Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 1. Государственный сектор как элемент национальной экономики
Государственный сектор экономики: понимание в узком и широком смысле. Системы прямого и косвенного регулирования экономики. Трехсекторная модель российской экономики. Статистические критерии идентификации государственного сектора экономики: зарубежные стандарты. Статистические критерии идентификации государственного сектора экономики: российские стандарты. Масштаб государственного сектора.
Состав государственного сектора: зарубежные стандарты. Состав российского государственного сектора. Типология моделей госсектора: западноевропейская, североамериканская и восточноазиатская модели. Трансформационный генезис российской модели государственного сектора. Государственный сектор и государственная служба: зарубежные стандарты. Государственный сектор и государственная служба: российская модель.
Исторические корни государственного сектора.
Контрольные вопросы:
1. Что представляет собой государственный (муниципальный) сектор? Чем он отличается от других секторов рыночной экономики?
2. Какие показатели можно использовать для оценки масштаба государственного сектора?
3. С чем связаны сложности определения размера государственного (муниципального) сектора в экономике?
4. Каковы тенденции развития государственного (муниципального) сектора в развитых странах? В странах переходной экономики?
5. Как Вы считаете, выполняется ли закон Вагнера в России?
6. В чем сходство и различие различных моделей государственного сектора?
Цель практического занятия состоит в формировании у студентов понятия государственного и муниципального сектора экономики как важнейшего инструмента экономической политики; определения роли государственного и муниципального сектора в экономике страны; усвоение системы показателей для оценки деятельности государственного и муниципального сектора экономики.
Вопросы для обсуждения
1.Аргументируйте роль государственного сектора в экономике страны.
2.Проанализируйте государственное предпринимательство и его основные функции.
3. Направления влияния государства на экономику: перераспределение через бюджет, государственная собственность, регулирование частного сектора.
Реферативные доклады.
1. Государственный сектор … (на примере зарубежных стран).
2. Научные подходы к оценке масштабов государственного сектора.
Ключевые понятия:
государственный сектор, муниципальный сектор, общественный сектор, государственная собственность, государство.
Задания.
Задание 1.
Подготовить эссе на одну из предложенных тем:
1. Роль государства в экономике с точки зрения различных теорий (исторический аспект).
2. Функции общественного сектора экономики.
3. Тенденции развития государственного сектора экономики.
4. Роль государственного сектора в формировании человеческого капитала.
Тестовые задания
1.
| Организация со сравнительными преимуществами в осуществлении насилия, распространяющимися на географический район, границы которого определены его способностью облагать налогом подданных (по Д. Норту) – это ….
| 2.
| Совокупность различных организационных форм хозяйствующих субъектов госсектора – это …
| 3.
| Одна из форм собственности, субъектами-распорядителями которой являются органы государственной власти, а объектом собственности могут быть земля, природные ресурсы, основные средства, здания, материальные ресурсы, финансы, драгоценности, информация, культурные и духовные ценности – это …
| 4.
| В состав общественного сектора входит:
a. государственный сектор;
b. муниципальный сектор;
c. негосударственный сектор;
d. частный сектор.
| 5.
| Совокупность юридических лиц (хозяйствующих субъектов), административно-хозяйственное управление которыми осуществляется государством через федеральные и региональные органы власти страны – это:
a. государственная собственность;
b. государственный сектор.
| 6.
| Закон Вагнера означает:
a. государственные расходы растут быстрее, чем объем производства;
b. тенденцию нормы прибыли к понижению;
c. увеличение национального дохода определяется снижением налоговой нагрузки.
| 7.
| В чем заключается предназначение публичного сектора:
a. производство общественных благ;
b. производство частных благ;
c. производство публичных благ.
| 8.
| Что не предполагает государственное регулирование экономики:
a. создание «правил игры», соблюдение которых обязательно для всех экономических субъектов, и контроль за соблюдением установленных правил;
b. перераспределение доходов между экономическими субъектами;
c. размещение производительных сил и перераспределение ресурсов между разными видами деятельности;
d. организация и производство частных благ.
| 9.
| Тенденция нормы прибыли к понижению – это:
a. закон Вагнера;
b. закон К. Маркса;
c. закон У.Эшби.
| 10.
| Непосредственное воздействие государства на такие экономические параметры деятельности хозяйствующих субъектов, как объемы, ассортимент и цены производимой ими продукции – это:
a. прямое регулирование экономики;
b. косвенное регулирование экономики;
c. регулирование экономики в целях развития рынка;
d. антимонопольное регулирование.
| 11.
| Воздействие государства на экономические параметры деятельности хозяйствующих субъектов с помощью инструментов общего (макроэкономического) действия – это:
a. прямое регулирование экономики;
b. косвенное регулирование экономики;
c. регулирование экономики в целях развития рынка;
d. антимонопольное регулирование.
| 12.
| Под действия прямого регулирования экономики могут попадать:
a. только государственные предприятия;
b. только частные предприятия;
c. все предприятия в стране, кроме иностранных;
d. только предприятия, выпускающие продукцию и услуги для государственных нужд.
| 13.
| В модели российской экономики выделяют:
a. два сектора;
b. три сектора;
c. четыре сектора.
| 14.
| В состав негосударственного сектора входят:
a. частный сектор;
b. муниципальный сектор;
c. государственный сектор;
d. общественный сектор;
e. публичный сектор.
| 15.
| Какой показатель не используется для оценки масштаба государственного сектора:
a. доля государственного сектора в общей численности занятых в стране;
b. доля государственного сектора в общем объеме основных фондов в стране;
c. доля государственного сектора в валовом выпуске продукции в стране;
d. доля государственного сектора в общей численности предприятий в стране;
e. доля инвестиций в основные фонды (капиталовложения) государственного сектора в общем объеме инвестиций в стране,
f. доля государственного сектора в объеме привлеченных заемных средств,
g. средняя заработная плата работников и служащих, занятых в государственном секторе.
| 16.
| Для оценки масштаба государственного сектора:
a. могут использоваться только частные коэффициенты, т.к использование интегральных не имеет экономического смысла;
b. могут использоваться только интегральные показатели, т.к. частные не позволяют получить обобщающую оценку;
c. могут использоваться частные коэффициенты и интегральные показатели;
d. все ответы неверные.
| 17.
| Какая из перечисленных форм не является формой государственных структур:
a. государственные службы;
b. государственные предприятия;
c. коммерческие общества;
d. нет правильного ответа.
| 18.
| Что из перечисленного характеризует западноевропейскую модель государственного сектора:
a. относительно большой по объему, высокоэффективный и щедро финансируемый госсектор;
b. недоразвитый, низкоэффективный госсектор, специализирующийся главным образом на чисто административных функциях;
c. слабая диверсификация госсектора;
d. размытая грань между государственным и частным сектором переплетение интересов государства и бизнеса.
| 19.
| Что из перечисленного характеризует азиатскую модель государственного сектора:
a. относительно большой по объему, высокоэффективный и щедро финансируемый госсектор;
b. недоразвитый, низкоэффективный госсектор, специализирующийся главным образом на чисто административных функциях;
c. слабая диверсификация госсектора;
d. размытая грань между государственным и частным сектором, переплетение интересов государства и бизнеса.
| 20.
| Что из перечисленного характеризует североамериканскую модель государственного сектора:
a. относительно большой по объему, высокоэффективный и щедро финансируемый госсектор;
b. недоразвитый, низкоэффективный госсектор, специализирующийся главным образом на чисто административных функциях;
c. слабая диверсификация госсектора;
d. размытая грань между государственным и частным сектором, переплетение интересов государства и бизнеса.
|
Рекомендуемая литература:
1. Экономика общественного сектора. Учебник / Г.А.Ахинов, И.Н. Мысляева. М.НИЦ Инфра-М. 2013. http://znanium.com с. 19-20
2. Экономика общественного сектора. Ахинов Г.А., Жильцов Е.Н. М. Инфра-М, 2014. с. 13-27
Date: 2015-08-15; view: 929; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|