Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Государственный сектор как элемент национальной экономики





Государственный сектор экономики: понимание в узком и широком смысле. Системы прямого и косвенного регулирования экономики. Трехсекторная модель российской экономики. Статистические критерии идентификации государственного сектора экономики: зарубежные стандарты. Статистические критерии идентификации государственного сектора экономики: российские стандарты. Масштаб государственного сектора.

Состав государственного сектора: зарубежные стандарты. Состав российского государственного сектора. Типология моделей госсектора: западноевропейская, североамериканская и восточноазиатская модели. Трансформационный генезис российской модели государственного сектора. Государственный сектор и государственная служба: зарубежные стандарты. Государственный сектор и государственная служба: российская модель.

Исторические корни государственного сектора.

Контрольные вопросы:

1. Что представляет собой государственный (муниципальный) сектор? Чем он отличается от других секторов рыночной экономики?

2. Какие показатели можно использовать для оценки масштаба государственного сектора?

3. С чем связаны сложности определения размера государственного (муниципального) сектора в экономике?

4. Каковы тенденции развития государственного (муниципального) сектора в развитых странах? В странах переходной экономики?

5. Как Вы считаете, выполняется ли закон Вагнера в России?

6. В чем сходство и различие различных моделей государственного сектора?

 

Цель практического занятия состоит в формировании у студентов понятия государственного и муниципального сектора экономики как важнейшего инструмента экономической политики; определения роли государственного и муниципального сектора в экономике страны; усвоение системы показателей для оценки деятельности государственного и муниципального сектора экономики.

 

Вопросы для обсуждения

1.Аргументируйте роль государственного сектора в экономике страны.

2.Проанализируйте государственное предпринимательство и его основные функции.

3. Направления влияния государства на экономику: перераспределение через бюджет, государственная собственность, регулирование частного сектора.

 

Реферативные доклады.

1. Государственный сектор … (на примере зарубежных стран).

2. Научные подходы к оценке масштабов государственного сектора.

Ключевые понятия:

государственный сектор, муниципальный сектор, общественный сектор, государственная собственность, государство.

 

Задания.

Задание 1.

Подготовить эссе на одну из предложенных тем:

1. Роль государства в экономике с точки зрения различных теорий (исторический аспект).

2. Функции общественного сектора экономики.

3. Тенденции развития государственного сектора экономики.

4. Роль государственного сектора в формировании человеческого капитала.

 

Тестовые задания

1. Организация со сравнительными преимуществами в осуществлении насилия, распространяющимися на географический район, границы которого определены его способностью облагать налогом подданных (по Д. Норту) – это ….
2. Совокупность различных организационных форм хозяйствующих субъектов госсектора – это …
3. Одна из форм собственности, субъектами-распорядителями которой являются органы государственной власти, а объектом собственности могут быть земля, природные ресурсы, основные средства, здания, материальные ресурсы, финансы, драгоценности, информация, культурные и духовные ценности – это …
4. В состав общественного сектора входит: a. государственный сектор; b. муниципальный сектор; c. негосударственный сектор; d. частный сектор.
5. Совокупность юридических лиц (хозяйствующих субъектов), административно-хозяйственное управление которыми осуществляется государством через федеральные и региональные органы власти страны – это: a. государственная собственность; b. государственный сектор.
6. Закон Вагнера означает: a. государственные расходы растут быстрее, чем объем производства; b. тенденцию нормы прибыли к понижению; c. увеличение национального дохода определяется снижением налоговой нагрузки.
7. В чем заключается предназначение публичного сектора: a. производство общественных благ; b. производство частных благ; c. производство публичных благ.
8. Что не предполагает государственное регулирование экономики: a. создание «правил игры», соблюдение которых обязательно для всех экономических субъектов, и контроль за соблюдением установленных правил; b. перераспределение доходов между экономическими субъектами; c. размещение производительных сил и перераспределение ресурсов между разными видами деятельности; d. организация и производство частных благ.
9. Тенденция нормы прибыли к понижению – это: a. закон Вагнера; b. закон К. Маркса; c. закон У.Эшби.
10. Непосредственное воздействие государства на такие экономические параметры деятельности хозяйствующих субъектов, как объемы, ассортимент и цены производимой ими продукции – это: a. прямое регулирование экономики; b. косвенное регулирование экономики; c. регулирование экономики в целях развития рынка; d. антимонопольное регулирование.
11. Воздействие государства на экономические параметры деятельности хозяйствующих субъектов с помощью инструментов общего (макроэкономического) действия – это: a. прямое регулирование экономики; b. косвенное регулирование экономики; c. регулирование экономики в целях развития рынка; d. антимонопольное регулирование.
12. Под действия прямого регулирования экономики могут попадать: a. только государственные предприятия; b. только частные предприятия; c. все предприятия в стране, кроме иностранных; d. только предприятия, выпускающие продукцию и услуги для государственных нужд.
13. В модели российской экономики выделяют: a. два сектора; b. три сектора; c. четыре сектора.
14. В состав негосударственного сектора входят: a. частный сектор; b. муниципальный сектор; c. государственный сектор; d. общественный сектор; e. публичный сектор.
15. Какой показатель не используется для оценки масштаба государственного сектора: a. доля государственного сектора в общей численности занятых в стране; b. доля государственного сектора в общем объеме основных фондов в стране; c. доля государственного сектора в валовом выпуске продукции в стране; d. доля государственного сектора в общей численности предприятий в стране; e. доля инвестиций в основные фонды (капиталовложения) государственного сектора в общем объеме инвестиций в стране, f. доля государственного сектора в объеме привлеченных заемных средств, g. средняя заработная плата работников и служащих, занятых в государственном секторе.
16. Для оценки масштаба государственного сектора: a. могут использоваться только частные коэффициенты, т.к использование интегральных не имеет экономического смысла; b. могут использоваться только интегральные показатели, т.к. частные не позволяют получить обобщающую оценку; c. могут использоваться частные коэффициенты и интегральные показатели; d. все ответы неверные.
17. Какая из перечисленных форм не является формой государственных структур: a. государственные службы; b. государственные предприятия; c. коммерческие общества; d. нет правильного ответа.
18. Что из перечисленного характеризует западноевропейскую модель государственного сектора: a. относительно большой по объему, высокоэффективный и щедро финансируемый госсектор; b. недоразвитый, низкоэффективный госсектор, специализирующийся главным образом на чисто административных функциях; c. слабая диверсификация госсектора; d. размытая грань между государственным и частным сектором переплетение интересов государства и бизнеса.
19. Что из перечисленного характеризует азиатскую модель государственного сектора: a. относительно большой по объему, высокоэффективный и щедро финансируемый госсектор; b. недоразвитый, низкоэффективный госсектор, специализирующийся главным образом на чисто административных функциях; c. слабая диверсификация госсектора; d. размытая грань между государственным и частным сектором, переплетение интересов государства и бизнеса.
20. Что из перечисленного характеризует североамериканскую модель государственного сектора: a. относительно большой по объему, высокоэффективный и щедро финансируемый госсектор; b. недоразвитый, низкоэффективный госсектор, специализирующийся главным образом на чисто административных функциях; c. слабая диверсификация госсектора; d. размытая грань между государственным и частным сектором, переплетение интересов государства и бизнеса.

 

Рекомендуемая литература:

1. Экономика общественного сектора. Учебник / Г.А.Ахинов, И.Н. Мысляева. М.НИЦ Инфра-М. 2013. http://znanium.com с. 19-20

2. Экономика общественного сектора. Ахинов Г.А., Жильцов Е.Н. М. Инфра-М, 2014. с. 13-27

 

 

Date: 2015-08-15; view: 897; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию