Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тематизированная рабочая программа для XI класса
Юноши I. Подготовительная часть урока 1. Основы знаний. Тема 1/1 — обеспечение техники безопасности. Тема 2/1 — основы биомеханики гимнастических упражнений. Тема 3/1 — влияние упражнений на телосложение и функции организма. 2. Перестроения. Тема 1/3 — перестроение из одного круга в два круга. Тема 2/3 — перестроение из одного круга в три круга. 3. Общеразвивающие упражнения. Тема 2/3 — ОРУ без предметов (поточным способом). Тема 3/3 — ОРУ у гимнастической стенки. Тема 4/4 — ритмическая гимнастика. 77. Основная часть урока 1. Акробатические упражнения. Тема 2/4 — кувырок назад через стойку на руках с помощью. Тема 3/5 — комбинация для совершенствования навыков и контрольного урока. 2. Прыжки. Тема 1/5 — прыжок ноги врозь через коня в длину на высоте 120-125 см. 3. Упражнения на высокой перекладине. Тема 1/3 — из упора ноги врозь правой (левой) поворот кругом с перемахом левой (правой) вперед в упор. Тема 2/4 — комбинация для совершенствования навыков и контрольного урока. 4. Упражнения на брусьях. Тема 1/4 — из упора согнувшись на руках подъем разгибом в Тема 2/4 — комбинация для совершенствования навыков и контрольного урока. 5. Упражнения на развитие физических качеств. Тема 2 — упражнения на развитие физических качеств посредством круговой тренировки. Тема 3 — упражнения на развитие силы отдельных групп мышц. 777. Заключительная часть урока Тема 1 — успокаивающие упражнения. Тема 2 — отвлекающие упражнения. Тема 3 — домашние задания. Девушки I. Подготовительная часть урока 1. Основы знаний. Тема 1/1 — обеспечение техники безопасности. Тема 2/1 — основы биомеханики гимнастических упражнений. Тема 3/1 — влияние упражнений на телосложение и функции организма.
2. Перестроения. Тема 1/3 — перестроение из одного круга в два круга. Тема 2/3 — перестроение из одного круга в три круга. 3. Общеразвивающие упражнения. Тема 1/3 — ОРУ без предметов (поточным способом). Тема 2/4 — ОРУ со скакалками. Тема 3/3 — ОРУ с обручем. Тема 4/4 — ритмическая гимнастика. 77. Основная часть урока 1. Акробатические упражнения. Тема 1/4 — комбинация для совершенствования навыков и контрольного урока. 2. Прыжки. Тема 1/4 — с косого разбега махом одной, толчком другой прыжок углом через коня. 3. Упражнения в равновесии. Тема 1/6 — комбинация для совершенствования навыков и контрольного урока. 4. Упражнения на брусьях р/в. Тема 1/3 — равновесие стоя на н/ж хватом за в/ж и соскок прогнувшись, из упора присев на одной ноге на н/ж махом другой назад. Тема 2/5 — комбинация для совершенствования навыков и контрольного урока. 5. Упражнения на развитие физических качеств. Тема 2 — упражнения на развитие силы мышц отдельных групп мышц. Тема 3 — комплексное развитие физических качеств посредством круговой тренировки. III. Заключительная часть урока Тема 1 — успокаивающие упражнения. Тема 2 — отвлекающие упражнения. Тема 3 — домашние задания.
Вопросы и задания 1. На основе какого документа учитель выполняет планирование учебного материала по разделу «Гимнастика»? 2. Какие рабочие документы планирования должен составить учитель для успешного прохождения раздела «Гимнастика» в школе? 3. Что из себя представляет тематизированная рабочая программа и на основе какого исходного документа она составляется? 4. Что из себя представляет план-график прохождения учебного материала и какой исходный документ необходим для его составления? 5. Составьте характеристику типового плана-конспекта. Литература Временный Госстандарт. Общее и среднее образование. Физическая культура / Физическая культура в школе. — 1993. — № 6. — С. 4-9. Комплексная программа физического воспитания // В сб.: Физическое воспитание учащихся I-XI классов: Программы общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 1996. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально- прикладных форм физической культуры). — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с. Мартовский А.Н. Гимнастика в школе. — М.: Физкультура и спорт, 1976. — 108 с. Настольная книга учителя физической культуры / Под. ред. Л. Б. Кофмана; Автор-сост. Г. И. Погадаев; Предисловие В. В. Кузина, Н. Д. Никандрова. — М.: Физкультура и спорт, 1998. — 496 с. Родигин Б. И. Планирование учебной работы по физическому воспитанию в школе. — Л.: Учпедгиз, 1959. — 116 с. Глава 3. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ Комплексной программой физического воспитания учащихся I-XI классов и государственным стандартом по физической культуре предусмотрены требования по основам знаний, которыми должны овладеть все учащиеся, оканчивающие начальную, основную и среднюю школу, как в целом, так и по отдельным разделам. Так, например, учащиеся I-IV классов по разделу гимнастики должны знать названия снарядов и гимнастических элементов, правила безопасности во время занятий, признаки правильной ходьбы, бега, прыжков, осанки, значение напряжения и расслабления мышц. Учащиеся V-VII классов — значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развития силовых способностей и гибкости; страховку и помощь во время занятий; обеспечение техники безопасности; основы выполнения гимнастических упражнений. Учащиеся VIII-IX классов — значение гимнастических упражнений для развития координационных способностей, страховку и помощь во время занятий; упражнения для самостоятельной тренировки. Учащиеся X-XI классов — основы биомеханики гимнастических упражнений; влияние их на телосложение, воспитание волевых качеств; особенности методики занятий с младшими школьниками. Известно, что приобретение соответствующих знаний и умение использовать их на практике способствуют повышению эффективности учебно-воспитательного процесса, благодаря проявлению учащимися большей осознанности и целенаправленности при овладении двигательными действиями, использованию их в целях собственного физического развития и укрепле- 4 98 ния здоровья. Знания наиболее целесообразно сообщать в процессе овладения конкретным материалом программы. При передаче знаний очень важно опираться на методы активной учебно-познавательной деятельности (проблемное и программированное обучение, элементы исследования, самостоятельная работа, задания по самоконтролю, взаимоанализ действий партнера и др.). Усвоение знаний учениками надо контролировать на основе наблюдения, специальных заданий по применению теоретического материала на практике. Важное место в освоении знаний могут занять новые информационные технологии обучения, опирающиеся на методы программированного обучения и использование современных компьютеров. Однако для этого учитель должен уметь составлять такие материалы и пользоваться компьютерной техникой. Поэтому остановимся на методике составления дидактических материалов для программированного контроля и самоконтроля знаний, для чего вначале необходимо выделить основные понятия (знания), которыми должны овладеть учащиеся конкретного класса. Весь выделенный таким образом материал можно оформить в виде таблицы с указанием основных разделов программы (строевые упражнения, акробатические упражнения, упражнения в висах и упорах, признаки правильной осанки и т. д.). Для примера приведем фрагмент таблицы основных понятий, которыми должны овладеть учащиеся IV класса по разделу строевых упражнений. Наличие предварительно отобранных понятий по каждому разделу и классу позволяет более детально изучить практическую значимость и последовательность изучения каждого из них. После того как такие понятия выделены, можно приступить к составлению вопросов (заданий). При этом вопросы могут быть самыми различными. В качестве примера приведем некоторые их разновидности. 1. Задания в виде прямого вопроса (например: «Что ты понимаешь под термином «интервал»?»). 2. Задания, требующие завершения фразы (например: «Расстояние между занимающимися в глубину называется...»). 3. Задания, требующие определенной классификации и систематизации из заранее подготовленного перечня понятий, кинограмм, способов выполнения того или иного двигательного действия (например: «Какие из приведенных команд имеют только исполнительную часть?» — «Равняйсь!»; «Реже!»; «Кругом!»; «Вольно!»; «Смирно!»). 4. Задания с использованием иллюстративных материалов: рисунков, схем, кинограмм, таблиц, видеофрагментов и т. п. (напр. «Как называется приведенный на схеме способ передвижения?» или «На какой из схем изображен «противоход»?). 5. Задания, направленные на решение различных проблемных ситуаций, связанных с умением использовать полученные знания и выявлением причинно-следственных связей (например: «Учащемуся, выступающему по программе школьных со-е ревнований при выполнении элемента на брусьях, оцененном в 0,3 балла, была оказана помощь. Определи величину сбавки!»; или: «Какие действия ты должен выполнить при перестроении из одной шеренги в две, если по расчету у тебя второй номер?»). По каждому выделенному понятию можно подготовить один или несколько взаимосвязанных вопросов, направленных на решение различных задач. Задания могут быть связаны со знанием терминологии, техники выполнения отдельных упражнений, методики страховки и помощи, самоконтроля, судейства соревнований, методики самостоятельных занятий, методики развития двигательных качеств, последовательности выполнения двигательных действий и т. д. Определенную сложность и творческий подход требует подготовка вариантов выборочных ответов к каждому вопросу. С целью уменьшить вероятность случайного угадывания правильного ответа их количество должно быть не менее четырех-пяти, среди которых наиболее полному и правильному соответствует только один. К подбору таких вариантов ответов предъявляются определенные требования. Они должны быть лаконичными, стилистически и грамматически правильными, отражать современные взгляды, формулировки, определения, термины и т. п. В большинстве случаев ответы как по внешним признакам, так и по объему текста не должны резко отличаться друг от друга. Необходимо избегать маловероятных вариантов, которые не имеют существенных связей с изучаемым вопросом. Подбираемые варианты ответов не должны лишь маскировать правильный ответ, а быть результатом логических суждений, возможных реально. В связи с этим наиболее целесообразно ставить перед учащимися задачу выбрать наиболее полный ответ из ряда недостаточно полных или наиболее точный из приблизительно точных. В качестве вариантов могут с успехом использоваться и типичные ошибки учащихся, допущенные ими при ответах. При подборе вариантов ответов необходимо предусмотреть возможность для разъяснения, почему тот или иной ответ в данном случае правилен или неправилен, какие ошибки в рассуждениях и действиях учащихся привели к этому варианту ответа. Поэтому все ответы следует максимально использовать для пополнения и закрепления знаний, устранения появившихся ошибок. Еще при постановке вопроса необходимо предвидеть и возможные варианты ответов. Именно здесь максимально должны проявиться творческие способности и методическое мастерство учителя. В практике составления дидактических материалов для программированного контроля возможны различные сочетания вопросов и вариантов ответов к ним. Приведем ряд примеров, используя варианты вопросов (заданий), рассмотренных выше. П р и м е р 1. Вопрос: Что ты понимаешь под термином «интервал»? Ответы: 1. Расстояние между занимающимися в глубину. 2. Расстояние между занимающимися по фронту. 3. Расстояние между флангами. 4. Расстояние от впереди стоящего занимающегося до стоящего сзади строя или от первой шеренги до последней. (Правильный ответ — 2-й.) Как видно из примера, варианты ответов не случайны, а содержат различные характеристики строя, которые должен знать учащийся. Так, в первом варианте приводится определение «дистанции», в третьем — «ширины строя» и четвертом — «глубины строя». Все варианты ответов связаны с определением расстояния в строю, но для того, чтобы ответить правильно, необходимо знать детали.
Это же задание можно построить и другим образом, как бы меняя местами вопрос и варианты ответов, что позволяет, не изменив по существу требования к знаниям учащихся, вместо сравнительно длинных определений дать лаконичные ответы. Пример 2. Вопрос: Расстояние между занимающимися в глубину называется... Ответы: 1) интервалом; 2) шириной строя; 3) глубиной строя; 4) дистанцией. (Правильный ответ — 4-й.) Одним из оригинальных и эффективных технических приемов повышения качества создаваемых материалов для контроля знаний является способ, когда дается задание выбрать правильный ответ из ряда предложенных в виде набора порядковых номеров или букв, за которыми они приводятся в вопросе. Подобные задания, с одной стороны, требуют от учащегося умения классифицировать, систематизировать, а с другой — экономят время учителя на подготовку вариантов ответов. Пример 3. Вопрос: Какие из приведенных команд имеют только исполнительную часть? 1. «Равняйсь!» 2. «Реже!» 3. «Кругом!» 4. «Вольно!» 5. «Смирно!» Ответы: 1) 1, 5; 2) 2, 4, 5; 3) 1, 4, 5; 4) 2, 3; 5) 1, 2, 3. (Правильный ответ — 3-й.) Весьма эффективны вопросы с использованием иллюстративного материала. Пример 4. Вопрос: Как называется приведенный на схеме способ передвижения? Ответы: 1. «Противоход»; 2. «Зигзаг»; 3. «Змейка»; 4. «Открытая петля». (Правильный ответ — 1-й.) В этом примере вопрос сопровождается рисунком. Но можно иллюстративный материал дать в виде вариантов ответов. Пример 5. Вопрос: Укажите, на какой из схем изображена «Змейка»? Ответы: Правильный ответ — 1-й. Как уже говорилось выше, большой интерес представляют задания, включающие проблемные ситуации, когда от учащихся требуется найти правильное решение. П р и м е р 6. Вопрос: Учащемуся, выступающему по программе школьных соревнований, при выполнении элемента на брусьях, оцененном в комбинации 0,3 балла, была оказана помощь. Определи величину сбавки. Ответы: 1)0,1; 2)0,3; 3)0,5; 4) 0,8. Правильный ответ — 4-й. П р и м е р 7. Вопрос: Какие действия ты должен выполнить при перестроении из одной шеренги в две, если по расчету у тебя второй номер? Ответы: 1. Стоять на месте. 2. На первый счет с левой ноги сделать шаг назад; на второй счет, не приставляя правой ноги, — шаг вправо, чтобы встать в затылок первому номеру; на третий счет приставить левую ногу. 3. На первый счет с левой ноги сделать шаг вперед; на второй счет, не приставляя правой ноги, — шаг вправо, чтобы встать впереди первого номера; на третий счет приставить левую. 5. На первый счет шаг левой назад; на второй — приставить правую. (Правильный ответ — 2-й.) При использовании компьютеров и особенно системы программирования «Мультимедиа» значительно расширяются возможности подбора заданий, так как в этом случае можно применять и видеофрагменты. В целях усиления обучающих функций при подготовке дидактических материалов для программированного контроля каждый вариант ответа можно снабжать разъяснительным материалом, основной задачей которого являются устранение допущенных ошибок и закрепление правильных ответов. Применение таких материалов весьма полезно и необходимо при проведении самоконтроля. Использование же компьютеров позволяет автоматизировать подачу разъяснительного материала на экран дисплея в зависимости от выбранного ответа. На примере первого задания попытаемся показать методику разработки подобных материалов. Так, для того чтобы дать в этом задании правильный ответ, учащиеся должны знать и различать основные виды строя и характерные их особенности, та-, кие как «шеренга», «колонна», «интервал», «дистанция», «ширина и глубина строя», «фронт» и «тыл». Поэтому разъяснительный материал должен быть направлен на устранение ошибок, связанных с неправильным выбором того или иного варианта ответа. Например: Ответ 1. Выбрав этот вариант ответа, вы ошиблись, так как расстояние между занимающимися в глубину (в затылок) называется дистанцией. Ответ 2. Вы ответили правильно. Именно расстояние между занимающимися по фронту, т. е. по стороне строя, в которую они обращены лицом, называется интервалом. Ответ 3. Вы ответили не совсем правильно, так как расстояние между правой и левой оконечностью строя является его шириной. Ответ 4. Выбрав данный вариант ответа, вы совершили ошибку: в этом ответе дается определение глубины строя, а не интервала. Дидактические материалы для контроля знаний, составленные таким образом, могут использоваться с помощью различных средств: от простой и всем доступной карточки-матрицы (рис. 6) до автоматизированных систем на базе ЭВМ. В случае применения карточек-матриц, для проверки знаний задания могут демонстрироваться через проекционную аппаратуру, использоваться в виде карточек, предварительно размноженных, либо специальных брошюр, подготовленных на множительной технике. Применение указанной методики дает возможность с успехом внедрить такие проверки и там, где современные технические средства и дисплейные классы еще не получили широкого распространения. Карточки-матрицы позволяют хранить результаты опроса, регистрировать верные и неверные ответы и самое главное — проводить анализ полученных ответов, что имеет «диагностическое» значение в процессе обучения. Следует только отметить, что наличие современных технических средств (дисплейных классов, персональных компьютеров) значительно усиливает обучающий и регистрирующий эффекты проверок, знаний, их влияние на управление динамикой усвоения и его результаты, улучшает технологию проверки, повышает объективность и культуру ее проведения. Однако необходимо иметь в виду, что проблема создания н использования обучающих программ в учебном процессе на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных в методике компьютерного обучения. С одной стороны, это требует подготовки дидактических материалов, соответствующих методическим принципам программированного обучения, с другой — переложения информации на язык той техники, которая привлекается в качестве посредника. В связи с этим попытаемся показать методику использования дисплейных классов на базе микроЭВМ «Электроника БК-0010» и «Ямаха» для програм- мирования учебной деятельности, в которых применяются языки программирования Фокал и Бейсик. В настоящее время подобными компьютерами уже оснащены большинство школ, что позволяет использовать их и для решения задач физического воспитания учащихся. С учетом задач, поставленных перед учащимися, одна и та же программа, составленная на этих языках, может быть реализована как в режиме «Контроль», так и в режиме «Репетитор» (рис. 7). При обычном запуске программы ЭВМ работает в режиме «Контроль». На экране дисплея появляется инструкция о порядке работы, после изучения которой учащиеся приступают к выполнению заданий. Каждому из них на основе использования функции случайных чисел предъявляется десять заданий из имеющегося в программе общего количества. Такое построение работы фактически исключает попадание одних и тех же вариантов заданий разным или одним и тем же ученикам при повторных проверках, что дает возможность более объективно оценить их знания. Ученик, выбрав правильный, по его мнению, ответ, нажимает клавишу с соответствующей цифрой. Программа оперативно реагирует на ответ с представлением на дисплее информации о правильности решения, после чего предъявляется следующее задание независимо от того, правильно или неправильно было выполнено предыдущее. Выполнив все десять заданий, учащиеся и учитель получают информацию о количестве правильно выполненных заданий, что позволяет оценить знания по изучаемой теме или разделу (на рисунке последовательность действий показана сплошной линией). Задачами работы в режиме «Репетитор» (тренировка) являются повторение и закрепление полученных знаний на основе самоконтроля. Последовательность действий учащихся в этом случае следующая. Программа, сохраняя для всех одинаковую линейную структуру (от первого до последнего задания), предъявляет на экран дисплея поочередно все задания, предусмотренные по разделу (теме). После того как ученику предъявляется первое задание, он нажимает на клавишу, соответствующую, по его мнению, правильному ответу. Программа анализирует правильность выполнения. Если задание выполнено правильно, то на экране дисплея появляется комментарий, подтверждающий правильность решения, и учащемуся предъявляется следующее задание. В случае ошибки первое задание предъявляется повторно, пока оно не будет решено правильно. Таким образом, программа в режиме «Репетитор» позволяет перейти к решению следующего задания лишь при устранении ошибок. 2. Программа для дисплейного класса «Ямаха» на языке Бейсик. Далее в программе следуют подобные задания, количество которых определяется как возможностями ЭВМ (объемом памяти), так и педагогическими задачами. Представленные программы могут служить основой (алгоритмом) для составления таких материалов по любому разделу комплексной программы, изменения могут коснуться только командных строк, связанных непосредственно с содержанием учебного материала. Создание компьютерных средств обучения и контроля знаний, программно-аппаратных средств пользователей и технологий, разработка в перспективе мультимедиа продуктов являют- ся, пожалуй, наиболее важными не только для оснащения учебного процесса, но и для преодоления психологического барьера учителей и учащихся. Вопросы и задания 1. Какими знаниями должны овладеть учащиеся I-IV классов по разделу гимнастики в соответствии с госстандартом и комплексной программой по физическому воспитанию? 2. Какими знаниями должны овладеть учащиеся V-IX классов по разделу гимнастики в соответствии с госстандартом и комплексной программой по физическому воспитанию? 3. Какими знаниями должны овладеть учащиеся X-XI классов по разделу гимнастики в соответствии с госстандартом и комплексной программой по физическому воспитанию? 4. С составления какого материала необходимо начинать подготовку заданий для программированного контроля знаний учащихся? 5. Какие типы вопросов (заданий) целесообразны для подготовки контролирующей программы? 6. Каким требованиям должны отвечать предлагаемые на выбор варианты ответов и заданий контролирующей программы? Литература Комплексная программа физического воспитания // В сб.: Физическое воспитание учащихся I-XI классов: Программы общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 1996. — С. 106-204. Петров П. К. Программированное обучение в физическом воспитании школьников: В помощь учителю физической культуры. — Устинов: Удмуртия, 1986. — 86 с. Петров П. К. Основы программированного обучения в физическом воспитании: Уч. пос. для студентов пед. фак. физ. воспитания. — Устинов: УдГУ, 1987. — 106 с. Петров П.К., ЗакировА. М. Гимнастика: Программированные задания для самоконтроля и контроля знаний: Уч. пос. для пед. фак. физ. восп. — Ижевск: УдГУ, 1989. — 59 с. Глава 4. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТРОЕВЫМ УПРАЖНЕНИЯМ Строевые упражнения — двигательные действия учащихся, выполняемые одновременно всем классом, группами учащихся или отдельными учениками. С помощью строевых упражнений решаются задачи формирования навыков коллективных действий (в строю), воспитания дисциплины и организованности, выработки чувства темпа и ритма, формирования правильной осанки. Использование строевых упражнений на уроках гимнастики позволяет быстро и целесообразно размещать занимающихся в зале или на площадке. Учителем физической культуры строевые упражнения применяются в различных частях урока. В подготовительной части урока они используются для организованного начала занятий, размещения учащихся для выполнения обще-развивающих упражнений. В основной части урока строевые упражнения используются для организованного перехода от одного вида упражнений к другому. В конце урока (в его заключительной части) эти упражнения являются хорошим средством для того, чтобы снизить нагрузку, подготовить учащихся к предстоящей учебной работе и организованно закончить занятие. Все строевые упражнения подразделяются на четыре подгруппы. I — строевые приемы. К ним относятся такие действия уча II — построения и перестроения. Они характеризуются уме III — передвижения. К этой подгруппе относятся упражнения, связанные с передвижениями различного характера и способами их выполнения, остановками, поворотами. Например, передвижения строевым и обычным шагом, повороты в движении, передвижения по точкам и границам зала, по диагонали, в обход, по кругу и т. п. IV — размыкания и смыкания. Связаны со способами увеличения и уменьшения интервала и дистанции строя. Основные наименования строя и его расположения приведены на рисунке 8. Для выполнения строевых упражнений одна часть действий и команд используется из Строевого устава Вооруженных Сил, другая появилась со спецификой проведения занятий по гимнастике. При проведении строевых упражнений на уроках гимнастики в спортивном зале условно определяют точки — центр, середины, углы (рис. 9). Основным правилом для определения этих точек является то, как строится класс перед началом урока. Обычно это одна из длинных сторон в зале. Если окна расположены только с одной стороны, то класс строится спиной к ним. При этом сторона зала, где построен класс, будет называться правой, а противоположная — левой. Сторона, где находится направляющий, является верхней, а та, где замыкающий, — нижней. Строевые упражнения, как правило, выполняются посредством команд, которые подразделяются на предварительные и исполнительные части. Например: «Шагом— МАРШ!», «Кру-ГОМ!». Но есть команды, которые содержат только исполнительную часть (»Смирно!», «Равняйсь!», «Вольно!», «Прямо!» и т. п.). Чтобы привлечь внимание учащихся перед исполнительной командой, можно добавить слово «класс» (»отделение», «группа»). Предварительная часть команды подается отчетливо, громко и несколько протяжно, чтобы учащиеся могли приготовиться к выполнению. Исполнительная команда подается после небольшой паузы, более отрывисто и энергично. По всякой предварительной команде занимающиеся принимают положение стойки «Смирно!», поэтому злоупотреблять подачей этой команды не следует (в особенности при проведении общеразвивающих упражнений). Если же команда «Смирно!» подается, то она должна быть выполнена безупречно. При подаче команды учитель должен быть в положении основной стойки. В некоторых случаях команды целесообразно заменять распоряжениями. Например, вместо того, чтобы классу, сидящему на полу, подать команду «Нале-ВО!», лучше отдать распоряжение «Повернитесь налево». Команды, в которых есть указание о направлении движения, различаются следующим образом: «налево» — движения в указанную сторону с одновременным поворотом, «влево» — движение в указанную сторону без поворота, т.е. боком. Например: «Направо на два шага разом-КНИСЬ!» и «Вправо приставными шагами сом-КНИСЬ!». При размыканиях следует указать направление, величину интервала и способ исполнения. Например: «Влево на два шага приставными шагами разом-КНИСЬ!». При подаче команд для перестроения необходимо назвать строй, затем направление движения и способ исполнения. Например, при перестроении из колонны по одному в колонну по четыре поворотом в движении команду подают так: «В колонну по четыре, налево — МАРШ!». В командах слово «шагом» опускается, если класс уже находится в движении. Например: «По диагонали — МАРШ!». При обучении строевым упражнениям пользуются методами показа, объяснения и практического выполнения. Как правило, показ сочетается с объяснением, а затем следует практическое действие. При непосредственном практическом освоении используется целостный метод и метод расчлененного разучивания. Целостным методом в основном обучают выполнению строевых приемоз. При использовании расчлененного метода упражнение выполняется по счету. Например: «Поворот направо делай — раз!» (учащиеся, сохраняя стойку «смирно», поворачиваются на левом носке и правой пятке и выдерживают паузу), по команде «Делай — два!» приставляют левую ногу к правой. После нескольких повторений этого приема делается поворот в целом по команде «Напра-ВО!» или «Нале-ВО!». В целях быстрого освоения различных построений и перестроений, особенно в начальных классах, желательно использовать специальные разметки на полу. Например, для освоения построений в шеренгу и колонну делается разметка на одной из сторон зала в виде точек, нанесенных мелом или краской на расстоянии 40 см друг от друга. Для перестроений с определенным интервалом и дистанцией при выполнении общеразвивающих упражнений также можно сделать соответствующую разметку в виде звездочек или точек. Для быстрого выполнения различных построений и совершенствования строевых упражнений желательно использовать игровые задания типа: И. п. — построение в одну шеренгу; 1-2 — приставной шаг левой вперед.; 3-4 — поворот направо; 5-6 — приставной шаг правой в сторону; 7-8 — поворот налево — и подвижные игры (»У ребят порядок строгий», «Быстро стройся», «Делай, как я» и др.). Для успешного проведения строевых упражнений учителю необходимо: — знать методику обучения; — знать команды и уметь правильно их подавать (точность команды, интонация и громкость голоса, умение держаться перед классом); — правильно выбирать свое место перед строем (на месте, в движении); — следить за осанкой и точностью исполнения строевых упражнений (проявлять требовательность); — уметь осуществлять подсчет и проводить строевые упражнения с музыкальным сопровождением. Date: 2015-07-27; view: 547; Нарушение авторских прав |