Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 8. Бюджетный федерализм
Понятие бюджетного федерализма. Содержание экономических взаимоотношений между органами власти различного уровня. Принцип субсидиарности. Федерализм и функции государственных финансов. Теорема о децентрализации. Гипотеза Тибу. Численность населения и масштабы производства локальных общественных благ.
Расходы региональных бюджетов. Доходы региональных бюджетов. Налог на недвижимость как источник самостоятельности местных бюджетов.
Межбюджетные трансферты. Эффект «липучки». Федерализм, сохраняющий рынок. Федерализм и жесткие бюджетные ограничения. Проблемы построения бюджетного федерализма в РФ.
Контрольные вопросы:
1. В чем особенности и сходства различных моделей бюджетного федерализма?
2. Раскройте содержание принципа субсидиарности.
3. При каких условиях бюджетная децентрализация способствует Парето-улучшениям?
4. В чем заключается гипотеза Тибу?
5. Что такое межбюджетный трансферт?
6. Что представляют собой нецелевые, целевые, долевые трансферты?
7. В чем проявляется эффект «липучки»?
8. Каковы особенности становления российской модели бюджетного федерализма?
Цель практического занятия состоит в уяснении понятий бюджетный федерализм, межбюджетный трансферт, принципа субсидиарности, формировании практических навыков применения теоремы о децентрализации, усвоение гипотезы Тибу, эффекта «липучки».
Вопросы для обсуждения
1. Как связаны «бюджетный» и «экономический» федерализм?
2. Межбюджетные отношения на современном этапе.
3. Модели бюджетного федерализма.
Реферативные доклады.
1. Эффективность бюджетной децентрализации.
2. Бюджетный федерализм в РФ: состояние и перспективы развития.
Ключевые понятия:
Бюджетный (фискальный) федерализм, децентрализация, субсидиарный подход, локализация выгод, локализация издержек, теорема о децентрализации, гипотеза Тибу, межбюджетный трансферт, эффект «липучки», жесткое бюджетное ограничение, мягкое бюджетное ограничение.
Тестовые задания
1.
| Бюджетный федерализм обеспечивает доступность потребления общественных благ населением с помощью …
a. разграничения расходных полномочий по уровням власти;
b. разграничения общества по доходам;
c. географического разграничения территории.
| 2.
| Передача нижестоящим уровням власти отдельных функций (полномочий) вышестоящих уровней власти это:
a. делегирование;
b. девистмент;
c. деволюция;
d. нет правильного ответа.
| 3.
| Передача производства и финансирования общественного блага частным производителям. Власть оставляет за собой функции регулирования, социальной защиты и контроля:
a. делегирование;
b. девистмент;
c. деволюция;
d. нет правильного ответа
| 4.
| Система экономических отношений между центральным правительством, субъектами Федерации и муниципалитетами по поводу ресурсного обеспечения их полномочий в целях самостоятельного развития территории это:
a. федерализм;
b. бюджетный федерализм;
c. экономический федерализм
| 5.
| Межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования это:
a. дотации;
b. субсидии;
c. субвенции.
| 6.
| Межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ (муниципалитетов) в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения
a. дотации;
b. субсидии;
c. субвенции.
| 7.
| Трансферты, связанные с компенсацией дополнительных расходных обязательств, возникающих у муниципалитета в связи с передачей отдельных государственных полномочий.
a. дотации;
b. субсидии;
c. субвенции.
| 8.
| Бюджетный федерализм эффективен в том случае, если решения, относящиеся к социальным благам, выгоды от которых локализуются на данной территории, принимаются:
a. федерацией;
b. главой государства;
c. децентрализовано;
d. централизовано.
| 9.
| Какой принцип основывается на оказании общественно значимых услуг с наименьшими затратами:
a. соответствия;
b. экономии;
c. эффекта масштаба;
d. фискальное неравенство.
| 10.
| Какой метод бюджетного регулирования является основным:
a. ссуды, выделяемые одним бюджетам из средств других бюджетов;
b. перераспределение бюджетных источников;
c. установление и распределение регулирующих источников доходов бюджета;
d. безвозмездная помощь, оказываемая нижестоящим бюджетам за счет средств вышестоящих.
| 11.
| Какая модель бюджетного федерализма характеризуется высокой финансовой самостоятельностью региональных властей:
a. кооперативная;
b. централизованная;
c. децентрализованная;
d. фискальная.
| 12.
| Какой принцип означает ответственность за выполнение той или иной функции, закрепленный за органом, находящимся на низкой ступени государственной пирамиды, но лучше других справится с поставленной задачей:
a. фискальное неравенство;
b. «нижнего уровня»;
c. соответствия;
d. экономии.
| 13.
| Бюджетный федерализм это:
a. система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления федерального, регионального и местного уровней на всех стадиях бюджетного процесса
b. этап бюджетного процесса, направленный на действия по мобилизации и использованию бюджетных средств
c. составная часть бюджета, обеспечивающая целевое инвестиционное бюджетное финансирование
d. бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов в рамках бюджетной системы физическим и юридическим лицам
| 14.
| Каким принципом можно руководствоваться при принятии решения о том, за каким бюджетом закрепить налогообложение той или иной базы:
a. международная торговля. Центральное правительство должно осуществлять контроль за уплатой налогов на ведение международных торговых операций
b. расходные функции и ответственность за предоставление общественных благ должны соответствовать радиусу эффективности для населения той или иной услуги, предоставляемой государством обществу
c. сужение спектра расходов федерального бюджета при одновременном повышении роли в финансировании расходов бюджетов субъектов и местных бюджетов
d. единство и взаимодействие сфер и звеньев, предопределяемые общностью источника первичных доходов и финансовой политики, нацеленной на согласование интересов субъектов экономических отношений, взаимоувязаностью их финансовых планов и балансов
| 15.
| Методы перераспределения бюджетных источников следует применят в том случае, если закрепленные и регулирующие доходы бюджета нижестоящего территориального уровня в своей совокупности составляют в его доходной части менее:
a. 50%
b. 70%
c. 100%
d. 90%
| 16.
| Бюджетная ссуда это:
a. представляемые бюджету другого уровня бюджетные средства на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года
b. совокупность специальных приемов контроля достоверности бухгалтерских отчетов и балансов
c. экономическая категория, выражающая предоставление денег или товаров в долг
d. государственные средства, передаваемые органам местного самоуправления органами государственной власти в виде доходных источников и прав, предусмотренных законодательством
| 17.
| Отношения между органами государственной власти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления связанные с формированием и использованием соответствующих бюджетов это:
a. межбюджетные отношения;
b. бюджетный федерализм;
c. бюджетная политика;
d. бюджетная система.
| 18.
| Основной задачей межбюджетных отношений является:
a. закрепление регулирующих доходов за бюджетами различных уровней;
b. закрепление собственных доходов за бюджетами различных уровней;
c. обеспечение равенства бюджетных прав субъектов бюджетных правоотношений;
d. обеспечение более равномерного финансирования государственных расходов по всем территориям РФ.
| 19.
| Где распространена централизованная модель бюджетного федерализма:
a. Франции;
b. США;
c. Италии;
d. Японии.
| 20.
| Какой фонд образуется в целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ:
a. федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ;
b. федеральный фонд регионального развития;
c. фонд реформирования региональных и муниципальных финансов;
d. федеральный фонд компенсаций.
|
Рекомендуемая литература:
1. Экономика общественного сектора. Учебник / Г.А.Ахинов, И.Н. Мысляева. М.НИЦ Инфра-М. 2013. http://znanium.com с. 282-304
2. Экономика общественного сектора. Ахинов Г.А., Жильцов Е.Н. М. Инфра-М, 2014. 297-314.
Date: 2015-08-15; view: 856; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|