Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Восточная (крымская) война





Гг.

Причины войны Обострение Восточного Вопроса • Противоречия между Россией, Турцией и европейскими государствами из-за режима проливов • Помощь со стороны России национально-освободительным движением балканских народов в борьбе против Османской империи • Политика Англии и Франции, направленная на ослабление влияния России на Балканах и Ближ- нем Востоке
Повод к войне Религиозный спор католической (Франция) и православной (Россия) церквей об их правах на святые места в Палестине, входившей в состав Османской империи. Турецкий султан, опираясь на поддержку Англии и Франции, отказал России гарантировать ее права В ответ на это Николай I в июне 1853 г. ввел войска в Дунайские княжества — Молдавию и Валахию
Этапы войны Противники России Основные события
I Октябрь 1853 г. — апрель 1854 г. Турция Военные действия на Дунайском и Кавказском фронтах. Синопское сражение
II Апрель 1854 г. —февраль 1856 г. Турция, Франция, Англия, Сардинское королевство Нападение союзников на Одессу, Соловецкий монастырь, Аландские острова, Петропавловск-Камчатский Высадка союзников в Крыму, героическая оборона Севастополя

       
   
 
 
@ Поражение России в Восточной (Крымской) войне Сильно подорвало международный престиж страны

 


Тема 7. Россия в эпоху буржуазных преобразований и пореформенное развитие.

План

1. Отмена крепостного права при Александре II. Крестьянская реформа 1861г., ее содержание и значение.

2. Реформы 60-х – 70-х годов – наиболее последовательная попытка модернизации страны. Циклический характер российской модели модернизации.

3. Контрреформы Александра III

По своему воспитанию и склонностям новый император не был реформатором. Возглавив в 1846 г. по поручению отца секретный Комитет по крестьянскому вопросу, Алек­сандр Николаевич зарекомендовал себя сторонником кре­постного права. Вряд ли можно однозначно сказать, что именно убедило взошедшего на престол Александра П в необходимости неотложных и кардинальных реформ. На его решение мог повлиять ход Крымской войны, наглядно продемонстрировавший превосходство капиталистической промышленности и военного дела, и опасение бунта крестьян, и острое общественное недовольство прежней политикой. «Озлобление против порядков до 1855 года беспредельное и всеобщее», — писал в своем дневнике видный чиновник П.А.Валуев. Так или иначе, Александр II смог понять насущность коренных преобразований и на­стоять на их проведении в жизнь.

Однако в начале необходимо было быстрее заключить как можно менее унизительный мирный договор с Тур­цией, Англией и Францией. В марте 1856 г. в Париже мир был заключен. Но международному престижу страны был нанесен колоссальный урон. С могуществом России рухну­ла и вера в национально- государственную исключитель­ность страны, в правильность ее внутренней политики, ис­ходившей из тезиса, что «Запад нам не указ». В результа­те, уже с 1855 г. жизнь России стала существенно менять­ся. Символами этих изменений стали новые тогда понятия «гласность» и «оттепель». Новый император отменил ука­зы Николая I, наиболее стесняющие прессу, права граж­дан, и уволил в отставку наиболее одиозных государствен­ных деятелей. Был облегчен выезд за границу и число вы­ехавших туда в 1856—1859 гг. возросло в 4,5 раза — с 6 тыс. до 26 тыс. в год. С «гласностью» стал постепенно вытесняться страх — сущностный признак николаевской системы. Пресса же сыграла незаменимую роль в подго­товке общественного мнения к предстоящим реформам, а затем и в прояснении их содержания, условий.

17 февраля 1859 г. Александр II учредил Редакционные комиссии для выработки общего проекта освобождения крестьян. Туда вошли образованные и либерально настро­енные чиновники и помещики, а сами комиссии подчиня­лись только императору и действовали как бы вне госу­дарственной бюрократической машины, что и послужило залогом их успешной работы.

Перед императором, как и перед любым государствен­ным деятелем, приступающим к нововведениям, теорети­чески было два пути: проводить изменения, опираясь на общественное мнение и поддержку, или вести их «сверху», задействуя лишь государственный аппарат и навязывая ре­форму. Но это в теории, а на практике Александр П был лишен возможности всерьез опереться на общество, по­скольку столкнулся с глухим (провинциальное дворянство) и открытым (часть высших придворных и государственных чинов) сопротивлением реформе. И тем не менее, игнори­ровать мнение дворянства Александр П не мог. Лавировать же, сочетая нажим с компромиссами, оказалось очень не­просто.


Таким образом, обнаружилось усиливавшееся недоверие друг к другу Зимнего дворца и массы нечиновного дворянства. По мнению царя, помещики не понимали необходимости уступок, не видели, что власть все делает для их спасения. Дворяне, в свою очередь, сетовали на подчинение верховной власти чиновничеству, которому были чужды их традиции и права, не нужны их советы. Острейшие дискуссии вызвал вопрос о наделении крестьян землей. Многие помещики, особенно Черноземной зоны, стремились отпустить крестьян без земли, только с усадебным наделом, другие, в основном помещики Нечерноземья, согласны были дать крестьянам землю, но взять большой выкуп. После яростных схваток в Главном комитете и Государственном совете 19 февраля 1861 г. крестьянская реформа была при­нята и уже с марта стала проводиться в жизнь.

Ключевым моментом в реформировании России была судьба почвенного уклада. Реформа почвенного уклада определяла судьбу России: либо она уйдет от корпоративности, коллективизма и приблизится к европейским державам, либо будет откатываться назад, в сторону Азии.

Основные положения крестьянской реформы:

крестьяне получали личную свободу (без выкупа) и установленный зе­мельный надел (за выкуп). Около четверти суммы общей стоимости земли крестьянин должен был единовременно уплатить помещику. Ос­тальную сумму помещик получал от государства, а крестьянин пога­шал ее в течение 49 лет;

до выкупа земли крестьянин считался «временнообязанным» по от­ношению к помещику, платил оброк и отрабатывал барщину;

величина земельных наделов устанавливалась для каждой местности с учетом различных факторов;

взаимоотношения крестьян и помещиков регулировались «Уставными грамотами». В них определялись размеры наделов и повинности. По­мещик подписывал грамоты не с каждым крестьянином отдельно, а с общиной;

крестьяне получили право заниматься предпринимательством, всту­пать в любые правоотношения, переходить в другие сословия.

Крепостные получали личную свободу и ряд граждан­ских прав (на заключение сделок, открытие торговых и про­мышленных заведений, переход в другие сословия и т.д.). Поскольку земля была признана собственностью по­мещиков, для ее получения крестьяне должны были запла­тить выкуп. До этого они должны были пользоваться своей усадьбой и наделом земли за повинности — барщину или оброк (временнообязанное состояние). В течение двух лет с помощью избранных из местного дворянства мировых посредников крестьяне заключали с помещиком уставные гра­моты (договоры), определявшие условия и размер выделяе­мой им земли. Для каждой местности были установлены нормы наделения землей. В результате крестьяне потеряли в среднем 1/5 часть земли. 75—80% суммы выкупа на землю платило за крестьян государство (у них просто не было таких денег), а крестьяне затем в течение 49 лет выплачива­ли государству эту ссуду. Сумма выкупа определялась не рыночной стоимостью земли, а «капитализацией оброка», т.е. годовой оброк крестьянина приравнивался к годовому доходу в размере 6% годовых, а сам этот капитал и состав­лял сумму выкупа. В результате выкупная сумма за кресть­янские наделы была определена в 867 млн. руб., а рыночная стоимость этих земель составляла 648 млн. руб. Выплатили же бывшие крепостные государству 1540 млн. руб. (1862—1907).


Для крестьян условия реформы оказались весьма тяже­лы. Крестьяне отказывались верить, что им сообщили под­линные условия реформы, считая, что «грамоту» подмени­ли помещики. Массовые крестьянские волнения охватили 42 губернии. Значительную их часть пришлось подавлять с помощью армии. В то же время условия реформы оказа­лись неблагоприятны и для помещиков, которые, пусть и за выкуп, но вынуждены были расстаться с частью земель и оказались в совершенно новых для себя условиях, к кото­рым, как правило, были не готовы. Даже после освобождения крестьян в деревне остава­лись многочисленные пережитки крепостничества. Факти­чески, крестьянин не мог продать свой надел. 3/4 земель находилось не в частной собственности крестьян, а во вла­дении общины, которая хотя и защищала их в какой-то мере.

Значение отмены крепостного права в России:

• было положено начало ускоренной модернизации страны, т.е. переходу от аграрного к индустриальному обществу;

• «великая реформа» дала свободу миллионам людей;

• реформа носила характер компромисса между помещиками, крестья­нами и правительством, причем, интересы помещиков учтены макси­мально;

• реформа предотвратила массовые выступления крестьян;

• реформа сохранила фундаментальные пережитки крепостничества: крупное помещичье землевладение и крестьянское малоземелье; фео­дальные повинности; самодержавие;

• были созданы условия для либеральных преобразований в стране в сфере управления, суда, образования и др.;

• реформа дала мощный импульс экономическому и социальному про­грессу страны, открыла возможность для развития рыночных отноше­ний.

Крестьянская реформа положила начало ускоренному процессу модер­низации страны, как в экономическом,

так и других аспектах. Следовало привести в

соответствии с изменившимися общественными и

экономически­ми условиями сферы управления, суда,

образования и т.д.

Земская реформа 1864 года. В губерниях и уездах создавалась система органов местного самоуправления - губернские и уездные земские собрания (земства). Гласные земства - депутаты избирались на основе закона, учиты­вающего имущественные и сословные различия населения. Фактически все сословия имели своих представителей. Собрание уездных гласных избирало уездную управу и губернских гласных, которые избирали губернскую упра­ву. На земских собраниях председательствовали губернские и уездные пред­водители дворянства. В ведении земств находились вопросы местного хозяй­ства, торговли, промышленности, народного образования и т.д. Земские собрания избирали на 3 года свои исполнительные органы - управы. Занимаясь статистикой, пропагандируя передовые методы хозяйствования, организуя помощь населению в неурожайные годы, ведя строительство школ, приютов, больниц, земские работники и выборные земские деятели постепенно изменяли и условия жизни, и привычные взгляды и нравы. Яркий лидер либерального движения К.Д. Кавелин писал: «От успеха земских учреждений зависит вся наша будущность, и от того как они пойдут, будет зависеть, готовы ли мы к конституции». В это время земства начинают выдвигать перед высшей властью требование, к выполнению которого правительство было совершенно не готово. Земские деятели часто говорят о необходимости созыва в Москве Земской Думы, т.е. выборного общероссийского органа, который стал бы совещательным народным представительством. Но Александр II был уверен, что это могло стать первым шагом к созданию парламента, могущего стать трибуной политической оппозиции.


Значение земской реформы в том, что:

во-первых, была предпринята попытка создать новую систему самоуправления, основанную на всесослов­ном представительстве;

во-вторых, земства способствовали развитию хозяй­ства, активизации общественной жизни на местах;

в-третьих, земства стали центрами либеральной оппозиции правительству.

Введение местного самоуправления явилось колос

сальным шагом вперед в европеизации страны. В

стране впервые вводилось самоуправление граж-

данского, а не корпоративного типа.

Судебная реформа 1864 года. В ее основе лежали следующие принципы: бессословности суда, равенство всех подданных перед законом, независи­мость суда от администрации, создание суда присяжных заседателей и адво­катов, состязательность и гласность судебного процесса. Вводилась новая структура суда. В системе общего суда - окружной суд - судебная палата - Сенат. Параллельно действовала система мировых судов, занимавшихся раз­бором относительно мелких дел. Все названные суды рассматривали граж­данские и уголовные дела, но не занимались политическими процессами. Эти вопросы находились в ведении Высшего уголовного суда. Прокуратура ста­ла органом судебного надзора.

Судебная реформа способствовала либерализа-

ции общест­венной жизни. Она была самой ради-

кальной и последовательной, базировалась на по-

следних достижениях западноевропейской юри-дической и правовой мысли.

Городская реформа 1870 года. Создала новую систему городского само­управления: Городскую думу и Городскую управу во главе с городским го­ловой. Городское самоуправление занималось благоустройством города, об­разованием, здравоохранением, торговлей, имело свой бюджет. Выборы про­водились на основе имущественного ценза среди лиц мужского пола, дос­тигших 25 лет и плативших в пользу города налоги и сборы.

Реформа способствовала развитию городов и

становлению элементов гражданского общества.

Реформа системы образования (1863-1864 гг.). Способствовала разви­тию науки, демократизации высшего, среднего (классические гимназии, реальные училища) и начального образования (министерские, земские, церковно-приходские школы). Расширена автономия университетов, их самоуправ­ление.

Реформа печати 1865 года отменяла предварительную цензуру для книг и журналов, но сохраняла ее для газет.

Военные преобразования 60-70-х гг.Х1Х века. Цель - сократить армию в мирное время и обеспечивать возможность развертывания во время войны. В ходе реформы упраздняются военные поселения, создаются военные округа, реорганизуются Военное министерство и Генеральный штаб, учреждаются юнкерские и военные училища. 1874 год - введение всеобщей воинской по­винности для мужчин с 20-летнего возраста. Срок службы - 6 лет в армии, 7 -на флоте.







Date: 2015-08-24; view: 451; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию