Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие, система и принципы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении
Рассмотрение данного вопроса начнем с общего понятия законности исходя из теории права. Законность есть строгое и полное осуществление предписаний законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права. Законность характеризуется следующими признаками. Во-первых, важнейшей чертой законности является ее всеобщность. Требование соблюдать юридические нормы относится ко всем, кто находится в пределах действия права. Никто не может уклонятся от выполнения установлений, исходящих от государства, точно так же, как и государство не может уклоняться от обеспечения и защиты законных прав личности. Всеобщность как необходимая черта законности в одинаковой мере относится и к государству, и к его гражданам. Государство ответственно перед гражданином, а гражданин - перед государством. Обеспечение всеобщности соблюдения правовых предписаний - задача государства и его органов. Обладая необходимыми организационными, материальными и принудительными средствами, оно призвано надежно охранять законные права и интересы граждан. Сами граждане вне государственно-правовых структур не могут устанавливать законности в общественной жизни. Всеобщность как важнейший признак законности означает, что строгое осуществление законодательных предписаний является основным, общим принципом деятельности всех государственных органов, общественных, хозяйственных организаций и граждан. Во-вторых, законность неразрывно связана с правом, юридическими нормами. Однако оценивать состояние законности в стране можно только на основании того, в какой мере законы государства отражают объективные потребности общества. Если издаваемые государством правовые нормы закрепляют и охраняют интересы только отдельных лиц или определенных социальных групп, не учитывая общих и индивидуальных интересов всего населения страны, законность отсутствует. Если правовые нормы лишь формально отражают интересы различных слоев населения, но не гарантируют их, то и здесь также не может быть речи о законности. Нормативной основой законности являются законы, адекватно отражающие общие и индивидуальные интересы. К основным требованиям, предъявляемым к законности, относятся: - верховенство закона по отношению ко всем другим правовым актам; - единство понимания и применения законов на всей территории их действия; - равная возможность всех граждан пользоваться защитой закона и их равная обязанность следовать его предписаниям; - осуществление прав и свобод человеком не должно нарушать права и свободы других лиц; - недопустимость противопоставления законности и целесообразности; - предотвращение и эффективная борьба с правонарушениями в обществе. Принцип законности закреплен в статье 15 Конституции РФ, в соответствии с которым органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и ее законы. В сфере управления принцип законности имеет особое значение и охватывает различную управленческую деятельность, обеспечивает единообразное понимание и применение правовых норм как управляющими, так и управляемыми. Законность в области государственного управления является объективным условием эффективности деятельности органов исполнительной власти и характеризуется следующими обстоятельствами. Во-первых, управление охватывает наибольшую сферу деятельности государства и органов местного самоуправления. Соблюдение законности является гарантом слаженности функционирования всех звеньев управленческой системы, успешного выполнения стоящих перед управлением задач. Во-вторых, субъекты государственного управления в своей повседневной деятельности осуществляют правоприменительную деятельность, которая должна осуществляться в соответствии с принципом законности. В-третьих, от четкой и слаженной работы субъектов управления, основанной на строгом соблюдении законов и подзаконных правовых актов, неукоснительном выполнении возложенных на них обязанностей во многом зависит правильное, объективное и оперативное решение вопросов, связанных с повседневной жизнью граждан и деятельностью различных организаций. Поэтому субъекты государственного управления обязаны в пределах своей компетенции обеспечить соблюдение законов в деятельности подведомственных организаций, принимать меры по укреплению государственной дисциплины. В-четвертых, правотворческая деятельность органов государственного управления должна базироваться на принципе законности, то есть нормативные акты органов управления должны соответствовать законам и основываться на них. В-пятых, органы государственного управления наделены широкими полномочиями в области применения мер административного принуждения, которые должны осуществляться строго в рамках требований закона. Наряду с законностью, эффективность управления зависит и от дисциплины участников управленческого процесса. Дисциплина предполагает неуклонное исполнение законов и иных нормативных актов вышестоящих органов всеми работниками государственного аппарата, а также лицами, непосредственно занятыми в различных сферах деятельности государства. Являясь важным фактором управления, дисциплина формируется, совершенствуется под воздействием требований правовых норм, закрепленных в законах и подзаконных актах. Из этого вытекает, что, с одной стороны, законность и дисциплина являются самостоятельными категориями, с другой - они находятся в неразрывной связи, взаимодействуют друг с другом. Их взаимосвязь заключается в том, что законность служит основой дисциплины, поскольку одним из требований дисциплины является соблюдение законов и других нормативных актов. Связь законности и дисциплины проявляется также и в том, что используемые государством юридические средства укрепления и обеспечения законности одновременно являются средствами укрепления и дисциплины. В свою очередь без соблюдения дисциплины невозможна и строгая законность. Говоря о законности и дисциплине, необходимо отметить и такой критерий, как целесообразность. Целесообразность есть соответствие действий прежде всего органов исполнительной власти, а также других участников управленческой деятельности, тем целям, которые стоят перед ними. Целесообразность реализуется на основании и во исполнение закона. В каждом отдельном случае закон должен соблюдаться, но в рамках закона должна приниматься та мера, которая является наиболее подходящей, целесообразной для данного конкретного случая. Закон обладает высшей целесообразностью. Если же закон устарел ‑ он должен быть изменен или заменен в установленном порядке. Но пока закон действует, его предписания в равной мере обязательны для всех. Устаревший закон отменяется только законным порядком, и никакие региональные органы или должностные лица не могут нарушать закон, ссылаясь на его нецелесообразность. Они могут обратиться к законодательному органу с просьбой об отмене устаревшего закона, но не более того. Целями обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении являются: - недопущение нарушений в деятельности органов исполнительной власти, их должностных лиц тех требований и предписаний, которые закреплены в действующих законах и подзаконных актах, и которыми они руководствуются в своей повседневной работе; - своевременное и оперативное выявление, пресечение и устранение таких нарушений; - установление причин и условий, им способствующих; - привлечение к ответственности виновных в нарушении законности и дисциплины; - создание обстановки неотвратимости ответственности в случае их нарушения. Система обеспечения законности и дисциплины включает в себя деятельность различных государственных органов, к которым относятся: - органы, деятельность которых непосредственно направлена на обеспечение законности и дисциплины в государственной и общественной жизни, в том числе и сфере управления (суды, прокуратура, государственные инспекции и др.); - органы, деятельность которых по обеспечению законности и дисциплины осуществляется в границах их основной деятельности, не связанной в целом с институтом законности и дисциплины (различные министерства, службы и агентства). Все органы, занимающиеся вопросами обеспечения законности и дисциплины, наделены для этого необходимыми юридически властными полномочиями. В процессе деятельности по обеспечению законности и дисциплины в сфере управления названные органы используют в пределах своей компетенции контроль и его разновидности - проверку исполнения и надзор. С помощью контроля обеспечивается строгое и неукоснительное исполнение законов и подзаконных актов, соблюдение дисциплины органами исполнительной власти, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, гражданами. Его сущность и назначение состоит: - в наблюдении за деятельностью соответствующего подконтрольного объекта; - в получении объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины на подконтрольном объекте; - в принятии мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины; - в выявлении причин и условий, способствующих правонарушениям; - в принятии мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины. Проверка исполнения тесно связана с контролем и является его составной частью. Проверка исполнения - это повседневная оперативно-управленческая деятельность, позволяющая выяснить, что и как сделано во исполнение предписаний и требований закона, подзаконного акта, соответствующего решения. Надзорная деятельность в зависимости от субъектов, ее осуществляющих, делится на: - общий надзор органов прокуратуры за соблюдением законов в сфере управления; - административный надзор со стороны уполномоченных на то государственных органов и должностных лиц за исполнением действующих в сфере управления специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах. Характерными и отличительными чертами надзора от контроля являются: - органы надзора (в том числе и прокурорского) осуществляют свои функции и полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены, а органы контроля - в основном в отношении организационно подчиненных и в некоторых случаях в отношении неподчиненных объектов; - в процессе контроля могут применяться меры дисциплинарного воздействия в отношении виновных лиц, в процессе же административного надзора применяются меры административного воздействия к физическим и юридическим лицам; - по действующему законодательству органы контроля осуществляют проверку различных сторон деятельности подконтрольных объектов, а органы административного надзора проверяют соблюдение специальных правил на поднадзорных им объектах. Контроль подразделяется: а) по видам - на общий и специальный. Общий контроль предполагает обследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольного объекта. Специальный контроль состоит в осуществлении проверки деятельности подконтрольного объекта по определенному вопросу; б) по стадиям проведения - предварительный, текущий и последующий. Цель предварительного контроля состоит в предупреждении, профилактике нарушений. Цель текущего контроля - выяснение состояния законности и дисциплины, вынесения оценки правильности совершаемых действий объектами контроля. Целью последующего контроля является проверка реального исполнения соответствующих решений, предписаний контролирующих органов; в) в зависимости от субъекта и характера полномочий - на контроль Президента РФ, органов законодательной власти, органов исполнительной власти и органов судебной власти. Date: 2015-08-15; view: 385; Нарушение авторских прав |