Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отношения отца — дочери





Возможно, это более сложные отношения в неполной семье. Девочки по своей природе более чувствительны и особенно нуждаются в любви родного человека.От отца требуется взаимопонимание и доверие, отсутствие чрезмерного контроля, но не следует оставлять ситуацию без контроля. Одобрение со стороны отца придает ей уверенность. Вся ее дальнейшая жизнь во многом будет определяться отношениями, которые были у нее с отцом. А задаваясь вопросом, как найти любимого человека, она будет мысленно воспроизводить образ любимого папы.
По утверждениям чешского психолога З. Матейчека, воспитание ребенка в неполной семье - это обычное, нормальное воспитание, которое осуществляется в наиболее трудных условиях. Важную роль играет при этом личность того, кто остался наедине с ребенком.

Несмотря на особенности воспитания в неполной семье встречается много положительных примеров. Главное — нужно помнить, что именно родители готовят детей к будущей жизни, на них лежит ответственность за их полноценное воспитание.

 

№12 Теория возрастного развития. Возрастная периодизация.

 

Есть различные точки зрения на процесс развития ребенка. Согласно одной из них этот процесс непрерывен, согласно другой — дискретен. Согласно теории непрерывного развития — развитие идет, не останавливаясь, не ускоряясь и не замедляясь. Поэтому каких-либо четких границ, отделяющих один этап развития от другого, не существует. Согласно теории дискретного развития — развитие идет неравномерно, то, ускоряясь, то, замедляясь, и это дает основание для выделения стадий или этапов в развитии, качественно отличающихся друг от друга. На каждой стадии существует какой-либо главный, ведущий фактор, определяющий собой процесс развития на этой стадии.

Содержание и название периодов, их временные границы определяются наиболее важными, существенными сторонами детского развития в каждый рассматриваемый период. Л.С. Выготский различал три группы периодизаций такого типа: по внешнему критерию, по одному внутреннему признаку и по нескольким внутренним признакам детского развития.

Периодизации детского развития по внешнему признаку построены на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу (периодизация Штерна), или более поздние периодизации, основанные на ступенях воспитания и обучения детей

В периодизации А. В. Петровского в качестве внешнего критерия, определяющего процесс детского развития, выступают различные социальные группы, с которыми ребенок вступает во взаимодействие по мере своего взросления. На каждом возрастном этапе ребенок включается в новую социальную группу, которая становится для него референтной. Сначала это семья, потом группа детского сада, школьный класс и неформальные подростковые объединения. Для любой такой группы характерны своя деятельность и особый стиль общения.

В группе периодизаций детского развития по внутреннему критерию используется не внешний, а внутренний критерий. Этим критерием становится какая-либо одна сторона развития, например, развитие костных тканей у П. П. Блонского, развитие детской сексуальности у 3. Фрейда, развитие морального сознания у Л. Колберга.

В третьей группе периодизаций предпринята попытка выделить периоды психического развития ребенка на основе существенных особенностей этого развития. Это периодизации Эрика Эриксона, Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина. В них используются три критерия — социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.

Для Л. С. Выготского развитие — это, прежде всего, возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Источником развития, по Выготскому, является социальная среда. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, определяет возникновение возрастных новообразований. К концу определенного возрастного периода появляются новообразования, среди которых особое место занимает центральное новообразование, имеющее наибольшее значение для развития на следующей стадии.

Определив общие закономерности развития психики ребенка, Л. С. Выготский выделяет стабильные и кризисные стадии развития.

Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Кроме стабильных существуют кризисные периоды развития. Часть психологов считает, что детское развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно.

Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития. Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии.

Кризисные и стабильные периоды развития чередуются. Поэтому возрастная периодизация Выготского имеет следующий вид:

— кризис новорожденности

— младенческий возраст (2 месяца — 1 год) — кризис 1 года

— раннее детство (1 — 3 года) — кризис 3 лет

— дошкольный возраст (3 — 7 лет) — кризис 7 лет

— школьный возраст (8 — 12 лет) — кризис 13 лет

— пубертатный возраст (14 — 17 лет) — кризис 17 лет

Д. Б. Эльконин развил представления Л. С. Выготского о детском развитии. Эльконин рассматривает ребенка как личность, активно познающую окружающий мир — мир предметов и человеческих отношений. Эти системы отношений осваиваются ребенком в деятельностях разного типа.

Периодизация Д. Б. Эльконина наиболее распространенная в отечественной психологии. Согласно периодизации Эльконина, процесс детского развития в целом можно разделить на этапы (более крупные временные образования), включающие в себя периоды детского развития.

Процесс детского развития можно разделить на семь периодов:

1. Младенчество: от рождения до одного года жизни.

2. Раннее детство: от одного года жизни до трех лет.

3. Младший, средний дошкольный возраст: от 3 до 4 — 5 лет.

4. Старший дошкольный возраст: от 4 — 5 до 6 — 7 лет.

5. Младший школьный возраст: от 6 — 7 до 10 — 11 лет.

6. Подростковый возраст: от 10 — 11 до 13 — 14 лет.

7. Ранний юношеский возраст: от 13 — 14 до 16 — 17 лет.

С рождения в человеческом организме начинают происходить сложные физиологические, психические и эмоциональные изменения. Эти изменения происходят непрерывно в течение всей жизни человека. На основании многих исследований и наблюдений психологи разделили человеческую жизнь на возрастные этапы и выделили основные изменения, которых можно ожидать на каждом этих этапов. При рассмотрении изменений и адаптационных процессов, характерных для каждого из этапов, не следует забывать о том, что переход от одного этапа к другому происходит не мгновенно, а постепенно. Возрастные пределы каждого этапа являются усредненными. Индивидуальные различия варьируют весьма значительно.

Возраст Возрастной этап

От рождения до 3-х лет Младенческий возраст

3-6 лет Раннее детство

6-12 лет Детство

12-18 лет Юношеский возраст

18-40 лет Молодость

40-65 ле Зрелый возраст

Более 65 лет Пожилой возраст

В России, как и в других странах, принято делить жизнь согласно классификации Э. Эриксона на более короткие этапы:

от рождения до 1 мес. — новорожденность;

от 1 мес. до 1 года — младенчество;

1-3 года — раннее детство;

3-5 лет — преддошкольный возраст;

5-7 лет — дошкольный возраст;

6(7)-11(12) лет — младший школьный возраст;

11(12)-16(17) лет — подростковый возраст;

16(17)-19(20) лет - юношеский возраст; 1

9(20)-23(24) года — ранняя взрослость;

23(24)-30(31) года — средняя взрослость;

30(31)-40(42) года — взрослость; 4

0(42)-50(56) лет зрелость;

50(56)-68(72) года — пожилой возраст;

с 72 лет — старость.

 

 

№13. Понятие «ЦПП» в педагогике, его основные характеристики. Движущие силы ЦПП. Закономерности и принципы ЦПП.

Воспитание и обучение – это 2 взаимосвязанных процесса, которые разделяются только в науке, а в практике существуют только в единстве неразрывно.

ЦПП-это 1 из ведущих понятий педагогики.

Пед. процесс - целостный, воспитательный образовательный процесс, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов и способствующих наиболее полному развитию и самореализации личности.

Пед. процесс представляет единство 3 процессов: воспитания, обучения и развития личности.

Основные характеристики ЦПП:

1.целостность - неразрывное единство всех составляющих компонентов, подчинение их цели.

2.целенаправленность-педагог, организует заранее продуманные цели и направляет процессы воспитания и обучения на их достижение.

3.двусторонность-педагог, создает условия, управляет процессом, а с другой стороны-воспитанник.

Некоторые авторы выделяют след. характеристики: цикличность, технологичность, адаптированность, динамичность.

Внутри пед. процесса существуют движущие силы. Ими являются противоречия между требованиями к ребенку и его реальными возможностями.

Закономерности -это объективно-существенные, устойчивые взаимосвязи между явлениями и ли отдельными сторонами пед. процесса:

1.Связь воспитания и социальной системы.

2.Связь воспитания и обучения.

3.Связь воспитания и деятельности.

4.Связь воспитания и активной личности.

5.Связь воспитания и общения.

Принципы - это система исходных основных требований воспитания и обучения, определяющих содержание, формы и методы и обеспечивающие его успешность:

1.гуманизация

2.демократизация

3.непрерывность

4.целостность

5.целенапрвленность

6.природо-сообразность

7.культуро-сообразность

8.воспитание и обучение и коллективе

9.интеграция и деференциация

10.научность

11.оптимизация

12.связь теории с практикой.

 

№14 Целостный педагогический процесс как система, характеристика его этапов. Функции ЦПП.

 

 

№15 Структура ЦПП, характеристика его элементов.


1) наличие субъектов и объектов в ЦПП. Субъект – учитель, специалист с профессиональным образованием, который осознает себя ответственным за подрастающее поколение перед обществом, развивает личность, постоянно работает над собой во всех областях науки. Объект – ученик, личность, которая в процессе непрерывного образования стремится к самовоспитанию и к самосовершенствованию;
2) содержание ПП. Оно тщательно отбирается, анализируется, обобщается, оценивается с позиции мировоззрения, учитывает основной человеческий опыт и возрастные особенности детей;
3) организационно-управленческий комплекс: формы и методы воспитания и обучения детей;
4) критерии эффективности – в их состав входит: оценка ЗУНов, оценка привитых детям убеждений, черт характера и свойств личности.

Сам педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты - целевой, содержательный, деятельностный, результативный.
Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели - всестороннего и гармонического развития личности - до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов. Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу, а деятельностный - взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Этот компонент в литературе называется еще организационным или организационно-управленческим. Наконец, результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.

№16 Планирование педагогического процесса: понятие, значение, содержание и формы планирования.

 

№17 Участники (субъекты) ЦПП, их характеристика. Социальная значимость профессии педагога. Социально-педагогические функции педагога.

Первым компонентом педагогического процесса являются его субъекты и объекты (педагог и ученик), образующие динамичную систему "педагог-ученик" при ведущей роли педагога. Как субъект педагогического процесса педагог получает специальное педагогическое образование, осознает себя ответственным перед обществом за подготовку подрастающих поколений. Педагог как объект педагогического процесса в результате непрерывного образования, самовоспитания, общения с учениками подвергается воспитательным воздействиям и стремится к самосовершенствованию, формирует свою педагогическую культуру. Ученик как объект педагогического процесса представляет собой индивидуальность, развиваемую и преобразуемую в соответствии с педагогическими целями. Ученик как субъект педагогического процесса есть развивающаяся личность, наделенная естественными потребностями и задачами, стремящаяся к творческому самопроявлению, удовлетворению своих потребностей, интересов и стремлений, способная к активному усвоению педагогических воздействий или сопротивлению им. Приобретение ребенком потребности в учебной деятельности, соответствующих мотивов способствует усилению желания учиться. Именно желание и умение учиться характеризуют младшего школьника как субъекта учебной деятельности.
Деятельность педагога направлена на развитие и формирование человека. Духовное воспроизводство человека, сотворение личности - таково назначение педагога в обществе. В этом заключается важнейшая социальная функция педагога.
Функции современного педагога
1. помогать воспитанникам приспособиться к меняющейся социокультурной ситуации современного общества, учить их жить по законам и нормам.
2. Обеспечение охраны жизни, укрепление здоровья детей.
3. Создание педагогических условий для успешного воспитания и обучения детей (материал, чтоб ребенок не уставал, принцип доступности, соблюдение распорядка дня).
4. Участие в педагогическом просвещении родителей.
5.Участие в опытной, исследовательской работе.
6.Самообразование.
7.Осуществление воспитательно – образовательной работы (планирование, проведение занятия и т.д., его анализ)

 

№18 Разработка проблемы цели воспитания. Идеальные и реальные цели в педагогике. Всестороннее и гармоническое развитие личности как цель воспитания.

 

По своему содержанию цели воспитания - это социальные идеи, формулируемые обществом на определенном этапе его развития (активный строитель коммунизма, всесторонне и гармонически развитая личность, человек культуры). Они имеют, как уже отмечалось, отпечаток идеала.
Однако социальное содержание - только одна сторона цели воспитания. Ведь цель воспитания - это представление не о самой ценности, а о личности воспитанника, который систему суждений о ценностях принял в качестве руководства для собственной жизнедеятельности. Следовательно, цель воспитания реальна, если ей придана психологическая форма.
Разработка цели воспитания связана с целеполагающей деятельностью учителя Целеполагающая деятельность-это определение близких и далеких целей воспитания, развития коллектива и личности. Развитие личности как ведущая цель воспитания предполагает органическое единство бытия, сознания и самосознания человека, его ценностной сферы. Цель воспитания конкретизируется путем постановки воспитательных задач. Анализ цели воспитания был сделан Н.Д. Никандровым. Цель воспитания – патриот России, ориентированный на приоритет национальных российских ценностей при уважении интересов и ценностей других народов, умеющий сочетать личные и общественные интересы общества. В гуманистической педагогике цель воспитания – наиболее полное культуроемкое развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, совершенствованию и самореализации.
Современный этап – способствовать развитию личности; формировать гуманистическую основу взаимодействия личности и общества; обеспечить условия для расцвета индивидуальности личности.

Реальная цель воспитания – цель, которая может быть реализована в конкретном обществе и по отношению к конкретным людям.
В отличие от идеальной цели:
- она не является раз и навсегда заданной
- она носит исторический характер
- она зависит от политики и идеологии государства.

Реальная цель – те изменения в развитии, обученности и воспитанности, которые мы хотим получить в каждом конкретном ученике за определенное время. Реальные цели соотносятся с процессуальными целями (целями-направлениями), которые ставит перед собой педагог или педагогический коллектив по отношению ко всем учащимся.
Реальной целью воспитания детей дошкольного возраста является воспитание эмоционально благополучного, разносторонне развитого счастливого ребенка.
Идеальная цель нужна, она является ориентиром на возможности человека и помогает сформулировать задачи воспитания в различных направлениях многогранной личности.
Идеальная цель – воспитание гармонично развитого, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство человека. Это идеал, к которому должен стремиться сам человек.

Н. К. Крупская писала, что основы всестороннего и гармонического развития человека необходимо закладывать в раннюю и дошкольную пору жизни.
Физическое воспитание — одна из сторон коммунистического воспитания всесторонне и гармонически развитой личности. Это процесс целенаправленного и систематического влияния на формирование здорового, полноценного организма человека, всех его функций, физических сил и физических качеств, обеспечивающих готовность к физическому и умственному труду. Целью физического воспитания является всестороннее физическое развитие личности.
Целью умственного воспитания на этом возрастном этапе является своевременное полноценное умственное развитие.
Нравственное воспитание — одна из сторон коммунистического воспитания всесторонне и гармонически развитой личности.
Нравственное воспитание — это процесс целенаправленного и систематического влияния на формирование у подрастающего поколения нравственного сознания, нравственного поведения и нравственных чувств.

Эстетическое воспитание — одна из сторон коммунистического воспитания всесторонне и гармонически развитой личности. Эстетическое воспитание — это процесс целенаправленного и систематического влияния на формирование эстетического отношения к жизни, восприятие и понимание прекрасного в искусстве, в природе и обществе, художественного вкуса, потребности в познании произведений искусства и способности к художественному творчеству.
Эффективное осуществление всестороннего воспитания подрастающего поколения и формирование всесторонне и гармонически развитой личности в настоящее время невозможно без комплексного подхода. Комплексный подход к воспитанию всесторонне развитой личности означает целенаправленное, систематическое и последовательное воздействие на все стороны личности, обеспечивающее гармоничное сочетание в человеке коммунистической сознательности, духовного богатства, высоких нравственных чувств, возвышенных эстетических идеалов и потребностей, трудовой и общественной активности и физического совершенства. Комплексный подход не только важнейшее условие всестороннего развития личности, но и основа построения системы воспитательной работы, средство оптимизации процесса воспитания.

 

№19 Характеристика задач воспитания.

 

Задачи воспитания:
1. Мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни.
2. Приобщить личность к системе культурных ценностей.
3. Раскрыть общечеловеческие нормы гуманистической марали (доброта, сочувствие, понимание).
4. Развить интеллектуально-нравственную свободу личности.
5. Возрождение традиционной Российской ментальности, чувства патриотизма.
6. Формирование отношения к труду, как к социализации и личностно значимой потребности.
7. Развитие представлений о здоровом образе жизни.

Задачи воспитания: гуманизация воспитания, создание условий для самореализации личности ребенка, для развития его внутреннего потенциала.

 

№20 Профессиональная деятельность педагога: качества личности, педагогические знания, умения, способности.

 

№37 Особенности воспитания в однодетной и многодетной семье.


Особенности воспитания единственного ребенка в семье

На этот счет существует две наиболее распространенные точки зрения. Первая: единственный ребенок оказывается более эмоционально устойчив, нежели другие дети, потому, что не знает волнений, связанных с соперничеством братьев. Вторая: единственному ребенку приходится преодолевать больше трудностей, чем обычно, дабы приобрести психическое равновесие, потому что ему не достает брата или сестры. Что бы там ни говорили психологи, жизнь одного - единственного ребенка в семье нередко складывается так, что подтверждает именно эту, вторую, точку зрения. Трудности, однако, не являются абсолютно неизбежными, и тем не менее встречаются настолько часто, что было бы глупо их не замечать.

Бесспорно, родители, имеющие единственного ребенка, обычно уделяют ему чрезмерное внимание. Они слишком заботятся о нем только потому, что он у них один, тогда как на самом деле он всего лишь первый. И действительно, немногие из нас способны спокойно, со знанием дела обращаться с первенцем так, как мы держимся потом с последующими детьми. Главная причина тут - неопытность. Имеются, однако, и другие основания, обнаружить которые не так - то легко. Если не касаться некоторых ограничений физического порядка, одних родителей пугает ответственность, которую накладывает на них появление детей, другие опасаются, что рождение второго ребенка скажется на их материальном положении, третьи, хотя никогда не признаются в этом, просто не любят ребят, и им вполне достаточно одного сына или одной дочери.

Некоторые помехи психическому развитию детей имеют совершенно определенное название - тепличные условия, когда ребенка холят, нежат, балуют, ласкают - одним словом, носят на руках. Из - за столь чрезмерного внимания психическое развитие его неизбежно замедляется. В результате чрезмерной снисходительности, которой мы окружаем его, он непременно столкнется с очень серьезными трудностями и разочарованием, когда окажется за пределами домашнего круга, поскольку и от других людей будет ожидать внимания, к какому привык в доме родителей. По этой же причине он слишком серьезно станет относиться и к самому себе. Именно потому, что его собственный кругозор слишком мал, многие мелочи покажутся ему слишком большими и значительными. В результате общение с людьми будет для него гораздо труднее, чем для других детей. Он начнет уходить от контактов, уединяться. Ему никогда не приходилось делить с братьями или сестрами родительскую любовь, не говоря уже об играх, своей комнате и одежде, и ему трудно найти общий язык с другими детьми и свое место в ребячьем сообществе.

Как предотвратить все это? С помощью второго ребенка - скажут многие из вас. И это верно, но если некоторые особые проблемы и можно разрешить подобным путем, то где уверенность, что стоит родить еще одного ребенка, как мы сразу же добьемся полной адаптации первого. В любом случае нужно всеми силами преодолевать наше стремление растить ребенка в тепличных условиях. Можно утверждать, что воспитание единственного сына или единственной дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком. Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребенке, обыкновенно превышают полезную норму. Любовь родительская в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого ребенка или смерть переносится такой семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всегда стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному положению и становится настоящим деспотом в семье. Для родителей очень трудно бывает затормозить свою любовь к нему и свои заботы, и волей - неволей они воспитывают эгоиста.

Для развития психики каждый ребенок требует душевного пространства, в котором он мог бы свободно передвигаться. Ему нужна внутренняя и внешняя свобода, свободный диалог с окружающим миром, чтобы его не поддерживала постоянно рука родителей. Ребенку не обойтись без испачканного лица, разорванных штанов и драк.

Единственному ребенку часто отказано в таком пространстве. Осознано или нет, ему навязывают роль образцового ребенка. Он должен особенно вежливо здороваться, особенно выразительно читать стихи, он должен быть образцовым чистюлей и выделяться среди других детей. Относительно него строятся честолюбивые планы на будущее. За каждым проявлением жизни ведется внимательное, с затаенной озабоченностью, наблюдение. Недостатка в хороших советах ребенок не испытывает на протяжении всего детства. Такое отношение к нему несет опасность, что единственный ребенок превратится в избалованного, несамостоятельного, неуверенного в себе, переоценивающего себя, разбросанного ребенка.

Но этого может и не быть, так как в поведении с единственными детьми есть основополагающие правила. Они все могут быть сформулированы в одном предложении, которое должно стать законом для каждой семьи, где растет один ребенок: только никакой исключительности!

Date: 2015-08-15; view: 316; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию