Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Интерпретация художественного текста
Современная лингвистика вовлекла в сферу своих исследований текст как нечто семиотически целостное и законченное. Текст превращается в элемент культуры, когда подвергается интерпретации. Многократная интерпретация текста – это путь его вхождения в культуру. Понятие интерпретации текста предполагает процесс его осознания. Интерпретация всегда сопровождается творческим началом, духовной деятельностью человека. Художественная литература – это явление духовной культуры, представляющее собой обобщающее жизнь общественное сознание, где отражаются не только национальные, но и общечеловеческие ценности. Н.Г. Чернышевский выделил три стороны в содержании произведения: 1) воспроизведение интересных для человека явлений действительности; 2) объяснение жизни, чтобы лучше ее понять; 3) произнесение своего приговора над изображаемыми явлениями. Леонид Андреев определил свою художественную задачу следующим образом: разработка и разъяснение массам «проклятых вопросов» о смысле жизни и назначении человека. Художественное произведение обусловлено и обстоятельствами жизни в соответствующую эпоху. Активное идеологическое миросозерцание общественности стимулировало художников слова к созданию произведений, имеющих общечеловеческое значение. Поэтому интерпретация художественного текста способствует тому, чтобы узнать, что волновало общество в данное время, какова авторская модель мира. Философские и эстетические позиции писателя формируют особое отношение к миру и ориентируются при этом на ценности, представляющие интерес для носителей культуры и базирующиеся на культурных концептах. С позиций когнитивной лингвистики концепт понимается как заместитель понятия, как намек на возможное значение и как отклик на предшествующий языковой опыт человека. Лингвокультурный подход представляет собой конкретизацию изучения культурных концептов с точки зрения их ценностного компонента. Ценности существуют в культуре взаимосвязано и составляют ценностную картину мира. Лингвистически они могут быть описаны в виде культурных концептов. С позиций социолингвистики можно противопоставить три типа культурных концептов: этнокультурные, социокультурные и индивидуальные. Индивидуально-авторские концепты помимо общеязыкового значения получают некоторое приращение смысла. Индивидуальные концепты можно рассматривать как концепты, определяющие тот или иной психотип личности. Индивидуальные концепты иногда становятся доминантами поведения определенных социальных групп и могут превратиться в социокультурные концепты. Языковое выражение концептов позволяет обнаружить не только картину мира, лингвистически освоенный мир, но и своеобразие способа освоения мира. В основу номинации кладется только один релевантный признак, по которому восстанавливается вся совокупность обозначаемого предмета. В этом состоит принцип языкового кодирования информации о многомерном мире. Декодирование признаков реализуется лингвистически как характеристика обозначаемого предмета при помощи уточнений и пояснений разного типа. В докладе на примере анализа философской драмы Леонида Андреева «Жизнь человека» будут рассмотрены этапы интерпретации текста, которые способствуют его пониманию и познанию общественной мысли в начале ХХ века. На мой взгляд, одним из этапов интерпретации художественного текста является выделение его концепта. Концепт «жизнь человека» – это философская категория, имеющая понятийную, предметно-образную и ценностную сущность. Предметно-образное содержание концепта сводится к целостному обобщенному следу в памяти, связанному с некоторым предметом, явлением, событием, качеством. Применительно к явлениям и событиям, разворачивающимся во времени, предметно-образным содержанием является некая обобщенная ситуация, связанная с этими явлениями и событиями. Полнота представления предметно-образной стороны концепта зависит от жизненного опыта человека. По мысли Гадамера, целое надлежит понимать на основании отдельного, а отдельное – на основании целого. Символы помогают художнику передать глубочайшие мысли о человеческой жизни и природе. Многие символы отражают глубины человеческого сознания и подсознания. Общепринятая система символов позволяет людям чувствовать гармонию друг с другом, обществом и космосом, побуждает к коллективным действиям. Наиболее значимые символы являются попыткой понять смысл человеческого существования в таинственной вселенной. Леонид Андреев использует общечеловеческую символику как средство для выражения ценностной картины мира определенной социальной группы людей. Date: 2015-08-24; view: 413; Нарушение авторских прав |