Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ВВЕДЕНИЕ. Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возрастаСтр 1 из 10Следующая ⇒
Моралов В.Г., Фролова Л.П. Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста. Череповец, 1995. ВВЕДЕНИЕ Деятельность воспитателя дошкольного учреждения многообразна и носит разносторонний характер. Он не только обучает и воспитывает детей, но и наблюдает в течение определенного временя за ходом их психического развития, оказывает влияние на него, вносит необходимые коррективы. Другими словами, педагог выполняет ряд важных функций психологической помощи. И от того, насколько он подготовлен к подобного рода деятельности, будет зависеть общий успех формирования личности ребенка. Еще в большей степени сказанное относится к практическому психологу, его основная функция состоит в том, чтобы на основе диагностики выявить позитивные и негативные тенденции в развитии личности каждого дошкольника создавать посредством использования специальных психологических средств условия для оптимизации процесса личностного развития, преодоления негативных тенденций и отдельных симптомов неблагополучия. К 6-7 годам ребенок проходит уже большой путь в своем развитии, практически здесь закладываются основы личности и ее активности. Как показывают исследования зарубежных и отечественных психологов, в дошкольном возрасте изменяется сама социальная ситуация развития, которая характеризуется тем что ребенок начинает стремиться действовать как взрослый, реализуя в полной мере такое стремление в сюжетно-ролевой игре. Интенсивно в данный период развивается мотивационная сфера, наблюдается процесс структурирования мотивов, появляются элементы произвольности в поведении, обобщаются переживания, появляется логика чувств, идут позитивные изменения в структуре самосознания: самооценки дифференцируются, рационализируются, наполняются содержанием, развиваются элементы саморегулирования. В то же время все эти процессы личностного развития далеко не всегда проходят гладко. Нередко можно встретить детей, которые агрессивны, враждебны, не умеют общаться, пассивны или, наоборот, социально импульсивны, тревожны и мн. др. Все это ставит в качестве специальной задачу коррекция личностного развития, которую призваны решать как педагоги, так и родители при активной помощи детского психолога. Корректировать - означает исправлять, то есть устранять отклонения в развитии, деятельности и взаимоотношениях детей. Необходимость в коррекции возникает тогда, когда в ходе воспитания и обучения наблюдаются несоответствия некоторым возрастным нормативам, когда затруднена адаптация ребенка к деятельности, социальному окружению, условиям жизни и т. п. Активно устраняя причины отклонений, изменяя отношение к ребенку со стороны социального окружения, формируя соответствующую мотивацию и операциональные стороны поведения ребенка, можно тем самым вносить коррекцию в его личностное развитие, добиваясь положительных результатов. Термин “коррекция” первоначально использовался в дефектологии, специальной психологии, когда речь шла о больном человеке (ребенке). Поэтому под коррекцией понималась особая система форм и методов лечения больного, устранения отклонений. Однако постепенно значение данного понятия расширилось, что позволило говорить о коррекции и в рамках нормы как особой форме воспитания и педагогического воздействия. Именно о такой коррекции личностного развития идет речь в настоящем пособии. Пособие состоит из четырех частей. В первой части дается общая характеристика психокоррекционного процесса, раскрываются его принципы и программа. Во второй части описываются некоторые распространенные симптомокомплексы неблагополучного развития личности детей дошкольного возраста и общие пути коррекции. В третьей части основное внимание уделяется некоторым специфическим формам и методам коррекции: психогимнастике, игротерапии, тренингам, суггестивным методам и др. Последняя часть целиком посвящена описанию комплексного тренинга, который может быть использован практическим психологом в своей деятельности. Пособие предназначено как для воспитателей, так и для практических психологов. Воспитатель может здесь почерпнуть информацию о конкретных проявлениях неблагополучия личностного развития детей, а также рекомендации по построению собственной тактики воздействия на ребенка, по устранению причин, приведших к тому или иному “отклонению”. Практический психолог, особенно начинающий, получит рекомендации по использованию специфических форм и методов работы, конкретный пример организации и проведения комплексного тренинга личностного развития детей дошкольного возраста. Date: 2015-09-03; view: 744; Нарушение авторских прав |