Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Хронология этапов развития психологии
· 1-й этап. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В PAMKAX ФИЛОСОФИИ Время: VI в. до н.э. – V в. н.э. Предмет изучения: душа. Важнейшие итоги: формирование двух направлений – материализма и идеализма. Первые эмпирические знания о психических процессах и явлениях: ощущении (восприятии), памяти, воображении, мышлении, аффектах, воле, характере, особых состояниях (сон, экстаз); формирование учений о темпераменте и характере. Время: V – ХIII вв. Предмет изучения: развитие учения о душе в рамках философских учений и на базе медицинских знаний. Важнейшие итоги: формирование томистской психологии. Начало опытной методологии исследования души. Время: XIV — XVI вв. Предмет изучения: дальнейшее развитие учения о душе в контексте развития анатомо-физиологических знаний и великих открытий XIV — XVI вв. Важнейшие итоги: отказ от понимания души как объекта исследования и объяснительного принципа телесных и психических явлений; введение термина «психология». Время: XVII — середина XIX вв. Предмет изучения: выделение сознания в качестве предмета исследования; внутренний опыт как данные самонаблюдению явления сознания. Важнейшие итоги: формирование теоретических основ психологии, эмпирической интроспективной и ассоцианистской психологии; возникновение психофизической и психофизиологической проблем; понятие о бессознательной психике; идея рефлекса.
· 2-й этап. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ Время: нач. XIX – 60-е гг. XIX в. (формирование естественнонаучных предпосылок психологии как самостоятельной науки). Предмет изучения: деятельность нервной системы и органов чувств; соотношение между физическим и психическим; измерение скорости протекания психических процессов; исследование рефлекторных механизмов поведения; гипнотические явления; локализация психических функций в мозгу; соотношение между мозгом и душевной жизнью; возникновение и развитие психики. Важнейшие итоги: экспериментальные методы исследования деятельности нервной системы и органов чувств; формирование психофизики; формирование психометрии; теории ощущений и восприятия. Время: 60-е гг. XIX – конец XIX в. (возникновение и первоначальное развитие психологии как самостоятельной науки). Предмет изучения: непосредственное содержание опыта; психические акты и психические функции; психика и сознание в связи с их адаптивной функцией в поведении. Важнейшие итоги: проникновение экспериментальных методов в психологию; формирование теоретических программ психологии; возникновение прикладных исследований в психологии; возникновение новых областей психологии; раскол психологии на индивидуальную физиологическую, ориентированную на естествознание, и духовно-научную, ориентированную на историю и культуру. Время: 10-е – середина 30-х гг. XX в. Предмет изучения: поведение; целостные психические структуры; бессознательное; сознание в его общественно-исторической обусловленности; смысловая структура душевной жизни в соотношении с исторически возникшими ценностями; установка; развитие высших психических функций; смысловое и системное строение сознания. Важнейшие итог и: открытый кризис в психологии. Возникновение школ в зарубежной психологии: бихевиоризма, психоанализа, гештальтпсихологии, французской социологической школы, понимающей психологии, индивидуальной психологии, аналитической психологии и др. Возникновение советской психологии: теория установки, поведенческие направления, культурно-историческая теория, теория деятельности. Время: конец 30-х – 50-е гг. ХХ в. Предмет изучения: эволюция в рамках базисных подходов предшествующего периода. Важнейшие итоги: эволюция научных школ периода открытого кризиса; необихевиоризм, неофрейдизм; возникновение новых отраслей и направлений: генетическая психология, персоналистические концепции личности и др. Время: 60-е гг. — настоящее время. Предмет изучения: поиски новых теоретических подходов в современной зарубежной и советской психологии; когнитивные структуры и их роль в поведении; процесс ориентировки; личность. Важнейшие итоги: возникновение новых направлений в зарубежной психологии: гуманистическая психология, логотерапия, когнитивная психология, марксистски-ориентированные теории. Date: 2015-08-15; view: 380; Нарушение авторских прав |