Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Подготовка и проведение заседаний
Как правило, заседания Совета проводятся еженедельно или один раз в две недели. Однако все зависит от ситуации. Если потребуется, то заседания могут проходить и каждый день. Подготовка заседаний Совета состоит из нескольких моментов. Во-первых, председателю Совета необходимо определиться с примерной повесткой дня Совета, что будет рассматриваться на заседании. При этом необходимо собрать пожелания и самих членов Совета. Затем необходимо дать поручения членам Совета по подготовке проектов тех или иных решений по большим вопросам. Например, возникла идея провести фестиваль авторской песни. Для того, чтобы принять решение о его проведении, целесообразно собрать мнения членов объединения, определить примерную программу фестиваля, в какие сроки его лучше проводить, кто будет отвечать за тот или иной пункт программы, как лучше подготовиться к фестивалю и т.п. Все это желательно заранее до заседания выработать в виде проекта решения, который готовится, например, одним или двумя членами Совета по поручению председателя Совета. Ведет заседания Совета председатель Совета, а в его отсутствие - заместитель председателя. В начале заседания обязательно утверждается повестка дня, чтобы понять, сколько вопросов и какой сложности предстоит обсудить, есть ли уже по тем или иным вопросам проекты решений, сколько времени займет все заседание, может быть целесообразно часть вопросов перенести на следующий день или на следующее заседание Совета. Каждый член Совета вправе предложить любое количество вопросов в повестку дня. По каждому вопросу делается небольшое сообщение теми членами Совета или членами организации, которые готовили вопрос или инициировали его рассмотрение на заседании Совета. Далее идет обсуждение вопроса. Желательно, чтобы члены Совета, обсуждая вопрос, не повторяли то, что уже было сказано товарищами, старались высказывать свои мысли кратко и один раз. Вместе с тем обсуждение должно быть достаточно свободным, каждый член Совета вправе высказать замечание, предложение. В заседании Совета обязательно должен участвовать член объединения, если обсуждается вопрос о работе этого человека, его поступке, или иной вопрос, затрагивающий интересы лично этого члена объединения. В конце обсуждения председатель Совета подводит итоги и ставит вопрос на голосование (если это большой проект, тогда сначала он принимается за основу, а затем обсуждаются поправки). Обязательно ведется протокол заседания Совета. БАНК ИНФОРМАЦИИ
Формирование социального опыта может быть достигнуто на основе взаимодействия детей и взрослых. Несмотря на самостоятельный характер детских организаций, в их жизнедеятельности принимают участие и взрослые: старшие вожатые, педагоги, методисты, советники, организаторы детских движений, наставники и т.д. Важно, чтобы деятельность объединений и организации строилась на основе сотрудничества и приоритета детских интересов. Поэтому, вероятно, с интересом познакомятся они с данным материалом. Поговорим о «Совете лидеров» немного подробнее.
ЧТО ТАКОЕ «СОВЕТ ЛИДЕРОВ»? В последнее время, когда организационная структура всего коллектива стала очень подвижной и вариативной, когда сами ребята определяют, какое формирование является высшим органом самоуправления в школьном коллективе, часто функции последнего берет на себя «команда» лидеров. «Совет лидеров» - это орган самоуправления в школе. Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности детских коллективов, обеспечивающее развитие самостоятельности детей в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. «Совет лидеров» - подразумевает не только руководство детским объединением школы, но и мировоззрение, информированность, поступки и деятельность. КТО МОЖЕТ БЫТЬ В СОВЕТЕ ЛИДЕРОВ? В основном в совет лидеров могут войти учащиеся 7-8-9 классов, которые в наибольшей степени пользуются авторитетом среди товарищей и стремятся их вести за собой, вовлекая в различные интересные дела. Именно они стремятся «выложиться» для достижения общей цели, активно влияют на окружающих, наиболее полно понимают интересы большинства. Именно с ними хочется посоветоваться в трудные минуты, поделиться радостью, они могут понять, почувствовать, всегда готовы прийти на помощь, от них во многом зависит настроение, они способны «завести» окружающих. КОЛЛИЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ СОВЕТА ЛИДЕРОВ Прежде всего давайте решим вопрос – сколько человек может быть в Совете лидеров? И сразу ответим, что это зависит от количества классов, от специфики школы и т.д. Если школа насчитывает около 50 классов (с 1 по 8 классы), то количественный состав совета лидеров может быть 18-20 человек, если школа небольшая, то будет достаточно 9-11 человек, а возможно и 6-7 человек – на усмотрение самих детей и старшего вожатого. КАК ЧАСТО СОБИРАЕТСЯ СОВЕТ ЛИДЕРОВ Следует помнить, что длительные паузы, разлуки охлаждают темп взаимодействия и не способствует делу. Если не для галочки, встречаться надо раз в неделю, в один единый день, например, каждый понедельник или вторник. Или в другой день недели, удобный для школы. А раз в месяц совет лидеров устраивает клубный или досуговый день по заранее спланированной тематике с приглашением учащихся определенных классов – это могут быть экскурсии, вечера и т.д. МОТИВАЦИЯ ЛИДЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Цель, поставленная взрослыми, превращается в групповой мотив, если дети, подростки видят, что удовлетворение их потребностей напрямую зависит от достижений этой цели. По мнению российских психологов развитие личности в обществе идет по двум взаимосвязанным линиям, условно обозначенным как «само» и «со». Под «само» понимается самовыражение, самодеятельность, самоопределение, наиболее полное использование условий для совершенствования, самоутверждения и т.п. И вместе с тем «со» - совершаемое совместно с другими, с их помощью содружество, сотрудничество, сопричастность в общем деле, содействие. Эти «само» и «со» органично сочетаются, помогая друг другу, дополняя друг друга, и фактически отражают обе основные функции общественной организации (что она даст личности и что – обществу). Хочу стать лидером. Это желание хорошее и закономерное, тем более, когда для этого у молодого человека есть достаточно основания. Такие основания – хорошие знания по различным учебным предметам, любознательность, трудолюбие и работоспособность, выдержка и спокойствие, доброжелательность и неспособность унизить достоинство другого человека. Если все это будущий лидер готов использовать для того, чтобы другим ребятам жилось интереснее, полнее, то желание, что называется, на пользу. Лидер должен знать и чувствовать для чего проводится та или другая работа, чтобы цель и желаемый (ожидаемый) результат были ясны ему и его сподвижникам. - Лидер должен понять, что одно дело – создавать план работы, другое – выполнять его. Он должен ясно представить себе как должна быть разделена работа между всеми членами организации. - Плох тот лидер, который все делает или пытается делать своими собственными руками. - Величайшее искусство лидера состоит в том, чтобы ребята, выполняли его задания, делали это как бы по своей инициативе, и, может быть, даже в убеждении, что они сами, а не лидер, нашли выход из положения. Поэтому лидеру необходимо знать семь основных элементов организационной работы: 1. ЦЕЛЬ (в чем состоит цель и задание работы?). 2. ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ (Какая форма организации явится наиболее подходящей для выполнения намеченной работы?). 3. МЕТОДЫ (Какими организационными методами можно будет добиться намеченной цели?). 4. ЛЮДИ (При помощи каких лиц и при использовании какой людской силы, будет производиться работа?). 5. МАТЕРИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА (Какие материалы нужны для выполнения работы?). 6. ВРЕМЯ (В течение какого времени работа может и должна быть выполнена?). 7. КОНТРОЛЬ (Каким образом вести учет работы и организовать действительный контроль над ее выполнением?).
ПЕДСОТРУДНИЧЕСТВО В СОВЕТЕ ЛИДЕРОВ («С.Л.») Определяющим в деятельности «СЛ» является мнение самих ребят и ни одно решение, касающееся жизни и деятельности дружины, не принимается без заинтересованного обсуждения с ребятами. Вместе с тем, как показывает опыт, детским организациям трудно без участия взрослых в работе: старших вожатых, классных руководителей и др., роль которых состоит в том, чтобы обеспечить выполнение трех основных функций: - просветительской, которая заключается в расширении круга знаний членов организации в различных областях деятельности и разъяснении преимуществ тех или иных индивидуальных программ; - ориентирующей, акцентирующая внимание на формировании у членов организации отношений к окружающей деятельности, в выработке у них определенной иерархии материальных и духовных ценностей; - методической, предусматривающая оказание помощи членам организации в налаживании их практической деятельности в рамках индивидуальных программ. ИНФОРМАЦИОННЫЙ СТЕНД СОВЕТА ЛИДЕРОВ Не следует забывать, что любой информационный стенд – это средство влияния на общественное мнение. У совета лидеров должен быть стенд, отражающий жизнь дружины. Он располагается на стене в коридоре и служит для ознакомления с визитной карточкой дружины, с планом работы, с объявлениями конкурсов и соревнований, итогов деятельности и т.д. Кроме того, стенд знакомит с программами деятельности отрядов, отражает ход соревнования между отрядами. Даёт информацию для школьников и педагогов. Разнообразное и оригинальное оформление стенда говорит о способностях и фантазии «СЛ.» Желательно, чтобы оформление соответствовало содержанию деятельности коллектива. Возможные рубрики стенда: - «Визитная карточка дружины» - главное направление работы, количество отрядов, информация о герое, чье имя носит школа, кружки и т.д.; - «Наши дела» - план работы на учебный год; - «Это - мы» - список «Совета лидеров» с поручениями; - «Кто впереди?» - экран участия отрядов в конкурсах, соревнованиях; - «Наши малыши» - шефство над младшими школьниками; - «Детские общественные организации» - информациях о программах СПО (ФДО), а также Республиканских общественных организациях «Пионеры Дагестана», «Наследники», «Легион зелёных»; - «Фотовитрина» - фотографии интересных дел, праздников; - «Кому мы говорим спасибо» - поощрение отрядов или лидеров. КТО ТАКОЙ ЛИДЕР? Итак, как уже отмечалось, ЛИДЕР – ведущий – человек, способный повести за собой, пробудить интерес к делу. Он стремиться «выложиться» для достижения общей цели, активно влияет на окружающих, наиболее полно понимает интересы большинства. Именно с ним хочется посоветоваться в трудные минуты, поделиться радостью, он может понять, посочувствовать, всегда готов прийти на помощь, от него во многом зависит настроение, он способен «завести» окружающих. Различают лидеров - созидателей и лидеров – разрушителей. ЛИДЕР – СОЗИДАТЕЛЬ действует в интересах дела, в интересах организации и всех её членов, которых он ведёт за собой (по большому счёту – в интересах всех людей). ЛИДЕР – РАЗРУШИТЕЛЬ действует в своих собственных интересах, для него на первом плане не дело, не люди, а собственное эгоистическое желание показать себя, используя для этого и окружающих (зачастую во вред и делу, и людям). В детском объединении, организации встречаются лидеры, роли которых различны: лидеры – организаторы (деловые лидеры), лидеры – генераторы эмоционального настроя (эмоциональные лидеры), лидеры – инициаторы, эрудиты, умельцы. Деловые лидеры играют основную роль в решении задач, поставленных перед коллективом в реализации трудовой, спортивной, поисково-туристической и др. деятельности. Лидеры - инициаторы выделяются в деятельности на этапе выдвижения идей, в поиске новых сфер деятельности для коллектива. Лидер – умелец – это наиболее подготовленный в конкретном виде деятельности член коллектива (например, в походе – самый опытный турист). Роль эмоциональных лидеров связана с действиями, относящимися в основном к сфере межличностного общения в коллективе, группе в рамках организации. Ребята, успешно действующие в обеих сферах жизни организации, выдвигаются на роли абсолютных лидеров. Деловые лидеры осознают межличностные отношения. Это обусловлено стремлением деловых лидеров хорошо знать подавляющее большинство своих товарищей по организации, что позволяет им соответственно этим знаниям строить свои отношения. Эмоциональные лидеры зачастую не испытывают потребности в управлении коллективом. Отрицательные взаимоотношения между членами коллектива в организации точнее характеризуют деловые лидеры. Для воздействия на коллектив наряду с умением воспринимать личные отношения, большое значение имеет умение определять статус сверстников. В этом лучше всех ориентируются абсолютные лидеры, на втором месте идут деловые лидеры. От эмоциональных лидеров в большей степени зависит психологический климат в коллективе, самочувствие сверстников, а также принятые нравственные ценности. Лидера выдвигает деятельность. Поэтому через специально организованную разнообразную по содержанию деятельность можно обеспечить не только ситуации, направленные на сплочение организации, но и, прежде всего, благоприятные возможности для успеха ребят, обладающих развивающимся потенциалом влияния на сверстников. Для развития организации как коллектива характерна постоянная смена лидеров в зависимости от вида, характера и содержания деятельности, что обеспечивает каждому члену организации возможность пребывания в роли лидера, в приобретении навыков организации других людей и самоорганизации. Какие же качества личности определяют делового лидера? Прежде всего, это: а) способность управлять собой («если хочу, то смогу»). Способность в полной мере использовать своё время, энергию. Умение преодолевать трудности, выйти из стрессовых ситуаций. Заботиться о накоплении сил и энергии (в том числе и физических); б) наличие чётких личных целей («знаю, что хочу»). Ясность в вопросах о целях своих поступков. Наличие целей совместимых с условиями общения и деятельности. Понимание реальности поставленных целей и оценка продвижения к ним; в) умение решать проблемы («найти выход в лабиринте мнений»). Умение вычленить в проблеме главное и второстепенное, оценить варианты проблемы, прогнозировать последствия после принятия решения. Определить необходимые ресурсы для решения проблемы; г) творческих подход к организации людей («не так, как все»). Поиск нестандартных подходов к решению управленческих проблем. Умение генерировать идеи. Стремление к нововведениям; д) умение влиять на окружающих («вести за собой»). Уверенность в себе. Умение устанавливать хорошие личностные отношения. Способность убеждать и внушать. Умение слушать других; е) знание особенностей организаторской деятельности («организовать дело»). Умение подобрать и расставить людей, составить план и включить людей в его выполнение. Стимулировать работу товарищей, тактично осуществлять контроль за их работой; ж) наличие организаторских способностей («в их единстве»). Организаторское чутьё (психологическая избирательность, практическо - психологический ум, психологический такт). Эмоционально- волевая воздейственность (общественная энергичность, критичность). Склонность к организаторской работе; з) умение работать с группой («сплотить товарищей на дело»). Понимание важности сплоченности коллектива, способность преодолеть ограничения, препятствующие эффективной работе коллектива. Умение добиваться согласия в коллективе. Стремление к анализу развития группы и поиск путей её развития. В книгах А.Н.Лутошкина и Л.И.Уманского приводятся общие и специфические качества лидера. Общие качества (ими обладают не только лидеры, но и те, кто может стать лидером): - компетентность – знание того дела, в котором человек проявляет себя как лидер; - активность – умение действовать энергично, напористо; - инициативность – творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений; - общительность – открытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты с людьми; - сообразительность – способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, определять главное; - настойчивость – проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца; - самообладание – способность контролировать свои чувства, свое поведение в сложных ситуациях; - работоспособность – выносливость, способность вести напряженную работу; - наблюдательность – умение видеть, мимоходом отметить важное, замечать детали; - самостоятельность – независимость в суждениях, умение брать ответственность на себя; - организованность – способность планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность. Специфические качества лидера (своеобразные индикаторы лидерского таланта): - организаторская проницательность – тонкая психологическая избирательность, способность понять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, найти для каждого его место в зависимости от индивидуальных особенностей, настроения; - способность к активному психологическому воздействию – разнообразие средств воздействия на людей в зависимости от их индивидуальных качеств, от сложившейся ситуации; - с клонность к организованной работе, лидерской позиции, потребность брать ответственность на себя.
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА -это периодическое повторение одних и тех же приемов, способов воздействия. Итак, основные стили руководства и характеристики позиций группы и ее лидера:
Для организации плодотворной работы лидеры пользуются самыми разными способами. Одни любят приказывать, другие уговаривать, третьи увлекать собственным примером, своими идеями, четвертые, прежде чем начать дело, обсуждают его с другими, советуются. И если хорошо приглядеться, то можно заметить, что каждый лидер, организатор, руководитель, да и все мы, стараемся выбирать наиболее удобные для нас способы организации.
Date: 2015-08-24; view: 1226; Нарушение авторских прав |