Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Текст 2Язык есть важнейшее средство человеческого общения. Без языка человеческое общение невозможно, а без общения не может быть и общества, а тем самым и человека. Без языка не может быть и мышления, то есть понимания человеком действительности и себя в ней. Долгое время ученые пытались доказать, что язык – это такой же организм, как животные и растения, что он развивается по тем же законам природы, одинаковым для всех языков, в любом месте и в любое время; как все организмы, он рождается, созревает, достигает расцвета, клонится к упадку и умирает. Однако такое понимание языка не приводит к правильному объяснению явлений действительности, а, наоборот, уводит от истины. Некоторые «мысленные» опыты легко могут убедить в обратном. На первый взгляд может показаться, что ребенок выучивается дышать, смотреть, ходить и говорить одинаковым путем. Но это неверно. Если новорожденного ребенка поселить на необитаемый остров и если он выживет там, то он будет прекрасно бегать, лазать, прятаться от опасностей, добывать себе пищу, но говорить он не будет, так как ему не у кого научиться говорить и не с кем говорить. Природные, биологические свойства человека могут развиваться и вне общества в изолированном состоянии, но навыки, связанные с языком, в таких условиях развиваться не могут. Известно, что от родителей-зулусов может произойти только негритенок, а от китайцев – китайчонок, но значит ли это, что первый ребенок обязательно будет говорить по-зулусски, а второй – по-китайски? Для решения этого вопроса проделаем второй «мысленный» опыт: «переселим» новорожденного зулуса в Китай, а китайчонка – в Африку к зулусам. Окажется, что зулус будет говорить по-китайски, а китаец – по-зулусски. И хотя своим внешним видом эти дети будут резко выделяться из окружающей их среды (маленький зулус будет похож на своих родителей, а маленький китаец – на своих), по языку они будут совершенно одинаковы с окружающими их людьми. Итак, язык не передается по физической наследственности, тогда как цвет кожи, пропорции тела, формы черепа, характер волосяного покрова – так называемые расовые признаки – неизбежно следуют биологическим законам наследственности. Отсюда ясно, что отождествление языковых и расовых признаков – грубая ошибка. Близость языков друг к другу вовсе не соответствует расовой схожести, и, наоборот, общность расы не связана с единством или схожестью языков. Границы рас и границы языков не совпадают. И.П. Павлов писал: «Животные и примитивные люди, до тех пор пока эти последние не развились в настоящих людей и не приблизились к нашему состоянию, сносятся и сносились с окружающим миром только при помощи тех впечатлений, которые они получали от каждого отдельного раздражения в виде всевозможных ощущений – зрительных, звуковых, температурных и т.д. Затем, когда наконец появился человек, то эти первые сигналы действительности, которыми мы постоянно ориентируемся, заменили в значительной степени словесными… Понятное дело, что на основе впечатлений от действительности, на основе этих первых сигналов ее у нас развивались вторичные сигналы в виде слов». Отсюда вытекает теория И.П.Павлова о первой и второй сигнальных системах. Впечатления, ощущения и представления об окружающей, внешней среде, как общеприродной, так и социальной (исключая слово, слышимое и видимое), – «это первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными». Вторая сигнальная система связана с абстрактным мышлением, с образованием общих понятий и слов. «Огромное преимущество человека над животным заключается в возможности иметь общие понятия, которые образовались при помощи слова… Слово составило вторую, специально нашу, сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов» (И.П.Павлов). Все сказанное позволяет сделать вывод, что: 1) язык – не природное, не биологическое явление; 2) его существование и развитие не подчинено законам природы; 3) физические признаки (например, расовые) не имеют отношения к языку; 4) языком обладают только люди – это вторая сигнальная система, которой нет у животных. (А. Реформатский). Текст 3. Определить лексическое и грамматическое значение выделенных слов.Объяснить значение выделенных оборотов речи. В квартале нашем много родилось и жило замечательных людей, – в старину рождались они чаще, чем теперь, и были заметней, а ныне, когда все ходят в пиджаках и занимаются политикой, трудно стало человеку подняться выше других, да и душа туго растет, когда ее пеленают газетной бумагой… До лета прошлого года гордостью нашего квартала была Нунча, торговка овощами, – самый веселый человек в мире и первая красавица нашего угла... Но милая Нунча прошлым летом умерла на улице во время танца, – редко бывает, чтобы человек умер так, и об этом стоит рассказать. Она была слишком веселой и сердечной женщиной, чтобы спокойно жить с мужем. Муж ее долго не понимал этого – кричал, размахивал руками, показывал людям нож и однажды пустил его в дело. Полиция не любит таких шуток, и Стефано, посидев немного в тюрьме, уехал в Аргентину. Перемена воздуха очень помогает сердитым людям. Нунча в двадцать три года осталась одна с дочерью на руках, парой ослов, огородом и тележкой. Веселому человеку немного нужно. Работать она умела, а желающих помочь ей было много. Лет десять сияла Нунча, всеми признанная первая красавица нашей улицы. Если бы она была девушкой, ее, конечно, выбрали бы королевой рынка, чем она и была в глазах всех… Но однажды в праздник, когда люди выходили из церкви, кто-то заметил удивленно: – Смотрите-ка, Нина становится совсем как мать! Это была правда. Дочь Нунчи Нина незаметно для людей засияла звездой такой же яркой, как мать. Ей было только четырнадцать лет, но, высокая и стройная, она казалась старше. Даже сама Нунча удивилась, присмотревшись к ней: – Святая Мадонна! Неужели ты, Нина, хочешь быть красивей меня? Девушка, улыбаясь, ответила: – Нет, только такой, как ты, этого для меня довольно… И тогда впервые на лице веселой женщины люди увидели тень грусти, а вечером она сказала подругам: – Вот наша жизнь! Не успеешь допить свой стакан до половины, а к нему уже потянулась новая рука… Прошел год. Два. Дочь все ближе к матери и дальше от н ее. Уже всем заметно, что парни не знают, куда смотреть ласковей – на ту или эту. А подруги – подруги любят ударить по больному месту – спрашивают: – Что, Нунча, гасит тебя дочь? Женщина, смеясь, отвечала: – Большие звезды и при луне видны… Как мать, она гордилась красотой дочери, как женщина, Нунча не могла не завидовать юности. Нина встала между ней и солнцем, матери было обидно жить в тени. И настал день, когда дочь сказала матери: – Мама, ты слишком заслоняешь меня от людей, а ведь я уже не маленькая и хочу взять от жизни свое. Ты жила много и весело, не пришло ли и для меня время жить? – В чем дело? – спросила мать, виновато опустив глаза. Знала она, в чем дело. Из Австралии возвратился на родину Энрико Барбоне. Было ему тридцать шесть лет. Крепкий, сильный, веселый, он прекрасно рассказывал о своей жизни в Австралии, жизни, полной чудес. Все принимали его рассказы за сказки, мать и дочь – за правду. – Я вижу, что нравлюсь Энрико, – говорила Нина, – а ты играешь с ним, и это делает его легкомысленным и мешает мне. – Понимаю, – сказала Нунча. – Хорошо, ты не будешь жаловаться мадонне на свою мать. И эта женщина честно отошла прочь от человека, который был приятен ей больше многих других. Это видели все. Но известно, что легкие победы делают победителей заносчивыми, а если победитель еще дитя – дело совсем плохо! Нина стала говорить с матерью не так, как заслуживала Нунча. И вот однажды на празднике нашего квартала, когда люди веселились от всей души, а Нунча уже великолепно станцевала тарантеллу, дочь заметила ей при всех: – Не слишком ли много ты танцуешь? Пожалуй, это не по годам тебе, пора беречь свое сердце. Все, кто слышал дерзкие слова, сказанные ласково, замолчали на секунду, а Нунча крикнула сердито: – Мое сердце? Ты заботишься о нем, да? Хорошо, девочка, спасибо! Но посмотрим, чье сердце сильнее! И, подумав, предложила: – Мы побежим с тобой до фонтана три раза туда и обратно, не отдыхая, конечно… Некоторым это показалось смешным, но большинство, уважая Нунчу, заставило дочь принять вызов матери. И вот мать и дочь стоят рядом, не глядя друг на друга, вот они сорвались и летят вдоль улицы на площадь, как две большие белые птицы. Уже с первых минут стало ясно, что победит мать. Нунча бежала так свободно и красиво, точно сама земля несла ее, как мать ребенка. Люди стали бросать из окон цветы ей под ноги, аплодировали ей. В два конца она опередила дочь. Нина, разбитая, обиженная неудачей, упала на землю – не могла уже бежать в третий раз. Бодрая, как кошка, Нунча наклонилась над ней, смеясь вместе со многими. – Дитя, – говорила она ласково, – надо знать, что наиболее сильное сердце в веселье, работе, любви – сердце женщины, испытанной жизнью, – а жизнь узнаешь далеко за тридцать… дитя, не огорчайся! И, не давая себе отдохнуть после бега, Нунча пожелала танцевать тарантеллу: – Кто хочет? Вышел Энрико, снял шляпу и низко поклонился этой славной женщине… Грянул, загудел, зажужжал бубен и вспыхнула пламенная пляска… Завертелась Нунча, извиваясь, как змея. Танцевала она долго, со многими, мужчины уставали, а она все не могла насытиться. Было уже далеко за полночь, когда она, крикнув: – Ну, Энри, еще раз, последний! – снова медленно начала танец с ним, но вдруг, коротко вскрикнув, она упала на землю… Доктор сказал, что она умерла от разрыва сердца. Вероятно… (А.М. Горький).
|