Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коэффициент отношения объема предоставляемых страной услуг к объему материального производства





Источник. Аникин О. Б. Мировой рынок телекоммуникационных услуг: учебное пособие. М.: Гос. ун-т управления, 2003. С. 18-19.

 

Характерно, что коэффициент, приведенный в табл. 3.4, у промышленно развитых стран имеет устойчивую тенденцию к повышению, особенно быстро он растет в Великобритании (около 23,7% в год). В России темп этого роста составляет около 12% в год. Это больше, чем в США (10,3%), ФРГ (8,9%) и Японии (6%).

Важно, что ресурсный потенциал для поступательного развития практически всех видов услуговой деятельности, а значит, и сферы услуг в целом, в нашей стране есть. Главная задача ¾ эффективная реализация и преумножение этого потенциала.

В схематичной форме структура ресурсного потенциала представлена на рис. 3.3.

Рис. 3.3. Ресурсный потенциал развития сферы услуг

Значение того или иного вида ресурсов может быть неодинаковым и зависит от конкретной отрасли сферы услуг.

Употребляя термин «сфера услуг», который весьма широко используется во многих изданиях (как научных, так и публицистических), авторы вкладывают в него разный смысл, толкуют его с различной степенью широты и детализации. Во многом это объясняется тем, что феномен сферы услуг в достаточно целостном, системном, более или менее зрелом виде сформировался и стал играть свою роль сравнительно недавно. Поэтому экономисты-теоретики занялись тщательным исследованием сферы услуг только во второй половине ХХ в. В западных странах это произошло в 60-70-е годы ХХ в., у нас формально тоже в этот период, хотя и с позиций командной экономики, но реальный, жизненный, практический (научно-практический) интерес стал проявляться и усиливаться только в последнее десятилетие ХХ в., когда пришло осознание важности и сложности этой сферы общественного производства. Исследования осуществляются как на глубинном уровне, так и в прикладном плане, причем пока более продвинутым является прикладное направление (особенно в рамках маркетинга), а наименее разработанным ¾ направление экономической теории.

Становление сервисной экономики чрезвычайно актуализировало интерес к сфере услуг, но при этом, естественно, выявилось отсутствие терминологической четкости и содержательной определенности в данной сфере, что отчасти показано на рис. 3.4.

В научных публикациях можно встретить ряд понятий, употребляемых наряду с понятием «сфера услуг»: «непроизводственная сфера», «нематериальное производство», «социальная сфера», «социально-культурная сфера», «сфера обслуживания», «инфраструктурная сфера», «духовное производство» и т. д. При этом весьма редко делаются попытки объяснить, как соотносятся эти понятия, ограничиваясь схематичными, иллюстративными примерами. Приведем некоторые из них.

Важно обратить внимание на то, что эти схемы при всей своей условности и спорности отражают тот факт, что услуговые виды деятельности имеют отношение не только к нематериальному, но и к материальному производству.

В других работах (учебно-методической направленности) можно найти перечисление отраслей, относящихся к сфере услуг. При этом выявляется сложность таких попыток в силу обстоятельства, которое наглядно осветил Ф. Котлер еще 15 лет назад.

 

«Отрасли сферы услуг чрезвычайно разнообразны. К сфере обслуживания относятся и государственный сектор с его судами, биржами труда, больницами, ссудными кассами, военными службами, полицией, пожарной охраной, почтой, органами регулирования и школами и частный некоммерческий сектор с его музеями, благотворительными организациями, церковью, колледжами, фондами и больницами. К сфере услуг относится добрая часть коммерческого сектора с его авиакомпаниями, банками, бюро компьютерного обслуживания, отелями, страховыми компаниями, юридическими фирмами, консультативными фирмами по вопросам управления, частнопрактикующими врачами, кинофирмами, фирмами по ремонту сантехнического оборудования и фирмами ¾ торговцами недвижимостью».

Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга.
М., 1990. С. 637.

Рис. 3.4. Принципиальная модель основных сфер человеческой
деятельности и взаимосвязь производства и сферы услуг

Источник. I ¾ Стаханов В. Н., Стаханов Д. В. Маркетинг сферы услуг. М., 2001. II ¾ Ефимова Е. Г. Экономическая теория в схемах, таблицах, графиках и формулах: учебное пособие. М.: Флинта, 2003. С. 14. Подобная схема приведена в кн.: Общая экономическая теория (политэкономия): учебник / под общей ред. В. И. Видяпина и Г. П. Журавлевой. М., 1995. С. 356.

 

Как видим, услуговые виды деятельности пронизывают практически все отрасли экономики, поэтому весьма проблематично достаточно точно очертить границы сферы услуг. Скорее это действительно «область распространения» услуговой деятельности, которая (область) в одних отраслях экономики является основной, а в других, при обязательном присутствии, занимает меньший «ареал», как, например, в добывающей и обрабатывающей промышленности. Таким образом, важнейшими чертами сферы услуг являются ее неоднородность, подвижность «границ». Очень остро проблема установления «границ» сферы услуг стоит перед статистической наукой и практикой, поскольку неоднозначность трактовки данного явления прямо проявляется при отражении структуры национальной и мировой экономики, определении рейтинга конкретной страны по результатам экономического развития, качества ее экономического роста и качества жизни населения, согласованности и интеграции статистических данных всей совокупности видов экономической деятельности, разноуровневых хозяйственных процессов, в том числе отдельных секторов экономики и регионов.

В настоящее время в литературе весьма редко встречаются определения сферы услуг. В западной литературе вообще, как правило, избегают каких-либо дефиниций применительно к сфере услуг, сосредоточиваясь в основном на термине «услуга». Тем не менее можно привести следующие определения.

 

«Сфера услуг ¾ сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами».

Панкратьев Н. Система статистических показателей сферы услуг
как сектора экономики // Вопросы статистики. 1998. № 4. С. 16.

«Сферу услуг можно определить как комплекс предприятий, учреждений, организаций и видов деятельности, занятых производством всего многообразия услуг».

Стаханов В. Н., Стаханов Д. В. Маркетинг сферы услуг. М., 2001.

«Сфера услуг ¾ система отраслей народного хозяйства, продукты, потребительная стоимость которых выражается в предоставлении удобств… Различают сферу услуг материального производства (транспорт, связь, бытовое обслуживание); сферу услуг духовной жизни (образование, физическая культура, наука, искусство); сферу услуг в социальной сфере (торговля, жилищно-коммунальное обслуживание, здравоохранение)».

«Сфера обслуживания ¾ совокупность отраслей хозяйства, продукция которых выступает в виде услуг».

Новый экономический и юридический словарь /
под ред. А. Н. Азрилияна. М., 2003. С. 879.

«Под сферой услуг понимается комплекс достаточно разнородных отраслей хозяйства, продукция которых носит невещественную форму и выступает как полезный эффект, неотделимый от производственной или хозяйственной деятельности по обслуживанию процесса общественного производства».

Экономика США: учебник для вузов / под ред. В. Б. Супяна.
СПб.: Питер, 2003. С. 125.

«Service industry (сфера услуг): сектор экономики, который предоставляет услуги».

Блэк Дж. Экономика: толковый словарь: англо-русский.
М., 2000. С. 661.

 

В одной из своих работ известный американский экономист С. Кузнец правомерно отмечал, что «несмотря на величину сектора услуг, измерение его вклада более всего подвержено ошибкам, а данные и знания о нем слишком недостаточны для адекватного анализа. Может показаться иронией, но о секторе, который включает профессиональные группы, занятые в производстве и распространении фундаментального и прикладного знания, а также ответственные за принятия основных политических и социальных решений, мы знаем меньше, чем о других секторах; и это неудивительно, поскольку деятельность, не организованная в форме широкомасштабных повторяющихся операций, труднее поддается измерению и анализу». До сих пор даже в научной литературе нет единодушия по поводу того, какие области хозяйственной деятельности следует относить к услугам. Требуют более глубокого исследования такие феномены, как сфера услуг и услуга.

Все приведенные определения сферы услуг в основном близки друг другу и подводят к мысли, что более глубокое понимание феномена «сфера услуг» невозможно без раскрытия сущности ключевого термина «услуга» и ее характерных свойств.

 

 

1 Песоцкая Е. В. Маркетинг услуг. СПб.: Питер, 2000. С. 12.

2 Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М.: Логос, 2000. С. 60.

3 Kelly K. New Rules for The New Economy. Ten Radical Strategies for a Connected. N.Y., 1998. P. 7.

 

4 Иноземцев В. И. Современное постиндустриальное общество: природа противоречия, перспектива. М.: Логос, 2000. С. 61.

5 Беквит Г. Продавая незримое: Руководство по современному маркетингу услуг / пер. с англ. 2-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. С. 11.

6 Иноземцев В. И. Современное постиндустриальное общество: природа противоречия, перспектива. ¾ М.: Логос, 2000. С. 61.

7 Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2004 год / под общ. ред. проф. С. Н. Бобылева. ¾ М.: Весь Мир, 2004. С. 18.

8 Беквит Г. Продавая незримое: Руководство по современному маркетингу услуг. 2-е изд. / пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. С. 16.

9 Челенков А. П. Маркетинг услуг. М.: Центр маркетинговых услуг и менеджмента, 2002.

 

 

Date: 2015-08-24; view: 375; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию