Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Западноевропейская культура в период Нового времени (17-18в)
Общая характеристика эпохи Нового времени Новое время включает в себя XVII--XIX вв. и начинается с эпохи Просвещения. Промышленным переворотом в Англии XVIII столетия и Французской буржуазной революцией 1789 - 1794 годов было положено начало эпохе капитализма в Европе. Просвещение - необходимая ступень в развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни и стремящейся бесповоротно встать на путь научно-технического и социального прогресса. Просвещение представляет собой не только историческую эпоху в развитии европейской культуры, но и мощное идейное течение, основанное на убеждении, в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества. Просветители выступали за равенство всех перед законом, права каждого на обращение в высшие органы управления, лишения Церкви светской власти, неприкосновенности собственности, очеловечивании уголовного права, поддержки науки и техники, свободы печати, аграрной реформы и справедливого налогообложения. Камнем преткновения во всех просветительских теориях была вера во всесилие разума. В разных странах эпоха Просвещения наступила не в одно и то же время. Первой в новую эру вступила Англия -- в конце XVII века. В середине XVIII века центр нового мышления переместился во Францию. Просвещение явилось завершением мощного революционного всплеска, захватившего ведущие страны. Были мирные революции: промышленная -- в Англии, политическая -- во Франции, философско-эстетическая -- в Германии. Мир изменился до неузнаваемости. Великая промышленная революция в Англии и великая французская революция послужили предвестником нового порядка вещей, при котором движущей силой развития общества выступают научные и культурные идеи, а главным субъектом исторических преобразований является интеллигенция. Ни одно крупное событие в Европе не проходило без руководящей роли или непосредственного участия именно этого слоя населения. Просвещение создало новый тип людей-- интеллигентов, людей науки и культуры. Они образовались из всех слоев общества, прежде всего из сословия, вышедшего на арену истории и заявившего о себе в искусстве. Успехи Просвещения стали возможными потому, что на историческую сцену вышла еще одна мощная социальная сила -- класс буржуазии, который сыграл в интеллектуальной истории Европы двойственную роль: с одной стороны, буржуазия, привлекая в свои ряды людей энергичных, предприимчивых и интеллектуальных, выступила основным поставщиком культуры, с другой стороны, ссужая деньги, она навязывала интеллигенции свои узкоутилитарные, приземленные цели и идеалы, которым часто приходилось соответствовать интеллигенции. Буржуазия поддерживала и приземляла культуру одновременно. Итог всего - на исторической сцене появился новый тип культуры - массовая культура, которую нередко именуют вульгарной, пошлой, буржуазной. Иначе быть не могло: аристократия и дворянство давно уже имели свою собственную культуру -- высокую культуру, еще раньше народ создал свою форму культуры, народную, и только буржуазия оставалась не у дел. Таким образом, можно считать, что завершением эпохи Просвещения явилось, с культурологической точки зрения, возникновение массовой культуры. В своих высших проявлениях буржуазная культура в XVIII столетии выразила себя через научную идеологию. В философии Просвещение выступало против всякой метафизики, способствуя развитию естествознания и вере в социальный прогресс. Эпоху Просвещения называют еще именами великих философов во Франции -- веком Вольтера, в Германии -- веком Канта, в России -- веком Ломоносова и Радищева. 2. Стиль мышления эпохи и система ценностей западноевропейской культуры, как отражение абсолютизма, утверждение капитализма и прогресса научного знания. Феномен просвящения Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы жизни. Просвещение выразило себя в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Это прежде всего цели и идеалы Просвещения -- свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др., а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие догм -- как политических, так и религиозных. Просветители происходили из разных классов и сословий: аристократии, дворян, духовенства, служащих, представителей торгово-промышленных кругов. В каждой стране просветительское движение носило отпечаток национальной самобытности. В Англии философская программа Просвещения была сформулирована философом Джоном Локком, провозгласившим свод неотчуждаемых прав человека: права на жизнь, свободу и собственность. Отвергая существование врожденных идей, он утверждал, что все человеческое знание проистекает из опыта, а в воспитании решающим фактором выступает среда. Другой английский просветитель XVII века Томас Гоббс увидел в геометрии и механике идеальные образцы научного мышления, а на природу смотрел как на совокупность протяженных тел, различающихся величиной, фигурой, положением, а не как вместилище божественного разума. Немалая заслуга в развитии нового взгляда на мир принадлежит шотландскому философу, историку, экономисту и публицисту Дэвиду Юму, обновившему науку о нравственности. По Юму, мотивы поступков, в конечном итоге обусловливаются психологическими особенностями людей. Другой великий мыслитель - экономист Адам Смит, положивший основу классической политэкономии. Просвещение во Франции связано с именами Вольтера, Жан-Жака Руссо, Дени Дидро, Шарля Луи Монтескье, Поля Анри Гольбаха и др. Французский просветитель, правовед и философ Монтескье страстно выступал против абсолютизма, стремился вскрыть причины возникновения того или иного государственного строя, анализировал различные формы государства и формы правления. Его теория «разделения властей» оказала большое влияние на развитие конституционной мысли XVIII -- XX веков. Великий французский мыслитель, писатель и публицист Вольтер выступал против абсолютной монархии и феодального мировоззрения, его идеи сыграли большую роль в подготовке умов к Великой французской революции. Важная роль в Просвещении отводилась не столько политическими взглядами, сколько духу сомнения, который способствовал формированию молодого поколения вольнодумцев. На литературном поприще Вольтер проявил себя во всех жанрах -- в трагедии, стихах, исторических сочинениях, философих романах, сатирических поэмах, политических трактатах и статьях. Целый этап просветительского движения Франции связан с именем великого французского писателя и философа Ж.-Ж. Руссо, который впервые сформулировал главную тему своей социальной философии -- конфликт между современным обществом и человеческой природой. Он утверждал, что хорошие манеры не исключают расчетливого эгоизма, а науки и искусства удовлетворяют не коренные потребности людей, но их гордыню и тщеславие. Руссо обрушился на современную систему воспитания, упрекая ее за недостаток внимания к внутреннему миру чело века, пренебрежение к его естественным потребностям. Руссо изложил теорию врожденных нравственных чувств, главным из которых он считал внутреннее сознание добра. Задачей воспитания он провозгласил защиту нравственных чувств от разлагающего влияния общества. Руссо выступал против социального неравенства и деспотизма властей. Государство, согласно Руссо, может возникнуть только в результате договора свободных людей. Заключая общественный договор, люди поступаются частью своих суверенных прав в пользу государственной власти, охраняющей их свободу и выражающей их общую волю. Но если государство перестает следовать общей воле, оно утрачивает нравственную основу своего существования. Идеи Руссо: культ природы и естественности, критика городской культуры и цивилизации, искажающих изначально непорочного человека, предпочтение сердца разуму, оказали влияние на общественную мысль и литературу многих стран. Основатель и редактор знаменитой «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» философ-материалист Дени Дидро был неординарной личностью. Главным делом его жизни стала «Энциклопедия». Дидро придал «Энциклопедии» размах и полемический запал, который сделал ее манифестом эпохи Просвещения. Родоначальник немецкой классической философии, профессор университета в Кенигсберге и иностранный почетный член Петербургской Академии Иммануил Кант сформулировал свою концепцию Просвещения как моральное и интеллектуальное освобождение индивида. На раннем этапе он разработал космогоническую гипотезу происхождения солнечной системы из первоначальной туманности. В зрелый период творчества создал «критическую философию» («Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения», где излагается учение о непознаваемых «вещах в себе» (объективном источнике ощущений) и познаваемых явлениях, образующих сферу бесконечного возможного опыта. Центральный принцип этики Канта, основанной на понятии долга - категорический императив. Учение Канта об антиномиях теоретического разума сыграло определяющую роль в развитии европейской и мировой философии. Специалисты считают, что Кант произвел настоящую революцию в философии и социальных науках. Его современник Готхольд Эфраим Лессинг поэт, драматург, теоретик искусства, литературный критик, философ явился основоположником немецкой классической литературы. Отстаивая эстетические принципы просветительского реализма («Лаокоон»), Лессинг развивал мысли о постепенном прогрессе морали, о необходимости продвижения человеческого рода к высшим ступеням духа. Великий немецкий поэт, драматург и теоретик искусства Просвещения Фридрих Шиллер наряду с Г.Э. Лессингом и И.В. Гете явился основоположником немецкой классической литературы. Особая роль в становлении немецкого Просвещения принадлежит великому поэту и писателю Иоганну Вольфгангу Гете. Он был крупным мыслителем и естествоиспытателем. В трагедии «Фауст», итоговом произведении Гете, созвучном философским и научным поискам эпохи, с необычайной глубиной поставлен вопрос о смысле человеческой жизни, о соотношении научного познания мира и вечных ценностей бытия. Стремление к целостному видению мира характерно и для естественнонаучных трактатов Гете. Творчество Гете оказало существенное влияние на многих европейских художников XIX--XX вв., черпавших в его произведениях темы, сюжеты, мотивы для собственных книг, симфоний, кинофильмов. Век Просвещения проходил в Европе под знаком научных открытий и философского осмысления перемен в обществе, которые должны были принести народам свободу и равенство, уничтожить привилегии Церкви и аристократии. Открытия XVII века в области естественных наук подтверждали мысль о том, что разум и научные методы позволяют создать истинную картину мира. Казалось, мир и природа организованы в соответствии со строгими и абсолютными законами. Вера в авторитеты уступила место последовательному скептицизму. Традиционную сословную структуру общества должна была сменить новая форма государства, основанная на власти разума и закона. 3. Художественная культура XVII - XVIII в.в. Особенности стилей барокко, рококо и классицизма, их проявление в различных видах искусства Эпоху Просвещения характеризует противостояние двух стилей-антагонистов - классицизма, и возникшего как реакция на него романтизма. Классицизм основан на рационализме и возвращении к идеалам античности. Романтизм исповедует чувственность, сентиментализм, иррациональность. Сюда же можно добавить третий стиль - рококо, который возник как отрицание академического классицизма и барокко. Классицизм и романтизм проявили себя во всем -- от литературы до живописи, скульптуры и архитектуры, а рококо -- в основном только в живописи и скульптуре. Рассмотрим подробнее основные стили, господствующие в XVII - XVIII в.в., их особенности и проявление. Слово классицизм происходит от лат. classicus -- образцовый. Основывается на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремится к выражению возвышенных идеалов, к симметрии и строгой организованности, логичным и ясным пропорциям, к гармонии формы и содержания литературного, живописного или музыкального произведения. Классицизм стремился все как бы разложить по полочкам, для всего определить место и роль. Не случайно эстетическая программа классицизма устанавливала иерархию жанров -- «высоких» (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.) и «низких» (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.). В наибольшей степени принципы классицизма выражены в трагедиях П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера, комедиях Ж.Б. Мольера, сатире Буало, баснях Ж. Лафонтена, прозе Ф. Ларошфуко (Франция), в творчестве И.В. Гете и Ф. Шиллера (Германия), одах М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина, трагедиях А.П. Сумарокова и Я.Б. Княжнина (Россия). Для театрального искусства классицизма характерны торжественный, статичный строй спектаклей, размеренное чтение стихов. Часто XVIII столетие вообще называют «золотым веком» театра. Основоположником европейской классической комедии является французский комедиограф, актер и театральный деятель, реформатор сценического искусства Мольер. Опираясь на традиции народного театра и достижения классицизма, он создал жанр социально-бытовой комедии, в которой буффонада и плебейский юмор сочетались с изяществом и артистизмом. Он высмеивал сословные предрассудки аристократов, ограниченность буржуа, ханжество дворян. С особой непримиримостью Мольер разоблачал лицемерие, прикрывающееся набожностью и показной добродетелью: «Тартюф, или Обманщик», «Дон-Жуан», «Мизантроп». Художественное наследие Мольера оказало глубокое влияние на развитие мировой драматургии и театра. Наиболее зрелым воплощением комедии нравов признаны «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро» великого французского драматурга Пьера Огюстена Бомарше. В них изображен конфликт между третьим сословием и дворянством. На сюжеты пьес написаны оперы В.А. Моцарта и Дж. Россини. Классическая комедия развивалась также в Италии и Англии. Здесь творил Карло Гольдони, создатель национальной комедии. Он осуществил просветительскую реформу итальянской драматургии и театра, вытеснив искусственный жанр комедии дель арте реалистической драматургией, с живыми характерами, остроумной критикой пороков общества. Его перу принадлежит 267 пьес, в том числе «Слуга двух господ», «Хитрая вдова» и «Трактирщица». Французский театр эпохи классицизма, руководствуясь вкусом придворной публики, перенес на сцену идеалы абсолютизма, создал тип героя, который преодолевает самого себя, подчиняет свои чувства интересам государства, борется за честь и славу. В живописи тенденции классицизма намечаются уже во второй половине XVI века в Италии. Однако его расцвет наступил только во французской художественной культуре, где из разрозненных элементов он сложился в целостную стилевую систему. Основой теории классицизма был рационализм, опиравшийся в философскую систему Декарта. Принципы предопределили взгляд на художественное как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственных восприятий. Предметом искусства классицизма провозглашалось только прекрасное и возвышенное. Эстетическим идеалом служила античность. Наиболее ярко классицизм представлен работами французских живописцев и скульпторов II. Пуссена, К. Лоррена, Ж.-Л. Давида, Энгра и Э.М. Фальконе. Темы полотен разнообразны: мифология, история, Ветхий и Новый Завет. Герои -- люди сильных характеров и величественных поступков, высокого чувства долга. Пуссен явился создателем классического идеального пейзажа в его героическом виде. Пейзаж Пуссена -- это не реальная природа, а природа «улучшенная», созданная художественным вымыслом живописца. Его картины, холодные, суровые, умозрительные, называли «замерзшими скульптурами». Образцом для них послужила античная пластика и мир античных героев. Через 100 лет к холодным и возвышенным идеалам античного искусства вернется другой знаменитый француз -- живописец Давид. Возвращение классицизма получит наименование неоклассицизма. Между двумя классицизмами -- ранним (академическим) и поздним (неоклассицизмом) господствующие позиции занял стиль рококо. Рококо зародилось в XVII веке. Самый характерный для французов стиль, в нем сконцентрировались особенности национальной психологии, образ жизни и стиль мышления высшего класса. Рококо -- порождение исключительно светской культуры, прежде всего королевского двора и французской аристократии. Термин «рококо», произошедший от французского «рокайль» (буквально: бриллиант и украшение из раковин), появился в конце XVIII века. Искусство рококо построено на асимметрии, создающей ощущение беспокойства -- игривое, насмешливое, вычурное, дразнящее чувство. Сюжеты -- только любовные, эротические, любимые героини -- нимфы, вакханки, Дианы, Венеры, совершающие свои нескончаемые «триумфы» и «туалеты». Для рококо характерен уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифологических и пасторальных сюжетов, эротических ситуаций. Скульптура и живопись изящны, декоративны, в них преобладают галантные сцены. Статуэтки и бюсты предназначены для убранства интерьера. Стены обильно украшены лепниной, ажурным орнаментом, позолотой и мелкой пластикой, декоративными тканями, бронзой, зеркалами. Хрустальные люстры, изящная мебель с инкрустацией дополняли впечатление праздника. Мир миниатюрных форм нашел свое главное выражение в прикладном искусстве -- в мебели, посуде, бронзе, фарфоре. На смену ей шла буржуазия с новыми, более упрощенными интересами и грубыми художественными вкусами. Дворянская эпоха уходила красиво, создав неподражаемый стиль утонченной изысканности. В это время, т. е. со второй половины XVII столетия, Франция и королевский двор прочно и надолго занимают ведущее место в художественной жизни Европы. Искусство и архитектура рококо отличались особой образностью и оригинальностью. Отвергнув принцип классицистической декоративности, новый стиль предложил взамен образ элегантной фривольности. Наибольшего блеска это искусство достигло во Франции. Людовик XIV(1643--1715) отошел от торжественной пышности барокко ради более непринужденного и гедонистического искусства. Были отвергнуты и строгие правила академического классицизма последователей Пуссена: придворная аристократия склонялась к темам чувственного удовольствия и любви к роскоши. Выдающимся французским представителем рококо являлся Антуан Ватто (1684--1721). Им создано около 300 картин и рисунков. В бытовых и театральных сценах, галантных празднествах, отмеченных изысканной нежностью красочных нюансов, трепетностью рисунка, он воссоздал мир тончайших душевных состояний. Его картины изобилуют причудливыми украшениями, криволинейностью линий, завитками. Под влиянием мифологических «поэзии» Тициана и Веронезе он изображает мир покоя, идиллии, грез. Другим ярким выразителем этого художественного стиля был Франсуа Буше (1703--1770). Буше умел делать все: картины для богатых домов и дворцов, картоны для мануфактуры гобеленов, театральные декорации, книжные иллюстрации, рисунки вееров, обоев, каминных часов, эскизы костюмов. Но больше всего он прославился своими декорациями и портретами, которые по-домашнему просты и естественны. Игривая обнаженность, мягкие краски, сладострастные позы женских портретов передавали истинный дух искусства рококо, атмосферу томного гедонизма, царившую при Версальском дворе. Художественным завершением Позднего Ренессанса явилось барокко. Его можно считать переходным этапом от эпохи Возрождения к эпохе Просвещения. В моду вошла Древность. Погоня за экстравагантностью стала для художников самоцелью. Термин барокко происходит от итал. bагоссо, что в буквальном переводе означает странный, причудливый) -- одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы конца XVI -- середины XVIII вв. Оно возникло в Италии и распространилось в большинство европейских стран. Воплощая новые представления о вечной изменчивости мира, барокко тяготеет к эффектным зрелищам, сильным контрастам, совмещению иллюзорного и реального, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно -- тенденция к автономии отдельных жанров (гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, В. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Интерьеры барокко украшаются многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство. В живописи (П. Рубенс, А. Ван Дейк) и скульптуре (Л. Бернини) преобладают декоративные многоплановые композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты. При изображении человека предпочитаются состояния напряжения, экзальтации, повышенного драматизма. Великий фламандский живописец, рисовальщик, глава фламандской школы живописи барокко Рубенс проявил себя еще и как ученый-гуманист, философ, археолог, архитектор, выдающийся коллекционер, знаток нумизматики, государственный деятель и дипломат. По таланту и многогранности дарования, глубине знаний и жизненной энергии Рубенс принадлежит к числу самых блестящих фигур европейской культуры XVII века. Современники называли его королем художников и художником королей. Характерные для барокко приподнятость, патетика, бурное движение, декоративный блеск колорита неотделимы в искусстве Рубенса от чувственной красоты образов, смелых реалистических наблюдений. Колорит его полотен строится на контрасте тонов обнаженного тела с яркими одеяниями и благородным, сдержанным фоном. Славу ему принесли не только замечательные картины, но и успехи на дипломатическом поприще. Рубенс, благодаря помощникам из своей мастерской (такие крупные мастера, как А. Ван Дейк, Я. Иордане, Ф. Снейдерс), создал огромное количество картин на религиозные и мифологические сюжеты («Снятие с креста», 1611--1614, «Персей и Андромеда», 1620--1621), историко-аллегорические полотна (цикл «История Марии Медичи», 1622--1625), великолепные пейзажи и сцены крестьянской жизни «Возвращение жнецов», 1635--1640, многочисленные портреты европейских коронованных особ, встреченных художником во время его путешествий и дипломатических миссий (в европейских столицах он получал не только новые заказы, по и дворянские титулы, в частности от Филиппа V Испанского и Карла I Английского). Рубенс считается одним из самых плодовитых художников в истории живописи. Художник создал свой мир -- мир богов и героев под стать гиперболическим образам Гаргантюа и Пантагрюэля Франсуа Рабле. Известный французский художник XIX века. Э. Делакруа назвал его «Гомером живописи». Рембрандт - величайший художник голландского барокко, один из величайших художников всех времен и народов. Врожденное стремление к психологизму, исключительная виртуозность техники письма, сразу же поразившая современников, и экспрессивность и тяготение к реалистичности склонили Рембрандта к исторической живописи. На его картинах появляются многочисленные «философы» и «медитирующие апостолы» в полутемных интерьерах («Портрет ученого», «Апостол Павел в темнице», «Св. Анастасий»). Однако излюбленным жанром стали непринужденные автопортреты и портреты стариков и старух с выразительными морщинистыми лицами, моделями для которых часто служили родственники и близкие художника. Получили широкую известность его индивидуальные и групповые портреты («Ночной дозор»), религиозные («Святое семейство», «Возвращение блудного сына») и исторические («Заговор Юлия Цивилиса») композиции. Творчество Рембрандта - полная противоположность творчеству Рубенса. В его картинах, написанных на библейские сюжеты, отсутствует помпезность и драматичность. Рембрандт прославился как величайший мастер светотени, которой он с успехом пользовался, раскрывая таинственные стороны и внутренний психологизм человеческой души. Принципы барокко преломились в литературе (П. Кальдерой в Испании, Т. Тассов Италии, А. д'Оби- пье во Франции, Симеон Полоцкий, М. В. Ломоносов в России), театре, музыке (Дж. Габриели, Дж. Фрескобальди в Италии, Д. Букстехуде в Германии). На первый план выдвигаются музыкально-театральные жанры (опера). Стремление к драматической экспрессии и синтезу различных видов искусства проявляется и в области культовой музыки (духовная оратория, кантата, пассионы). Заключение Западноевропейская культура XVII -- XVIII вв. во многом обуславливается происходящими в мире событиями, отражает взгляды поколения, существовавшего в так называемую эпоху Нового времени. Существенное влияние на культуру оказала эпоха Просвещения. Просвещение - необходимая ступень в развитии любой страны, переходящей от феодального образа жизни к обществу, где важную роль играет научно-технический и социальный прогресс. В период с 1689 по 1789 год -- мир изменился до неузнаваемости. В разных странах эпоха Просвещения наступила в разное время. Первой в новую эру вступила Англия -- в конце XVII века. В середине XVIII века центр нового мышления переместился во Францию. Просвещение явилось завершением мощного революционного всплеска, захватившего ведущие страны Запада. Это были мирные революции: промышленная -- в Англии, политическая -- во Франции, философско-эстетическая -- в Германии. Образовался новый тип людей -- интеллигентов, людей науки и культуры. Успехи Просвещения стали возможными благодаря еще одной мощной социальной силе -- классу буржуазии. В философии Просвещение выступало против всякой метафизики, способствуя развитию естествознания и веры в социальный прогресс. Эпоху Просвещения характеризуют именами великих философов: во Франции -- веком Вольтера, в Германии -- веком Канта, в России -- веком Ломоносова и Радищева. Эпоху Просвещения характеризует противостояние двух стилей -классицизма, основанного на рационализме и возвращении к идеалам античности, и возникшего как реакция на него романтизма, исповедующего чувственность, сентиментализм, иррациональность. рококо, который возник как отрицание академического классицизма и барокко. Классицизм и романтизм проявили себя во всем -- от литературы до живописи, скульптуры и архитектуры, а рококо -- в основном только в живописи и скульптуре. Основой классицизма стали представления о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремится к выражению возвышенных идеалов, к симметрии и строгой организованности, логичным и ясным пропорциям, к гармонии формы и содержания литературного, живописного или музыкального произведения. Эстетическая программа классицизма устанавливала иерархию «высоких» жанров. Рококо самый характерный для французов стиль, сконцентрировавший особенности национальной психологии, образ жизни и стиль мышления высшего класса, порождение исключительно светской культуры, королевского двора и французской аристократии. Искусство рококо построено на асимметрии, создающей ощущение беспокойства -- игривое, насмешливое, вычурное, дразнящее чувство. Воплощая новые представления о вечной изменчивости мира, барокко тяготеет к эффектным зрелищам, сильным контрастам, совмещению иллюзорного и реального, к слиянию искусств. Просвещение не только историческая эпоха в развитии европейской культуры, еще и мощное идейное течение, основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества. Просветители выступали за равенство всех перед законом, права каждого на обращение в высшие органы управления, лишения Церкви светской власти, неприкосновенности собственности, гуманизации уголовного права, поддержки науки и, техники, свободы печати, аграрной реформы и справедливого налогообложения. Главной идеей просветительских теорий была вера во всесилие разума. Представителями культуры Просвещения являются: Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Монтескье, К.А. Гельвеций, Д. Дидро во Франции, Дж. Локк в Великобритании, Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер, И.В. Гете, Шиллер в Германии, Т. Пейн, Б. Франклин, Т. Джефферсон в США, Новиков, Радищев в России и др.. Цели и идеалы Просвещения -- свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость, также вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие догм -- как политических, так и религиозных. Date: 2015-09-03; view: 1549; Нарушение авторских прав |