Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 2. Общественные блага и провалы рынка
Отличительные свойства общественных благ. Предельные издержки предоставления общественного блага индивидуальному потребителю. Проблемы производителей общественных благ. Чистые и смешанные общественные блага. Локальные общественные блага. Теория клубов. Спрос на общественные блага. Совокупный спрос на общественные блага. Дифференциация индивидуальных «цен» общественного блага. Цены Линдаля. Оптимум по Парето. Смысл проблемы «безбилетника». Условия осуществления коллективных действий на добровольной основе. Государство как поставщик экономических благ. Роль государства в создании чистых общественных благ. Частные блага. Общественные блага, как основной результат функционирования общественного сектора. Провалы рынка и перераспределение. Провалы рынка и их основные типы. Причины и условия возникновения естественных монополий. Позитивные и негативные внешние эффекты. Неоптимальное использование ресурсов. Информационная асимметрия рынка. Контрольные вопросы: 1. Какими свойствами обладают общественные блага? 2. Какое равновесие в сфере производства общественных благ называется равновесием Линдаля? 3. При каком условии в сфере производства общественных благ достигается Парето-оптимальное общее равновесие? 4. В чем суть проблемы «безбилетника»? 5. Что представляют собой провалы рынка? 6. Дайте характеристику провалов рынка. 7. Как действует государство в условиях информационной асимметрии?
Цель практического занятия состоит в формировании у студентов понятия общественные блага как основного результата функционирования общественного сектора, уяснения видов общественных благ, их свойств, особенностей спроса и предложения общественных благ, определения роли государства в создании общественных благ, изучении провалов рынка.
Вопросы для обсуждения 1. «Провалы» государства. Бюрократия и политическая рента. 2. Внешние эффекты и информационная асимметрия: содержание и последствия для экономики. 3. Современные способы решения проблемы «безбилетника».
Реферативные доклады. 1. Особенности производства и потребления общественного блага на примере … 2. Проблемы достижения равновесия Линдаля в современных условиях РФ.
Ключевые понятия: Асимметрия информации, Безбилетника проблема, информационная асимметрия, Интернализация внешнего эффекта, неполнота информации, отрицательный внешний эффект, положительный внешний эффект, Парето-оптимум, провалы государства, провалы рынка, чистое общественное благо, чистое частное благо, экстерналии, равновесие Линдаля, цены Линдаля.
Задания. Задание 1. Допустим, что в обществе два индивида. Их функции полезности имеют следующий вид: , , где уi – потребляемое количество частного блага, g – потребляемое количество общественного блага. Доход первого индивида w1 составляет 2500$ в год, доход второго индивида w2 равен 1100$ в год, w=w1+w2, y2 + g2 = w – производственные возможности общества; р1 – цена единицы частного блага, р2 – цена единицы общественного блага, причем, р2=ар2+(1-а)р2, где параметр а характеризует предельную готовность платить за общественное благо. Определите: а) Оптимальный потребительский набор, который может быть произведен в обществе. б) Равновесные цены р1 и р2. с) Значение параметра а (т.е. определите равновесие Линдаля).
Задание 2. В деревне проживают 49 жителей. Они намереваются разбить клумбу в центре поселка. Функция полезности индивидуума с номером i имеет вид: ui (xi,g) = xi - i/g, где g - площадь клумбы, а xi - объем потребления частного блага. Цена блага х равна 1, а цена одного квадратного метра клумбы равна 25. Определить эффективный объем производства общественного блага - клумбы.
Задание 3. Для каждого из следующих политических изменений объясните, почему конкретное изменение, вероятно, явится или не явится улучшение по Парето: а. разбивка парка, финансируемая за счет увеличения ставки местного налога на имущество; б. дополнительное медицинское оборудование для лечения рака легких, финансируемое за счет общих доходов; в. разбивка парка, финансируемая за счет мецената, г. приобретение дополнительного медицинского оборудования для лечения рака легких, финансируемое за счет увеличения налога на табачные изделия, д. защита местного автомобилестроения от импорта за счет повышения таможенных пошлин на ввоз иностранных машин, е. увеличение пособий по социальному обеспечению, финансируемое за счет повышения подоходного налога физических лиц (в % от заработной платы).
Тестовые задания
Рекомендуемая литература: 1. Экономика общественного сектора. Учебник / Г.А.Ахинов, И.Н. Мысляева. М.НИЦ Инфра-М. 2013. http://znanium.com с. 26-28; 62-85; 134-161. 2. Экономика общественного сектора. Ахинов Г.А., Жильцов Е.Н. М. Инфра-М, 2014. с. 69-98
Date: 2015-08-15; view: 1819; Нарушение авторских прав |