Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 8. Бюджетный федерализм





Понятие бюджетного федерализма. Содержание экономических взаимоотношений между органами власти различного уровня. Принцип субсидиарности. Федерализм и функции государственных финансов. Теорема о децентрализации. Гипотеза Тибу. Численность населения и масштабы производства локальных общественных благ.

Расходы региональных бюджетов. Доходы региональных бюджетов. Налог на недвижимость как источник самостоятельности местных бюджетов.

Межбюджетные трансферты. Эффект «липучки». Федерализм, сохраняющий рынок. Федерализм и жесткие бюджетные ограничения. Проблемы построения бюджетного федерализма в РФ.

Контрольные вопросы:

1. В чем особенности и сходства различных моделей бюджетного федерализма?

2. Раскройте содержание принципа субсидиарности.

3. При каких условиях бюджетная децентрализация способствует Парето-улучшениям?

4. В чем заключается гипотеза Тибу?

5. Что такое межбюджетный трансферт?

6. Что представляют собой нецелевые, целевые, долевые трансферты?

7. В чем проявляется эффект «липучки»?

8. Каковы особенности становления российской модели бюджетного федерализма?

 

Цель практического занятия состоит в уяснении понятий бюджетный федерализм, межбюджетный трансферт, принципа субсидиарности, формировании практических навыков применения теоремы о децентрализации, усвоение гипотезы Тибу, эффекта «липучки».

 

Вопросы для обсуждения

1. Как связаны «бюджетный» и «экономический» федерализм?

2. Межбюджетные отношения на современном этапе.

3. Модели бюджетного федерализма.

 

Реферативные доклады.

1. Эффективность бюджетной децентрализации.

2. Бюджетный федерализм в РФ: состояние и перспективы развития.

 

Ключевые понятия:

Бюджетный (фискальный) федерализм, децентрализация, субсидиарный подход, локализация выгод, локализация издержек, теорема о децентрализации, гипотеза Тибу, межбюджетный трансферт, эффект «липучки», жесткое бюджетное ограничение, мягкое бюджетное ограничение.

 

Тестовые задания

1. Бюджетный федерализм обеспечивает доступность потребления общественных благ населением с помощью … a. разграничения расходных полномочий по уровням власти; b. разграничения общества по доходам; c. географического разграничения территории.
2. Передача нижестоящим уровням власти отдельных функций (полномочий) вышестоящих уровней власти это: a. делегирование; b. девистмент; c. деволюция; d. нет правильного ответа.
3. Передача производства и финансирования общественного блага частным производителям. Власть оставляет за собой функции регулирования, социальной защиты и контроля: a. делегирование; b. девистмент; c. деволюция; d. нет правильного ответа
4. Система экономических отношений между центральным правительством, субъектами Федерации и муниципалитетами по поводу ресурсного обеспечения их полномочий в целях самостоятельного развития территории это: a. федерализм; b. бюджетный федерализм; c. экономический федерализм
5. Межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования это: a. дотации; b. субсидии; c. субвенции.
6. Межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ (муниципалитетов) в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения a. дотации; b. субсидии; c. субвенции.
7. Трансферты, связанные с компенсацией дополнительных расходных обязательств, возникающих у муниципалитета в связи с передачей отдельных государственных полномочий. a. дотации; b. субсидии; c. субвенции.
8. Бюджетный федерализм эффективен в том случае, если решения, относящиеся к социальным благам, выгоды от которых локализуются на данной территории, принимаются: a. федерацией; b. главой государства; c. децентрализовано; d. централизовано.
9. Какой принцип основывается на оказании общественно значимых услуг с наименьшими затратами: a. соответствия; b. экономии; c. эффекта масштаба; d. фискальное неравенство.
10. Какой метод бюджетного регулирования является основным: a. ссуды, выделяемые одним бюджетам из средств других бюджетов; b. перераспределение бюджетных источников; c. установление и распределение регулирующих источников доходов бюджета; d. безвозмездная помощь, оказываемая нижестоящим бюджетам за счет средств вышестоящих.
11. Какая модель бюджетного федерализма характеризуется высокой финансовой самостоятельностью региональных властей: a. кооперативная; b. централизованная; c. децентрализованная; d. фискальная.
12. Какой принцип означает ответственность за выполнение той или иной функции, закрепленный за органом, находящимся на низкой ступени государственной пирамиды, но лучше других справится с поставленной задачей: a. фискальное неравенство; b. «нижнего уровня»; c. соответствия; d. экономии.
13. Бюджетный федерализм это: a. система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления федерального, регионального и местного уровней на всех стадиях бюджетного процесса b. этап бюджетного процесса, направленный на действия по мобилизации и использованию бюджетных средств c. составная часть бюджета, обеспечивающая целевое инвестиционное бюджетное финансирование d. бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов в рамках бюджетной системы физическим и юридическим лицам
14. Каким принципом можно руководствоваться при принятии решения о том, за каким бюджетом закрепить налогообложение той или иной базы: a. международная торговля. Центральное правительство должно осуществлять контроль за уплатой налогов на ведение международных торговых операций b. расходные функции и ответственность за предоставление общественных благ должны соответствовать радиусу эффективности для населения той или иной услуги, предоставляемой государством обществу c. сужение спектра расходов федерального бюджета при одновременном повышении роли в финансировании расходов бюджетов субъектов и местных бюджетов d. единство и взаимодействие сфер и звеньев, предопределяемые общностью источника первичных доходов и финансовой политики, нацеленной на согласование интересов субъектов экономических отношений, взаимоувязаностью их финансовых планов и балансов
15. Методы перераспределения бюджетных источников следует применят в том случае, если закрепленные и регулирующие доходы бюджета нижестоящего территориального уровня в своей совокупности составляют в его доходной части менее: a. 50% b. 70% c. 100% d. 90%
16. Бюджетная ссуда это: a. представляемые бюджету другого уровня бюджетные средства на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года b. совокупность специальных приемов контроля достоверности бухгалтерских отчетов и балансов c. экономическая категория, выражающая предоставление денег или товаров в долг d. государственные средства, передаваемые органам местного самоуправления органами государственной власти в виде доходных источников и прав, предусмотренных законодательством
17. Отношения между органами государственной вла­сти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления свя­занные с формированием и использованием соответствующих бюджетов это: a. межбюджетные отношения; b. бюджетный федерализм; c. бюджетная политика; d. бюджетная система.
18. Основной задачей межбюджетных отношений является: a. закрепление регулирующих доходов за бюджетами различных уровней; b. закрепление собственных доходов за бюджетами различных уровней; c. обеспечение равенства бюджетных прав субъектов бюджетных правоотношений; d. обеспечение более равномерного финансирования государственных расходов по всем территориям РФ.
19. Где распространена централизованная модель бюджетного федерализма: a. Франции; b. США; c. Италии; d. Японии.
20. Какой фонд образуется в целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ: a. федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ; b. федеральный фонд регионального развития; c. фонд реформирования региональных и муниципальных финансов; d. федеральный фонд компенсаций.

 



Рекомендуемая литература:

1. Экономика общественного сектора. Учебник / Г.А.Ахинов, И.Н. Мысляева. М.НИЦ Инфра-М. 2013. http://znanium.com с. 282-304

2. Экономика общественного сектора. Ахинов Г.А., Жильцов Е.Н. М. Инфра-М, 2014. 297-314.

 

 







Date: 2015-08-15; view: 856; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию