Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Белорусская драматургия





 

После освобождения Беларуси на родину вернулись театры, которые были в эвакуации. Уже в 1945 г. работало 12 театров. Их деятельность регламентировалась известным постановлением ЦК ВКП(б) "О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению" (1946 г.). На сценах театров с успехом шли пьесы о Великой Отечественной войне: "Молодая гвардия", "Константин Заслонов", "Это было в Минске" и др. На исторические темы были поставлены спектакли "Нестерка" В. Вольского, "Павлинка", "Разбросанное гнездо" Я. Купалы, "Пинская шляхта" В. Дунина-Марцинкевича и др. Идеологический диктат не смог сдержать творчество таких известных актеров, как Г. Глебов. Б. Платонов, С. Станюта и др.

Мужеству народа посвящались оперы, симфонии и контаты Е. Тикоцкого, Н. Аладова, А. Богатырева. В послевоенные годы появились имена композиторов В. Оловникова. Ю. Семеняки, Г. Вагнера и др. В 1951 г. начал выступления государственный народный хор БССР во главе с.Цитовичем. Активно работала Государственная академическая хоровая капелла БССР под руководством Г. Ширмы.

Очень продуктивными для белорусской драматургии были конец 60 – 70е гг. когда было создано множеств пьес, которым было суждено стать литературной классикой.

Именно в это время театральное общество нашей и других республик бывшего СССР познакомились с оригинальными пьесами “Брама неўміручасці” К. Крапивы, “Трыбунал”, “Зацюканы апостал”, “Таблетку пад язык”, “Кашмар” (“Святая прастата”) А. Макаёнка, “Вечар”, “Парог” А. Дударева”, “Соль”, “Трывога” А. Петрашкевича, с новыми произведениями М. Матуковского, К. Губарэвича, У. Караткевича, А. Делендика и многих других.

Большой вклад в развитие белорусского театра сделали режиссёры Б. Луценко, В. Мазынский, В. Раевский, актёры З. Браварская, А. Клиова, Г. Макарова, С. Станюта, З. Стома, В. Тарасов, Ф. Шмаков, Г. Глебов, Р. Ржецкая, У. Дядюшко, Н. Радяловская, Г. Янковский, М. Ерёменко.

Кадры актёров, режиссёров, сценографов, театроведов готовил все эти годы Белорусский государственный театрально-художественный институт.

Из существовавших до 1985г. 17-и театров, 9 были драматические, 6 кукольных, 2 музыкальных. Огромную роль в культурной жизни республики играл Большой театр оперы балета. Здесь работали талантливые артисты Л. Александровская, З. Бабий, И. Сарокин, Н. Ткаченко, Т. Нижникова, Т. Шимко, В. Чорнабаев, А. Корзенкова, Н. Довиденко, Р. Красовская, Л. Бржазовская, Ю. Троян, В. Саркосян и другие.

Явлениями культурной жизни стали балеты «Выбраннiца», “Курган”, “Альпійская балада”, “Тыль Уленшпігель”, “Маленькі прынц” Я. Глебова (последний был поставлен на сцене Большого театра СССР в 1983 г.), “Пасля балю” Г. Вагнера, оперы “Новая зямля” Ю. Семиняки, “Сцежкаю жыцця” Г. Вагнера, “Сівая легенда” Д. Смольского, “Матухна Кураж” С. Кортеса.

Критическое переосмысление сложных проблем истории и современности в период "оттепели" содействовало появлению новой плеяды литераторов - А. Адамовича, В. Быкова, Р. Бородулина, В. Короткевича, И. Науменко, И. Чигринова, Н. Гилевича и др. В военной прозе главной становится тема человека на войне. Всеобщее признание получили произведения В. Быкова "Альпийская баллада", "Журавлиный крик", "Третья ракета" и др. Известными стали романы И. Шемякина "Сердце на ладони", "Возьму твою боль" и др. В 1981 г. ему было присвоено звание Героя Социалистического труда. Историческая тема нашла своё отражение в произведениях В. Короткевича "Дикая охота короля Стаха", "Чёрный замок Ольшанский" и др.

В 50-е гг. жизнь налаживалась, но чтобы успешно строить будущее, нужно честно оценивать прошлое. В 1954 г. Я. Колас завершил трилогию «На ростанях», в которой дал широкую панораму жизни и чаяний белорусского крестьянства и сельской интеллигенции в начале XX в.

Важным проблемам социальной повседневности и человеческой жизни, сложным судьбам людей посвятили свои книги И. Шамякин «У добры час», «Трывожнае шчасце»), В. Карпов («За годом год»). Лиризм и гражданственность прозвучали в стихах П. Бровки, П. Глебки, М. Танка, А. Кулешова, П. Панченки, Р. Бородулина. Однако и в послевоенное время доктринерски ограниченный социалистический реализм по-прежнему считался единственно правильным направлением в литературе, искусстве. Не случайно, когда в 1952–1954 гг. издавалось собрание сочинений Я. Купалы, в него не был включен ряд произведений поэта, в которых высказывались национально-освободительные идеи.

С наступлением хрущёвской «оттепели» из лагерей вернулись А. Александрович, С. Граховский, Я. Скриган и другие опальные литераторы. Они принесли своё видение проблем сталинизма, путей обновления жизни общества и демократизации страны.

В 60–80-е гг. развернулся талант замечательного писателя, поэта, драматурга и журналиста Владимира Короткевича (1930–1984). Он был глубоким знатоком исторического прошлого своего народа («Каласы пад сярпом тваiм», 1968; «Хрыстос прызямлiуся у Гароднi», 1972; «Чорны замак Альшанскi, 1983) и одновременно тонким лириком (поэтические сборники «Матчына душа», 1958, «Вячэрнiя ветразi, 1960).

В творчестве некоторых белорусских писателей тема Великой Отечественной войны оставалась определяющей. Ей посвятил свои романы Иван Науменко («Сасна пры дарозе», «Вецер у соснах», «Сорак трэцi»). Впечатляющее художественное воплощение тема «война и народ» получила в творчестве Василя Быкова (1924–2003). Переведены на иностранные языки его произведения «Жураулiны крык» (1960), «Мёртвым небалiць» (1965), «Знак бяды» (1984).

Прозу, прославившую Быкова, назвали «лейтенантской», она и написана бывшим лейтенантом, на передовой постигшим правду о войне. Он знал, как непросто в экстремальных условиях сохранить лучшие человеческие качества, ибо ценою может стать жизнь. Война – это трагедия, она порождает сложные судьбы людей, а порой ставит человека перед сложным выбором: героизм и мужество или трусость и предательство.

Литературная жизнь В. Быкова не была безоблачной. Догматически мыслящие критики обвиняли его в отказе от принципов социалистического реализма и приверженности экзистенциализму. Но прошли годы и писатель с мировым именем получил общественное признание. За большие заслуги в развитии литературы, показ суровой правды войны, героизма и мужества советских людей В. Быков был удостоен Государственной премии СССР (1974), Ленинской премии (1986), Государственных премий БССР им. Я. Коласа (1964, 1978). В 1984 г. ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В отмеченный период произошёл заметный творческий подъем в области отечественной драматургии. Особую популярность завоевал белорусский драматург Андрей Макаёнок. Его комедии ставились в известных театрах союзных республик. В сокровищницу национальной драматургии вошли такие его пьесы, как «Зацюканы апостал» (1969), «Трибунал» (1970). Получил широкое признание публики драматург Алексей Дударев – автор остросюжетных пьес «Выбар» (1979), «Парог» (1981), «Вечар» (1983), «Радавыя» (1984). Видным представителем старшего поколения является Анатолий Делендик, первая пьеса которого «Выклiк багам» была поставлена в 109 театрах Советского Союза.

белорусская культура архитектура искусство

Date: 2015-09-03; view: 4042; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию