Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ВВЕДЕНИЕ. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образованияСтр 1 из 38Следующая ⇒
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение Славянский-на-Кубани Государственный педагогический институт М.В. БОРЦОВА ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ЧАСТЬ 1
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ Славянск-на-Кубани ББК 88.1 Б 83 Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом СГПИ Борцова М.В. История психологии. Часть 1: Конспект лекций. – Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2008. – 135 с.
Конспект лекций по курсу «История психологии» подготовлен в соответствии с требованиями государственного стандарта, учебного плана и программы. Включает в себя темы и планы занятий, список рекомендуемой литературы, список терминов. В издании компактно изложен материал всего курса, позволяющий познакомить студентов с систематизированным в хронологическом порядке изложением истории отечественной и зарубежной психологии как процесса изменения предмета, методов и основных проблем психологического познания, а также персональным вкладом отдельных учёных в развитие науки. Адресуется студентам, обучающимся по специальности 031000 – «Педагогика и психология».
Рецензенты: С.Д. Некрасов, кандидат психологических наук, доцент Кубанского государственного университета; Л.Г. Юрченко, кандидат психологических наук, доцент Славянского-на-Кубани государственного педагогического института.
© Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт, 2007 Содержание
ВВЕДЕНИЕ
«История психологии» представляет собой одну из дисциплин, входящих в федеральный компонент государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 031000 – «Педагогика и психология». Специфика научного труда предполагает необходимость иметь информацию о прошлом. Собственное исследование должно быть органически связано с историей изучаемого вопроса, ибо нет такой проблемы в современной науке, которая могла бы решаться без учета предшествующей истории. «История вопроса непосредственно переходит в постановку проблемы исследования. Последняя должна органически вытекать из первой. Глубина, фундаментальность этой части исследования является в настоящее время в психологической науке одним из необходимейших условий, определяющих научную ценность данной работы», — писал Б.М. Теплов[1]. Ближайшая история, охватывающая наше столетие, органически входит в современность: учение о целостности в гештальтпсихологии, о бессознательном в глубинной психологии, понимание мышления в Вюрцбургской школе и др. составляют основу современных исследований. Материал более отдаленной и даже совсем далекой истории «не отрицается полностью, понимание его ограниченности не препятствует частичному включению его в более широкую систему знаний»[2]. Владение историей, конечно, не ограничивается воспроизведением воззрений прошлого. В полной мере историческое прошлое может служить настоящему только в том случае, если оно используется в целях решения актуальных проблем. Знание истории психологии необходимо для понимания различных теорий и направлений современной психологии, путей и тенденций ее развития. Только включение в исторический контекст позволяет понять их сущность, выявить их исходные позиции, оценить подлинную новизну и осознать их исторический смысл. Исторический подход необходим для понимания современной ситуации в психологической науке, для формирования новых точек зрения с учетом и на основе традиций и достижений прошлого[3]. Изучение истории психологии имеет большое образовательно-нравственное значение. «История более полезна, она полна мудрости», — писал итальянский философ-гуманист XV в. Лоренцо Балла. Она знакомит нас с жизнью людей науки, раскрывает полную драматизма борьбу во имя истины, вызывает разнообразные чувства: от почтительного восхищения до разочарования и недоумения. Основная цель курса – познакомить слушателей с систематизированным в хронологическом порядке изложением истории отечественной и зарубежной психологии как процесса изменения предмета, методов и основных проблем психологического познания, а также персональным вкладом отдельных учёных в развитие науки. Задачи курса: направлены на формирование психологического и научно-теоретического мышления у студентов, расширение их научного кругозора, умения работать с научной литературой, формирование навыков реферирования первоисточников, публичного выступления. По итогам изучения курса «История психологии» слушатели должны: 1. Иметь представление об истории психологии как особой отрасли знания. Знать её предмет, объект, задачи. 2. Знать периодизацию истории психологии, движущие силы и причины развития психологических идей, принципы историко-психологического анализа, методы и источники истории психологии. 3. Владеть хронологией этапов развития психологии: от Античности до периода выделения психологии в самостоятельную науку. 4. Знать персоналии каждого направления, периода, их основные идеи. Содержание разделов учебного материала, изложенного в конспектах лекций, полностью соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования Российской Федерации и может служит опорой при подготовке к экзаменам по истории психологии. Список литературы поможет студентам углубить знания в процессе самообразования. Конспект лекций раскрывает содержание следующих разделов курса «История психологии»: · Введение. Предмет, объект истории психологии. Движущие силы и причины исторического развития психологических идей. · Развитие психологических знаний в рамках учения о душе. · Развитие психологии в рамках философских учений о сознании. · Развитие психологии как науки о сознании в период до формирования экспериментальной психологии. · Развитие естествознания и формирование естественно-научных предпосылок выделения психологии в самостоятельную науку.
Date: 2015-08-15; view: 323; Нарушение авторских прав |