Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принцип активности всех сторон, участвующих в психокоррекнии





Часто, когда речь идет о коррекции личностного развития, имеют в виду тот факт, что взрослый: воспитатель, родитель, психолог, организует систе­му воздействий и через это снимает симптоматику, ликвидирует причины, то есть активен взрослый. На самом деле это далеко не так. Путем односто­роннего воздействия ничего нельзя сделать. Односторонним воздействием мо­жно только что-то подавить, “запугать”, добиться якобы желаемой реакции. Действительно же сформировать, тем более скорректировать невозможно. Ре­бенок должен желать изменений, так как он сам является “страдающей” стороной, он самостоятельно должен совершать действия, направленные на достижение позитива, то есть быть активным. Возникает закономерный вопрос, ребенок может и не знать, что с ним проводится коррекционная рабо­та? Это действительно так. В то же время, если желание помочь со стороны взрослого искренне, если он устанавливает с ребенком хорошие отношения, сам вовлекается в предлагаемую дошкольнику деятельность, то это обязательно найдет отклик в душе ребенка, дети интуитивно чувствуют как добро, так фальшь. Как только возникает ответная активность со стороны дошкольника, психокоррекционная работа просто “обречена” на, успех.

Принцип оптимального сочетания “нормативности” развития с “личност­ными достижениями”. Под нормативностью развития понимается, с одной стороны, соответствие развития возрастным стандартам, с другой стороны, соответствие поведения ребенка требованиям деятельности, нормам и прави­лам взаимоотношений, например, в дошкольном возрасте должны быть сформированы элементы произвольности, умение оценивать себя достаточно адекватно в конкретных видах деятельности, иерархия мотивов и т. п. Ори­ентация на возрастные нормативы дает возможность педагогам, психологам обнаруживать те или иные “отклонения”, принимать соответствующие решения о необходимости осуществления коррекции. Однако это вовсе не означает, что вся коррекционная работа должна быть направлена только на то, чтобы “подогнать” ребенка к некоторому эталону. Главное здесь не норматив, а лично­стные достижения. Если ребенку удалось сегодня сделать что-то лучше, чем вчера, и это им осознается, пусть даже не достигнут возрастной норматив, мо­жно говорить о личностном росте, развитии. Одновременно такое продвижение свидетельствует и об эффективности психокоррекционного процесса.

Принцип ориентации на зону “ближайшего развития”. Данный принцип тесно связан с предыдущим. Понятия зоны “актуального” и зоны “ближай­шего” развития были выдвинуты в отечественной психологии Л. С. Выготским. Зона “актуального развития” - это имеющийся уровень достижений ребенка, то, с чем он справляется самостоятельно без помощи взрослых. Зона “ближайшего развития” - то, что составляет “завтрашний день развития” ребенка, то, с чем он справляется и чего достигает с помощью других, в ча­стности, взрослых, а завтра будет делать самостоятельно. Отсюда важно оп­ределить именно зону “ближайшего развития” дошкольника, нуждающегося в психологической помощи. Другими словами, - не “топтаться на достигнутом и его упрочнении, но и не забегать далеко вперед, предъявляя не­выполнимые требования и предлагая виды деятельности, задания, с которыми он заведомо не справится. Умелая опора на зону “ближайшего развития” есть эффективный способ создания предпосылок для личностных достижений.

Принцип моделирования личностно значимых отношений в личностно значимой деятельности. Суть его состоит в том, что в психокоррекционном про­цессе должны моделироваться те отношения, которые являются наиболее ва­жными для ребенка, где действительно возможны личностные достижения. Например, воспитатель моделирует игровую ситуацию, где у дошкольника не все получается, но имеется желание добиться успеха, проявить себя. Подби­рая партнеров ребенку, роли, педагог добивается успеха, ребенок справляется с игрой, происходит своеобразный микроэтап в его личностном развитии. Здесь важно, с одной стороны, учитывать ведущий вид деятельности, с дру­гой, - личностно значимый вид деятельности. Как известно, в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, в процессе ролевой игры формируются основные личностные новообразования. В то же время в индивидуальном отношении игра не всегда стоит на первом месте. Есть дети, которые больше любят рисовать, лепить, конструировать, чем играть со сверстниками. С ними коррекцию лучше вести посредством именно данных видов деятельности.

Принцип изменения системы значимых отношений. Успех психокоррекции можно прогнозировать только тогда, когда по отношению к ребенку, нуждаю­щемуся в помощи, будут изменены отношения со стороны значимых других: родителей, воспитателей, сверстников. Если изменение собственной позиции в руках самого воспитателя, он же косвенно может влиять и на изменение позиции сверстников, то изменить позицию родителей бывает очень сложно. Здесь, конечно, в первую очередь, должен поработать психолог, который, обла­дая своим арсеналом психологических и психотерапевтических методов, ока­зывает позитивное влияние на мам, пап, бабушек и дедушек, гармонизирует систему отношений в семье и к ребенку-дошкольнику.


Итак, рассмотрев некоторые принципы организации психокоррекционного процесса, обратимся к программе психокоррекции. Роль программы, особен­но в деятельности практического психолога, очень значительна. Она позво­ляет спланировать основные этапы работы, подобрать методы и приемы, специальные упражнения, предвидеть результаты. В современной психологии используются различные схемы построения программы психокоррекцин, мы воспользуемся схемой, предлагаемой А. С. Спиваковской (1988). По ее мне­нию, в психокоррекционной программе должно быть четыре блока:

1) диагностический блок: цели и методы;

2) установочный блок: цели и методы;

3) коррекционный блок: цели и методы;

4) оценочный блок: цели и методы.

Рассмотрим этапы построения программы психокоррекции на примере преодоления симптомокомллекса “неуверенность в себе”.

Неуверенность в себе - это внутреннее переживание дискомфорта по по­воду своих достижений, что выражается в боязни включаться в деятельность и общение или отказе от них, поэтому ребенок ограничивает сферу своих возможностей, лишает себя перспектив личностного роста и развития. Неуве­ренность в себе, как правило, сопровождается повышенной тревожностью иногда - чувством неполноценности, чувством незащищенности, брошенности.







Date: 2015-09-03; view: 964; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию