Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Принцип активности всех сторон, участвующих в психокоррекнии
Часто, когда речь идет о коррекции личностного развития, имеют в виду тот факт, что взрослый: воспитатель, родитель, психолог, организует систему воздействий и через это снимает симптоматику, ликвидирует причины, то есть активен взрослый. На самом деле это далеко не так. Путем одностороннего воздействия ничего нельзя сделать. Односторонним воздействием можно только что-то подавить, “запугать”, добиться якобы желаемой реакции. Действительно же сформировать, тем более скорректировать невозможно. Ребенок должен желать изменений, так как он сам является “страдающей” стороной, он самостоятельно должен совершать действия, направленные на достижение позитива, то есть быть активным. Возникает закономерный вопрос, ребенок может и не знать, что с ним проводится коррекционная работа? Это действительно так. В то же время, если желание помочь со стороны взрослого искренне, если он устанавливает с ребенком хорошие отношения, сам вовлекается в предлагаемую дошкольнику деятельность, то это обязательно найдет отклик в душе ребенка, дети интуитивно чувствуют как добро, так фальшь. Как только возникает ответная активность со стороны дошкольника, психокоррекционная работа просто “обречена” на, успех. Принцип оптимального сочетания “нормативности” развития с “личностными достижениями”. Под нормативностью развития понимается, с одной стороны, соответствие развития возрастным стандартам, с другой стороны, соответствие поведения ребенка требованиям деятельности, нормам и правилам взаимоотношений, например, в дошкольном возрасте должны быть сформированы элементы произвольности, умение оценивать себя достаточно адекватно в конкретных видах деятельности, иерархия мотивов и т. п. Ориентация на возрастные нормативы дает возможность педагогам, психологам обнаруживать те или иные “отклонения”, принимать соответствующие решения о необходимости осуществления коррекции. Однако это вовсе не означает, что вся коррекционная работа должна быть направлена только на то, чтобы “подогнать” ребенка к некоторому эталону. Главное здесь не норматив, а личностные достижения. Если ребенку удалось сегодня сделать что-то лучше, чем вчера, и это им осознается, пусть даже не достигнут возрастной норматив, можно говорить о личностном росте, развитии. Одновременно такое продвижение свидетельствует и об эффективности психокоррекционного процесса. Принцип ориентации на зону “ближайшего развития”. Данный принцип тесно связан с предыдущим. Понятия зоны “актуального” и зоны “ближайшего” развития были выдвинуты в отечественной психологии Л. С. Выготским. Зона “актуального развития” - это имеющийся уровень достижений ребенка, то, с чем он справляется самостоятельно без помощи взрослых. Зона “ближайшего развития” - то, что составляет “завтрашний день развития” ребенка, то, с чем он справляется и чего достигает с помощью других, в частности, взрослых, а завтра будет делать самостоятельно. Отсюда важно определить именно зону “ближайшего развития” дошкольника, нуждающегося в психологической помощи. Другими словами, - не “топтаться на достигнутом и его упрочнении, но и не забегать далеко вперед, предъявляя невыполнимые требования и предлагая виды деятельности, задания, с которыми он заведомо не справится. Умелая опора на зону “ближайшего развития” есть эффективный способ создания предпосылок для личностных достижений. Принцип моделирования личностно значимых отношений в личностно значимой деятельности. Суть его состоит в том, что в психокоррекционном процессе должны моделироваться те отношения, которые являются наиболее важными для ребенка, где действительно возможны личностные достижения. Например, воспитатель моделирует игровую ситуацию, где у дошкольника не все получается, но имеется желание добиться успеха, проявить себя. Подбирая партнеров ребенку, роли, педагог добивается успеха, ребенок справляется с игрой, происходит своеобразный микроэтап в его личностном развитии. Здесь важно, с одной стороны, учитывать ведущий вид деятельности, с другой, - личностно значимый вид деятельности. Как известно, в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, в процессе ролевой игры формируются основные личностные новообразования. В то же время в индивидуальном отношении игра не всегда стоит на первом месте. Есть дети, которые больше любят рисовать, лепить, конструировать, чем играть со сверстниками. С ними коррекцию лучше вести посредством именно данных видов деятельности. Принцип изменения системы значимых отношений. Успех психокоррекции можно прогнозировать только тогда, когда по отношению к ребенку, нуждающемуся в помощи, будут изменены отношения со стороны значимых других: родителей, воспитателей, сверстников. Если изменение собственной позиции в руках самого воспитателя, он же косвенно может влиять и на изменение позиции сверстников, то изменить позицию родителей бывает очень сложно. Здесь, конечно, в первую очередь, должен поработать психолог, который, обладая своим арсеналом психологических и психотерапевтических методов, оказывает позитивное влияние на мам, пап, бабушек и дедушек, гармонизирует систему отношений в семье и к ребенку-дошкольнику. Итак, рассмотрев некоторые принципы организации психокоррекционного процесса, обратимся к программе психокоррекции. Роль программы, особенно в деятельности практического психолога, очень значительна. Она позволяет спланировать основные этапы работы, подобрать методы и приемы, специальные упражнения, предвидеть результаты. В современной психологии используются различные схемы построения программы психокоррекцин, мы воспользуемся схемой, предлагаемой А. С. Спиваковской (1988). По ее мнению, в психокоррекционной программе должно быть четыре блока: 1) диагностический блок: цели и методы; 2) установочный блок: цели и методы; 3) коррекционный блок: цели и методы; 4) оценочный блок: цели и методы. Рассмотрим этапы построения программы психокоррекции на примере преодоления симптомокомллекса “неуверенность в себе”. Неуверенность в себе - это внутреннее переживание дискомфорта по поводу своих достижений, что выражается в боязни включаться в деятельность и общение или отказе от них, поэтому ребенок ограничивает сферу своих возможностей, лишает себя перспектив личностного роста и развития. Неуверенность в себе, как правило, сопровождается повышенной тревожностью иногда - чувством неполноценности, чувством незащищенности, брошенности. Date: 2015-09-03; view: 964; Нарушение авторских прав |