Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста





Моралов В.Г., Фролова Л.П.

Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста.

Череповец, 1995.

ВВЕДЕНИЕ

Деятельность воспитателя дошкольного учреждения многообразна и носит разносторонний характер. Он не только обучает и воспитывает детей, но и наблюдает в течение определенного временя за ходом их психического развития, оказывает влияние на него, вносит необходимые коррективы. Други­ми словами, педагог выполняет ряд важных функций психологической помощи. И от того, насколько он подготовлен к подобного рода деятельности, бу­дет зависеть общий успех формирования личности ребенка.

Еще в большей степени сказанное относится к практическому психологу, его основная функция состоит в том, чтобы на основе диагностики выявить позитивные и негативные тенденции в развитии личности каждого дошколь­ника создавать посредством использования специальных психологических средств условия для оптимизации процесса личностного развития, преодоления негативных тенденций и отдельных симптомов неблагополучия.

К 6-7 годам ребенок проходит уже большой путь в своем развитии, практически здесь закладываются основы личности и ее активности. Как по­казывают исследования зарубежных и отечественных психологов, в дошкольном возрасте изменяется сама социальная ситуация развития, которая характери­зуется тем что ребенок начинает стремиться действовать как взрослый, реа­лизуя в полной мере такое стремление в сюжетно-ролевой игре. Интенсивно в данный период развивается мотивационная сфера, наблюдается процесс структурирования мотивов, появляются элементы произвольности в поведении, обобщаются переживания, появляется логика чувств, идут позитивные изме­нения в структуре самосознания: самооценки дифференцируются, рационализи­руются, наполняются содержанием, развиваются элементы саморегулирования.

В то же время все эти процессы личностного развития далеко не всегда проходят гладко. Нередко можно встретить детей, которые агрессивны, враждебны, не умеют общаться, пассивны или, наоборот, социально импульсивны, тревожны и мн. др. Все это ставит в качестве специальной задачу коррекция личностного развития, которую призваны решать как педагоги, так и родите­ли при активной помощи детского психолога.

Корректировать - означает исправлять, то есть устранять отклонения в развитии, деятельности и взаимоотношениях детей. Необходимость в коррекции возникает тогда, когда в ходе воспитания и обучения наблюдаются несоответствия некоторым возрастным нормативам, когда затруднена адапта­ция ребенка к деятельности, социальному окружению, условиям жизни и т. п. Активно устраняя причины отклонений, изменяя отношение к ребенку со сто­роны социального окружения, формируя соответствующую мотивацию и опе­рациональные стороны поведения ребенка, можно тем самым вносить коррек­цию в его личностное развитие, добиваясь положительных результатов.

Термин “коррекция” первоначально использовался в дефектологии, специальной психологии, когда речь шла о больном человеке (ребенке). Поэтому под коррекцией понималась особая система форм и методов лечения больного, устранения отклонений. Однако постепенно значение данного понятия расши­рилось, что позволило говорить о коррекции и в рамках нормы как особой форме воспитания и педагогического воздействия. Именно о такой коррекции личностного развития идет речь в настоящем пособии.

Пособие состоит из четырех частей.

В первой части дается общая характеристика психокоррекционного про­цесса, раскрываются его принципы и программа.

Во второй части описываются некоторые распространенные симптомокомплексы неблагополучного развития личности детей дошкольного возраста и общие пути коррекции.

В третьей части основное внимание уделяется некоторым специфическим формам и методам коррекции: психогимнастике, игротерапии, тренингам, суг­гестивным методам и др.

Последняя часть целиком посвящена описанию комплексного тренинга, ко­торый может быть использован практическим психологом в своей деятель­ности.

Пособие предназначено как для воспитателей, так и для практических психологов. Воспитатель может здесь почерпнуть информацию о конкретных проявлениях неблагополучия личностного развития детей, а также рекоменда­ции по построению собственной тактики воздействия на ребенка, по устранению причин, приведших к тому или иному “отклонению”. Практический психолог, особенно начинающий, получит рекомендации по использованию специфических форм и методов работы, конкретный пример организации и проведения комплексного тренинга личностного развития детей дошкольного возраста.







Date: 2015-09-03; view: 744; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию