Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Доля фирм, пользующихся корпоративными услугами в городе-центре и субцентрах
Источник. О’ Салливан А. Экономика города. 4-е изд. / пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2002. С. 283.
Демографические изменения также играют определенную роль в развитии сферы услуг. С одной стороны, они объективно определяют масштабы сферы услуг уже в силу роста (уменьшения) численности населения, с другой ¾ детерминируют структуру этой сферы, поскольку увеличение, например, числа пожилых людей, что весьма характерно для развитых стран, предъявляет растущий спрос на медицинские и рекреационные услуги.
Новую нишу на рынке открыли американские предприниматели ¾ продукты и услуги для людей преклонного возраста, достаточно специфической и постоянно растущей группы потребителей. Во всех промышленно развитых странах эта группа становится все более многочисленной. Уже сейчас насчитывается почти 35 млн американцев в возрасте 65 лет и старше. К 2020 г. пятой части населения США будет за 65 лет, а это 50 млн человек. Психологи все чаще говорят, что эта группа населения приобретает все большее влияние в обществе и даже способна навязывать ему свой стиль и образ жизни. Эта группа населения, по крайней мере в США, становится все состоятельнее. Если в 60-х годах каждый третий пенсионер жил ниже границы бедности, то сейчас так живет только каждый девятый. По имеющимся статистическим оценкам, в настоящее время в США человек в возрасте 70 лет в среднем тратит больше денег, чем 30-летний. Американские пенсионеры располагают половиной всех кредитных карточек и приобретают 41% новых автомобилей. В США растет число фирм, в составе которых начинают работать геронтологи. Они консультируют людей по вопросам, связанным с созданием товаров для пожилых, ¾ ведь у тех специфические предпочтения. Например, таблетки они предпочитают хранить не в аптечных упаковках, а в специальных таблетницах. Но основной бум наблюдается у американских строительных фирм, специализирующихся на строительстве специальных индивидуальных жилищ для пожилых и на дооборудовании обычных домов и квартир. Пансионаты для пожилых в США начинают отходить в прошлое. Современная техника помогает существенно улучшить быт пожилых, родственники могут контролировать критические ситуации и быстро приходить им на помощь. Например, фирма «Rehabitat» из Калифорнии предлагает дооборудование домов для нужд престарелых на сумму от 3,5 до 80 тыс. дол. Эксперт. 2001. № 28 от 23 июля.
В странах же, где велика доля детей и молодежи, больше развиваются услуговые виды деятельности, предназначенные для таких возрастных категорий населения со всеми их специфическими запросами, в значительной степени определяемыми погоней за модой. Социально-экономические перемены, такие, как появление семей, где муж и жена работают, нехватка личного времени. Этот фактор «чувствует на себе» каждый работающий человек, родители, супруги. Современная жизнь становится все более напряженной, требуя практически от всех работников повышенной трудовой и социальной ответственности. Усложняется покупательский спрос, что ведет к расширению набора требуемых услуг. Постиндустриальное общество характеризуется отчетливо выраженной и усиливающейся индивидуализацией потребительского спроса. Это касается и услуг, спрос на которые становится чрезвычайно разнообразным, можно даже сказать изощренным, определяя тенденцию к быстрому расширению современного спектра услуг (как потребительского, так и производственного назначения) и повышению качества обслуживания. Борьба за деньги потребителя настолько остра, что лишь максимальное удовлетворение индивидуальных желаний позволяет привлечь потребителей. В этом отношении показательно нововведение фирмы «Levi’s» ¾ «персональная пара джинсов», о котором пишет Г. Беквит. Эта услуга состоит в том, что продавец снимает размеры покупателя и затем передает их через Интернет закройщикам и портным, которые шьют джинсы и через службу «Federal Express» доставляют их покупателю. Если прежние джинсы «Levi’s» были товаром, то новые джинсы «Levi’s» ¾ уже услуга. Почти каждый прогноз говорит о том, что процент персональных товаров, подобных персональной паре джинсов, будет расти. А это значит, что все больше товаров будут превращаться в услуги8. Технологические изменения ¾ один из важнейших факторов, вызывающих ускоренное развитие услуговых видов деятельности и их усложнение, обусловливая возможность появления все новых услуг, а также определяя качественное изменение технологии традиционных услуг, в том числе, например, бытовых (сложные виды чистки одежды) и медицинских (комплексная диагностика с помощью томографии). Возникли и набирают силу принципиально новые услуги: интернет-торговля, в том числе электронные аукционы, космический туризм.
Возьмем, к примеру, услуги авиационного транспорта. Еще в 1994 г. в США насчитывалось 33 тыс. агентов путешествий, но уже к 1999 г. их число сократилось на 6 тыс. Вмешался Интернет. В ноябре 1999 г. пять ведущих авиакомпаний США создали объединенный сайт ¾ orbitz.com, который с июня 2000 г. обеспечивает запросы любых клиентов на перелеты, бронирование гостиниц и другие сопутствующие услуги, связанные с путешествиями авиапассажиров. К этой системе присоединилось еще 30 аффилированных авиакомпаний. В результате пользователи сайта могут приобретать билеты 450 авиакомпаний мира. Только в США участники сайта контролируют 90% мест на внутренних авиалиниях. Благодаря orbitz.com затраты компаний значительно упали, а эффективность рейсов возросла. Услуги сайта обходятся авиакомпаниям в 10 дол. за билет. Пороховский А. А. Вектор экономического развития.
Первый космический турист отправился на околоземную орбиту через 40 лет после первого полета человека в космос. На корабле «Союз ТМ32» с 28 апреля по 6 мая 2001 г. Д. Тито облетел Землю по орбите 128 раз. Первый непрофессиональный космонавт родился в одном из нью-йоркских районов, Квинсе, 8 августа 1940 г. В 1962 г. он окончил инженерный колледж в Университете Нью-Йорка по специальности «астронавтика и аэронавтика» и спустя два года получил степень магистра в Университете Ренсслер в Хартфорде. Начинал Тито свою карьеру инженером в Лаборатории реактивных движений НАСА, где в течение пяти лет занимался разработкой траекторий для нескольких «Маринеров», летевших к Марсу и Венере. На сегодняшний день он главный управляющий фирмой «Wilshire Associates», одной из ведущих инвестиционных фирм в США ¾ компании-консультанта и менеджера в крупномасштабном финансировании технологии. Стоимость запуска хотя бы одного человека очень высока. Даже запуск американского челнока «Шаттл», принимающего на борт семь человек, обходится в полмиллиарда долларов. Следовательно, полет любого космического путешественника тянет более чем на 70 млн дол. Дороговато для профсоюзной путевки! Собственно, рынок и подсказал идею запуска «коммерческих космонавтов», нареченных «космическими туристами», первым из которых стал Денис Тито, выложивший за «входной билет» 20 млн дол. http: //vokrugsveta.ru/ ¾ электронный журнал «Вокруг света».
В современных условиях роль сферы услуг проявляется в том, что она: ■ выступает важным сектором национального и мирового хозяйства; ■ играет огромную роль в развитии человеческого капитала; ■ оказывает все возрастающее влияние на функционирование и развитие материального производства; ■ способствует увеличению свободного времени; ■ создает возможности для более полного удовлетворения и развития потребностей людей и общества; ■ выступает важнейшим элементом формирования современного качества жизни; ■ обеспечивает современное качество экономического роста и повышение конкурентоспособности страны. В целом сфера услуг, ее масштабы, структура и уровень развития занимают сейчас особое место в оценке экономического статуса страны. Это обусловлено тем, что резко усиливается взаимосвязь развитости сферы услуг и уровня развития всей национальной экономики. Что касается состояния сферы услуг в России, то оно определяется многими факторами, которые характеризуются как разнообразием, так и своей «историчностью». В настоящее время наблюдается наслоение обстоятельств, которые были определены спецификой командной экономики, на явления, порожденные трансформационными процессами, свойственными современной России. Прежде всего выясним, как изменилось экономическое состояние нашей страны, поскольку экономический потенциал влияет на масштабы и структуру сферы услуг. Используем показатель ВВП. Более половины всей стоимости мирового ВВП создается в трех развитых странах: США, Японии и Германии, причем США дает около 1/3 мирового объема производства. В 70-80 годах ХХ в. СССР по объему ВВП уступал лишь США, производя 30% (40% в отдельные годы) от американского уровня. Однако структура общественного производства СССР не соответствовала рангу развитой страны. Доминировали военное производство и отрасли, связанные с ним. В целом господствовали приоритет материального производства и пренебрежение к сфере услуг с ее «ненавязчивым» сервисом. Сфера услуг отличалась крайне низким уровнем развития и узким спектром. Главные причины этого ¾ тотальное господство государственной собственности и финансирование сферы услуг по остаточному принципу, т. е. после удовлетворения запросов обороны и базовых отраслей промышленности. Монополизм государственной собственности, централизованное директивное управление лишали главных условий успешного развития сферы услуг ¾ гибкости и ориентации на удовлетворение разнообразных потребностей людей, хозяйствующих субъектов (предприятий). В основном преобладали такие государственные услуги, как: «бесплатное» образование, здравоохранение, спортивные услуги. Альтернативы не было, поэтому не было выбора. В то же время по отдельным характеристикам некоторые услуги отличались достаточно высоким уровнем и массовостью. Сложилась неоправданно низкая доля услуг в потребительских бюджетах населения, что приводило к деформации платежеспособного спроса в пользу материально-вещественной продукции весьма ограниченного ассортимента и довольно низкого качества. Стандарты качества в сфере быта, отдыха и досуга были крайне низкими, что сказывалось и на развитии самого материального производства. Материально-техническая база предприятий сферы услуг отличалась примитивным уровнем (отечественная промышленность практически не была ориентирована на производство необходимого оборудования), использовалась низкоквалифицированная рабочая сила, так как оплата труда в сфере услуг была самой низкой и более квалифицированные работники уходили в другие отрасли или в теневые виды деятельности. В централизованном порядке принимались различного рода решения относительно развития сферы услуг, что приводило к определенным результатам, но все это осуществлялось по стандартам командной экономики, поэтому отставание от развитых стран нарастало. Особенно это касалось современных видов услуг: информационных, страховых, коммуникационных, транспортных, коммунальных. В целом в СССР для сферы услуг был характерен диктат производителя со всеми свойственными ему негативными чертами и последствиями. Становилось очевидным, что принципиальное решение проблемы развития сферы и рынка услуг в соответствии с современными стандартами в рамках командной экономики директивными методами невозможно. В современной отечественной литературе приводятся следующие причины неразвитости сектора услуг в СССР: ■ отсутствие полноценных рыночных отношений между производителями и потребителями услуг; ■ медленная реакция государственных производителей услуг на изменения в потребительском спросе; ■ низкий уровень конкуренции между производителями услуг; ■ государственный монополизм во многих областях сервиса, в том числе в таких важнейших видах, как банковское дело, страхование, внешняя торговля; ■ ограничительные барьеры на предоставление ряда услуг, например по торговле недвижимостью 9. Переход России к формированию рыночного хозяйства породил очень много сложностей в связи с длительным трансформационным кризисом, который носил системный характер. Рассмотрим некоторые из них. 1. Достаточно высокий уровень развития сферы услуг ¾ это атрибут богатого общества. В России и до 90-х годов ХХ в. уровень дохода был невысок, но с 1990 г. стала прослеживаться устойчивая тенденция снижения результатов общественного производства и уменьшения доходов населения. ВВП России, исчисленный по системе национальных счетов, за период с 1990 по 1996 г. снизился более чем в 2 раза. По размеру ВВП (с пересчетом по валютному курсу) Россия в 1993 г. занимала 45 место в мире. В стоимостном выражении объем ее ВВП был почти в 40 раз меньше американского; в 1996 г. он составил 1,8% общемирового ВВП. Сокращение абсолютных размеров ВВП в России сопровождается снижением ВВП на душу населения. По этому показателю Россия находится в шестой десятке стран мира, в то время как в 1990-1991 гг. она входила в число 30 наиболее развитых стран. Нас опередили даже такие страны, как: Колумбия, Таиланд, Чили, Малайзия. Если сравнивать величину расходов на конечное потребление на душу населения, то она почти в 40 раз ниже, чем в развитых странах. А это прямо сказывается на развитии сферы услуг, поскольку спрос на услуги характеризуется высокой степенью эластичности по доходу. На сферу услуг в ВВП России приходится немногим более половины, тогда как в США эта доля составляет 78%, в Гонконге ¾ 86%, в Канаде и Нидерландах ¾ 74%, во Франции ¾ 71%. 2. Низок уровень производительности труда в сфере услуг, что во многом обусловлено низкой квалификацией рабочей силы (до недавнего времени специалистов для работы в сфере услуг практически не готовили в вузах), а также из-за плохой технической оснащенности. В развитых странах расходы на машины и оборудование в сфере услуг увеличиваются быстрее, чем на здания и сооружения; их доля растет быстрее, чем в сфере материального производства. Промышленно развитые страны особенно активно занялись сферой услуг, восстанавливающей работоспособность человека, создали мощную индустрию. В России же сфера услуг вступила в этап индустриализации значительно позже, чем материальное производство. Уровень отечественной техники такого назначения сильно отстает от международного уровня, а многие виды оборудования, машин для различных отраслей сферы услуг отечественная промышленность вообще не производила. 3. Отсутствовала реальная государственная поддержка развития мелкого и среднего бизнеса, а это прямо сказывалось на состоянии сферы услуг. 4. Низкий уровень законодательной базы обусловил рост теневого оборота в сфере услуг. 5. Произошел развал сферы услуг в сельской местности и в малых городах. 6. Цены на услуги нередко не соответствовали их качеству (что наблюдается и сейчас). Необходимо отметить, что в России до сих пор недостаточно развита структура личных потребностей, даже когда есть деньги, многие не могут содержательно проводить свое свободное время. Однако следует подчеркнуть неоднозначность протекающих в России процессов, в том числе в сфере услуг, и отметить, что наряду с отрицательными стали формироваться положительные тенденции, а именно: а) впервые пришло реальное осознание значения сферы услуг, ее важности как для жизнедеятельности людей, так и для всего общества, для дальнейшего развития материального производства; б) ликвидирован монополизмгосударственной собственности. В сфере услуг стали бурно развиваться отношения частной собственности путем создания новых предприятий, а также благодаря проведению так называемой малой приватизации. К настоящему времени в России сформировалась, в том числе в сфере услуг, структура собственности, свойственная странам с развитой рыночной экономикой. В услуговых видах деятельности ведущую роль стали играть мелкие и средние предприятия, которые по своей природе более гибкие, ближе к потребителям, могут более полно учитывать их запросы; в) появился современный спектр услуг ¾ юридические, информационные, консультационные, рекламные, страховые, автосервис и др.; г) по многим видам платных услуг сформирована конкурентная среда ¾ у потребителей появился реальный выбор услуг, в том числе платных. В целом состояние сферы услуг в России сейчас может характеризоваться как весьма противоречивое. Так, доля услуг в ВВП за 1990-2000 гг. увеличилась с 32,6 до 52%. С одной стороны, это реакция на искусственное торможение развития сферы услуг в прошлом, с другой стороны, «ответ» на запросы укрепляющего свои позиции частного сектора, требующего все новых видов обслуживания. Тем не менее по уровню развития рассматриваемой сферы Россия еще значительно отстает от ведущих стран, хотя и происходит постепенное усиление положительных тенденций. Подтверждением сказанного может послужить динамика коэффициента отношения объема предоставляемых страной услуг к объему материального производства (табл. 3.4). Таблица 3.4 Date: 2015-08-24; view: 411; Нарушение авторских прав |