Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Движение – якорь мысли и успешного учения





 

Чтобы «заякорить» мысль, необходимо движение. Че­ловек может мыслить, сидя неподвижно, но для того чтобы закрепить мысль в сознании, необходимо совершить действие, например, произнести слова. Когда мы пишем, мы устанавливаем связь с мышлением, используя движения руки и языка. Возможно, нам никогда не понадобится прочитать напи­санное, но движение необходимо, чтобы извлечь пользу из мыс­ли - построить нейронные сети.

 

Большинство людей обнаруживают, что разговор закрепляет мысль. Разговор - это ярко выраженный сенсомоторный навык, требующий тонкой двигательной коорди­нации между мышцами лица, языка, голосовых связок и глаз, а также проприорецепторов лица. Проговаривание позволяет организовать и развить мысли. Когда мы говорим о том, чему научились, физические движения позволяют усвоить и закре­пить это в виде нервных сетей. Поэтому, после объяснения в классе новой темы, мудрые педагоги просят школьников пересказать ее друг другу, передав при этом свое личное отношение. На уровне нейрофизиологии, как отмечает доктор К. Ханнафорд, «через синапсы актизивированных нейронов выделяется нейро-трансмиттер ацетилхолин, который стимулирует работу мышц во время разговора. Повышенное и последовательное выделение ацетилхолина способствует росту дендритов в этом месте, разви­вая, таким образом, нервную сеть» (К. Ханнафорд, 1997).

 

Многим легче и свободнее размышлять при выполне­нии повторяющихся физических действий, требующих низ­кого сосредоточения. Некоторым людям лучше всего думается, когда они плавают в бассейне, прогуливаются или бреются.

Нейробиологи в течение долгого времени пытались най­ти реальную нервную связь между зонами мозга, отвечающими за движение и сознание. Если бы такая связь была найдена, она бы объяснила, почему, например, у людей с заболеванием Паркинсона наблюдается ухудшение физического состояния одновременно с умственной деградацией. Лишь недавно было обнаружено, что две зоны мозга, которые ранее связывались только с контролем мышечного движения - мозжечок и базальные ганглии - также играют важную роль в координации мышления. Эти зоны связаны с лобной долей мозга, где осу­ществляется планирование порядка и координация будущего поведения (К. Ханнафорд, 1997).

В данной части мы даем некоторые представления о физиологических основах движения как условия обретения личностью опыта.

Для того, чтобы понять, на чем основана связь между движением и мышлением, мы должны обратиться к самой ранней стадии развития мозга. Младенец совершает настоя­щий подвиг в плане развития силы и координации, когда в первый год своей жизни от пассивного лежания переходит к ходьбе. Этот переход важен и грандиозен, т.к. через освоение и тренировку каждого нового движения младенец развивает мощнейшие нервные сети.

 

Когда «репертуар» движений ребенка расширяется, каж­дый шаг в развитии дает системе органов чувств, в особен­ности ушам, рту, рукам, носу и глазам, все большие преиму­щества в восприятии окружающей информации. На вестибу­лярный аппарат оказывают влияние основные мышцы живота и спины; именно эти мышцы начинают действие, приводящее к поднятию головы - первому серьезному достижению. С ростом силы в мышцах шеи, ребенок начинает поднимать голо­ву, слышит происходящее обоими ушами и видит мир обоими глазами. Когда ребенка держат в вертикальном положении или кладут на поверхность, это дает ему возможность активно тренировать мышцы шеи. (В связи с этим возникает вопрос, полезно ли постоянное использование популярных детских переносных стульчиков, использующихся по типу автомобильных сидений. В таких сидениях ребенок располагается под углом 45 градусов, что препятствует активной тренировке основных мышц тела и шеи. Несмотря на то, что глаза ребенка направлены вперед, он не может активно развивать зрение, так как не двигается).

 

Малыш исследует свои ступни и ладошки, засовывая их в рот, и тем самым заставляет работать дополнительные группы мышц. Глаза участвуют в первых попытках младенца перевер­нуться, когда он следит за каким-либо предметом глазами и использует центральные мышцы тела для целостного движе­ния. Центральные мышцы тела, в свою очередь, работают на усиление плечевого пояса. Это позволяет ребенку поднимать плечи и голову в ответ на сенсорные стимулы.

 

По мере развития и миелинизации нервных сетей, иду­щих к центральным мышцам тела, благодаря их постоянному использованию, малыш учится поддерживать положение своего тела, чтобы сидеть. В процессе практики и тренировки обеих сторон тела ребенок затем начинает ползать. Активизация центральных мышц позволяет тазовому поясу и плечам рабо­тать согласованно.


Всем хорошо известно, что дети, которые пропустили жизненно важную стадию ползания, в дальнейшем могут ис­пытывать трудности в процессе учения. Ползание - это перекрестно-латеральное движение, активизирующее развитие мозолистого тела (нервных связей между двумя полушария­ми мозга), позволяющее обеим сторонам тела работать со­гласованно, включая руки, ноги, глаза (бинокулярное зрение) и уши (бинауральный слух). При равной стимуляции орга­ны чувств более полно воспринимают окружающее, и обе стороны тела могут работать более согласованно и, следова­тельно, более эффективно.

 

В конце концов, в процессе моторного развития ребенок встает во весь рост, учится балансировать своим телом и начинает ходить и очень вскоре - бегать. Это, действительно, гигантское достижение.

 

Для процесса обучения необходимо позволять детям ис­следовать каждый аспект движения и равновесия в своей ок­ружающей среде, будь это лазание по деревьям, хождение по бордюру или прыганье с дивана. Однако, учитывая совре­менный взгляд на мир как на опасное для детей место, взрослые часто тормозят их активное познание и движение. Ког­да движение становится запрещенным, любимым занятием детей оказывается телевизор или компьютер.

 

Уже в младенчестве дети помещаются в разные «устройства»: стулья-(ограничители), ходунки и пр. намного раньше положенного времени, когда им еще нельзя садиться или стоять. Это не позволяет им самим прикладывать собственные усилия, познавать и усваивать движения. Сам процесс усвоения движений, обеспечивающих достижение разных позиций, более важен, нежели «помещение» детей в готовые позиции. Из-за неверного понимания взрослыми природы развития движения ребенок теряет драгоценное время, отведенное природой для самоисследования и открытий, основанных на движениях. А ведь именно самостоятельное постижение движения формирует основу и поддерживает более поздние схемы движения, а значит и общее развитие и ребенка, и взрослого.

Мы приходим в этот мир с замечательной способностью к развитию самого высокого уровня понимания и причинного рассуждения. В нашей современной культуре мы слишком часто требуем учиться, работать и жить, зазубривая по положенному сценарию. В результате наша способность понимать и познавать естественную систему связи собственного тела блоки­руется. Запрещая или тормозя естественное движение детей, мы «учим» их игнорировать физи­ческую базу познания (опыта), требуемую для развития и обучения в их индивидуальном темпе.

Под влиянием стресса мы стремимся возвратиться к известным нам устойчивым схемам движения. Если предыдущие схемы движений не были объединены полноценно, то физическая основа развития оказывается слабой. Наиболее устойчивые компенсаторные схемы, функцио­нирующие на нейрологическом уровне, могут быть сформированы в период грудного возраста и ранее. Эти схемы могут препятствовать работе учащегося за партой или атлета на спортив­ном поле и вести к неуспехам, гиперкомпенсации и дистрессу. В такой ситуации наша способ­ность использовать все доступные ресурсы для обработки информации ограничивается. Поэто­му атлет может оказаться восприимчивым к нестабильному движению, приводящему к трав­мам.


Большинство людей способны вернуться к пройденным процессам развития и проанали­зировать свои схемы движений. Опыт работы с людьми по Образовательной Кинесиологии показывает, что ее упражнения стимулируют систему «интеллект-тело» и помогают интегра­ции схем базовых движений. Более того, они обогащают познание и показывают, как можно жить каждый день более интегрированным и эффективным образом.

 

Исследования влияния движения на учение, проведен­ные с более чем 500 канадскими детьми, выявили, что ученики, которые ежедневно проводили лишний час в спортзале, на эк­заменах показали значительно лучшие результаты, чем их ме­нее активные сверстники. Аналогично, у мужчин и женщин в возрасте 50-60 лет, участвовавших в 4-месячной программе по регулярной быстрой ходьбе, показатели умственных тестов возросли на 10%. При тщательном анализе тринадцати раз­личных исследований, посвященных выявлению связей между физическими упражнениями и интенсивностью мышления, оказалось, что упражнения стимулируют рост развивающегося мозга и препятствуют регрессу стареющего мозга.

 

Последние исследования доказывают: движение прино­сит непосредст-венную пользу нервной системе. Мышечная ак­тивность, особенно координи-рованные движения, стимулируют продукцию нейротропинов, природных веществ, отвечающих за рост нервных клеток и увеличивающих число нервных свя­зей в мозге.

 







Date: 2015-08-15; view: 334; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию