Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В условиях новой экономики





В настоящее время практика и теория менеджмента продолжают развиваться. При этом изменения в практике менеджмента приводят к соответствующему развитию теории. Развитие теории, в свою очередь, оказывает влияние на практику менеджмента.

Люди, управляющие другими людьми, принимают решения, основываясь на собственном представлении об управлении, о принципах менеджмента и о технологиях воздействия на объект управления.

Практика современного менеджмента изменяется, прежде всего, под влиянием изменений в экономике. Одной из фундаментальных особенностей современной экономической жизни является ускорение динамики процессов, увеличение темпа изменений.

Изменения касаются как технологий, ассортимента и качества выпускаемых товаров и услуг, так и способов организации многих экономических процессов. В этих условиях необходимо быстро перестраивать все управление в организации, чтобы обеспечивать высокий темп приспособления к постоянно и быстро изменяющимся процессам.

Рассмотрим основные изменения управленческой мысли и направления развития менеджмента.

1. В настоящее время каждая организация испытывает ощутимое воздействие динамично меняющейся внешней среды. Это воздействие может носить различный характер:

- конкуренты начали производить ту же самую услугу по новой технологии с меньшими издержками;

- появилась новая замещающая услуга, обеспечивающая у потребителя больший спрос;

- изменился курс валют;

- инфляция обесценила всю полученную прибыль;

- учетная ставка процента внезапно повысилась и т. д.

В таких условиях необходимо средствами управления обеспечить гибкость организации, ее эффективную адаптивность, т. е. приспособляемость управления.

2. Новые подходы к управлению переносят акцент управленческих воздействий на инновационные процессы, на коммуникации, на маркетинг, на развитие интеллектуального капитала. Адаптивность стала жизненно важным и необходимым свойством любой организации.

На эффективность современного производства в значительной мере влияет плотность потока изобретений новых продуктов и новых технологий. В этих условиях начинают по-новому действовать коммерческие предприятия, государственные и общественные учреждения и организации, изменяется их менеджмент.

Менеджмент становится все в большей мере инновационным, он ориентируется на управление нововведениями, а также на собственное саморазвитие: каждый год возникают и распространяются новые подходы, новые технологии менеджмента, в то время как старые частично забываются, а частично становятся обшей рутинной практикой.

3. Еще одно фундаментальное изменение современного мира — становление и развитие экономики, основанной на знаниях. Человечество вступает в эру, когда его будущее определяется тем, насколько широко и результативно используются знания. В эпоху индустриального развития продукция создается из сырья, комплектующих и энергии под воздействием труда работников, и именно этими составляющими определяется вновь созданная стоимость. Сегодня стоимость возникает не только и не столько из физических ресурсов, сколько из интеллектуальных ресурсов, из знаний, которые проявляются в новых продуктах, в новых технологиях, в новых навыках, в качественно новой мотивации, в новых отношениях между всеми участниками производственных и экономических процессов.

XXI в. интеллектуальный потенциал, знания становятся доминирующим фактором достижения социально-экономических результатов. Традиционные факторы — земля, труд и капитал — в современной экономике действуют только при условии эффективного использования знаний.

К знаниям в данном контексте относятся не только те знания, которые преподаются в вузах, но и идеи, как должно быть организовано производство, как должен быть сделан продукт, для каких продуктов имеется скрытый спрос и пр. Эти знания проявляются в навыках людей и закрепляются в виде патентов, лицензий, организационных структур, методов взаимодействия предприятий и учреждений.

Интеллектуальная работа, специальные знания и коммуникации становятся не только основными факторами создания добавленной стоимости, но и факторами конкурентоспособности и экономического развития организаций.

Во многих организациях все большая часть полученного эффекта становится результатом воздействия, которое производят инженеры, бухгалтеры, конструкторы, дизайнеры, специалисты по персоналу, по сбыту и маркетингу, эксперты по информационным сетям.

4. В связи с этим менеджмент становится инновационным по своей сути. В свою очередь, инновационный характер менеджмента требует постоянного обучения персонала. Каждый работник вынужден учиться в процессе всей своей трудовой жизни, осваивая новые приемы труда и новые подходы к решению возникающих новых производственных задач.

Обучение становится непрерывным процессом. Объектом обучения все в большей мере становятся техника решения проблем и новые технологии управления. В передовых организациях обучаются не только отдельные люди, но и целые команды; в процессе этого обучения приобретаются и генерируются не только индивидуальные, но и коллективные знания и навыки.

5. В современном мире работники имеют дело, прежде всего, со знаниями, данными и информацией, а не с физическими предметами труда. Эту закономерность подметил один из признанных авторитетов современного менеджмента П.Друкер. Он обратил внимание на появление на современных предприятиях нового вида работника - интеллектуального работника.

П. Друкер особый акцент делает на том, что этот новый работник принципиально отличается от работника индустриальной эпохи. И это отличие заключается, в первую очередь, в том, что для него не подходит жесткий менеджмент, основанный на тейлоризме. В новых условиях экономики ответственность за эффективность перекладывается на плечи самого работника, и его работа нуждается в определенной автономности.

6. На рубеже XX-XXI в. возникло новое направление в практике менеджмента — так называемый менеджмент знаний.

Meнеджмент знаний — это систематический процесс идентификации, использования и передачи информации и знаний, которые люди могут создавать, совершенствовать и применять. Знания проникают во все сферы и все стадии экономического процесса, и их уже сложно отделить от продукта или услуги. Знания сегодня — это не только то, что знает человек.

Под знанием в современном мире понимается и то, что «знает» организация в целом. Сюда включаются ее нематериальные активы, а также коллективные знания и коллективный опыт персонала организации в целом.

Одной из центральных идей управления знаниями является более эффективное использование уже существующих знаний. Важно не изобретать то, что уже изобретено, а активно и широко использовать имеющийся опыт.

7. Широкое распространение в мировой практике сегодня получил бенчмаркинг. Бенчмаркинг - особая управленческая технология, которая состоит в том, что в практику работы организации внедряются технологии, стандарты и методы работы лучших организаций-аналогов.

В процессе бенчмаркинга осуществляются поиск организаций (предприятий), которые показывают наивысшую эффективность, обучение их методам работы и реализация передовых методов в собственных условиях.

Бенчмаркинг есть систематический процесс выявления лучших организаций, оценки их продукции и методов производства с целью использования передового опыта этих организаций.

8. Еще одной особенностью современного производственного процесса стало то, что изменился предмет труда у большинства работников. Мощнейшим фактором управления становятся прогрессивные информационные и коммуникационные технологии.

Информационные системы становятся важнейшей составляющей производственного аппарата предприятия. Новые информационные технологии создают новые возможности для организации сетей, которые выводят разделение труда на новый уровень, позволяя формировать цепочки производства продукта и сети дистрибьюции.

В этих новых условиях требуются новые методы управления, которые могут обеспечить успех этим сетям. Методы и формы управления в рамках сетей стали содержанием так называемого сетевого менеджмента.

9. Получают развитие разнообразные специальные виды менеджмента:

- муниципальный менеджмент,

- иск-менеджмент,

- университетский менеджмент,

- менеджмент уборки мусора,

- финансовый менеджмент,

- менеджмент репутации компании,

- менеджмент лояльности потребителя,

- бренд-менеджмент,

- менеджмент имиджа,

- инвестиционный менеджмент,

- инновационный менеджмент,

- реинжиниринг бизнеса,

- антикризисный менеджмент и др.

Во многих случаях становление самостоятельного вида специального менеджмента предполагает выработку специфических для данного вида деятельности приемов, методов и технологий управления. Все специальные виды менеджмента носят в основном прикладной характер, и их развитие в значительной мере опирается на обобщение практики управления в соответствующих специальных сферах.

10. Общей тенденцией развития менеджмента сегодня стало распространение концепций, методов и моделей управления, доказавших свою эффективность в коммерческих организациях, на некоммерческие организации.

Например, маркетинговые подходы к управлению распространяются на деятельность общественных организаций, на деятельность администраций городов и районов (так называемый региональный маркетинг). В деятельности многих некоммерческих организаций с успехом применяются элементы бизнес-планирования. Группы качества, первоначально возникшие на крупных промышленных предприятиях, проникают в деятельность органов государственного управления, образовательных, медицинских и других учреждений. Методы управления культурой организации, отрабатываемые в коммерческих фирмах, постоянно находят свое применение в некоммерческих организациях.

11. В государственном секторе происходят те же изменения, что и в коммерческом секторе. Ключевой тенденцией является ускорение перемен.

Особенно ярко эти процессы видны на примере России: обстоятельства деятельности многих государственных учреждений за последние несколько лет претерпели существенные изменения. Но и во всем мире условия деятельности государственных учреждений изменяются весьма быстро. Так, например, меняются:

- функции государственных учреждений (все большее число прежних функций передается государственным и частным агентствам),

- методы управления (в деятельность государственных учреждений проникают новые методы и приемы управления, такие как группы качества, стратегическое планирование, гибкие временные структуры, маркетинг и др.).

Менеджмент в передовых государственных учреждениях и организациях общественного сектора характеризуется гибким распределением функций и ответственности, плоскими организационными структурами, малыми командами, массовым и постоянным обучением персонала. Обучение в этих организациях рассматривается как особый вид трудовой деятельности. При этом оно не ограничивается формальными видами: активно применяется обучение в процессе де­ятельности, в том числе в процессе взаимодействия с внешними организациями и клиентами.

В государственную службу внедряются некоторые приемы практического управления из сферы обслуживания населения. В частности, развивается маркетинг муниципальных услуг, в практику работы государственных учреждений постепенно стандарты обслуживания, проникает технология создания команд, т. е. гибких временных творческих групп, ориентированных на создание нового или совершенствование старого «продукта».

12. Еще одной фундаментальной тенденцией развития современного менеджмента является расширение объектов менеджмента в связи с тем, что современная теория и практика исходят из расширенного представления о сути предприятия и его границах.

Современное представление о предприятии объединяет технологические и ментальные факторы, а также такие явления, как культура предприятия, его институты, когнитивная система, события, опыт других людей и компаний. Все это в современной практике деятельности предприятий становится объектом менеджмента.

Сегодня менеджмент включает в себя не только управление производственными процессами, но и целенаправленное формирование и рост культуры предприятия, развитие таких институтов внутри организации, как:

- доверие и творческая атмосфера продуктивной групповой работы,

- расширение организационных связей внутри организации и за ее пределами,

- повышение инновационной способности микроколлективов,

- использование опыта других организаций.

Другими словами, границы традиционного менеджмента расширяются, что свидетельствует о постоянном развитии и совершенствовании управления организацией.

Содержание современных теорий и концепций управления

При изучении тенденций развития управленческой мысли следует выделить следующие направления, характеризующие современные подходы и методы эффективного управления организацией:

- внедрение системы «бережливого производства»,

- использование концепции «лидерства»,

- внедрение системы командного и мотивационного управления,

- всеобщее управление качеством (TQM).

Рассмотрим содержание указанных тенденций подробнее.

1. Система «бережливого управления» состоит из четырех основных элементов:

— стандартная работа лидера;

— средства визуального контроля;

— система ежедневной отчетности;

— дисциплина лидеров.

Даже если учитывать дополнительные элементы поддержки, «бережливое управление» не является сложной системой. В этом смысле оно похоже на систему «бережливого производства»; оба подхода основываются на небольшом количестве принципов. Правильно и последовательно внедряемое «бережливое управление» помогает создать основу стабильности для перехода к «бережливому производству».

При внедрении принципов «бережливого управления» необходимо:

- Всегда иметь некоторый дополнительный запас материала; он может понадобиться.

- Уделять время, чтобы выслушать то, что тебе хотят сказать люди.

- Всегда иметь не менее чем 10%-ный излишек рабочей силы и большой запас незавершенной продукции, потому что всякое может случиться.

- Стремиться ежедневно перекинуться словечком с каждым человеком, работающим в подразделении.

- Хвататься за телефон или торопить поставку деталей, когда работа замедляется — бросать в узкое место дополнительных работников для выполнения плана.

- При заказе дефицитных деталей всегда просить больше, чем требуется, чтобы быть уверенным, что получишь достаточное количество.

- Использовать неофициальные приемы для определения размера очереди; всегда загружать линию на 100% на случай, если что-то произойдет.

- Отправлять людей, стоящих без дела, работать.

- В бизнесе понятию «трение» наиболее соответствует японский термин «муда» — т. е. любые непроизводительные затраты (waste). Следовательно, бережливым (lean) следует считать предприятие, в котором такие затраты от­сутствуют. Но поскольку в реальности невозможно полностью исключить трение, можно говорить лишь об определенной степени бережливости.

Вводимый в менеджмент термин « трение» означает сопротивление достижению целей, возни­кающее при взаимоотношении между людьми и окружающей средой (например, используемым оборудованием, транспортируемыми материалами и изделиями).

Концепция «бережливого производства» нацелена на устранение причин возникновения ненужных резервов и, таким образом, способствует внедрению принципа «точно вовремя». Достаточно придерживаться этой теории, и лишние запасы исчезают сами собой, без дополнительных усилий на их ликвидацию.

Попытки разрозненного внедрения и применения таких идей, как системы кайдзен и канбан, система быстрой переналадки оборудования SMED, система поддержания чистоты и порядка на рабочих местах 5S-CANDO, методология «Шесть сигм», «пока-ёка», систем профилактического обслуживания и ремонта оборудования ТРМ только раздражают работников.

Характеристика участников системы «бережливого управления» приведена в таблице 8.2.

 

Таблица 8.2

Характеристики участников процессов управления

в системе «бережливого производства»

Участник Характеристика участника
Лидеры команд Это первая линия обороны целостности процесса бережливого производства. Они должны находиться на своем участке и наблюдать за процесса­ми практически все время. Их стандартная работа обычно занимает большую часть их рабочего времени — более 80%. Стандарт работы лидера команды включает много разделов, связанных с запуском и завершением производства и периодически повторяемыми действиями по контролю процесса производства и его обслуживанию.
Координаторы Он также включает время, используемое по собственному усмотрению для реагирования на невыполнение, работы над ежедневными задачами по совершенствованию и решению периодических задач, таких как обучение операторов. Для того чтобы дать им возможность быстро адаптироваться к вариативности работы, их время сознательно не заполняется на 100%.

Оценка текущего состояния системы «бережливого управления» осуществляется по восьми категориям процессов и поведения. Шкала оценки включает пять уровней состояния системы:

— Стандартная работа лидера.

— Визуальный контроль производства.

— Визуальный контроль поддержки производства.

— Система ежедневной отчетности.

— Определение процесса.

— Дисциплинарная ответственность за процесс.

— Устранение коренной причины проблемы.

— Улучшение процесса.

Таким образом, основная цель организации «бережливого управления» — устранение всех видов непроизводительных затрат. Решение этой задачи не должно сводиться к спонтанной реализации отдельных программ и инициатив, каждая из которых может оказаться привлекательной лишь на короткое время. Наоборот, следует рассматривать все методы сокращения непроизводительных затрат только как составные части единого набора инструментов для построения системы «бережливого производства».

2. Содержание концепции «лидерства»

В соответствии с трактовкой, принятой в отечественной социальной психологии, лидерство — это «преимущественно психологический по своей природе феномен, стихийно возникающий и развертывающийся в системе неформальных (неофициальных) отношений людей и вместе с тем выступающий средством организации отношений этого типа и управления ими.

Основу лидерства (прежде всего в малой группе) составляет процесс межличностного влияния, разворачивающийся между лидером (наиболее активный, влиятельный член группы) и последователями(остальные члены группы или ведомые).

Лидерство — это не столько психологический, сколько организационный, управленческий по своей сути феномен, тесно связанный с таким явлением, которое в отечественной литературе понимается как руководство.

Лидерство в организации — это процесс целенаправленного руководства по созданию среды, которая высвобождает сознание человека, формируя и используя его знания, интеллект, творческую активность в интересах организации.

Принципиальная роль лидерства в организации заключается в том, что оно выступает как особая функция управления, связанная с запуском и проведением организационных изменений. Кроме того, лидерство распространяется на всю организацию, и его воспринимает абсолютное большинство работников.

«Вызов нового лидерства» состоит в том, чтобы выработать в людях способность адаптироваться, чтобы работать творчески и быстро и в постоянно изменяющейся среде.

Новые лидеры должны уметь апеллировать к творческой адаптации работников к переменам, их лидерским навыкам и инициативе без того, чтобы прямо передавать им на это полномочия. Подобный подход еще более углубляет существующие различия между лидерами и менеджерами. Понятие «менеджер» происходит от латинского слова manus - рука.

Менеджеры-лидеры принимают на себя ответственность не только за индивидуальную, но и за коллективную работу, предпочитая метод управления на основе конечных результатов; их интересует не столько продвижение по служебной лестнице, сколько реальные преобразования.

При построении системы управления, основанной на лидерстве необходимо учитывать факторы, приводящие к потерям в лидерстве с точки зрения управления знаниями:

- неумение организовать работу команды;

- неумение оценить достоинства других и использовать их в интересах организации;

- боязнь сильных соперников;

- стремление подавить прямую конкуренцию во всех сферах и на всех уровнях организации;

- неумение распределять лидерство на другие уровни управ­ления;

- недооценка подготовки преемника;

- коммуникативная некомпетентность.

3. Характеристика системы «всеобщего управления качеством»

«Всеобщее качество » (total quality, TQ) — это система управления, сфокусированная на людях, цель которой — постоянное повышение степени удовлетворения потребителей при посто­янном снижении реальных затрат.

Система управления «всеобщим качеством » (TQ) — это подход на основе всей системы (а не отдельных участков или программ) и интегральная часть стратегии высшего уровня.

Система функционирует горизонтально, охватывая функции и подразделения, привлекая всех сотрудников сверху вниз и выходя за традиционные границы, чтобы включить в общую сеть и цепь поставок, и цепь потребителя.

В TQ большое внимание уделяется овладению политикой постоянных изменений и ее адаптации, так как эти составляющие считаются мощными рычагами, в значительной степени влияющими на успех организации.

Философия TQ включает несколько базовых управленческих концепций:

1) сфокусированность на потребителях и стейкхолдерах;

2) ориентация на процесс;

3) постоянное совершенствование и обуче­ние;

4) наделение сотрудников полномочиями и командная работа;

5) управление на основе фактов;

6) масштабное лидерство, в котором всеобщее качество рассматривается как стратегический информационный актив.

7) повышенное внимание потребителям и стейкхолдерам

На рисунке приведена модель системы «всеобщего управления качеством» (TQM).

 

Концептуальная модель TQM

 

Бизнес может добиваться успеха, только понимая запросы потребителей и удовлетворяя их. В перспективе всеобщего качества все стратегические решения, которые принимает компания, должны быть «ориентированы на потребителя».

Организации, ориентированные на потребителей, измеряют факторы, влияющие на степень удовлетворения потребителей. Организация, действующая в тесном контакте со своим потребителем, знает, чего он хочет, как он использует ее продукты, и даже прогнозирует появление запросов, которые сам потребитель, возможно, пока не выразил в явном виде. Такая организация постоянно разрабатывает новые приемы, позволяющие ей получать обратную связь от потребителей.

Подход к управлению на основе «всеобщего качества» рассматривает каждого человека, работающего на предприятии, как внутреннего потребителя или внешнего поставщика либо как внутреннего поставщика или внешнего потребителя.

Философия «всеобщего качества» также хорошо согласуется с рядом более современных теорий, посвященных трудовой мотивации.

Это означает, что реализация подхода «всеобщего качества» должна привести к повышенной мотивации сотрудников, поскольку характер изменений, типичных для «всеобщего качества», относится именно к изменениям, рекомендованным теорией мотивации, чтобы добиться от персонала больших усилий в работе.

Эффективное использование «всеобщего качества» должно позволить организации добиться более высоких результатов в таких областях, как качество и степень удовлетворения потребителей, однако скорее этого удастся добиться благодаря не столько индивидуаль­ным усилиям, сколько командным.

Контрольные вопросы по теме 8

1. Каковы основные этапы становления американского менеджмента?

2. Определите основные отличительные характеристики американского и японского менеджмента.

3. Каким образом можно охарактеризовать современные тенденции развития менеджмента?

4. Обоснуйте актуальность современных тенденций менеджмента для развития предприятий.

5. В чем состоит сущность системы «всеобщего управления качеством»?

6. В чем заключается принципиальная роль лидерства в организации?

 

Date: 2015-08-15; view: 512; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию