Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Общественные блага и провалы рынка





Отличительные свойства общественных благ. Предельные издержки предоставления общественного блага индивидуальному потребителю. Проблемы производителей общественных благ. Чистые и смешанные общественные блага. Локальные общественные блага. Теория клубов. Спрос на общественные блага. Совокупный спрос на общественные блага. Дифференциация индивидуальных «цен» общественного блага. Цены Линдаля. Оптимум по Парето. Смысл проблемы «безбилетника». Условия осуществления коллективных действий на добровольной основе. Государство как поставщик экономических благ. Роль государства в создании чистых общественных благ. Частные блага. Общественные блага, как основной результат функционирования общественного сектора.

Провалы рынка и перераспределение. Провалы рынка и их основные типы. Причины и условия возникновения естественных монополий. Позитивные и негативные внешние эффекты. Неоптимальное использование ресурсов. Информационная асимметрия рынка.

Контрольные вопросы:

1. Какими свойствами обладают общественные блага?

2. Какое равновесие в сфере производства общественных благ называется равновесием Линдаля?

3. При каком условии в сфере производства общественных благ достигается Парето-оптимальное общее равновесие?

4. В чем суть проблемы «безбилетника»?

5. Что представляют собой провалы рынка?

6. Дайте характеристику провалов рынка.

7. Как действует государство в условиях информационной асимметрии?

 

Цель практического занятия состоит в формировании у студентов понятия общественные блага как основного результата функционирования общественного сектора, уяснения видов общественных благ, их свойств, особенностей спроса и предложения общественных благ, определения роли государства в создании общественных благ, изучении провалов рынка.

 

Вопросы для обсуждения

1. «Провалы» государства. Бюрократия и политическая рента.

2. Внешние эффекты и информационная асимметрия: содержание и последствия для экономики.

3. Современные способы решения проблемы «безбилетника».

 

Реферативные доклады.

1. Особенности производства и потребления общественного блага на примере …

2. Проблемы достижения равновесия Линдаля в современных условиях РФ.

 

Ключевые понятия:

Асимметрия информации, Безбилетника проблема, информационная асимметрия, Интернализация внешнего эффекта, неполнота информации, отрицательный внешний эффект, положительный внешний эффект, Парето-оптимум, провалы государства, провалы рынка, чистое общественное благо, чистое частное благо, экстерналии, равновесие Линдаля, цены Линдаля.

 

Задания.

Задание 1. Допустим, что в обществе два индивида. Их функции полезности имеют следующий вид: , , где уi – потребляемое количество частного блага, g – потребляемое количество общественного блага. Доход первого индивида w1 составляет 2500$ в год, доход второго индивида w2 равен 1100$ в год, w=w1+w2, y2 + g2 = w – производственные возможности общества; р1 – цена единицы частного блага, р2 – цена единицы общественного блага, причем, р2=ар2+(1-а)р2, где параметр а характеризует предельную готовность платить за общественное благо.

Определите:

а) Оптимальный потребительский набор, который может быть произведен в обществе.

б) Равновесные цены р1 и р2.

с) Значение параметра а (т.е. определите равновесие Линдаля).

 

Задание 2.

В деревне проживают 49 жителей. Они намереваются разбить клумбу в центре поселка. Функция полезности индивидуума с номером i имеет вид: ui (xi,g) = xi - i/g, где g - площадь клумбы, а xi - объем потребления частного блага. Цена блага х равна 1, а цена одного квадратного метра клумбы равна 25. Определить эффективный объем производства общественного блага - клумбы.

 

Задание 3.

Для каждого из следующих политических изменений объясните, почему конкретное изменение, вероятно, явится или не явится улучшение по Парето:

а. разбивка парка, финансируемая за счет увеличения ставки местного налога на имущество;

б. дополнительное медицинское оборудование для лечения рака легких, финансируемое за счет общих доходов;

в. разбивка парка, финансируемая за счет мецената,

г. приобретение дополнительного медицинского оборудования для лечения рака легких, финансируемое за счет увеличения налога на табачные изделия,

д. защита местного автомобилестроения от импорта за счет повышения таможенных пошлин на ввоз иностранных машин,

е. увеличение пособий по социальному обеспечению, финансируемое за счет повышения подоходного налога физических лиц (в % от заработной платы).


 

Тестовые задания

1. Проблема, когда один из экономических субъектов может получить выгоду от действий другого субъекта, не оплачивая данную выгоду – это …
2. Действия одной из сторон, не опосредованные рынком, которые оказывают влияние на благосостояние других сторон - …
3. Эффекты, которые являются внешними по отношению к данному контрактному отношению, но внутренними по отношению к группе, участвующей в контракте – это: a. внешние эффекты; b. внутренние эффекты; c. оба ответа не верны.
4. Превращение внешних издержек (выгод) в элемент частных издержек (выгод) – это: a. интернализация; b. оптимум по Парето; c. компенсация; d. конвергенция.
5. При отрицательных внешних эффектах экономическое благо продается и покупается: a. в меньшем объеме по сравнению с эффективным; b. объем продаж экономического блага не зависит от внешних эффектов; c. в большем объеме по сравнению с эффективным; d. правильного ответа нет.
6. Провалы рынка – это: a. эффективное распределение ресурсов, характеризуемое тем, что никто не может улучшить свое положение без того, чтобы чье-то положение не ухудшилось; b. ситуации, в которых свободное действие рыночных сил не обеспечивает эффективное использование ресурсов; b. оптимум по В. Парето.
7. Какие из перечисленных ниже благ являются чисто общественными: a. кабельное телевидение; b. пенсионное обеспечение; c. поддержание чистоты в г. Москва; d. национальная оборона.
8. Благо, потребление которого неизбирательно только до определенного уровня потребления, называется: a. чисто частное благо; b. чисто общественное благо; c. перегружаемое общественное благо; d. исключаемое общественное благо.
9. Свойство, согласно которому предоставление общественного блага одному потребителю позволяет неограниченно увеличить количество получателей без изменения стоимости и качества блага – это: a. несоперничество; b. неисключаемость; c. невозможность не потреблять.
10. Свойство, согласно которому в ходе предоставления общественного блага потребление невозможно индивидуализировать – это: a. несоперничество; b. неисключаемость; c. невозможность не потреблять.
11. Положительный внешний эффект от потребления (использования) блага проявляется когда: a. общественные издержки больше частных; b. деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим; c. экономическое благо продается и покупается в большом по сравнению с эффективным объеме.
12. Блага, для которых характерны чётко выраженные несоперничество и неисключаемостъ в потреблении, - это: a. чистые общественные блага; b. смешанные общественные блага; c. клубные общественные блага; d. частные блага.
13. Определите тип такого блага, как фундаментальные научные разработки: a. чисто общественное благо; b. исключаемое общественное благо; c. перегружаемое общественное благо; d. чисто частное благо.
14. Какие из перечисленных благ являются клубными общественными благами: a. национальная оборона; b. жилищные и коммунальные услуги; c. услуги образования; d. охрана окружающей среды.
15. Какое общественное благо оплачивается за счет налогов: a. чистое общественное благо; b. смешанное общественное благо; c. клубное общественное благо.
16. Для каких общественных благ «внешние эффекты» являются незначительными: a. чистое общественное благо; b. смешанное общественное благо; c. клубное общественное благо.
17. Какими свойствами обладает чистое частное благо: a. конкурентность; b. исключаемость; c. несоперничество; d. невозможность не потреблять.
18. Смешанные общественные блага, имеющие сильно выраженный положительный эффект – это: a. социально-значимые блага; b. перегружаемые общественные блага; c. клубные общественные блага; d. квазиобщественные блага.
19. К перегружаемым общественным благам относятся: a. охрана окружающей среды; b. культура; c. социальное обеспечение и социальное страхование; d. мосты, дороги.
20. Цены Линдаля – это: a. аналог свободных рыночных цен на общественные блага; b. доли от общей величины налогового сбора на финансирование общественного блага, которую должны внести отдельные индивиды; c. это индивидуальные цены на общественные блага.

 


Рекомендуемая литература:

1. Экономика общественного сектора. Учебник / Г.А.Ахинов, И.Н. Мысляева. М.НИЦ Инфра-М. 2013. http://znanium.com с. 26-28; 62-85; 134-161.

2. Экономика общественного сектора. Ахинов Г.А., Жильцов Е.Н. М. Инфра-М, 2014. с. 69-98

 







Date: 2015-08-15; view: 1819; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию