Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные цели и методы государственного регулирования





Главной целью регулирования экономики со стороны государства является экономическая и социальная стабильность в стране.

Для достижения главной цели государственные органы власти ставят перед собой стратегические (на длительный срок более чем 5 лет), тактические (сроком до 5 лет) и оперативные (сроком до 1 года или возникающие в данный момент времени и требующие незамедлительного достижения) цели.

Среди основных целей, направленных на достижение социально-экономической стабильности, можно выделить следующие:

- стимулирование экономического роста;

- достижение соответствующего уровня занятости;

- стабильность цен;

- справедливое распределение доходов;

- оптимизация отраслевой и региональной структур.

Данные цели реализуются в проведении эффективной налогово-бюджетной (фискальной) и денежно-кредитной политики государства.

В инструментарии государства находится достаточно большое количество методов регулирования социально-экономической жизни общества (см. рис. 6.5).

Рис. 6.5. Основные методы государственного регулирования экономики

В соответствии с приведенной классификацией прямыми методами регулирования являются целевое финансирование, государственные закупки и механизм функционирования государственного сектора экономики.

К целевому финансированию со стороны государства относятся различные дотации предприятиям, финансирование научно-технических, экологических проектов, финансирование социальной сферы.

Государственные закупки осуществляются по всем основным статьям расходов, утвержденных в федеральном бюджете страны, а именно: расходы на содержание территориальных органов управления; на правоохранительную деятельность; на жилищно-коммунальное хозяйство; на обслуживание и погашение долга и долговых обязательств территориальных органов власти. Увеличивая или уменьшая величину денежных средств, перечисляемых для покупки товаров, необходимых государственному сектору в той или иной сфере, государство может влиять на уровень и степень развития экономики.

Функционирование государственного сектора экономики предусматривает координацию и контроль работы государственных органов власти для достижения адаптивности рыночного механизма.

Косвенные методы выступают в виде денежно-кредитных, бюджетно-налоговых и внешнеэкономических методов.

Основными инструментами денежно-кредитных методов являются:

· эмиссия денег Центральным банком;

· регулирование учетной ставки и нормы обязательных резервов;

· операции на рынке с ценными бумагами.

К бюджетно-налоговым методам относят:

· прямое и косвенное налогообложение (регулирование системы налогообложения, изменение налоговых ставок, установление налоговых скидок и предоставление налоговых льгот);

· управление бюджетным дефицитом;

· управление бюджетными расходами.

Под внешнеэкономическими понимаются следующие методы:

· стимулирование и кредитование экспорта;

· ограничение импортных поставок;

· регулирование иностранного капитала;

· совершенствование системы обменного курса (валютный коридор или фиксированный курс, установление конкретного курса обменной валюты).

Эти инструменты тесно взаимосвязаны, а во многих случаях действуют в противоположных направлениях. Например, сокращение денежной массы приводит к снижению инфляции, но одновременно в краткосрочной перспективе - к свертыванию экономической активности и повышению уровня безработицы. Ограничение правительственных расходов для сокращения бюджетного дефицита снизит темп роста цен, но тем самым сократит занятость в бюджетной сфере. Низкая экономическая активность или, к примеру, слишком высокие процентные ставки могут отрицательно сказаться на перспективах увеличения частных инвестиций и экономического роста в целом.

Также можно выделить административные и экономические методы, которыми оперирует государство при вмешательстве в экономику.

Экономическим соответствуют все вышеперечисленные методы, т.к. они характеризуются рыночным способом достижения целей.

Административные методы включают меры запрета, разрешения и принуждения. К примеру, к принудительным мерам можно отнести то, что государственные органы некоторых стран обязывают крупные предприятия организовывать производственное обучение молодежи, устанавливать очистные сооружения на производстве.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник. - М.: Дело и Сервис, 2007. - 496 с.

2. Вечканов Г. С. Макроэкономика: учебник для вузов по спец. 060800 "Экономика и управление на предприятии (по отраслям)".- 2-е изд. - Спб.: Питер, 2004. - 539 с.

3. Гальперин В.М., Гребенников П.И, Леусский А.И. Макроэкономика: учебник. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997. - 719 с.

4. Капканщиков С. Г. Макроэкономика: учебное пособие для вузов по специальности "Менеджмент организации". - М.: КНОРУС, 2007. - 331 с.

5. Корнейчук Б.В., Симкина Л.Г. Макроэкономика. Тесты и задачи. – СПб.: Издательский дом «Нева», М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2002. – 224 с.

6. Макроэкономика: теория и рос. практика: учеб. по экон. специальностям / под ред. А. Г. Грязновой, Н. Н. Думной. - Изд. 2-е. - М.: Кнорус, 2006. - 678 с.

7. Моисеев С.Р. Макроэкономика: учебник для вузов по гуманитарным специальностям. - М.: КНОРУС, 2008. - 320 с.

8. Селищев А. С. Макроэкономика: открытая экономика, причины экон. роста, динамика рынков. - 3-е изд. - Спб.: Питер, 2005. - 459 с.

9. Тарасевич Л. С., Гребенников П.И. Макроэкономика: учебник для вузов по экон. спец. - 6-е изд. - М.: Высш. образование, 2006. - 654 с.

Date: 2015-08-15; view: 322; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию