Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Школы стоиков (Зенон) и эпикурейцев (Эпикур)





В эллинистический период развития Древней Гре­ции идеализация образа жизни мудреца, отрешенного от игры внешних стихий и благодаря этому способно­го сохранить свою индивидуальность в непрочном мире, противостоять угрожающим самому существо­ванию потрясениям, направляла интеллектуальные поиски двух доминировавших в эллинистический пе­риод философских школ – стоиков и эпикурейцев.

Школа стоиков возникла в IV в. до н. э. и получила свое название по имени того места в Афинах («стоя» – портик храма), где ее основатель Зенон (ок. 336 – 264 гг. до н. э.) проповедовал свое учение. Представляя кос­мос как единое целое, состоящее из бесконечных мо­дификаций огненного воздуха – пневмы, стоики счи­тали человеческую душу одной из таких модификаций.

Согласно этому учению, мировая пневма идентич­на мировой душе, «божественному огню», который является Логосом или, как считали позднейшие сто­ики, – судьбой. Счастье человека усматривалось в том, чтобы жить согласно Логосу.

Стоики верили в примат разума, в то, что человек не достигает счастья из-за незнания, в чем оно состо­ит. Но если прежде существовал образ гармоничной личности, в полноценной жизни которой сливаются разумное и чувственное (эмоциональное), то у мыслителей эллинистической эпохи, в обстановке социальных невзгод, страха, неудовлетворенности, тревоги, отно­шение к аффектам изменилось.

Стоики объявили вредными любые аффекты, ус­матривая в них «порчу разума», поскольку возникают они в результате «неправильной» деятельности ума. По их мнению, удовольствие и страдание – ложные суж­дения о настоящем; желание и страх – ложные суж­дения о будущем. Только разум, свободный от любых эмоциональных потрясений, способен правильно ру­ководить поведением. Именно это позволяет человеку выполнять свое предназначение, свой долг.

С этической ориентации на поиски счастья и ис­кусства жить, но на других космологических началах сложилась школа безмятежности духа Эпикура (341 —270 гг. до н. э.). В своих представлениях о природе эпи­курейцы опирались на атомизм Демокрита. Однако, в противовес уже известному учению Демокрита о неотвратимости движения атомов по законам, исклю­чающим случайность, Эпикур предполагал, что эти частицы могут отклоняться от своих закономерных траекторий. Этот вывод имел этико-психологическую подоплеку.

Эпикурейцы считали, что личность способна действовать на свой страх и риск. Впрочем, слово «страх» здесь можно употребить только метафо­рически: весь смысл эпикурейского учения заключал­ся в том, чтобы, проникнувшись им, люди избавились именно от страха перед уготованным свыше. Искусство жить в водовороте событий связано с избавлением от страхов перед загробным наказанием и потусторонними силами, ибо в мире нет ничего, кро­ме атомов и пустоты.

 

 

Вывод

Анализ развития психологии с VII – VI вв. до н.э. до III — IV вв. н.э. показывает, что именно в этот период были сформулированы основные вопросы психологической науки, появилась идея о методе исследования психики, развивался сам предмет психологической науки.

Ведущие проблемы, которые ставили психологи Античности, – движущие силы и механизмы психического развития, регуляция поведения человека, качественные отличия его психики от психики других живых существ, особенности процесса познания – стали главными и для психологов последующих поколений, определили место психологии в системе других наук.

В психологии Античности был заложен и категориальный строй этой науки, началось изучение таких категорий, как образ, мотив, переживание, поведение, личность. Достижения первых психологов, так же как их заблуждения и ошибки, стали основой для построения следующих концепций, открыв перед психологией бесконечный путь развития в познании психики.

 

 







Date: 2015-08-15; view: 416; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию