Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






И изобретательного творчества





Инженерные знания занимают особое место в системе общечеловеческих знаний. Главная их особенность заключается в том, что они служат делу создания новых средств производства, средств осуществления технологических процессов и в конечном счете – повышения производительности труда людей, определяющей общественное развитие. Можно сказать, что общая сумма инженерных знаний определяет собой потенциал возможного развития и совершенствования творческого объекта, содержащего инженеров – носителей этого потенциала, например, в системе отдельного производства, промышленности в целом и т.д.

Очевидно, что потенциал инженерных знаний следует рассматривать и оценивать в двух аспектах:

– в формировании и создании потенциала, т.е. в накоплении инженерных знаний;

– в использовании потенциала, т.е. в практической реализации накопленных инженерных знаний.

Значимость же накопленных инженерных знаний необходимо оценивать масштабами и полнотой их использования. Это следует из того, что инженерные знания сами по себе, образно говоря, не имеют ценности, если они не преобразуются в результат деятельности инженера, несущего такие знания. Как видим, в отличие от знаний, например, в области истории, отдельных видов искусства и науки, инженерные знания в процессе их использования обретают материальное содержание. Если этого не происходит, то можно судить либо об отсутствии необходимых инженерных знаний, либо о неумении использовать знания при решении практических инженерных задач.

Инженерные задачи, решаемые на основе инженерных знаний, являются, как правило, многовариантными. Это означает, что при решении одной и той же инженерной задачи по одинаковым входным или начальным данным можно получить разные конечные результаты. При этом все полученные результаты могут быть правильными, но какой-либо из них оказывается предпочтительным, т.е. полнее соответствует заданному целевому назначению. Такой результат принято считать оптимальным при решении инженерной задачи.

Как видим, в отличие от задач чисто математических или научных, которые могут быть многовариантными лишь по способам их решения, инженерные задачи многовариантны не только по способам их решения, но и по значению получаемых конечных результатов. Многовариантность решений во многом определяет творческий характер инженерных задач, что нельзя не учитывать при подготовке специалистов технической направленности.

Поскольку многовариантное решение инженерных задач осуществляется путем использования потенциала инженерных знаний, студенты технического вуза – будущие инженеры должны быть хорошо подготовлены к такому решению практических задач средней и повышенной сложности. Вузовская же практика изучения и освоения специальных технических дисциплин говорит о том, что она повторяет (копирует) методы обучения, принятые в средней школе, когда при решении задачи известны входные данные и ответ на решение задачи в виде единственно возможного результата. Очевидно, что при этом нельзя говорить о каком-либо многовариантном творческом решении технических задач и о формировании у обучаемых навыков творческого мышления.

В аспекте необходимости эффективного использования инженерных знаний при решении технических задач отметим, что у специалистов различных отраслей промышленности объективно утвердилось убеждение в том, что настоящий инженер должен уметь творчески решать инженерные задачи любой сложности. Здесь полезно сказать о том, что профессиональную подготовку будущих инженеров можно качественно улучшить путем приобщения студентов к изобретательству по темам соответствующей инженерной специальности [1-11].

Решение изобретательских задач также базируется на многовариантности и творческом поиске предпочтительного – оптимального результата. Высокий уровень творчества при решении изобретательных задач определяется требованием «новизны» получаемого конечного результата.

Новые технические знания являются, как правило, результатами разработок новых технологических процессов и соответствующих им средств (машин, аппаратов, устройств, механизмов и др.). Характерно, что разработка новых и совершенствование уже известных способов и средств осуществления технологических процессов обеспечиваются путем использования преимущественно новых, более предпочтительных изобретательских решений.

Оценивая взаимосвязь инженерных знаний, изобретательского творчества и технической науки, нельзя не учитывать качественного многообразия инженерных задач, практически решаемых в производстве любой отрасли промышленности. Более определенно эту мысль можно выразить так: не всякая область инженерных знаний (существующих и новых) является подлинной наукой. Объективным критерием соответствия области инженерных знаний технической науке может служить наличие математического аппарата, посредством которого раскрываются (выражаются) и оцениваются эти знания.

Как известно, нет понятия «технологическая наука». Это говорит о том, что сама по себе технология, т.е. инженерные знания, непосредственно составляющие ту или иную технологию, не образуют область знаний подлинной науки. Практическое же осуществление составляющих технологии (ее элементов) посредством многообразия соответствующих способов и средств генерируют появление новых научных знаний в области технической науки.

Таким образом, источниками формирования новых научных знаний технической науки являются не технологии непосредственно, а способы и средства реализации элементов, составляющих эти технологии. Сочетание инженерных знаний и изобретательского творчества с их математическим аппаратом служат основой формирования подлинной технической науки.

(Далее в тексте представлен список литературы).

(Научное обозрение. № 3, 2010)

Date: 2015-08-24; view: 338; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию