Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мысль изреченная есть ложь»
(Ф.И. Тютчев, русский поэт. 1803 – 1873) Я-зеркальное включает две стороны, которые, в известной мере, условно можно назвать объективной и субъективной. Объективное в Я-зеркальном человека связано с тем, что другие воспринимают его по-своему, независимо от того, нравится это ему или не нравится («на чужой роток не накинешь платок»). Другие могут воспринимать того или иного человека так или иначе – это их естественное право. Восприятие человека другими может выражаться, во-первых, в предметно-оценочных суждениях о нем, во-вторых, в оценке его действием (кому-то что-то в этом человеке не нравится, и он от него уходит, выражая этим свою оценку его), в третьих, свое восприятие другого человека может осуществляться в виде языка тела – жестов, мимики, звуков (кто-то, например, разными движениями головы одни действия человека может одобрять, а другие не одобрять и т.д.). Так как все воспринимающие нас люди не идеальны, абсолютной истиной не обладают, то ясно, что все восприятия нас другими могут быть адекватными, неадекватными или в одном отношении адекватными, а в другом нет. Субъективное в Я-зеркальном – это то, что зависит от человека и связано, с одной стороны, с его отношением к различным проявлениям восприятия его другими, а с другой – с ожиданием возможных проявлений этих восприятий в будущем (например, ожидание оценок каких-то своих действий со стороны педагога, близкого человека и т.д.). Поскольку каждый человек также не идеален, то и его восприятие оценок его другими тоже может быть адекватным, неадекватным или в разных отношениях тем и другим. Это же относится и к ожиданию возможных оценок его другими в будущем. Чем же тогда каждому человеку руководствоваться в дебрях оценок себя? На наш взгляд, только одним – знанием своего Я-инвариантного и Я-сущностного и нацеленностью на их реализацию. Поэтому все те оценки человека, которые противоречат этому знанию, должны рассматриваться как ложные и отвергаться. Всем угодить нельзя, быть надо самим собой. Но чтобы человек был самим собой, находился в согласии с собой, он просто обязан знать себя лучше, чем другие. Пифагор советовал: «Если тебя спросят: в чем состоит благополучие? – ответствуй: быть в согласии с самим собой». В конечном счете каждый человек сам свой высший судья. Однако этим отнюдь не отрицается значительная роль в самопознании суждений о человеке других людей, ибо на их стороне многообразие жизненного опыта. В связи со сказанным возникают следующие вопросы: «Что знаем мы о себе, но об этом не знают другие и должны ли они об этом знать?», «Что знают о нас другие, и об этом не знаем мы и должны ли мы знать об этом?» В психологии эта ситуация зафиксирована в модели, которая называется «Окно Джогари» (ее изобретатели Д. Лафт и Г. Ингром). В соответствии с этой моделью можно представить, что каждый человек несет в себе как бы четыре «пространства» своей личности. Арена охватывает то, что я знаю о себе и знают об этом окружающие меня люди. Слепое пятно – это то, что знают обо мне другие, но не знаю я сам. Видимость – то, что я знаю о себе, но другие об этом не знают. Неизвестное – это то, что я не знаю о себе и чего не знают другие. В свете этого задача самопознания заключается в том, чтобы ограничивать сферу неизвестного и область слепого пятна, расширяя тем самым свою Арену, не всегда стремиться к получению о себе того знания, которым располагают другие, так как этим можно себе нанести вред (существование, например, «медицинской тайны»), четко определить свою позицию относительно Видимости: что надо скрывать от других, а что можно открыть и использовать для достижения своих целей. Не всякое знание человека о себе следует делать достоянием других людей, так как оно может быть использовано и во вред ему. Поэтому откровенность человека с другими людьми должна иметь свои границы, то есть каждый человек имеет право на свою тайну. Если множественные Я человека не осознаются или осознаются недостаточно, то жизнь его приобретает преимущественно стихийный характер. Сталкиваясь между собой, эти Я в жизни человека стремятся к господству, к монополии. Конкурируя за ресурсы человека, силы, его время, множественные Я «растаскивают» человека в разные стороны. При таких условиях та или иная длительная целенаправленная деятельность обычно невозможна, ибо часто растворяется в других действиях, которые с данной деятельностью не связаны, единая логика в жизни отсутствует, человек не столько сам творит себя, сколько творится обстоятельствами. Преодоление такого образа жизни предполагает самопознание своих множественных Я, определение к ним своего отношения, а затем через самоуправление своей жизнедеятельностью отказ (отрицание) от всего того в ней, что человек считает нехорошим, вредным, не способствующим его самореализации. Самоуправление также предполагает организацию своей жизнедеятельности в соответствии с выделенными приоритетами.
Date: 2015-08-24; view: 736; Нарушение авторских прав |