Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы развития национального образования





В 50-е годы, после смерти И.В.Сталина, в партии и стране начали происходить важные политические сдвиги. Исторической вехой на этом пути стал ХХ съезд КПСС, разоблачавший «культ личности», давший мощный импульс демократическому обновлению общества. Конструктивные, позитивные перемены охватили тогда все сферы общественной жизни: партию и государство, экономику и социальные отношения, науку и культуру, а также затронули область народного образования.

ХХ съезд партии уделил немало внимания проблемам развития культуры, науки и образования. Изучение положения в области науки и образования показало наличие здесь существенных недостатков. Как указывалось на съезде, главным из них и общим для школ, вузов, научно-исследовательских учреждений была их оторванность от жизни. Школа ограничивалась преимущественно словесными методами воспитания, не уделяла необходимого внимания приобщению детей и молодёжи к посильному участию в общественно полезном труде. В результате выпускники школ оказались не подготовленными к практической деятельности; дипломированные специалисты не знали конкретной экономики и организации производства, не имели производственных навыков; наука отстала от запросов народного хозяйства. А в некоторых отраслях – от зарубежных научных достижений; научные учреждения работали над вопросами, не имеющими практического значения.

После восстановления экономики, пострадавшей в ходе Великой Отечественной войны, острым вопросом встали проблемы дальнейшего развития отраслей экономики, а это было не возможно без обеспечения кадрами и, прежде всего, квалифицированными работниками. А их и должна была выращивать школа. Необходимость изменений в образовании требовало и народное хозяйство, которое предъявляло к главной производительной силе – человеку труда, более высокие требования. Первостепенное значение имел здесь курс на ускоренное развитие наиболее перспективных отраслей промышленности. В те годы начиналось внедрение средств автоматики телемеханики, на новый уровень выходило развитие приборостроения, химического производства, переоснащались железнодорожный транспорт и гражданская авиация, перевооружались армия и флот. Между тем заинтересованность предприятий в новой технике и технологии, темпы её внедрения оставались слабым звеном экономического развития.

В связи с новой ролью науки и техники, высокими темпами их развития изменялась и роль образования как социального института – возрастали требования к его способности обеспечивать не только традиционную передачу знаний и опыта из поколения в поколение, но быстро реагировать на прогресс науки и общества. В этих условиях жизненное значение для многих людей приобретало умение учиться, и его должна была дать система образования. Отсюда вытекала необходимость поиска иных, нежели прежде, методов обучения.

ХХ съезд КПСС, проходивший в феврале 1956 года, принял Директивы по шестому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1956 1960 годы. Главной задачей, как определил съезд, являлось обеспечение дальнейшего мощного роста всех отраслей народного хозяйства, особенно сельского хозяйства, на базе преимущественного развития тяжёлой промышленности, непрерывного процесса и повышения производительности труда. Особое внимание шестилетний план развития страны в области образования, уделял развитию политехнического обучения в общеобразовательной школе. Задачей ставилось обеспечение тесной связи школы с общественно полезным трудом, воспитывать у подрастающего поколения «коммунистическое отношение к труду».

Таким образом, ХХ съезд КПСС наметил достаточно широкие перспективы общего образования. Однако его содержательная сторона, научно - педагогические основы, организационные формы не получили необходимой всесторонней обработки.

В 1955-1956 учебном году 7 260 школ ещё размещались в приспособленных и 2088 - в наёмных зданиях. Почти половина школ работала в две смены. На низком уровне велось преподавание многих предметов. Резко сократилось количество белорусских школ. Например, в Минске в 1945-1946 учебном году из 28 школ 14 были белорусскими, а в 1952-1953 - из 46 школ - только 9 остались белорусскими. В Бресте в этот период из 14 школ только одна являлась белорусской. Это сформировало у детей и подростков национальный нигилизм, пренебрежение к истории и культуре своего народа.

Восстанавливалось и развивалось среднее специальное образование - техникумы и училища. В 1955 году их насчитывалось 123. За послевоенное десятилетие было подготовлено около 90 тысяч специалистов среднего звена.

Восстанавливалась высшая школа республики. В 1945 г. из 25 довоенных вузов работало 22. Открывались новые высшие учебные заведения, в их числе - Минский институт иностранных языков, Брестский, Полоцкий педагогические и Гродненский сельскохозяйственный институты. Высшей школой за послевоенное десятилетие было подготовлено 50 тысяч специалистов с высшим образованием.

В 1958 г. в Белоруссии в соответствии с Законом СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» началась образовательная реформа. Всеобщее обязательное семилетнее обучение окончательно уступило место обязательному восьмилетнему обучению, делался упор на трудовое воспитание школьников. Появились школы-интернаты, школы и группы продлённого дня, учебно-производственные комбинаты. Пересматривались учебные программы, начальное образование сокращалось с 4 до 3 классов. Значительно выросло число детских дошкольных учреждений. В результате реформы был завершён переход ко всеобщему среднему образованию молодёжи.

После освобождения Минска возобновилась работа Академии наук БССР. Уже в 1945 г. действовало 8 академических институтов, к началу 50-х гг. - 20 НИИ. В них работало 500 сотрудников, в том числе 51 доктор и 139 кандидатов наук. Расширялись направления научных исследований. Далеко за пределами Беларуси были известны имена учёных А.Р. Жебрака (генетик), Н.И. Гращенкова (физиолог), С.И. Губкина (физик), Г.Ф. Александрова (философ), В.Н. Перцева (историк) и др.

В послевоенные и последующие годы восстанавливалось и развивалось среднее специальное и высшее образование. Вернулись из эвакуации и возобновили работу ВУЗы. Открылись Белорусский государственный театрально-художественный институт, Минский государственный педагогический институт иностранных языков, Белорусский институт механизации и электрификации сельского хозяйства, Минский радиотехнический институт, Минский институт культуры, Брестский инженерно-строительный институт, Гомельский политехнический институт и другие вузы. К 1985 г. их число выросло до 33. Для оказания помощи молодёжи при поступлении в высшие учебные заведения создавались подготовительные отделения, школы юных математиков, физиков, химиков, проводились специализированные школьные олимпиады.

Однако развитие науки сдерживалось слабой материально-технической базой, администрированием, грубым идеологическим диктатом. Ряд учёных подверглись репрессиям и были реабилитированы лишь после смерти Сталина. Гражданское мужество проявил академик АН БССР А.Р. Жебрак, открыто отвергнувший лженаучные взгляды Т.Д. Лысенко. На много десятилетий назад были отброшены в своём развитии общественные науки.

В декабре 1958 г. Верховный Совет СССР принял Закон «Об усилении связи школы с жизнью, и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Соответствующий закон в БССР был принят в 1959 г. Он предусматривал введение всеобщего восьми летнего образования.

В 1959 г. было образовано Министерство высшего и средне-специального образования БССР. Центром научной работы становится Академия Наук БССР.

В 70-е годы было введено всеобщее среднее образование молодёжи. Была построена достаточно демократичная система народного образования, которая давала молодёжи реальную возможность получить среднее образование. Уже в 1977 г., 98% закончивших восемь классов продолжали учёбу в школе с целью получения среднего образования. Всё это требовало соответствующей перестройки системы образования, её содержание (программы, учебные планы, учебники) приводилось в соответствие с достижениями науки и культуры, научно-технического прогресса.

Введение всеобщего среднего образования, явилось одним из величайших достижений социалистического строя. Количество людей, получивших среднее (общее и специальное) образование, возросло с 70 тыс. человек в 1946-1950 гг. до 779 тыс. в 1971-1975 гг.

Одной из отрицательных черт образования того времени стало сужение сферы использования белорусского языка. В БССР не было ни одного среднего и высшего белорусско-язычного учебного заведения. Родители получали право освобождать детей от изучения белорусского языка в школе. Допускалось даже преподавание белорусского языка на русском. В середине 80-х гг. всего 19% детских садов и 23% школ работали на белорусском языке. В результате такой языковой политики, создались очень неблагоприятные условия для развития белорусской культуры.

Новой попыткой реформирования школы, было принятие в 1984 г. документа «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы». В середине 80-х годов, система образования в БССР насчитывала 6223 общеобразовательные школы на 1468 тыс. учеников, 139 средне-специальных учебных заведений, с более 160 тыс. учеников.

Перестраивалась система профессионально-технического образования. Многочисленные учебные заведения системы рабочих резервов в конце 50-х – начале 60-х годов были преобразованы в единый тип учреждений образования – городские и сельские профессионально-технические училища. Их численность в БССР выросла с 103 в 1961 г. до 223 в 1985 г.

 


Заключение

Таким образом, белорусская культура периода 40 – 80 гг. прошла очень сложный тяжёлый путь через навязывание идеологии, партийно-советское руководство, классовый подход. Ограничивалась свобода творчества, и, что наиболее тяжело для национальной культуры, вытеснение белорусского языка было введено в ранг государственной политики. Культура, наука и образование не получали достаточного финансирования, что серьёзно сказалось на их уровне и качестве. В то же время весь мир знает наших учёных, литераторов, художников, актёров, что свидетельствует о глубине и высоком профессиональном уровне культуры.

 


Список литературы

1. Вучэбна-метадычны дапаможнік па курсу "Гісторыя Беларусі" для студэнтаў усіх спецыяльнасцей БДУІР завочнай формы навучання – Новік Я.К.

2. Грамадска-палітычнае жыццё БССР у 1950-1980 – www.istoriya.org

3. Культурное развитие Беларуси в советский период - www.allbest.ru

4. К вопросу развития школьного образования в БССР (к.50-х н.70-х гг.) - Федкович А.И.

Размещено на Allbest.ru

Date: 2015-09-03; view: 464; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию