Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Антропогенные Я, социокультурные Я и
темпоральные Я) Итак, специфика единых Я состоит в том, что они с разных сторон раскрывают целостность, качественную определенность Я-самости человека. Но все единые Я проявляются через многообразные формы в виде множественных Я. Единые и множественные Я соотносятся между собой, в известной мере, как сущность и явление. Поэтому процесс самопознания в историческом аспекте движется, прежде всего, от познания своих множественных Я, от явления к познанию своих единых Я и сущности, а в логическом аспекте (в изложении результатов самопознания) от познания единых Я к познанию множественных Я. Чем детерминируется, определяется наличие в каждом человеке множественных Я? Среди разных причин в качестве первой, на наш взгляд, следует назвать многообразные виды человеческой деятельности, активности, в которые объективно включается каждый человек. Но что является основанием их выделения? Им являются представления о структуре человеческой деятельности, ее видах и критериях их выделения (см.: Байлук В.В. Системная детерминация человеческой деятельности: автореф. дис…д-ра филос. наук. Свердловск, 1986). Согласно элементарной и вместе с тем универсальной модели человеческой деятельности любая деятельность человека представляет взаимодействие субъекта и объекта, в котором субъект, на основе того или иного осознания своих потребностей и интересов, ставит определенные цели и посредством использования тех или иных средств в определенных условиях стремится получить какой-то результат. Если выделить важнейшие потребности (интересы, цели), которые стремится удовлетворить современный человек (или современное общество) и те объекты, на которые направлена его активность, то мы получим представление о видах человеческой деятельности и ее структуре в современном обществе. При этом важно учитывать, что одни и те же потребности могут удовлетворяться человеком посредством взаимодействия с разными объектами (например, нравственное удовлетворение человек может получить как от профессиональной деятельности, так и от самого по себе альтруистического поступка), а разные потребности могут удовлетворяться посредством взаимодействия с одним и тем же объектом (например, в процессе взаимодействия с природой человек может удовлетворять утилитарные потребности, эстетические, познавательные, оздоровительные и др.). Исходя из сказанного, можно выделить следующие основные виды человеческой деятельности: познавательную, нравственную, эстетическую, профессиональную, общественно-политическую, педагогическую, правовую, религиозную, семейно-половую, здравоохранительную, экологическую, экономическую, бытовую, досуговую и деятельность в процессе общения. В любой из названных видов деятельности каждый человек включается либо в качестве самостоятельного субъекта (занятие, например, в трудовой деятельности), либо в качестве объекта (человек, например, может политической деятельностью не заниматься, но он не может быть свободным от воздействия на него политики, он может не быть творцом духовных ценностей, но он не может, живя в обществе, быть свободным от их воздействия на себя). В соответствии с указанными видами деятельности можно выделить следующие множественные Я индивида, которые мы будем называть деятельностными множественными Я. Это: познавательное Я, нравственное, эстетическое, профессиональное, общественно-политическое, самообразовательное, самовоспитательное, правовое, религиозное, семейно-половое, оздоровительное, экологическое, экономическое, бытовое, досуговое и коммуникативное Я. В качестве особого Я, видимо, следует выделять также игровое Я. Рассмотрим кратко деятельностные Я. 1. Познавательное Я. Оно связано с познанием всех форм и способов получения и переработки информации о природе, социуме и самом себе как путем непосредственного созерцания и осмысления результатов его, так и путем познания опосредованного, осуществляющегося через учителей, преподавателей, лекторов, в процессе общения с другими людьми, посредством средств массовой информации (периодической печати, телевидения, радио, и т.д.), а также через потребление произведений духовной культуры (научных статей и книг, художественной литературы, живописи, музыки и т.д.). Основной формой опосредованного познания является репродуктивное познание, осуществляющееся через образование и самообразование. Из сказанного очевидно, что познание индивидом самого себя (самопознание) выступает лишь одним из видов его познавательной активности, но одновременно является таким видом, посредством которого он осознает свою познавательную деятельность в целом. Поэтому познавательное Я индивида соотносится с его Я-самопознающим как целое и часть. 2. Нравственное Я. Связано с познанием индивидом своей нравственности в единстве нравственного сознания и поведения, проявляющегося в отношении к другим людям, социуму, природе и к себе самому. 3. Эстетическое Я. Ориентирует на познание индивидом своих собственных эстетических качеств в их телесном и духовном выражении (красив или некрасив, образ мыслей возвышенный или низменный и т.д.), своих эстетических отношений к социальным явлениям, природе, а также к искусству. 4. Профессиональное Я. Связано с познанием своей основной формы активности в жизни, являющейся главной сферой самореализации и основным источником существования. Это познание нацелено на выявление того, какими знаниями, умениями и необходимыми качествами обладает человек в этой деятельности и в какой мере он ориентируется на совершенствование ее. 5. Общественно-политическое или гражданское Я. Связано с познанием своего отношения к участию в общественной жизни на всех ее уровнях (от международного и государственного до региона, области, города, района, подъезда, дома), выражающегося в действиях и соответствующем сознании (участие в выборах или неучастие, осуждение одних политиков и одобрение других и т.д.). 6. Семейно-половое Я. Оно ориентирует на познание своих интимно-личностных отношений к лицам противоположного пола, способов удовлетворения своих сексуальных потребностей, родственных отношений к различным носителям их (родителям, детям, внукам, правнукам, братьям и сестрам, дедушкам и бабушкам), а также на познание всех других отношений, складывающихся у человека с семьей. 7. Правовое Я. Связано с познанием человеком своих прав (право на личную неприкосновенность, на свободный труд, на свободу мысли, образование и т.д.) и обязанностей (профессиональные обязанности, семейные обязанности и т.д.), которые записаны в специальных государственно-правовых документах, и своего практического отношения к ним (реализация и выполнение или не реализация и не выполнение). 8. Религиозное Я. Связано с познанием своего отношения к религии (диапазон отношений людей к религии весьма широк: от фанатичной религиозной веры до воинствующего атеизма). 9. Экономическое Я. Ориентирует на познание своего отношения к собственности (личной и общественной), в том числе к деньгам, источникам доходов (работе, саду, помощи родителям и т.д.), а также на познание своих связей со сферой материального производства, обмена, распределения и потребления. 10. Бытовое Я. Связано с познанием тех форм и способов, которые использует индивид в процессе воспроизводства своего физического тела, своей непосредственной жизни (познание организации своего питания и сна и используемых способов терморегуляции в зависимости от смены времен года и погоды), познанием мира своих личных вещей и способов организации сохранения и использования их, начиная от посуды, мебели, одежды и кончая квартирой или домом, включая и дачу, а также с познанием своего отношения к чистоте, порядку и степени овладения разного рода бытовыми технологиями. 11. Досуговое Я. Ориентирует на познание того, чем и как занимаюсь я в свободное от необходимой деятельности время. Как отдыхаю? Чем увлекаюсь? Как развлекаюсь? С кем встречаюсь и провожу свободное время? И т.д. 12. Коммуникативное Я. Связано с познанием степени своего владения нормами устного и письменного литературного языка, навыками использования компьютерной техники и информационными технологиями в поиске литературы, умениями вести диалог в процессе различных видов коммуникации (беседы, спора и др.), понимание юмора и способности к нему. 13. Оздоровительное Я. Ориентирует на познание отношения к своему здоровью как фундаментальной общественной и личной ценности, к постоянному ведению здорового образа жизни, степени использования и владения необходимыми методами и технологиями сохранения, укрепления и развития своего здоровья. 14. Самообразовательное Я. Ориентирует на познание человеком своего образования, получаемого в процессе самостоятельной познавательной деятельности, связанной с поиском и усвоением знаний в интересующей его области. 15. Самовоспитательное Я. Связано с познанием человеком своей сознательной деятельности, направленной на возможно более полную реализацию человеком себя как личности в деле формирования и совершенствования положительных и преодоления отрицательных качеств и привычек. 16. Экологическое Я. Ориентирует на познание человеком своего отношения к сохранению окружающей природной среды. Так как в разных видах деятельности человек нередко играет не одну, а ряд ролей (так, например, в семейной деятельности человек одновременно может быть отцом, сыном, мужем, дедом, в научной деятельности – ученым, руководителем и т.д.), то ролевое проявление еще больше увеличивает множественность его Я. Все эти Я мы тоже относим к деятельностным множественным Я. 17. Космическое Я. Все выделенные выше деятельностные Я дают о каждом человеке прежде всего геоцентрическое представление. Но каждый человек не только существо земное, но и существо космическое. Ведь Земля не только частица Космоса, но и продукт его. Поэтому природа человека и генетически и актуально определяется не только земными условиями, но и Космосом в целом. Космический аспект самопознания связан с познанием человеком своего знака Зодиака, особенностей воздействия на свою жизнь солнечной активности, времен года, лунных и суточных циклов и вообще расположения планет и звезд в определенный момент времени. На наш взгляд, об указанном познании кратко можно сказать так: «Познание особенностей своих биоритмов». Все сказанное дает основание для выделения особого Я человека – космического Я. Так как человек тем или иным образом стихийно или сознательно реагирует на воздействия на себя Космоса, то его космическое Я тоже может быть отнесено к деятельностным Я. 18. Историческое Я. Результатом осуществления человеком самопознания во всех указанных измерениях является гносеологический образ его Я в настоящем или Я-настоящего. После этого у человека, естественно, возникают вопросы о том, почему в тех или иных проявлениях своей жизнедеятельности он такой, а не другой, как и при каких условиях у него появились те или иные нравственные качества (доброжелательность, эгоистичность и т.д.), особенности психики (раздражительность, боязливость и т.д.), возникло то или иное отношение к здоровью и т.д.? Ответы на все эти вопросы каждый человек может получить только познав свое прошлое. Ведь настоящее каждого человека есть лишь результат определенных жизненных обстоятельств и его отношения к ним, поступков, событий его жизни, уходящих своими корнями в историю его индивидуального бытия, в его жизненный путь. Это требует выделения в качестве особого объекта самопознания своего исторического Я. Оно связано с познанием своего прошлого. Назначение этого Я не только в описании прошлого, но и в объяснении его. При этом в познании человеком своего прошлого его представление о себе настоящем может выступать не только тем, что нуждается в объяснении, но и своеобразным методом познания прошлого. Так, например, когда человек познал особенности своих способностей, то тогда многие имевшие место в прошлом малопонятные устремления и действия его становятся ему понятными, находят свое объяснение. В свою очередь, и познание себя настоящего, прежде всего своих сущностных, инвариантных характеристик (темперамента, способностей и т.д.) тоже не может осуществляться эффективно вне и помимо использования описания своего прошлого. Тем самым развертывается своеобразная диалектика познания человеком своего прошлого и настоящего: не только познание своего настоящего является ключом к познанию своего прошлого, но и познание прошлого – ключ к познанию настоящего, не только познание настоящего дает описательный материал, который может быть объяснен только познанием своего прошлого, но и прошлое дает фактический материал, который может быть объяснен только познанием своего настоящего. Поэтому нельзя себе представлять самопознание своего настоящего и прошлого так: я вначале познаю свое настоящее, а потом – прошлое или наоборот. В реальном процессе самопознания эти два потока постижения себя, непрерывно сменяя друг друга, существуют только в единстве. Управляется это самопознание методом единства исторического и логического. 19. Я-идеальное. Результатом самопознания человеком своего прошлого и настоящего является гносеологический образ его реального Я (ясно, что на любом этапе жизни это самопознание может быть только относительным). После получения знания о своем Я-реальном у человека, естественно, возникает вопрос о том, что его ожидает в будущем, каковы тенденции его развития, каким он хочет, может и должен стать? Необходимость ответа на эти вопросы требует выделения особого Я как объекта самопознания – Я-будущего или Я-возможного. Его познание связано с ответом на целый комплекс вопросов: «Как Я гносеологически, духовно-психологически и практически отношусь к своему будущему?», «Составляю ли проекты своего будущего и, если составляю, то, как составляю?», «Каков Я в отношении к вере, надежде и страху смерти?», «Как отношусь Я к различным существующим формам предсказания судьбы (астропрогнозу, хиромантии, разного рода пророчествам, гаданиям)?», «Какие прилагаю Я усилия для достижения поставленных целей?», «Как соотносятся мои жизненные планы и реальные действия, направленные на достижения их?» Результатом ответов на все эти вопросы является Я-идеальное, представляющее собой образ своего желаемого будущего. Поскольку жизнь человека и в прошлом и в будущем представляет собой деятельность, то и его Я-историческое и Я-идеальное тоже следует рассматривать как деятельностные Я. Все выделенные деятельностные Я значимы и в жизни, и в самопознании, но не все они равноценны. Поэтому встает вопрос о выделении в системе индивидуальной деятельности человека системообразующих видов деятельности. Каковы эти виды деятельности? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, ибо существует принципиальная разница между познанием человеком своего прошлого, связанного со становлением своей личности в детстве, подростковом возрасте и юности и познанием себя во взрослом состоянии. Для понимания своего становления, объяснения того, откуда у меня «все взялось», принципиальное значение имеет познание роли в своей жизни семьи, осмысление игровой деятельности и влияние «улицы», а также своей познавательной деятельности, связанной с учебой в школе, в специальном или высшем учебном заведении. Во взрослом состоянии системообразующими факторами выступают познание человеком своего профессионального Я с точки зрения того, соответствует ли оно его инвариантному, сущностному Я или не соответствует, а также познание своего нравственного Я. Так как выделенные здесь Я образуют своеобразный стержень жизни человека, так сказать, ее социальную субстанцию, то все другие его Я в большей или меньшей мере находятся под их определяющим воздействием. Поэтому познание системообразующих деятельностных Я во многом дает ключ к объяснению и пониманию других его Я. Разумеется, все другие деятельностные Я обладают относительной самостоятельностью, вследствие чего выступают относительно самостоятельными субъектами самопознания, и их познание углубляет понимание системообразующих деятельностных Я. При этом следует отметить, что системообразующие деятельностные Я имеют свою специфику в жизни и самопознании мужчины и женщины. Два выделенных выше системообразующих фактора в современном обществе в основном в одинаковой мере относятся к мужчинам и женщинам. Но в жизни женщины очень часто системообразующим фактором становится также ее семейное Я. И это имеет место не только тогда, когда женщина не работает, является домохозяйкой, но и тогда, когда она работает. При этом семейное Я женщины по отношению к ее профессиональному Я нередко выступает как приоритетное. Все выделенные деятельностные Я дают представление о пространственной структуре Я-самости как целостной деятельности или жизнедеятельности. Но деятельность человека в целом и любого его Я есть процесс. Поэтому, естественно, возникает вопрос о том, что представляют собой элементы этого процесса, его единицы. На наш взгляд, такими элементами деятельности как процесса являются: действие, поступок, операция и событие. В литературе действие чаще всего определяется как относительно законченный элемент деятельности, представляющий собой целенаправленный акт. «Действие – акт целенаправленной (теоретической или практической) деятельности человека, регулируемой представлением ее результата, условиями и способами достижения». «Действия – относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему замыслу» (Словарь по социальной педагогике. М., 2002. С. 64). «Действие – произвольный акт, акция, процесс, подчиненный представлению о результате, образу будущего, то есть процесс, подчиненный осознаваемой (сознательной) цели» (Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб., 2003. С. 124). В месте с тем в этих же справочных изданиях, наряду с осмысленными действиями, выделяются также импульсивные, реактивные действия. Вследствие этого в них дается не определение действия вообще, а только осознанного действия. Действие, на наш взгляд, есть относительно законченный элемент деятельности или ее относительно элементарная единица при рассмотрении деятельности как процесса. Что же касается самих действий, то они могут быть как стихийно-импульсивными, так и вполне осознанными. В осознанном действии обычно выделяют: а) принятие решения; б) реализацию; в) контроль и коррекцию. В психологии также выделяют управляющие действия, исполнительные, перцептивные, мнемонические, умственные и другие. В соответствии с выделенными выше деятельностными Я можно выделить познавательные действия, эстетические, профессиональные, семейно-половые, бытовые, оздоровительные, идеальные и т.д. Что представляет собой поступок? Поступок иногда трактуется настолько расширительно, что фактически отождествляется с действием и даже всей жизнедеятельностью индивида. Так, например, по мнению А.Я. Голубчикова, поступок – это не нечто необычное, а стихийное или сознательное достижение тех или иных результатов жизнедеятельности. При этом границы действия и поступка оказываются условными, и всю жизнь индивида можно рассматривать как поступок, совершаемый с различной степенью ответственности за его последствия (см.: Голубчиков А.Я. Самоопределение индивида (социально-философский анализ) / А.Я. Голубчиков. С. 19, 20). По нашему мнению, поступок – это вид деятельности человека, особенностью которого является то, что он включает творческий акт выбора целей и средств поведения, нередко вступающий в конфликт с установленным, привычным, заведенным порядком. Поступок – личностно осмысленное, личностно сконструированное и личностно реализованное поведение (действие или бездействие), направленное на разрешение конфликта. Поступок в целом, согласно М.М. Бахтину, обладает некоторыми обязательными свойствами: аксиологичностью, ответственностью, единственностью, событийностью (см.: Большой психологический словарь. С. 402). Поэтому действия автоматические, импульсивные, привычные, выполняемые по прогнозу, служебной инструкции, внешним требованиям, согласно предписанной роли, поступками не являются. При этом поступок всегда имеет внешний план и связан прежде всего с нравственно-правовыми, гражданскими сторонами жизнедеятельности человека. Действия и поступки есть истинное бытие человека, ибо в нем, как отмечал Г. Гегель, индивидуальность действительна. При этом действия и поступки человека, бывшие первоначально новыми, при их повторении в типичных жизненных ситуациях имеют тенденцию закрепиться в привычку, а совершение одного действия создает условия для осуществления другого. Вследствие этого жизнедеятельность индивида есть цепь непрерывно сменяющих друг друга действий как в рамках отдельных видов деятельности, так и при переходах от одних видов деятельности к другим. Операция – это также одна из составляющих деятельности человека как процесса, соотносимая с объективно-предметными условиями достижения целей. Советский психолог А.Н. Леонтьев (1903 – 1979) определил операцию как способ осуществления действия. Причем одна и та же цель, соотносимая с действием, может быть достигнута в разных условиях, поэтому одно действие может быть реализовано разными операциями. Операции, как и действия, могут быть сознательными и стихийными. Большинство операций человека – это результат обучения, овладения общественно выработанными способами действий, часто закрепленных в орудиях действия. Таким образом, если действие связано с ответом на вопрос «Что делает человек?», то операция – с ответом на вопрос «Как он осуществляет действие?» Событие – это то, что произошло, то или иное значимое явление, факт в жизни индивида. Это может быть рождение в семье ребенка, окончание школы или вуза, первая загранпоездка и т.д. Случай или эпизод – это тоже то в жизни человека, что произошло, случилось, но он какого-то существенного значения для него обычно не имеет. Вывод. Самопознание человеком своих деятельностных Я осуществляется через познание относящихся к этим Я действий, поступков, операций, событий и разного рода случаев, происшествий. В литературе также выделяют уровни индивидуальности. Так, например, русский философ С.Н. Булгаков (1871 – 1944) в качестве основных выделял психологический уровень (оценку индивида с точки зрения психологических характеристик его); гносеологический (характеризует присущие индивиду знания, навыки, умения); космический (рассматривает индивида с точки зрения особенностей его телесной структуры) (см.: Булгаков С.Н. Философский смысл троичности / С.Н. Булгаков // Человек. 1992. № 2. С. 92 – 93). Современный французский философ Поль Рикер выделяет лингвистический, практический и этический уровни (см.: Рикер П. Человек как предмет философии / П. Рикер // Человек. 1992. № 2. С. 43 – 44). Г.К. Чернявская также выделяет три уровня: антропологический, психологический и социальный. Антропологический уровень связывается с антропофизиологическими характеристиками индивида, к психологическому уровню относятся как наследственные, так и приобретенные особенности личности: темперамент, характер, волевые качества, экстра- или интровертность, скорость реакции и др. Социальный уровень связывается с социальными позициями личности, выполняемыми его социальными ролями, с ее потребностями, интересами, знаниями, мировоззрением, навыками, умениями, социальными чувствами (см.: Чернявская Г.К. Трудный путь к самому себе. С. 41). При этом Г.К. Чернявская справедливо считает, что такое деление весьма условно, так как выделенные уровни взаимно проникают друг в друга. Но поскольку выделенные уровни взаимно проникают друг в друга только в деятельности, то нам представляется, что их следует выделять не просто в индивиде, а в его деятельности. Кроме того, поскольку деятельность человеческих индивидов по своей природе социальна, то выделение социального уровня, наряду с антропологическим, нуждается в уточнении. На наш взгляд, во всех деятельностных Я индивида и в его деятельности в целом следует выделять антропологический, психологический и социально-атрибутивный уровни. Эти уровни деятельностных Я, с одной стороны, обеспечивают функционирование и развитие деятельности индивида, а с другой – сами они формируются и развиваются только в этой деятельности. Антропологический уровень. Он ориентирует на познание своего организма и происходящих с возрастом в нем изменений, своей индивидуальной конституции («Ветер», «Желчь», «Слизь»), строение своего тела и особенностей органов чувств, особенностей своей плоти (сходства с предками, наследственных болезней, отношении родства), а также на познание особенностей своей натуры – особенностей своей сексуальности, особенностей своих задатков, представляющих собой врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга и составляющих естественную основу развития своих способностей, своей индивидуальности. Лауреат Нобелевской премии 1965 года французский биолог Франсуа Жакоб, используя новейшие достижения генетики, полагает, что природа сделала все, чтобы индивиды не были одинаковыми. Каждый раз в момент зачатия материнская и отцовская программы смешиваются таким образом, что создается новый генотип, не имеющий аналога ни в прошлом, ни в настоящем, ни даже в будущем. Поэтому задатки каждого человека сугубо индивидуальны. «Каждая личность имеет предрасположенность к той или иной области, будь то музыка, прыжки в высоту или столярное дело, нужно только понять, какой именно, но это-то и есть самое сложное» (цит. по: Чернявская Г.К. Трудный путь к самому себе. С. 37). Психологический уровень. Он ориентирует на самопознание индивидом особенностей всех тех явлений, процессов, качеств и свойств, которые изучает психология. Достаточно полно они, на наш взгляд, представлены в приведенной выше модели объекта самопознания В.Г. Маралова. Обобщенно предмет самопознания психологического уровня деятельностных Я может быть представлен в следующем виде: сознание и бессознательное, психологические особенности индивидуальной деятельности (умения, навыки и т.д.), особенности познавательных процессов (ощущения и восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления), особенности структурных элементов личности (способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоции и мотивации, социальных установок). Социально-атрибутивный уровень. Связан с познанием таких граней, сторон жизнедеятельности человека, которые пронизывают и опосредуют все выделенные выше деятельностные Я, включая антропологический и психологический уровни, и как бы «растворены» в них. Поэтому рассматриваемые феномены мы называем атрибутами (с латинского – неотъемлемый) жизнедеятельности индивида. К ним мы относим: культуру, творчество, общение и свободу. Проиллюстрируем атрибутивность этих феноменов на примере творчества. Говорят, например, о труде творческом (имеют в виду труд ученого, писателя и т.д.) и труде нетворческом (имеют в виду труд грузчика, продавца, дворника и т.д.). И это правильно, но правильно только в абстрактном мышлении, возможно только в абстракции. В реальной жизни всякий труд в определенном отношении является и творческим, и нетворческим. Так, например, труд ученого содержит в себе немало и нетворческого (порой многократное переписывание многих страниц текста с целью достижения относительно совершенной формы), а труд, который определяет как нетворческий, может содержать элементы творчества (если, например, подъезд дома завалило метровым слоем снега, то дворнику уже приходится подумать о том, как лучше его убрать). Кроме того, все воспроизводящиеся способы действия когда-то были осуществлены первый раз, то есть являются результатом творчества. Поэтому нетворческое содержит в себе творческое и в скрытом виде. Существенно отметить, что атрибуты в реальной жизнедеятельности каждого человека, так сказать «бытийствуют», «живут» только через противоречия со своими антиподами и через противоречия между собой. К противоречиям первого рода относятся: противоречие культурного и бескультурного, продуктивно-творческого или рутинно-функционального, общения и обособления, свободы и зависимости. В системе названных противоречий системообразующим, на наш взгляд, является противоречие культурного и антикультурного. Если все те способы действий, которые использует человек, находятся в соответствии с объективными законами природы, общества и самого человека, если человек живет в согласии с ними, то это есть культура. Если же способы действий, технологии жизнедеятельности противоречат объективным законам бытия, то это есть антикультура (если, например, человек не будет считаться с законами выращивания картофеля, то картофеля он не вырастит, если он не будет считаться с индивидуальными особенностями ребенка, то личность из нее не сформирует и т.д.). Все другие атрибуты деятельности человека, обладая относительной самостоятельностью, в конечном счете являются специфическими формами проявления противоречия культурного и антикультурного. Примеры: если творчество не опосредуется культурой, то оно с неизбежностью превращается во зло (производство материальных благ в процессе преобразования природы при игнорировании нравственных и экологических норм ведет к разрушению природы – основы жизни и т.д.), свобода, не опирающаяся на культуру, вырождается в произвол, волюнтаризм, манипуляцию, общение без культуры превращается в конфликт. К противоречиям второго рода относятся противоречия между самими атрибутами, которые выражаются во взаимном воздействии атрибутов друг на друга и в их взаимозависимости. Это противоречия между культурой и творчеством, общением, свободой, между творчеством и общением, и свободой, между общением и свободой. Принципиально важно отметить то, что степенью развития атрибутов жизнедеятельности индивидов (культуры, творчества, общения и свободы) определяется мера человеческого в человеке, подлинного, истинного Я в его Я-сущностном. Антиподами же атрибутов (антикультурой, рутинно-догматическим, неоправданным обособлением, зависимостью) определяется античеловеческое, бессмысленное, абсурдное в человеческой жизнедеятельности. Но выделение в каждом деятельностном Я человека антропологического, психологического и социально-атрибутивного уровней или срезов весьма условно, так как возможно только в мышлении, в абстракции. В реальной жизнедеятельности человека все они находятся в органической взаимосвязи: антропологическое в человеке насквозь пронизано психологическим и социально-атрибутивным, психологическое своим основанием имеет антропологическое и в принципе невозможно вне социально-атрибутивного, а социально-атрибутивное, в свою очередь, основанием своим имеет антропологическое и психологическое. Через самопознание индивидом своих деятельностных Я осуществляется им познание себя и во внутреннем мире, и во внешнем, и во взаимосвязи проявлений себя во внутреннем мире и во внешнем мире. Кроме того, через самопознание индивидом своих деятельностных Я выявляется, во-первых, детерминация жизнедеятельности индивида внешней социальной и природной средой, во-вторых, его отношение к этой детерминации, опосредованное его опытом, и его самодеятельность, в третьих, собственное воздействие на окружающий мир. Посредством своей деятельности индивид не только изменяет окружающий мир, но изменяет и себя самого. С.Л. Рубинштейн писал: «Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется, но в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определить и формировать его самого. На этом только зиждется возможность педагогики, по крайней мере, педагогики в большом стиле» (Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности / С.Л. Рубинштейн // Вопросы философии. 1989. № 4. С. 94). Все другие множественные Я индивида могут быть выделены лишь условно, так как все они являются определенной конкретизацией деятельностных Я. Каждый человек в процессе своей жизнедеятельности взаимодействовал либо в своем прошлом, либо взаимодействует в настоящее время с множеством людей. И все эти люди, и помимо непосредственного взаимодействия с ним, продолжают «жить» в его сознании. Date: 2015-08-24; view: 1366; Нарушение авторских прав |