Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Корпоративная хромодинамика
В книге «Управление жизненным циклом корпорации» [8] Ицхак Адизес подробно изложил изменения в организационной структуре и культуре компании по мере ее возникновения, взросления, созревания и старения. Поскольку мы уже установили соответствия между витаминами Адизеса и «цветами» парадигм мышления, можем кратко описать изменение «цвета» компании в течение её жизненного цикла. Начинается компания, как правило, с красного уровня (реже с фиолетового, а фиолетовая либо застревает там навсегда, либо быстро переходит на красный). По мере развития компания преодолевает этап быстрого плохо управляемого роста, на котором очень часто отцы-основатели расходятся, т.е. красная компания дробится на более мелкие красные. Благополучное развитие выводит компанию на синий уровень. К сожалению, там можно и застрять, причем навсегда. Успешная компания преодолевает это испытание и выходит на оранжевый уровень. Старение может вернуть её на синий, и тогда требуется сильное оранжевое вливание. А теперь сборник рецептов: когда имеет смысл добиваться перехода с одного уровня на другой и как это делать. Обратите внимание: в природе выживает не самый сильный, а самый приспособленный. Поэтому задача состоит не в том, чтобы перейти на самый высокий из возможных уровней, а в том, чтобы найти самый подходящий для вашей компании, исходя из отрасли, размера, этапа жизненного цикла, «цвета» руководителей и сотрудников, ситуации на рынке. Ниже мы рассматриваем только наиболее распространенные типы переходов. Понятно, что эта схема слишком упрощена, детально все механизмы описаны в упомянутой книге Адизеса.
Возможно, вы захотите перейти на желтый уровень организации. Не торопитесь! Для этого, как минимум, вам нужно заполучить достаточное количество желтых людей. И доросли ли вы сами до желтого уровня? Наконец, доросла ли отечественная экономика до уровня, когда в ней могут быть успешными желтые компании? Еще раз подчеркнем, что всё описанное в данной статье представляет собой лишь модель, реальная жизнь намного богаче. Однако сознательное использование различного «цветного» инструментария повышает эффективность и руководителя, и компании в целом, её приспособляемость, устойчивость и темп развития. В деятельности развитой компании могут гармонично присутствовать все «цвета» спектра, например:
Кстати, пару слов по поводу бизнес-образования. Среди бизнес-школ встречаются как синие («мы вас научим, как делать правильно»), так и оранжевые («мы поможем вам открыть ваш разум»). Они практически не конкурируют друг с другом, поскольку живут в разных нишах, хотя сами это не всегда понимают. Если хотите обучить линейного руководителя традиционному системному подходу, посылайте его в синюю школу. Оранжевая школа способна отшлифовать и заставить сиять вашего топ-менеджера или же вообще лишить вас этого сотрудника, поскольку тот начнет собственное дело. Тренеры бывают тоже разных «цветов». Продвинутой организации наибольший эффект приносит желтый тренер или коуч — он помогает ощутить многогранность внутренней и внешней среды компании, добавляя как бы «третье измерение» видению сотрудников. Но такие встречаются редко. Самое же плохое для компании — пригласить зеленого психолога или коуча: жизнь сразу замрёт, пульс перестанет прощупываться. Нужно заметить, что характеристика «цвета» применима не только к отдельным организациям, но и к более высоким системным общностям — к экономической среде страны/региона в целом. Нетрудно соотнести фиолетовый с архаичным общинным хозяйством, красный — с традиционным рабовладельческим обществом или военной диктатурой (в том числе военным коммунизмом, экономикой ГУЛАГа, современными постколониальными «несостоявшимися государствами»), синий — с феодальным аграрным обществом и госкапитализмом, оранжевый — с рыночной экономикой, зеленый — с «европейским социализмом», желтый — с «когнитивным/постиндустриальным обществом». Попробуйте соотнести личные ценности каждого уровня со структурой отношений в том или ином социуме, и вы увидите однозначное соответствие. (Однако обратите внимание, что нет однозначного соответствия между уровнями и общественно-экономическими формациями — поскольку это две разные взаимозависимые и взаимовлияющие системы. Изменения в экономике и социальных отношениях создают основу для изменения в сознании людей, а это, в свою очередь, подталкивает дальнейшее развитие и производительных сил, и производственных отношений. Именно так, двумя переплетающимися ДНК-подобными спиралями, по-видимому, и представлял себе свою модель Клэр Грейвз: одна спираль отражает внешние экономические и социальные факторы, вторая — внутренний мир человека.) Организации более высоких уровней, как правило, не могут существовать в экономической среде более низкого уровня, — а значит, это непосредственно ограничивает достижимую производительность труда. Украинская и российская экономическая среда в основном синяя, с редкими попытками внедрения оранжевого и с многочисленными остатками красного. Оранжевые организации могут существовать в такой среде только «вопреки», а не «благодаря». (Еще раз заметим, цветовую маркировку придумали много лет назад создатели теории, к цветам сегодняшнего украинского политического спектра она не имеет никакого отношения.) В заключение хотелось бы пожелать каждому руководителю освоить и эффективно использовать максимально широкий спектр инструментария, а нам всем — развить отечественную экономическую среду до желтого уровня, в котором есть место компаниям всех цветов радуги. Литература 1. Дж. Дж. Фрэзер. Золотая ветвь: исследование магии и религии. - М.: Политиздат, 1983. Date: 2015-08-15; view: 510; Нарушение авторских прав |