полностью базируется на уникальности и исключительной полезности туристского ресурса, который имеет предельно высокий рыночный спрос, как правило, значительно превышающий рыночное предложение в силу его абсолютной неэластичности, что находит выражение в монопольно высокой цене на уникальный турпродукт. Дифференциальная туристская рента основана на различиях в качестве (уровне полезности) и ограниченности лучших и средних туристских ресурсов, предложение которых на рынке или неэластично, или малоэластично, что отражается в разности между рыночными и индивидуальными ценами на турпродукт тех фирм, которые используют эти ресурсы. Абсолютная туристская рента предполагает, что обычные худшие природные условия выступают нижней (бортовой) границей формирования предельного продукта и рыночной цены».

Козырев В. М. Туристская рента: учебное пособие.
М.: Финансы и статистика, 2001. С. 20, 37.

 

Иногда на примере рынка услуг определенных работников рассматривается механизм образования инфрамаржинальной ренты, которая трактуется как разница между рыночной ценой ресурса и той минимальной ценой, которая вызывала бы желание у некоторых владельцев ресурса предложить его на рынке в связи с тем, что их альтернативные издержки ниже, чем у других.

 

Представим себе подобную ситуацию в виде рынка ночных сиделок. Какая-то группа стала бы работать при ставке в 5 ден. ед. за дежурство. Их желание приступить к работе может иметь разные основания. Например, привлекательный режим работы, когда можно ночь отдежурить, а два дня быть дома. То есть их альтернативные издержки покрываются ставкой в 5 ден. ед. за дежурство. Могут быть и другие причины, например, необходимость предварительной работы в медицинском учреждении для последующего поступления в медицинский вуз. Все это приводит к тому, что кривая предложения на графике инфрамаржинальной ренты наклонна, а разница между равновесной и минимальной ценой будет представлять собой инфрамаржинальную ренту (рис. 5.6).

 

Рис. 5.6. Инфрамаржинальная рента

Источник. Экономикс: Англо-русский словарь-справочник / Э. Дж. Долан, Б. И. Домненко. М.: Лазурь, 1994. С. 122.

 

 

1 Песоцкая Е. В. Маркетинг услуг. СПб.: Питер, 2000. С. 18-19.

2 Цит. по: Суринов А. Е. Официальная статистика в России: проблемы реформирования. М.: ИИЦ «Статистика России», 2002. С. 102.

3 В современной литературе «рынок производителя» трактуется часто как предприятия и организации, покупающие товары и услуги с целью их применения в производственном процессе (см.: Современная экономическая энциклопедия. 2002. С. 573).

4 Специфика их деятельности на рынке услуг определяет необходимость выделения их в особый субъект рыночных отношений, хотя некоммерческие организации могут быть государственными, частными и общественными.

5 Характеристика не приводится.

6 Страны и регионы мира 2003: Экономико-аналитический справочник / под ред. А. С. Булатова. М., 2003. С. 24.

7 Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия: учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 417.

8 Юрьева Т. В. Некоммерческие организации: экономика и управление: учебное пособие. М.: Русская деловая литература, 1998. С. 74.

9 Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика. М.: АКАЛИС, 1996. С. 67.

10 Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций: учебное пособие / под ред. проф. Б. А. Аникина. М.: ИНФРА-М, 2003. С. 13.

11 Кореняк Н. Н. Аутсорсинг в государственном секторе // Экономика. Право. Менеджмент. 2002. № 48. С. 6.

12 Там же.

13 Мировая экономика и международный бизнес: учебник / под общ. ред. В. В. Полякова и Р. К. Щенина. М.: КНОРУС, 2005. С. 247.

14 Козырев В. М. Туристская рента: Методологические рекомендации. М.: Финансы и статистика, 1998.

15 Козырев В. М. Туристская рента: учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2001.

 

 







Date: 2015-08-24; view: 477; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.06 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию