Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Значение самопознания в жизни человека
«Познай самого себя» выступает как моральный императив, требование к человеку. «Незнание себя, – утверждал римский философ V – VI вв. Боэций, – есть часть природы любого живого существа, кроме человека: для человека незнание себя есть грех». Человек просто не может жить, так или иначе, не познавая себя. Поэтому самопознание необходимо и неизбежно. Но зачем каждому человеку необходимо самопознание? В чем его смысл и значение? Вопрос о значении самопознания – это вопрос о его роли и ценности в жизни человека. Но от чего зависит определение значимости, ценности самопознания и сам способ его осуществления? Прежде всего от мировоззрения, господствующего в ту или иную эпоху, от уровня развития общественного сознания, культуры. «…Мировоззрение, – отмечает Шевцов А.А., – есть основное орудие выживания общества. И главный способ держать людей в зависимости и подчинении, то есть управляемыми. А управляемость достигается всегда через постановку цели. По сути, единственный способ заставить человека что-то сделать добровольно – это договориться с ним о достижении общей цели» (Шевцов А.А. Введение в самопознание. С. 559). Так как самопознание зависит от мировоззрения его субъектов, то в различных обществах оно было разным. А.А. Шевцов пишет, что у современного самопознания есть явные отличия от самопознания древности, ну и, конечно, от того самопознания, что сейчас продолжает древние традиции. Самое главное – оно имеет другие цели. Древнее самопознание имело две цели: либо познавать себя ради познания себя, либо познавать себя, чтобы познать в себе Бога. Современность, как она родилась в XX веке, больше не говорит о божественности. Это не модно и не современно. Но и просто самопознание ей не интересно. Это тоже не современно, потому что не практично. Современное самопознание – практическое, потому что сейчас надо демонстрировать окружающим уверенность в жизни. И люди познают себя ради других людей, чтобы показать, как хороша выбранная ими «жизненная стратегия», то есть «самопознание не ради самого самопознания – это не самопознание. Это раскрытие каких-то кусочков себя в качестве орудий улучшенного выживания» (Шевцов А.А. Введение в самопознание. С. 511). Итак, самопознание в определяющей мере зависит от мировоззрения. В мировоззрении как целом условно можно выделить: философское мировоззрение, научное, религиозное и обыденное. Поэтому рассмотрим кратко оценки значения самопознания на уровне отдельных суждений, мнений в философии, в науке, в религии и на уровне обыденного сознания. По мнению греческого философа Сократа (469 – 399 до н.э.), целью самопознания является обнаружение истинной сущности человека и возвращение каждого из нас к самому себе. Греческий философ Диоген-Киник (400 – 325 до н.э.) утверждал: «Если познаешь самого себя, тогда ты действительно будешь благоденствовать». Последователь Сократа римский философ Эпиктет (50 – 138) писал: «Мы должны разобрать наше собственное поведение, прошлое и настоящее, сообразить, что именно нам мешает жить праведно и как избавиться от этих помех: и затем приступить к борьбе с теми слабостями и пороками, которые мы в себе подметили». Представитель даосизма Ли Исю (1833 – 1892) в трактате «Принцип выполнения движений и ведения поединка» писал: «Познавший себя и противника не имеет равных и в ста битвах одерживает сто побед» (цит. по: Шевцов А.А. Введение в самопознание. С. 173). Однако существует и отрицательная оценка роли самопознания. Так, например, молодой К. Маркс в своей ранней работе «Тетрадях по истории эпикурейской философии» писал: «Тот, кому доставляет большое удовольствие вечно копаться в самом себе, чем собственными целями строить целый мир, быть творцом мира, – тот несет на себе проклятье духа, на того наложено отлучение, но в обратном смысле, – он изгнан из храма и лишен вечного духовного наслаждения, и ему приходиться убаюкивать себя размышлениями о своем личном блаженстве и грезить ночью о самом себе» (Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. Т. 40). Эту же мысль он повторяет в «Немецкой идеологии». Критикуя эгоизм М. Штирнера, К. Маркс так излагает его взгляды: «Стало быть, искать самого себя – значит стать иным, в сравнении с тем, что ты есть, и при том стать всемогущим, то есть ничем, небылицей, фантасмагорией» (там же. Т. 3. С. 258). Такой подход – следствие сведения сущности человека к совокупности общественных отношений, абсолютизации классовых интересов личности. Что же касается определения значения самопознания в сфере науки, то они сосредоточены прежде всего в психологии. При этом различные психологические концепции акцентируют внимание на каких-то отдельных аспектах значения самопознания. Например, в классическом психоанализе важной составляющей самопознания является осознание вытесненного в бессознательное. По мнение австрийского психолога и психиатра З. Фрейда (1856 – 1939), вытеснению подлежит все, что неприемлемо для сознания, прежде всего сексуальные и агрессивные тенденции. Роль психоаналитика состоит в том, чтобы помочь пациенту, используя специальные техники психоанализа, осознать и пережить то, что было вытеснено. В результате наступает катарсис (очищение) и выздоровление личности. Ученик З. Фрейда австрийский психиатр А. Адлер (1870 – 1937) смысл самопознания видит в познании человеком своей истинной жизненной цели, которая скрыта от личности нередко ложными целями, побуждающими его к превосходству над другими, к власти и т.п. Другой ученик – швейцарский ученый К. Юнг (1875 – 1961) обращает внимание на познание в себе тех сторон личности, которые ушли в область так называемой «тени», то есть сферу, которая не признается человеком в качестве своей, но реально существует и составляет неотъемлемую часть его самости (целостной личности). Задача состоит в том, чтобы познать эти стороны и принять их, обретая тем самым свою целостность и полноту собственного Я. В психосинтезе, основателем которого является итальянский психолог Р. Ассаджоли, основная идея самопознания сводится к достижению внутренней гармонии, единению с Высшим Я. Для этого человек должен осознать, с какими чертами своей личности (т.е. субличностями) он себя отождествляет, в результате чего они берут «власть» над личностью в целом, определяя тем самым его дисгармоничность. В гештальттерапии, создателем которой является американский психиатр Ф. Перлз (1893 – 1970), самопознание выступает как средство достижения человеком личностной зрелости. В качестве показателей зрелости личности Ф. Перлз выделяет следующие: умение находить поддержку в себе, а не в других, способность брать на себя ответственность; мобилизовать собственные ресурсы в сложных ситуациях; идти на риск, чтобы выбраться из тупика. В гуманистической психологии самопознание рассматривается как необходимое условие саморазвития личности, ее самоактуализации, то есть способности стать тем, кем она способна стать, а не тем, кем ей навязывают стать другие, социальное окружение (подробнее о значении самопознания в психологии см.: Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития / В.Г. Маралов. М., 2002. С. 9 – 11). По мнению В.Г. Маралова, значение самопознания состоит: 1) в том, что самопознание – средство обретения психического и психологического здоровья личности; 2) самопознание – средство обретения внутренней гармонии и психологической зрелости; 3) самопознание – единственный путь для саморазвития личности, ее самореализации (см.: Маралов В.Г. Указ. соч. С. 10). Проблема самопознания и самореализации, то есть пути человека «к себе», занимала серьезное место в истории русской, социально-педагогической и философской мысли (см.: Чернявская К.Г. Трудный путь к самому себе: очерки саморазвития личности / К.Г. Чернявская. СПб., 1994. С. 8 – 35). Так, например, К.Д. Ушинский исходил из того, что самопознание является основой свободы человека. «Источник свободы его души – в ее самосознании, ибо свободную волю… может иметь только то существо, которое имеет способность не только хотеть, но и сознавать свой душевный акт хотения» (Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Педагог. соч. в 6 Т. Т. 5. 1990. С. 44). А со свободой К.Д. Ушинский связывал труд, который он рассматривал и как цель жизни. Л.Н. Толстой в трактате «В чем моя вера?» писал, что для того, чтобы выработать цель жизни, человек должен познать самого себя. Поэтому самопознание, по Л.Н. Толстому, не цель, а средство выработки собственной цели жизни. По мнению Н.А. Бердяева, самопознание не самоцель, а средство становления человека как личности, как творца. Жизненный мир человека – это путь к его свободе. У каждого этот путь индивидуален, но во всех случаях это путь исканий смысла жизни. Для Н.А. Бердяева этот смысл состоял в поисках истины. Подводя итог всей своей жизни, философ с полным основанием говорит о себе: «Я удержался в жизни ни на что не опираясь, кроме искания Божьей истины. Мое главное достижение в том, что я основал дело своей жизни на свободе» (Бердяев Н.А. Самопознание / Н.А. Бердяев. М., 1991). Суть и значение самопознания раскрывается также в религии. Так, например, в буддизме, проповедующем избавление от страданий путем отказа от желаний, самопознание рассматривается как средство достижения нирваны. Нирвана – это состояние отсутствия желаний, абсолютного спокойствия, проникновения в истинную сущность вещей, совершенной удовлетворенности и самодостаточности, отрешенности и независимости от внешнего мира. Это полное слияние с абсолютом. Одним из основных средств самопознания в буддизме является медитация. В процессе медитации буддист подвергает рассмотрению свой собственный поток психики, свое Я – образы, чувства, мысли, стремления и т.п., в результате чего обнаруживает, что все это не имеет отдельного, независимого существования и в этом смысле нереально, что его Я нельзя свести к какому-то одному проявлению его психики, ни к их сумме, и поэтому говорить о своем Я как о чем то реально существующем можно лишь условно. Таким образом, самопознание через медитацию освобождает человека, делает его саморегуляцию естественной, что и приводит к нирване (О самопознании в буддизме. См. подр.: Шевцов А.А. Введение в самопознание. С. 113 – 169; Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. С. 7 – 9). Самопознание в христианстве возникает как средство постижения своей божественной природы, единения с Богом. При этом самопознание предполагает развитие в себе способности осознавать не только положительные, но и отрицательные стороны, принимать себя целиком. И чем в большей мере человек осознает меру своей греховности, чем в большей мере он становится на путь покаяния, тем в большей степени он становится на путь саморазвития, на путь быть самим собой. «Быть самим собой, – пишет митрополит Антоний Сурожский, – значит быть по образу Того, Кто пожелал быть по-нашему образу, чтобы мы были спасены и изменились» (О самопознании в христианстве. См. подр.: Шевцов А.А. Введение в самопознание. С. 287 – 374; Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. С. 9). Значение самопознания определяется также и на уровне обыденного сознания, здравого смысла. В.Г. Маралов отмечает, что если спросить любого человека, даже такого, кто вообще никогда не изучал психологию и имеет о ней смутные представления, в чем смысл самопознания, он, наверное, ответит так: «Самопознание позволяет наиболее полно использовать свои возможности в труде, в общении с другими людьми, в занятии каким-либо делом» – и в целом будет прав. В то же время некоторые могут ответить и так: «Я познаю себя, чтобы иметь власть над другими, манипулировать ими, добиваться своих целей». Следовательно, с позиции здравого смысла самопознание имеет два значения: одно – позитивное, другое – негативное. Позитивный смысл состоит в том, что любое дело, ситуация, другие люди предъявляют человеку определенные требования и, чтобы добиться успеха в работе, переговорах, завязывании отношений, он должен взвесить свои возможности, опереться на качества своей личности, но предварительно нужно их познать в себе. Негативный смысл состоит в том, что нередко хорошее знание себя, сильных и слабых сторон своей личности используется человеком в корыстных целях: для удовлетворения своих притязаний, достижения превосходства над другими и т.д. (см.: Маралов В.Г. Основы самопознания и самореализации. С. 11 – 12). Итак, самопознание, всегда зависит от мировоззрения, а это значит, от него зависит и определение его значения. Но здесь скрывается определенный парадокс. «Когда я говорю, – пишет А.А. Шевцов, – что самопознание в разных обществах определялось мировоззрением этих обществ, Я тем самым заявляю: ни в одном из упомянутых обществ не было настоящего самопознания. Почему? Да потому, что самопознание, как это явствует из самого слова, – это познание себя самим собой, и значит, самопознание делается для себя или для познания. Если же к этому подключается мировоззрение, значит ты ведешь самопознание не для познания себя и не для самого познания, а для общества. Ты воплощаешь собой какую-то цель, поставленную обществом. И это значит, что способы видеть, что такое самопознание, в разных обществах были все тем же хитрым орудием искажения воспринимаемого явления» (Шевцов А.А. Введение в самопознание. С. 559). Каков же выход из этой ситуации? Каждый человек в своем самопознании может исходить из любого значения самопознания для жизни. Но он не может не исходить из определенных предпосылок самопознания, то есть из определенного мировоззрения. Но из какого бы мировоззрения человек не исходил, его самопознание должно быть познанием им самого себя, он должен идти своим путем. В своем видении самопознания и определении его значения мы будем исходить из научно-философского подхода, но при этом, опираясь на все то ценное, что имеет место в других подходах к нему (например, религиозном). Назначение самопознания, на наш взгляд, состоит в обеспечении самореализации человека, понимаемой как творение им благ самому себе, другим людям, обществу. Все другие выделяемые в литературе аспекты значения самопознания: очищение себя от вытесненного бессознательного, достижение внутренней гармонии, личностной зрелости, психического и психологического здоровья, самоактуализации всех своих возможностей и т.д. – все это различные аспекты проявления самореализации личности. Сказанное выше о значении самопознания можно резюмировать следующим образом. Самопознание позволяет человеку строить свою жизнь не стихийно, а на научной основе, благодаря чему человек в своем бытии обретает свободу. Высшее проявление этой свободы выражается в способности индивида конструировать свою жизнедеятельность в соответствии с законами всесторонней и гармоничной самореализации человека. Тем самым концептуальное самопознание позволяет человеку: · получать в зависимости от нахождения на том или ином этапе своего жизненного пути определенные ответы на четыре фундаментальных вопроса индивидуального человеческого бытия: «Кто я такой?», «Почему я такой?», «Кем я хочу, могу и должен стать в жизни?», «Как стать тем, кем я хочу, могу и должен стать в жизни?»; · осознавать свои потребности и возможности, когда человек научится разбираться в своем внутреннем мире, то это намного лучше и успешнее позволяет решать свои жизненные проблемы; · сознательно использовать свои положительные стороны, развивать и совершенствовать их и избавляться от своих отрицательных качеств, то есть успешно заниматься самовоспитанием; · позволяет обеспечивать эффективное самоуправление личности; · познавать других людей. «Кто однажды обрел самого себя, тот уже ничего на этом свете утратить не может. И кто однажды понял человека в себе, тот понимает всех людей» (С. Цвейг, австрийский писатель. 1881 – 1942). А знание других людей – основа построения с ними целесообразных отношений; · стать тем, кем человек способен стать, а не тем, кем навязывает ему быть социальное окружение, потому что он осознает, как он воспринимает себя, как воспринимают его другие и что побуждает его действовать в угоду этих других; · стать самодостаточным, так как он берет ответственность за свою жизнь на себя и умеет находить поддержку в себе, а не в других; · достичь зрелости и полноценного человеческого счастья.
Date: 2015-08-24; view: 4724; Нарушение авторских прав |