Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Специфика воспитания в многодетной семье
Воспитательный потенциал многодетной семьи имеет свои положительные и отрицательные характеристики, а процесс социализации детей - свои трудности, проблемы. С одной стороны, здесь, как правило, воспитываются разумные потребности и умение считаться с нуждами других; ни у кого из детей нет привилегированного положения, а значит, нет почвы для формирования эгоизма, асоциальных черт; больше возможностей для общения, заботы о младших, усвоения нравственных и социальных норм и правил общежития; успешнее могут формироваться такие нравственные качества, как чуткость, человечность, ответственность, уважение к людям, а также качества социального порядка - способность к общению, адаптации, толерантность. Дети из таких семей оказываются более подготовленными к супружеской жизни, они легче преодолевают ролевые конфликты, связанные с завышенными требованиями одного из супругов к другому и заниженными требованиями к себе. Однако процесс воспитания в многодетной семье не менее сложен и противоречив. Во - первых, в таких семьях взрослые довольно часто утрачивают чувство справедливости в отношении детей, проявляют к ним неодинаковую привязанность и внимание. Обиженный ребенок всегда остро ощущает дефицит тепла и внимания к нему, по - своему реагируя на это: в одних случаях сопутствующим психологическим состоянием для него становится тревожность, чувство ущербности и неуверенность в себе, в других - повышенная агрессивность, неадекватная реакция на жизненные ситуации. Для старших детей в многодетной семье характерна категоричность в суждениях, стремление к лидерству, руководству даже в тех случаях, когда для этого нет оснований. Все это естественно, затрудняет процесс социализации детей. Во - вторых, в многодетных семьях резко увеличивается физическая и психическая нагрузка на родителей, особенно на мать. Она имеет меньше свободного времени и возможностей для развития детей и общения с ними, для проявления внимания к их интересам. К сожалению, дети из многодетных семей чаще становятся на социально опасный путь поведения, почти в 3,5 раза чаще, чем дети из семей других типов. Многодетная семья имеет меньше возможностей для удовлетворения потребностей и интересов ребенка, которому и так уделяется значительно меньше времени, чем в однодетной, что, естественно, не может не сказаться на его развитии. В этом контексте уровень материальной обеспеченности многодетной семьи имеет весьма существенное значение. Мониторинг социально - экономического потенциала семей показал, что большинство многодетных семей живет ниже порога бедности.
№38 Особенности воспитания близнецов в семье.
Особенности воспитания детей-близнецов Взрослым, приходится очень внимательно наблюдать за индивидуальными особенностями поведения малышей. Одновременный уход за двумя детками, требует большего труда и сил, поэтому помощь отца, просто необходима. Маме будет значительно легче, если она с самого начала приучит кормить детей, по одному графику и будет строго придерживаться режима дня. Купать двойню одновременно, практически не возможно, поэтому, когда мама купает одного ребенка, второго малыша пусть займет отец. Сразу укладывать детей в отдельные кроватки не желательно, потому что вдвоем им комфортнее и спокойнее. Когда близнецы начнут говорить, нужно будет особо обратить внимание на развитие их речи. Обычно дети начинают говорить, повторяя правильную речь взрослых. Близнецы же часто подражают друг другу, и поэтому ошибки в речи от одного переходят к другому. Иногда между ними устанавливается свой, только им понятный язык. Несмотря на привязанность друг к другу, у близнецов может возникнуть конкуренция, например, за любовь родителей. Поэтому, изначально приучайте детей, делиться всем друг с другом. Всегда старайтесь уделять близнецам одинаковое внимание, чтобы не обидеть одного из них. Никогда не сравнивайте их друг с другом, чтобы не усугубить конкуренцию. Если вы захотите похвалить или поругать одного из малышей, не следует сравнивать его достижения с успехами другого, сравнивайте — исключительно с его личными. Это во многом, поможет вам наладить отношения между близнецами, избежать ссор, обид и драк. Телесных наказаний в их воспитании, не должно быть. Им просто не понять, почему драки друг с другом вы запрещаете, а сами их шлепаете. Часто вмешиваться в детские ссоры и потасовки тоже не нужно, только в крайнем случае. Замечено: чем реже родители обращают внимание на стычки и ссоры близнецов, тем меньше они дерутся. Главная ошибка родителей, при воспитании маленьких близнецов – воспринимать их, как единое целое. Это совершенно неправильно. Внешне, близнецов практически не отличить, но они могут быть совершенно разными по характеру. До тех пор, пока дети маленькие, одинаковая еда, игрушки, одежда и режим дня уместны. Малыши подрастают, и приходит время, когда они начинают чувствовать и осознавать свое «я», появляется потребность в выражении собственной индивидуальности. Родители должны понять, что теперь необходим, другой подход к воспитанию. Правильное воспитание детей-близнецов – это, в первую очередь, поощрение индивидуальности, каждого из них. Важно отдельно называть их по именам, не делать частых обобщений вроде «детвора», «малыши» и т.п. Выбор игрушек для близнецов, делайте таким образом, чтобы одна игрушка дополняла другую. Две одинаковые куклы или машинки без надобности, эффективнее приобрести игрушки такие, которыми дети смогут обмениваться. Кроме того, когда у каждого будут личные игрушки, они научатся ими делиться (кроме роликов, коньков, велосипедов и т.п.). Одежду и подарки выбирайте, исходя из вкусов и предпочтений каждого из детей. Подарки, на праздники и Дни рождения, дарите не один на двоих, а отдельные. Это относится и к торту для именинников: пусть, лучше будет куплено два небольших торта, вместо одного большого, так, каждый из детей почувствует свою значимость. Не заставляйте детей, насильно ходить в одну спортивную секцию или кружок, ведь кому-то из них, возможно, более по душе рисование, а другому — волейбол или танцы. Занимаясь с близнецами, стремитесь учитывать особенности обоих. Один, может быть больше склонен к гуманитарным наукам, другой – к точным. Подталкивайте близнецов к самостоятельности, думая о том, что в будущем им предстоит жить отдельно, как бы ни было это тяжело для них. Частой ошибкой, в воспитании близнецов, становится и тот факт, что родители надолго оставляют детей друг с другом. Необходимо давать им больше общаться с ровесниками и взрослыми. Слишком тесное сближение детей-близнецов, может привести к зацикливанию друг на друге и последующим трудностям общения в коллективе сверстников. Сильная взаимозависимость близнецов, нередко приводит к сложностям при устройстве на работу и при создании собственной семьи. Однако в школьном возрасте, не стоит близнецов разводить по разным классам. Первоклассники и без того испытывают немалый стресс, когда отрываются от семьи, а когда близнец, кроме родителей, теряет еще и наиболее близкого братика (сестренку), стресс усилится. Но главным залогом, правильного воспитания близнецов, остается ваша любовь. Дайте им почувствовать, что они оба вам одинаково дороги, и что вы цените в каждом, их личностные качества.
№39 Народная педагогика как основа современного семейного воспитания, ее характерные черты, средства и методы. «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным» (К.Д.Ушинский.) Современное социально-экономическое положение страны выдвинуло ряд проблем, связанных с формированием деятельности мыслящего гражданина России, определяющими качествами которого должны стать широкий кругозор, компетентность, профессионализм, патриотизм, чувство национальной гордости, чести, достоинства. Сегодня национальное обучение и воспитание возможно лишь при взаимодействии с народной педагогикой, т.к. в формировании личности ребенка ей принадлежит решающая роль, как совокупности накопленных и проверенных практикой эмпирических знаний, умений и навыков, передаваемых из поколения в поколение. Следовательно, необходимо возродить народные традиции в воспитании в семье и школе, которые будут способствовать эффективному ведению воспитательной работы. Если в семейном воспитании детей использовать методы и средства народной педагогики, то уровень нравственного воспитания детей повысится. Первые идеи народного воспитания обобщены в произведениях древнерусской культуры. К примеру, в «Поучении» киевского князя Владимира Мономаха много внимания уделяется развитию в подрастающем поколении лучших черт национального характера: доброты, милосердия, трудолюбия, гостеприимства. Так, призывая к доброте, В. Мономах учил: «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев». В повседневной жизни князь наставлял творить добро: «Больного навестите, покойника проводите…» Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите». Приведенные педагогические мысли великого киевского князя заимствованы им из народной педагогики и предназначались молодым родителям в семейном воспитании. Л.Н. Толстой не только обобщал постулаты народной педагогики, но и реализовал их на практике: уроки в Яснополянской школе больше походили на семейное обучение крестьянских детей. В современной науке вопрос обращения к народной педагогике не нов. В последние годы ее проблемами заинтересовались такие ученые, как: Д.И. Латышина, В.А. Николаев, И.П. Малютин и др. Изучая опыт народной педагогики, они отмечают, что русский народ имеет богатые традиции в области воспитания, которые развивались и совершенствовались в течение многих веков. Многообразие приемов и средств народного воспитания обеспечивало успешную подготовку детей к труду, семейной жизни, защите Родины, воспитанию подрастающего поколения на лучших образцах народной морали. Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни ребенка. Семья для него является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. По данным исследований, семья здесь отражает и школу, и средства массовой информации, и трудовые коллективы, и друзей, и влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести довольно определенную зависимость: успешность формирования личности обуславливается, прежде всего, семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. Определим основные воспитательные функции семьи: - семья оказывает серьезное воспитательное воздействие на ребенка, с возрастом оно ослабевает, но не утрачивается полностью (при условии нормальной семьи) - в семье формируются лучшие качества личности; - семья осуществляет социализацию личности; - семья обеспечивает преемственность традиций; Общеизвестно, что мать и отец является первыми естественными воспитателями, в основе этой родственной близости лежат, прежде всего, глубокое уважение и любовь к детям и наоборот. В наше время заветы народной педагогики приобретают особую актуальность. В семьях растут дети, которых отец и мать должны научить жить, привить им качества, необходимые для совершенной личности, приучить к труду, помочь увидеть в жизни близкие и дальние цели, показать, как добиваться задуманного. Искусство родителей заключается в том, чтобы стать для детей самыми близкими и сердечными друзьями, кому можно доверить самое сокровенное и быть уверенными, что их поймут. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально готовую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направления — физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание. Физическое воспитание в наши дни выходит на первый план, потому что оно основано на здоровом образе жизни, правильной организации распорядка дня, закаливания организма, занятии спортом. Сегодня это очень актуально, так как отмечается ухудшение экологической обстановки в стране, распространение таких отрицательных воздействий на детей, как курение, алкоголизм, наркомания. Центральное место в системе физического воспитания занимали в прошлом детские игры, некоторые из них и сегодня популярны и любимы в детской среде, например: «Жмурки», «Казаки-разбойники», «Прятки». Эмоциональная окраска, дух соперничества, активные двигательные действия заставляют ребенка прилагать значительные физические и волевые усилия, что развивает выносливость, ловкость, сноровку, смелость, отвагу. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что старинные народные игры уходят из жизни, хотя они достойны возрождения. Таким образом, физическое воспитание решает многие задачи, в том числе развивает волю, силу, выносливость, двигательные навыки, ловкость, быстроту, способствует сохранению здоровья, отвлекает от вредных привычек, закаливает организм и обеспечивает высокую работоспособность. Интеллектуальное (или умственное) воспитание в семье характеризуется заинтересованным участием родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребности их познавательных интересов, способностей, наклонностей и задатков. Среди основных источников знаний были и остаются книга, чтение, устный пересказ. Необходимо признать, что чтение достойной, особенно классической литературы не является серьезным пристрастием современных школьников. По статистике: любимые жанры старшеклассников-романы(31%), фантастика (30%), детектив (25%), публицистика и научно-популярная литература вызывает интерес у 20% опрошенных. Только один из десяти опрошенных интересуется поэзией. 24% признают, что читают мало или не читают вообще. Родной язык выступает важнейшим фактором умственного воспитания детей: с первого слова матери, услышанного младенцем, с нежной колыбельной песни, с собственного имени начинается познание окружающего мира. Народная педагогика и сегодня предлагает родителям богатый материал для умственного развития детей в семье. Это и многообразие жанров фольклора, и народные наблюдения и приметы, и знания, полученные в процессе ухода за растениями и животными, во время сбора ягод, грибов, лекарственных трав и т.д. Народная педагогика учила трудолюбию с малых лет, сначала в семейных делах, а когда вырастал человек, проверка его трудовой подготовки становилась общественной. К.Д.Ушинский отмечал: «Воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть не достойной, ни счастливой». Важным условием трудолюбия является атмосфера коллективизма, когда вся семья принимает посильное участие в делах, когда проявляется помощь одних членов семьи по отношению к другим. Большую роль играет личный пример родителей, старших членов семьи. Семья должна готовить ребенка к труду не только для своих нужд, но и для будущего труда в общественном производстве. Как замечал А.С.Макаренко, «ребенок будет членом трудового общества, следовательно, его значение в этом обществе, ценность его как гражданина будет зависеть исключительно от того, насколько он к этому труду будет подготовлен». Нравственные черты русского народа складывались столетиями, они передавались из поколения в поколение как своеобразный моральный кодекс. Русский народ изначально отличался высокой нравственностью, порядочностью, честностью, гостеприимством. Нравственные понятия отражают различные стороны отношений между людьми, они становятся повседневными нормами поведения. А также общечеловеческие ценности, абстрактные по своей природе, как добро, зло, долг, честь, совесть, переходят в разряд конкретно узнаваемых, регулируя поступки человека. Первые нравственные навыки дети получают в семье с раннего возраста, с колыбельных песен и сказок. Под воздействием родителей они начинают различать, «что такое хорошо и что такое плохо», у них постепенно вырабатываются навыки культурного поведения: послушание, уважение к старшим, скромность, аккуратность, чуткость, отзывчивость и т.д. Итак, физическое, трудовое, умственное, этическое, эстетическое и нравственное воспитание молодого поколения в семье, неразрывно связаны. Как сотни лет назад, так и в наше время родители желают видеть своих детей физически здоровыми, трудолюбивыми, интеллектуально развитыми. В этом, по нашему мнению, и заключается идея воспитания более совершенной личности.
№40 Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи с другими социальными институтами: задачи, принципы, этапы и формы организации взаимодействия.
Большинство из нас начинают свою жизнь в организации - в родильном доме. Там работают врачи, медицинские сестры, анестезиологи, санитарки и другие; все они заботятся о нашем здоровье. Покинув родильный дом, мы попадаем в другие организации - ясли, детский сад, начальную и среднюю школу, - каждая из них имеет определенную структуру и порядок работы. После окончания школы нам снова не миновать организаций. Став взрослыми, мы поступаем на работу в одну из них. Мы имеем дело с такими организациями, как финансовое управление, армия, полиция, суды, банки, магазины и т.д. После ухода на пенсию нам предстоит столкнутся с организациями системы социального обеспечения и здравоохранения; не исключено, что мы окажемся в больнице или даже в доме для престарелых. Даже когда человек умирает, организации не оставляют его на произвол судьбы. Им занимается похоронные бюро, банки, юридические конторы, налоговые агентства и суды, где наследники улаживают дела покойного. Организации возникли сравнительно недавно. В менее развитых обществах забота о здоровье, обучении, оказании помощи пожилым и т.п. осуществлялись в семье или членами семьи. Но в промышленных странах жизнь значительно усложняется и возникает потребность в создании множества организаций. Поэтому необходимо подробно рассмотреть сущность организаций и их формы. Между членами первичных групп устанавливаются личные отношения, затрачивающие многие стороны их индивидуальностей. В отличие от этого вторичные группы образуют для достижения определенных целей. Их члены играют, например, строго определенные роли, и между ними почти отсутствуют эмоциональные отношения. Основным типом вторичной группы является организация - большая социальная группа, сформированная для достижения определенных целей. Универсальные магазины, издательские фирмы, университеты, почта, армия и т.п. - этот список можно продолжить бесконечно. В реальной жизни трудно провести четкое различие между двумя образованиями: первичной группой и формальной организацией. Например, некоторые группы, подобны организациям, так как они существуют для достижения определенных целей, но по своей структуре напоминают первичные группы. Таковы харизматические группы. Во главе их стоит лидер, отличающийся обаянием и огромной притягательной силой, или харизмой; члены группы обожествляют лидера и готовы служить ему верой и правдой. Типичная харизматическая группа - Христос и его ученики. Сущность харизматической группы в непостоянстве их организационной структуры и зависимости от лидера. В них нет служебной иерархии (например, должностей вице-президента или секретаря и т.п.), существующей до тех пор, пока существует группа вне зависимости от её состава в любое данное время. Роли членов таких групп определяются в соответствии с их отношением к лидеру. Здесь не существует такого понятия, как продвижение по службе - всё зависит лишь от расположения лидера к тому или иному члену группы. Поскольку личные отношения могут быть очень изменчивыми, структура группы также нестабильна. Более того, в харизматических группах отсутствуют устойчивые внутригрупповые нормы, в отличие от более структурированных организаций, лидеры которых с помощью сложившихся правил и норм укрепляют свою власть. Поскольку харизматические группы неустойчивы, обычно они сохраняются до тех пор, пока лидеры обладают притягательной силой. Однако, поскольку лидеры не бессмертны, складываются правила, в соответствии с которыми избираются их преемники. Рано или поздно эти последователи убеждаются, что для сохранения группы на длительное время недостаточно одной лишь веры. Имеет значение также, какими способами члены группы зарабатывают на жизнь. Часто группа решает эту проблему, облагая налогами своих членов или продавая некий товар. В ходе формирования определённых правил, методов и традиций складывается иерархия должностных лиц. Таким образом, происходит формирование значительно более упорядоченной организации. Макс Вебер назвал такой процесс рутинизацией харизмы. Это происходит во множестве групп. Например, Росс исследовал три организации, которые были образованы для оказания помощи населению городов Среднего Запада, пострадавших от ураганов. Хотя эти три группы во многих отношениях отличались друг от друга, поразительно, что прежде, чем стать организациями, они прошли одинаковые стадии. На стадии "кристаллизации" каждая группа осмысливала потребности общества и принимала решения о мерах их удовлетворению. Затем наблюдался переход к стадии "признания", когда лидеры вступали в контакт с другими организациями для обсуждения своих целей и совместных усилий; таким образом, они получали признание со стороны других. Это приводило к третьей стадии, названной "институтонализацией", когда деятельность начинала осуществляться общепринятым способом. К этому времени устанавливаются устойчивые формы взаимодействия между членами группы и с представителями других организаций. Интересно отметить, что в результате этого процесса каждая группа становилась более упорядоченной; для осуществления её целей требовалось меньшее число людей, поэтому группа уменьшалась. При обсуждении специфики перехода от групповой к организационной структуре, у вас, возможно, возникла мысль о том, что существует много форм организаций. Если так, то вы рассуждали правильно. Одна из таких форм - добровольная ассоциация, напоминающая неформальную группу; прямо противоположна ей - тотальная организация. Добровольные ассоциации распространены во всём мире. К ним относятся религиозные группы, например, Всемирный съезд сионистов или Женский христианский союз, профессиональные общества вроде Американской социологической ассоциации и Американского института планирования, а также ассоциации, членов которых связывают общие увлечения, например Клуб собаководов или Общество охраны и поощрения вокальных квартетов среди парикмахеров Америки. Добровольной ассоциации свойственны три основных черты: она образована для защиты общих интересов её членов; членство является добровольным - оно не предусматривает предъявления требований к определённым людям и его не присваивают от рождения. В результате лидеры оказывают сравнительно небольшое влияние на членов добровольной ассоциации, которые имеют возможность выйти из организации, если их не устраивает деятельность лидеров; организация этого типа не связана с местными, государственными или федеральными правительственными органами. США считаются страной добровольных ассоциаций. По подсчётам экспертов, более 75% взрослых американцев входят по крайней мере в одну добровольную группу. Ещё в 1835г. Алексис де Токвиль писал, что "ни в одной стране мира принцип ассоциации не применяется так успешно и не охватывает столько людей, как в Америке". Члены добровольных ассоциаций работают бесплатно. Там отсутствуют твёрдая структура и система принудительной власти. Способность привлекать людей и собирать деньги - основная причина их большого влияния в американском обществе. Добровольные ассоциации часто превращаются в сложные организации, называемые бюрократией. В качестве примеров можно привести Армию спасения, бойскаутов и Общество Красного Креста. Мы рассмотрим характерные особенности бюрократии дальше, но перед этим выясним особенности организации тотального типа, принципы деятельности которой прямо противоположны добровольной ассоциации. Добровольные ассоциации часто создаются для защиты каких-то общих интересов её членов. Учреждения тотального типа формируются для содействия общественному благу, сущность которого формулируется государственными, религиозными и другими организациями. Примеры таких учреждений - тюрьмы, военные училища и т.п. Обитатели тотальных учреждений изолированы от общества. Часто они находятся под надзором охранников. Охранники осуществляют надзор над многими сторонами их жизни, включая питание, жильё и даже индивидуальную заботу. Не удивительно, что для поддержания порядка и зависимости обитателей этих заведений от охранников издаётся множество постановлений. В результате формируется сильная группа охранников и слабая группа тех, кто им подчиняется. Эрвин Гофман, который ввёл термин "тотальные учреждения", выделил несколько типов таких организаций: больницы, дома и санатории для людей, которые не могут сами о себе позаботиться; тюрьмы, предназначенные для людей, считающихся опасными для общества; военные казармы, морские судна, закрытые учебные заведения, трудовые лагеря и другие учреждения, созданные для определённых целей; мужские и женские монастыри и другие убежища, куда люди уходят от мира, обычно по религиозным причинам. Часто изоляция от внешнего мира навязывается новоприбывшим в тотальное учреждение с помощью сложных или жёстких ритуалов. Это делается для достижения полного разрыва людей с их прошлым и подчинения нормам заведения. Другой тип социальных систем складывается на основе общностей, социальные связи которых обусловлены объединениями организаций. Такие социальные связи называются институциональными, а социальные системы - социальными институтами. Последние действуют от имени общества как целого. Институциональные связи можно называть еще и нормативными, так как их характер и содержание устанавливаются обществом в целях удовлетворения потребностей его членов в тех или иных сферах общественной жизни. Следовательно, социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления. Социальный контроль дает возможность обществу и его системам обеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение которых наносит ущерб социальной системе. Основными объектами такого контроля являются правовые и моральные нормы, обычаи, административные решения и т. п. Действие социального контроля сводится, с одной стороны, к применению санкций в отношении поведения, нарушающего социальные ограничения, с другой - к одобрению желательного поведения. Поведение индивидов обусловлено их потребностями. Эти потребности могут быть удовлетворены различными способами, и выбор средств для их удовлетворения зависит от системы ценностей, принятой данной социальной общностью или обществом в целом. Принятие определенной системы ценностей способствует идентичности поведения членов общности. Воспитание и социализация направлены на то, чтобы передать индивидам установленные в данной общности образцы поведения и способы деятельности. Социальные институты руководят поведением членов общности через систему санкций и наград. В социальном управлении и контроле институты играют весьма важную роль. Их задача сводится не только к принуждению. В каждом обществе существуют институты, осуществляющие гарантии свободы в определенных видах деятельности - свободу творчества и нововведений, свободу слова, права на получение определенной формы и величины дохода, на жилье и бесплатное медицинское обслуживание и т. д. Например, литераторы и артисты имеют гарантированную свободу творчества, поиска новых художественных форм; ученые и специалисты обязываются исследовать новые проблемы и осуществлять поиск новых технических решений и т. д. Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их внешней, формальной структуры, так и внутренней, содержательной. Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны - это определенная система целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Так, если есть юстиция как социальный институт внешне может быть охарактеризована как совокупность лиц, учреждений и материальных средств осуществляющих правосудие, то с содержательной точки зрения - это совокупность стандартизированных образцов поведения правомочных лиц, обеспечивающих данную социальную функцию. Указанные стандарты поведения воплощаются в определенных ролях, характерных для системы юстиции. Социальный институт, таким образом, определяет ориентацию социальной деятельности и социальных отношений посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения. Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания решаемых социальным институтом задач. Каждый такой институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения. Важнейшими социальными институтами являются политические. С их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть. Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг. Семья также один из важных социальных институтов. Ее деятельность определяется системой правовых и иных социальных норм. Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты, как система образования, здравоохранение, социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения и т. д. Все еще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии. Институциональные связи, как и иные формы социальной связи, на основе которых складываются социальные общности, представляют собой упорядоченную систему, определенную социальную организацию. Это система принятых видов деятельности социальных общностей, норм и ценностей, которые гарантируют сходное поведение их членов, согласовывают и направляют в определенное русло стремления людей, устанавливают способы удовлетворения их потребностей, разрешают конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивают состояние равновесия между стремлениями различных индивидов и групп данной социальной общности и общества в целом. В случае когда это равновесие начинает колебаться, говорят о социальной дезорганизации, об интенсивном проявлении нежелательных явлений.
Социализация – процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Она осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми. Факторами социализации являются: целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в деятельности и общении. Воспитание и обучение – это специально организованная деятельность с целью передачи социального опыта индивиду (ребенку) и формирования у него определенных, социально желательных стереотипов поведения, качеств и свойств личности. Социальная среда влияет на ребенка не пассивно принимая различные воздействия, а постепенно переходя от позиции объекта социального воздействия к позиции активного субъекта. Ребенок активен потому, что у него существуют потребности, и если воспитание учитывает эти потребности, то это будет способствовать развитию активности ребенка. В процессе социализации осуществляется включение индивида в социальные отношения в окружающую его социальную среду и благодаря этому может происходить изменение его психики. Известно, что у человека есть психические процессы, отличающиеся от психических процессов у животных. Выготский показал, что для того, чтобы ребенок перешел на более высокий уровень развития, необходимо специальное обучение, суть которого сводится к ознакомлению ребенка со знаками, универсальным выражением которых является слово. Таким образом, понятия "развитие психики" и "социализация" пересекаются, но не тождественны друг другу. Развитие психики включает в себя спонтанные процессы, обусловленные созреванием, и социальное развитие. Однако личность в процессе своего существования может быть включена в самые различные социальные отношения, регуляторы которых могут противоречить друг другу. Так, например, ценности, "прививаемые" в школе ребенку, могут существенно отличаться от тех, которые приняты в его компании во дворе и пр. У человека может быть несколько референтных групп, и если ценности, принятые в этих группах, сильно отличаются, то это приводит к внутриличностному конфликту. В том случае, когда в системе референтных групп, т.е. в жизненном пространстве человека, нет глубоких и серьезных противоречий, то могут, тем не менее быть отдельные, противоречащие друг другу правила или какие-либо ситуативные положения. Это не приводит к внутриличностному конфликту, но может стать причиной того, что человек задумается, будет "переживать", рефлексировать по поводу какой-то своей личностной проблеме. Такое переживание также способно привести и к развитию личности, так как может существенно изменить всю жизнь человека, но это уже не будет называться социализацией. Происходит всестороннее воздействие и влияние на школьника окружающей его социальной среды. Под ее влиянием он воспитывает в себе новые качества и ценности. Так, у школьника обитающего в неформальной организации с низким уровнем морали духовные ценности будут значительно отличаться от школьника, который занят чтением книг и посещением музеев. Значительный вклад в формирование моральных ценностей вносит школа, а как известно, в школе довольно часто встречаются педагоги, которые "отбивают" желание у учеников к дальнейшему обучению, поэтому нельзя говорить о ее однозначной роли в жизни ребенка. Также семья в которой воспитывается школьник может быть благополучной, или же не благополучной, т.е. пьющие родители, частые конфликты, низкая нравственность. Социализация – многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни, превращения его из природного существа в общественное. В результате социализации человек усваивает стереотипы поведения, нормы и ценностные ориентации социальной среды, в которой он функционирует. Социализацию можно рассматривать как тройственный процесс адаптации, развития личности и отказ от наивных детских представлений. /6,194/ К ведущим феноменам социализации следует отнести усвоение стереотипов поведения, действующих социальных норм, обычаев, интересов, ценностных ориентаций и т.п. Стереотипы поведения формируются путем сигнальной наследственности, т.е. через подражание взрослым в раннем детстве. Они очень устойчивы и могут быть основой психической несовместимости. В процессе социализации люди обучаются тому, как себя вести, эмоционально реагировать на различные ситуации, переживать и проявляться различные чувства каким образом познавать окружающий мир природный и социальный, как организовать свой быт, каких морально-этических ориентаций придерживаться, как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности. Социальная среда способствует усвоению общественных социальных норм и культурных ценностей, причем базисной основой является семья, где закладывается фундамент личности, дальнейшее строительство которой затем осуществляет школа. Существующая система была направлена на воспитание личности как «винтика» государственной машины. На это работали и дошкольные учреждения, и народное образование, и другие социальные институты воспитания, От семьи требовалось помогать другим социальным институтам решать данную задачу. Во многом этим подходом объясняется и по сей день встречающаяся в печати мысль о том, что семейное воспитание по мере развития общественных форм воспитания уйдет в прошлое. /4, 31/ В настоящее время, в связи со стремительными процессами распада государства и изменениями методологических подходов к формированию личности, ведется интенсивный поиск путей повышения роли семьи в социальном воспитании детей и школьников, и в первую очередь этот поиск осуществляется в новом перспективном направлении педагогической науки – социальной педагогике. Основной методологический принцип социальной педагогики: семья – основная ячейка общества, осуществляющая базисную социализацию детей за счет усиления всех ее основных функций, и в первую очередь воспитательной, рекреативной, коммуникативной, регулятивной, фелицитологической и др. Это предполагает резкое повышение внимания к семье со стороны всех социальных институтов воспитания, и в первую очередь школы, за счет изменения взаимоотношений между ними, содержания и форм работы. Являясь ячейкой общества, необходимой для сохранения и воспроизводства существующих в обществе структур и отношений, способностей человека, семья в то же время есть главное условие реализации задатков и способностей человека, приобщения его к культуре. Значит, необходимы новые подходы в организации работы с ней со стороны всех социальных институтов, и в первую очередь школы. Передовая школа всегда искала эффективные пути усиления влияния на семью с целью реализации всех задатков и способностей индивида. В ней царило понимание того, что нормальная семья по своим воспитательным возможностям всегда превосходит любой социальный институт, ибо он не в состоянии составить конкуренцию семье ни в передаче социальной информации, ни в развитии интеллектуальных и эмоциональных способностей человека. Во взаимоотношениях школы и семьи наблюдается тенденция со стороны школы к взаимосвязи со средой, ее «развернутость» через социум, микрорайон на семью. Школа, таким образом, становится открытой социально-педагогической системой.
№41. Образовательные потребности родителей. Программы и методы педагогического консультирования родителей.
АНКЕТА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЗАПРОСОВ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ средней СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы данной анкеты в связи с тем, что наше образовательное учреждение переходит на ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) второго поколения. Внимательно прочитайте и честно ответьте на вопросы, Ваше мнение важно для регулирования деятельности нашего образовательного учреждения. Date: 2015-08-15; view: 848; Нарушение авторских прав |