Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психология Ф. Бэкона и завершение этапа развития психологии в рамках учения о душе
В связи с развитием анатомических и физиологических знаний о строении и работе тела великими открытиями и изобретениями в различных областях науки и техники понятие души становится излишним для объяснения большей части явлений жизнедеятельности тела. Ф. Бэкон (1561 — 1626) намечает новую линию исследования души. Он отказывается от изучения наиболее общих вопросов, касающихся природы души, и призывает перейти к эмпирическому описанию ее процессов (способностей). Эти два шага, сделанные Бэконом, — исключение из состава души органических функций и отказ от изучения души как особого предмета, требование перейти к описанию ее процессов – подготавливали отмирание науки о душе и вместе с тем создавали предпосылки для становления новой науки о сознании. Бэкон развивает идеи о единой науке, о человеке, составной частью которой является и психология. «Эта наука для человека составляет цель всех наук и в то же время лишь часть самой природы». Вообще «все деления наук должны мыслиться и проводиться таким образом, чтобы они лишь намечали или указывали различия наук, а не рассекали и разрывали их...» [3]. Это требование звучит актуально и сегодня в связи с задачами комплексного изучения человека. Учение о человеке, по Бэкону, состоит из двух частей. «Одна из них рассматривает человека как такового, вторая – в его отношении к обществу. Первую из них называем философией человека, вторую – гражданской философией». Характерно, что в философии человек рассматривается в отвлечении от общественно-экономических условий его существования: Бэкон подходит к человеку натуралистически. В соответствии с частями, из которых состоит человек (тело и душа), выделяются науки о теле и науки о душе. Прежде, чем рассмотреть каждую из них, Бэкон выделяет общие вопросы, охватывающие как тело, так и душу. Это учение о личности и учение о связи души и тела. Учение о душе включает науки о рациональной божественной душе или духе и о чувствующей нерациональной, общей человеку и животным природа, которой телесна. В разделении души на боговдохновенную и чувствующую проявляется теологическая непоследовательность Бэкона, характерная, по оценке Маркса, для всей философии Бэкона. В каждой душе Бэкон выделяет ее способности (функции). Для чувствующей души это способности ощущения и выбора, т. е. стремление к благоприятным и избегание неблагоприятных обстоятельств, и произвольные движения. Способность ощущения и выбора, по Бэкону, имеют все тела. Наиболее подробно Бэкон рассматривает проблемы познания. Он исходит из признания объективности существующего мира. Анализ познавательных возможностей человека приводит Бэкона к выводу о том, что познание подвержено глубочайшим заблуждениям, которые обманывают не в частных вопросах, но на каждом шагу как бы расставляют ловушки разуму. Эти заблуждения Бэкон обозначает словом «идолы». Идолы действуют на интеллект или в силу самих особенностей общей природы человеческого рода, или в силу индивидуальной природы каждого человека, или как результат слов, т. е. в силу особенностей самой природы общения. «Первый вид мы обычно называем идолами рода, второй — идолами пещеры и третий – идолами площади. Существует еще и четвертая группа идолов, которые мы называем идолами театра, являющимися результатом неверных теорий или философских учений и ложных законов доказательства. Но от этого типа идолов можно избавиться и отказаться... Идолы же остальных видов всецело господствуют над умом и не могут быть полностью удалены из него» [13].
Литература к разделу 1
1. Аристотель. Сочинения: В 3 т. – М., 1975. 2. Богомолов А.С. Античная философия. – М., 1985. 3. Бэкон Ф. Соч. Т. 2. – М., 1972. – С. 8. 4. Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. – М., 1971. – Т. 1. – С. 251. 5. Выгодский Л.С. Развитие высших психических функций. – М., 1960. – С. 448. 6. Геродот. История. – М., 1993. 7. Гиппократ. Избранные книги. – М., 1936. 8. Грановский Т.Н. Лекции по истории Средневековья. – М., 1987. 9. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М., 1999. 10. Ибн Сына. Канон врачебной науки. – Ташкент, 1954. – Кн. 1. 11. Лей Г. Очерк истории средневекового материализма. – М., 1962. 12. Лукреций Кар. О природе вещей. – М., 1936. 13. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 2. С. 142. Бэкон Ф. Соч. Т. 1. – С. 322 — 323. 14. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 2. – С. 142. 15. Платон. Сочинения: В 3 т. – М., 1968. 16. Рассел Б. История западной философии. – Ростов н/Д., 1998. 17. Трубецкой С.Н. История древней философии. – М., 1997. 18. Уарте X. Исследование способностей к наукам. – М, 1960. 19. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1996.
Date: 2015-08-15; view: 441; Нарушение авторских прав |