Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И сколько глаз всегда живет во мне!
(А. Аррани, ширванский поэт. XV век). А восприятие человека человеком, как отмечают психологи, устроено так, что результат его – образ другого человека – предстает в сознании воспринимающего как реальный, живой человек. И если человек не осмысливает свое отношение к тем людям, которыми «населено» его сознание, то эти люди, в виде образов его сознания, становятся способными часто непосредственно влиять на его жизнь. Они могут определять способы реагирования на те или иные обстоятельства, подсказывать решение тех или иных проблем в сложных жизненных обстоятельствах (подражание кому-то, боязнь кого-то, мысленное обращение к человеку, которого уже нет в живых и т.д.). Немецкий философ М. Хайдеггер (1889 – 1974) отмечал, что «безличные «люди» (das Мan) орудуют в нас и через нас вместо нас». Тем самым «населяющие» сознание человека люди приобретают статус его бытийных онтологических Я. Эти множественные Я, мы будем называть антропогенными множественными Я. Множественные Я человека обусловливаются и множеством социокультурных факторов. Значительное количество разнообразных представлений, ценностей, стереотипов поведения, технологии действия, предрассудков, суеверий, разного рода социальных мифов и т.д. навязываются человеку средой, культурой и антикультурой вследствие некритического к ним отношения. Поэтому очень часто одни его ценности, представления, установки, принятые роли противоречат другим. Сталкиваясь между собой, все они стремятся регулировать жизнь человека. «Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой» (М. Монтень). Поэтому нередко жизненные решения принимаются человеком под воздействием случайно оказавшихся «под рукой» (всплывших в памяти) социокультурных феноменов. В этом случае он совсем не ведает, что творит в жизни, ибо творит жизнь свою вслепую. Воспринятые из разных источников разноплановые социокультурные образования, как считает А.И. Зеличенко, могут непроизвольно объединяться в комплексы, образуя самостоятельные множественные Я. В свете этого, классические «фрейдовские комплексы» («комплекс неполноценности», «комплекс Эдипа» и т.д.) выступают лишь как частные случаи таких комплексов (см.: Зеличенко А.И. Психология духовности / А.И. Зеличенко. М., 1996. С. 62). Когда ни одно из этих множественных Я не знает и не помнит о существовании другого множественного Я, то тогда происходит полное «раздвоение», «растроение» и т.д. Я-самости человека, и он становится разорванным. При этом следует отметить, что одни из социокультурных феноменов могут соответствовать его Я-инвариантному, а другие – противоречить, выступая как его Я-искаженное, Я-ложное. Все множественные Я человека, детерминированные социокультурными феноменами, мы будем называть социокультурными множественными Я. Очевидно, что социокультурные множественные Я неразрывно связаны с деятельностными и антропогенными множественными Я и выделены могут быть только в абстракции. Множественные Я человека обуславливаются также модусами времени: его прошлым, настоящим и будущим. Так как время жизни человека неотделимо от ее пространственных условий, то выделение связанных со временем множественных Я предполагает учет и пространственных параметров его жизнедеятельности (ответ на вопрос: «Когда что–либо происходило, происходит или будет происходить?» – всегда предполагает ответ на вопрос: «Где что-либо происходило, происходит или будет происходить?»). Но для удобства мы эти множественные Я будем связывать только со временем и называть их темпоральными множественными Я («темп» в переводе с итальянского означает время). Их конкретным наполнением, содержанием в те или иные периоды или отрезки времени является сочетание, конфигурация выделенных нами выше Я-единых (Я-сущностного и Я-управляющего) и всех множественных Я (деятельностных Я, антропологических Я и социокультурных Я). В них в определенном отношении входит и Я-самопознающее человека, ибо объектом самопознания может выступать и его самопознание, осуществлявшееся, например, в прошлом. Разумеется, в каждом из модусов времени (прошлое, настоящее и будущее) конфигурация указанных Я будет иметь свою специфику. Так, например, прошлое человека можно структурировать с точки зрения таких относительно самостоятельных объектов самопознания, как детство, отрочество, юность, молодость, зрелость и старость. Каждый из этих объектов будет представлять определенное сочетание различных Я человека. Можно темпоральные Я связывать с работой в той или мной организации, местом проживания и т.д. Так как весь прошлый опыт человека хранится в его памяти в виде информации, то объекты его самопознания могут рассматривать и как его определенные информационные центры или «банки данных». В этом случае, например, детство человека, его учеба в школе или работа в том или ином учреждении могут рассматриваться как определенные «информационные центры». Поэтому самопознание своего прошлого выступает как актуализация определенной информации из указанных «информационных центров», ее переработка и осмысление. Понятие «информационный центр» является важным инструментом ориентации человека в своем внутреннем мире, управления самопознанием. Результатом самопознания человеком своего прошлого и настоящего является гносеологический образ его Я-реального, а результатом самопознания будущего – Я-идеальное. В зависимости от условий жизни различные множественные Я в разной степени укоренены в сознании и бытии человека. Одни из них могут сохраняться в течение всей жизни (например, некоторые комплексы неполноценности, привычки, сформировавшиеся в детстве), а другие быть временными (увлечения, например, каким-либо видом спорта, писателем и т.д.). Но если все множественные Я рассматривать в целом, в их соотношении с едиными Я, то они соответственно выступают как изменчивое, динамичное и относительно устойчивое (так, например, какой бы трудовой деятельностью человек ни занимался, в каждой из них он проявляет свою способность трудиться вообще). Отметим еще раз то, что все множественные Я человека между собой тесно связаны, пересекаются и поэтому выделены могут быть только в абстракции.
Date: 2015-08-24; view: 829; Нарушение авторских прав |