Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ





Цель:

Выявить основной фактор, влияющий на речевую деятельность учащихся старших (10-11) классов и студентов (1-2 и 3-4 курсов).

Проанализировать: Понимают ли молодые люди преимущества литературного языка перед молодежным сленгом?

 

Метод:

Опрос участников исследования об их отношении к современному русскому языку.

 

Ход исследования:

Было задействовано 30 человек. Все опрашиваемые были разделены на группы по следующей схеме

 

Участники исследования (30 человек)
Учащиеся и студенты с профилирующими техническими науками (15) Учащиеся и студенты с профилирующими гуманитарными науками (15)
I тех Учащиеся 10-11 классов (5) II тех Студенты 1-2 курсов (5) III техСтуденты 3-4 курсов (5) I гум Учащиеся 10-11 классов (5) II гумСтуденты 1-2 курсов (5) III гумСтуденты 3-4 курсов (5)

 


Р Е З У Л Ь Т А Т Ы А Н К Е Т И Р О В А Н И Я

 

Часть 1. Употребление нецензурной лексики.

Ответы респондентов из технических и гуманитарных групп в процентном отношении мало отличались, в основном, друг от друга.

1.1. Скажите, пожалуйста, Вы часто или редко слышите нецензурные выражения на улице, в транспорте, других общественных местах? Или Вы вообще никогда не слышали, чтобы на улице, в транспорте, другом общественном месте употреблялись нецензурные выражения?

 

1.2. А кто, на Ваш взгляд, сегодня чаще использует в своей речи нецензурные выражения - молодежь или люди зрелого возраста? Или молодые и зрелые люди в этом отношении ничем существенно не различаются?

 

1.3. Нецензурная лексика – обычное явление российской повседневности.

За последние два-три года нецензурная лексика стала более редким или более частым явлением? Почему?

 

По наблюдениям 15% респондентов, нецензурная лексика стала более редким явлением.

Рассуждая (в форме ответа на открытый вопрос) о том, почему нецензурная лексика стала более редким явлением, одни респонденты обращали внимание на перемены в сознании и поведении своих соотечественников, другие – на изменения в общественной ситуации.

 

В первом случае респонденты говорили

- о возросшей культуре российских граждан («воспитание выросло, люди стали более культурными»; «понимать стали, что это некрасиво» – 4%), - о том, что «нецензурное творчество» вышло из моды, стало неинтересным, непрестижным («наверное, прошла мода, выросло другое поколение»; «люди другим интересуются» – 2%).

- у молодежи появилась другая площадка приложения «творческих сил» – Интернет («может быть, все с этим делом вышли в Интернет, кому надо было высказаться подобным образом»;– 1%).

 

Другая группа ответов отражает мнение тех респондентов, которые связывают анализируемую тенденцию с теми или иными изменениями в общественной ситуации. Некоторые респонденты делали акцент на усилении контролирующей и репрессирующей деятельности соответствующих органов («большие штрафы»; «есть законы, привлекают к ответственности родителей, заставляют воспитывать»; «полиция наша бдит»; и т. п.).

 

По наблюдениям 52% респондентов, нецензурная лексика стала более частым явлением.

Высказывая свои предположения о причинах этого явления (также в форме ответа на открытый вопрос), люди чаще всего говорили:

- о невоспитанности детей и молодежи («дети брошены родителями»; «молодежь вообще не получает воспитания, грубая, все хочет осквернять» – 5%);

- о невоспитанности населения в целом («нет культуры в человеке»; «разложение общества, нравственность падает» – 4%).

 

Отдельные респонденты говорили о вседозволенности, снятии общественных запретов и ограничений («такое время – дозволено»); по мнению некоторых, свою лепту в этот процесс вносят СМИ («много всего в СМИ теперь увидишь и услышишь»). Кто-то полагает, что причина – в избытке досуга и незанятости молодых делом («молодежи заняться нечем, это их развлечение»), другие думают, что в такой форме выплескивается недовольство людей тяготами жизни («условия жизни ужасные»; «у людей наболело»; «такова политика в стране, что люди все больше обозляются от такой жизни и становятся агрессивными, злыми»). Каждая из этих групп суждений набрала по 1%.

 

Наконец, по наблюдениям 24% респондентов, нецензурная лексика не стала ни более редким, ни более частым явлением за последние годы.

 

 

1.4.1. А Вы лично употребляете нецензурные выражения часто, редко или никогда их не употребляете?


 

 


Из тех, кто часто употребляет нецензурные слова:

имеются, хотя и незначительные, различия между техническими и гуманитарными группами

 

1.4.2. А какие эмоции Вы чаще выражаете с использованием нецензурных выражений – положительные или отрицательные? Или положительные и отрицательные в равноу мере? (Ответы заявивших, что они употребляют нецензурные выражения.)

 

 

 

Большинство использующих нецензурные выражения (71% от всех опрошенных) сказали, что прибегают к ним только когда испытывают сильные отрицательные эмоции (47%), 19% выражают этим способом в равной степени положительные и отрицательные эмоции, 3% – чаще положительные.

 

1.4.3. Какие компоненты ситуации разговорной речи влияют, на Ваш взгляд, на употребление нецензурной лексики? (открытый вопрос)

 

Ответы:

 

- неофициальные отношения между говорящими (друзья, родственники)

- отсутствие установки на сообщение, имеющее официальный характер (лекцию, доклад)

- отсутствие элементов, нарушающих неофициальность общения (посторонних лиц, диктофона)

- число говорящих (один, два, более двух)

- условия осуществления речи (контактные – личный разговор или дистантные – разговор по телефону)

- опора на внеязыковую ситуацию (общую обстановку протекания речи)

- наличие общих предварительных сведений (общность житейской базы у говорящих)

 

1.5. Как Вы считаете, употреблять в речи нецензурные выражения допустимо или недопустимо ни при каких обстоятельствах?

 

Несмотря на то, что большинство участников опроса сами употребляют нецензурные выражения, в их представлении это не является нормой. Считают, что использовать в речи ненормативную лексику недопустимо ни при каких обстоятельствах, 67% респондентов. Эта точка зрения преобладает и среди тех, кто никогда не употребляет нецензурных выражений, и среди тех, кто употребляет их редко. Противоположного мнения придерживаются около трети опрошенных (28%); особенно часто его разделяют те, кто сам часто использует мат. Впрочем, из приведенной ниже таблицы мы видим, что даже среди часто использующих ненормативную лексику треть опрошенных говорят, что это недопустимо. Таким образом, мы сталкиваемся с осуждением нецензурных высказываний, которое является скорее декларативным, 'нормой для других'. Существует, с одной стороны, признаваемая норма, согласно которой 'ругаться матом – плохо', с другой – жизненный опыт, расходящийся с этой нормой и показывающий, что хотя в общем это и плохо, но в ряде случаев допустимо и воспринимается как должное.

 

  Все Лично употребляют нецензурные выражения
часто редко никогда
Вопрос: «Как Вы считаете, употреблять в речи нецензурные выражения допустимо или недопустимо ни при каких обстоятельствах?»
Допустимо          
Недопустимо          

 

 


Часть 2. Употребление молодежного сленга, жаргонизмов.

 

2.1. Употребляете ли Вы в своей речи слова-паразиты?

2.2. Употребляете ли Вы в своей речи жаргонизмы?

2.3. Бывают ли случаи неправильной постановки ударений в Вашей речи?


2.4. Употребляете ли Вы в своей речи слова, направленные на получение эмоционального отклика собеседника?

2.5. Употребляете ли Вы в своей речи молодежный сленг?

 



Анализ диаграммы части 2:

Показатель частотности употребления жаргонизмов на 25% выше у технарей, чем у гуманитариев. Это не аномалия. В данной ситуации жаргонизмы – это, чаще всего, научные термины, перенесенные в речь и изменившие свое значение. Явление большей распространенности жаргонизмов среди учащихся и студентов групп с техническим профилем объясняется двумя факторами:

- идентичностью упоминаемого в речи явления с каким-то изученным ранее;

- сложностью подбора корректного для конкретной ситуации слова (недостаточно большой лексикон).

 

Частотность употребления слов, направленных на получение эмоционального отклика собеседника у учащихся и студентов групп с гуманитарным уклоном на 22% выше, чем у технарей, что легко объяснимо. Человеку с аналитическим складом ума достаточно просто ЗНАТЬ. Если он знает, то ему не обязательно это видеть или искать подтверждение известным ему фактам. Гуманитарию же необходимо видеть подтверждение своим домыслам. Иными словами, гуманитарию необходимо ЧУВСТВОВАТЬ понимание и внимание со стороны собеседника.

 

Наблюдается большая распространенность сокращений из молодежного сленга в речи технарей, чем гуманитариев (на 22%).

 


Часть 3. Отношение к речи: собственное и окружающих.

Ответы респондентов из технических и гуманитарных групп в процентном отношении мало отличались друг от друга.

 

3.1. Чья речь является для Вас эталоном?

3.2. Как Вы относитесь к тому, что в речи молодежи много жаргонных слов?


3.3. Поправляют ли Вашу речь?

3.4. Кто поправляет Вашу речь?

 

3.5. Нужно ли бороться с жаргоном?

 


ВЫВОДЫ:

 

Характер образования не является основным фактором, влияющим на речевую деятельность учащихся старших (10-11) классов и студентов (1-2 и 3-4 курсов), однако он все же накладывает определенный отпечаток на речь.







Date: 2015-09-03; view: 383; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию