Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Западноевропейская культура в период Нового времени(19в)
Культуру XIX века принято считать культурой буржуазной. Развитие капитализма сопровождалось формированием мощного рабочего движения, возникновением первой в мире рабочей партии (Англия). Идеологией рабочего движения стал марксизм, который оказал огромное влияние на специально-политическую жизнь Европы и всего мира. В 1871 году рабочие Парижа на несколько месяцев установили свою власть — Парижскую Коммуну. Под руководством К.Маркса и Ф.Энгельса создается 1-й Интернационал — Международное товарищество рабочих. После его роспуска в европейских странах стали возникать социально-демократические партии, которые руководствовались идеями марксизма. Марксизм занимает ведущее место в общественном сознании XX века.
В XIX веке возникает новая концепция развития культуры — «Элитарная концепция», согласно которой производителем и потребителем культуры является привилегированный класс общества — элита. Концепцию элитарной культуры обосновали Шопенгауэр и Ницше. Элита — это лучшее, отборное, избранное: что есть в каждом общественном классе, социальной группе. Элита представляет собой наиболее способную к духовной деятельности часть общества, одаренную высокими творческими задатками. Именно элита, по мнению этих философов, обеспечивает общественный прогресс. Следовательно, и культура должна быть ориентирована не на запросы «массы», «толпы», а на удовлетворение запросов и потребностей этого слоя общества — людей, способных к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности. (Работа Шопенгауэра «мир как воля и представление» и Ф.Ницше «Человеческое, слишком человеческое» и «Так говорил Заратустра»).
XIX век — век окончательного утверждения капиталистической формы хозяйствования, век интенсивного развития промышленного производства, таких его отраслей, как металлургия, машиностроение, энергетика и др. Это и век полного востребования науки, которая поднимается на небывалую раннее высоту. Потребности промышленности диктуют формирование в Европе системы школьного и профессионального образования. Растет число студентов в университетах. Англия становится страной всеобщей грамотности. Вот лишь некоторые из научных достижений этого времени:
• обоснование Чарльзом Дарвином основных факторов процесса эволюции органического мира от обезьяны к человеку; • создание физиком Майклом Фарадеем учения об электрическом поле; • разработка микробиологом Луи Пастером метода профилактики против сибирской язвы; • описание ботаником Робертом Броуном ядра растительной клетки и открытие беспорядочного движения мельчайших частиц (броуновское движение).
В практику культурной жизни XIX века входит проведение научных конференций, симпозиумов, всемирных выставок и т.п. Расширяется техническое оснащение художественной культуры; в конце XIX века появляется киноисскуство, возникает дизайн (художественное конструирование), как следствие бурного развития техники, массовизации производства и расширения границ эстетической деятельности. Проводятся эксперименты по соединению музыки и цвета. (А.Скрябин, М.Чюрленис).
В художественной культуре XIX века нет единой доминанты. Формируются и функционируют различные общеевропейские стили и направления.
Романтизм (первая треть XIX века) представляет собой широкое идейное и художественное движение в духовной жизни европейского и американского общества. Зародившись в Германии (Шиллер, Гете, братья Шлегель) романтизм расширился по всему миру:
• в поэзии его представителями были Д.Байрон, В.Гюго, В.Жуковский; • в романтической философии и эстетике — Ф.Шеллинг, С.Кьеркегор; • в музыке — Ф.Шопен, Г.Берлиоз, Ф.Шуберт; • в живописи — Э.Делакруа, Т.Жерико, Д.Констебл, О.Кипренский; • в художественной литературе — В.Скотт, А.Дюма, Э.Гофман, Ф.Купер.
В основе романтизма лежал творческий метод, провозглашавший своим главным принципом абсолютную и безграничную свободу личности. Художники, приверженные к этому направлению, изображали драматически неразрешимые противоречия между низменной действительностью и высоким идеалом. Отсюда уход романтического в мир иллюзий, в фантастические страны и т.п. В романтизме главное — не показ индивидуализма, а героико-патетическое прославление одиночества.
Произведения художников (роман) наполнены чувствами восторга и отчаяния, ощущением вечной загадки мира, непостижимости его полного познания. Как правило, художник создает в произведении искусства свой мир, более прекрасный, чем реальная жизнь. Романтизм был реакцией передовых людей Европы на крушение идеалов Великой Французской революции. С наибольшей силой романтизм проявился в художественной поэзии Германии, Франции, Англии.
Он нашел отражение и в музыке. Это музыкальное творчество Шопена, Берлиоза, Шуберта, Листа.
РеализмXIX века - это творческий процесс и метод, свойственный художественной культуре европейских стран, согласно которому задача искусства — правдивое изображение жизни. В трудах Лессинга и Дидро еще в XVIII веке была развита идея реалистического «свободного подражания» природе. Реализм XIX века получил название критического реализма. Ему присущи следующие черты:
• глубинное постижение жизни; • широкий охват действительности; • художественное осмысление противоречий жизни.
Характер человека трактуется в реалистических произведениях как противоречивое и развивающееся единство. Он может меняться в зависимости от обстоятельств жизни. Для писателей-реалистов (Н.Гоголь, Ф.Стендаль, О.Бальзак, А.Пушкин, Ф.Достоевский, А.Чехов, Л.Толстой и др.) характерен обостренный интерес к социальному началу действительности.
В последней трети XIX века в западноевропейской и американской культуре сложился натурализм — художественный метод, согласно которому природа искусства объяснялась посредством представлений, заимствованных у естествознания. Художник-натуралист стремится к внешнему правдоподобию деталей, изображению единичных явлений, вследствие чего явно преуменьшается влияние социального фактора. Художник дает «Куски жизни», считая такое подробное описание условием правдивости в искусстве. (Э.Золя, Г. де Мопассан, Г.Гауптман, Д.Мамин-Сибиряк).
В 60-70-е годы XIX века во Франции возникло художественное направление, получившее название импрессионизм. Импрессионизм наиболее ярко воплотился в изобразительном искусстве. Стилистическими признаками импрессионизма являются:
• отказ от замкнутости и стабильности изображения объектов; • фиксация мгновенных, как бы случайных ситуаций, фрагментарность; • неожиданные ракурсы фигур и предметов.
В живописи наиболее ярко импрессионизм проявился в тиорчестве О.Ренуара, Э.Дега, Э.Мане, К.Моне, К.Писсаро. Эти художники стремились передать красоту мимолетных состояний природы, подвижность и изменчивость человеческой жизни. Пейзажные работы они писали на открытом воздухе (на пленэре), чтобы передать ощущение сверкающего солнечного света. Это породило новую живописную технику, которая особенно проявилась в цветовом решении полотен: локальный цвет, тончайшее ощущение цветовой гаммы, ее зависимости от освещения и состояния воздушной среды.
Природа понималась импрессионистами, как объективная действительность, которой можно доверять. Художник в их понимании — посредник между людьми и природой, призванный раскрыть людям красоту этого мира, свое впечатление от него.
На рубеже XIX—XX вв. импрессионизм проник в другие виды искусства. Этот стиль использовали скульпторы О.Роден и П.Трубецкой, писатели М.Пруст, К.Гамсун и А.Анненский, а также П.Верлен, русские художники К.Коровин и И.Грабарь. Date: 2015-09-03; view: 490; Нарушение авторских прав |