Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности воспитания детей в неблагополучных семьях
Семьи, ориентированные на успех ребенка. Возможная разновидность внутренне неблагополучной семьи — кажущиеся совершенно нормальными типичные семьи, где родители вроде бы уделяют детям достаточно внимания и придают им значение. Весь диапазон семейных взаимоотношений разворачивается в пространстве между возрастными и индивидуальными особенностями детей и предъявляемыми им со стороны родителей ожиданиями, которые, в конечном счете, формируют отношение ребенка к себе и к своему окружению. Родители внушают детям стремление к достижениям, что часто сопровождается чрезмерной боязнью неудачи. Ребенок чувствует, что все его положительные связи с родителями зависят от его успехов, боится, что его будут любить, лишь пока он все делает хорошо. Эта установка не требует специальных формулировок: она ясно выражается через повседневные действия - ребенок постоянно находится в состоянии повышенного эмоционального напряжения только по причине ожидания вопроса о том, как обстоят его школьные (спортивные, музыкальные и т.п.) дела. Он заранее уверен, что его ждут «справедливые» упреки, назидания, а то и более серьезные наказания, если ему не удалось добиться ожидаемых успехов. Псевдовзаимные и псевдовраждебные семьи. Для описания нездоровых семейных отношений, которые носят скрытый, завуалированный характер, некоторые исследователи используют понятие гомеостаза, подразумевая под этим семейные узы, которые являются сдерживающими, обедненными, стереотипными и почти неразрушимыми. Наиболее известными являются две формы таких отношений — псевдовзаимность и псевдовраждебность. В обоих случаях речь идет о семьях, члены которых связаны между собой бесконечно повторяющимися стереотипами эмоциональных взаимореагирований и находятся в фиксированных позициях в отношении друг к другу, препятствующих личностному и психологическому отделению членов семьи. Псевдовзаимные семьи поощряют выражение только теплых, любящих, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев, раздражение и другие негативные чувства всячески скрывают и подавляют. В псевдовраждебных семьях, наоборот, принято выражать лишь враждебные чувства, а нежные — отвергать. Первый тип семей отечественными авторами назван псевдосолидарными, или псевдосотрудничающими. Подобная форма супружеского взаимодействия может быть перенесена и в сферу детско-родительских отношений, что не может не отразиться на формировании личности ребенка. Он не столько учится чувствовать, сколько «играть в чувства», причем ориентируясь исключительно на положительную сторону их проявления, оставаясь при этом эмоционально холодным и отчужденным. Став взрослым, ребенок из такой семьи, несмотря на наличие внутренней потребности в заботе и любви, будет предпочитать невмешательство в личные дела человека, пусть даже самого близкого, а эмоциональное отстранение вплоть до полного отчуждения возведет в свой главный жизненный принцип. Исследователи, занимающиеся изучением психологии подобных семей, выделяют в качестве наиболее распространенных три конкретных формы наблюдающегося в них неблагополучия: соперничество, мнимое сотрудничество и изоляция. Соперничество проявляется в виде стремления двух или более членов семьи обеспечить себе главенствующее положение в доме. На первый взгляд, это — главенство в принятии решений: финансовых, хозяйственных, педагогических (касающихся воспитания детей), организационных и т.п. Известно, что проблема лидерства в семье особенно остро стоит в первые годы брака: муж и жена нередко ссорятся из-за того, кому из них быть главой семьи.Соперничество является свидетельством того, что настоящего главы в семье нет. Ребенок в такой семье растет с отсутствием традиционного разделения ролей в семье, для является нормой выяснение кто в «семье главный» при каждом удобном случае. У ребенка формируется мнение, что конфликты это норма. Мн имое сотрудничество. Такая форма семейного неблагополучия тоже довольно распространена, хотя на внешнем, социальном, уровне «прикрыта» кажущимися гармоничными отношениями супругов и других членов семьи. Конфликтов между мужем и женой или супругами и их родителями на поверхности не видно. Но это временное затишье продолжается лишь до того момента, пока кто-то из членов семьи не меняет своей жизненной позиции. Мнимое сотрудничество может отчетливо проявиться и в ситуации, когда, наоборот, кто-то из членов семьи (чаще жена) после длительного периода занятий только домашними делами решает включиться в профессиональную деятельность. Карьера требует много сил и времени, поэтому, естественно, домашние дела, которые выполняла только жена, приходится перераспределять между другими членами семьи и чему они не готовы.В такой семье у ребенка не формируется установка на сотрудничество с членами своей семьи, находить компромисс. Наоборот, он считает, что каждый должен поддерживать другого, пока это не идет вразрез его личным интересам Изоляция. Наряду с соперничеством и мнимым сотрудничеством довольно распространенной формой семейной неблагополучия является изоляция. Относительно простой вариант подобной трудности в семье — психологическая изолированность кого-то одного в семье от других, чаще всего это овдовевший родитель одного из супругов. Несмотря на то, что живет в доме своих детей непосредственного участия в жизни семьи он не принимает: никто не интересуется его мнением по тем ил) иным вопросам, его не привлекают к обсуждению важных семейных проблем и даже о самочувствии не спрашивают, так, как всем известно, что «он всегда хворает» К нему просто привыкли, как к предмету интерьера и считают своим долгом только позаботиться о том, чтобы он был своевременно накормлен. Возможен вариант взаимной изоляции двух или более членов семьи. Например, эмоциональное отчуждение супругов может привести к тому, что каждый из них предпочитает большую часть времени проводить за пределами семьи, имея свой круг знакомых, дел и развлечений. Оставаясь супругами чисто формально, оба скорее отбывают, чем проводят время дома. Семья держится либо на необходимости воспитывать детей, либо из престижных, финансовых и других подобных соображений. В такой ситуации ребенок не может усвоить механизмы сотрудничества, не понимает, по каким законам должна строится благополучная семья, растет замкнутым и часто впоследствии оказывается не в состоянии довериться партнеру.
№36 Специфика воспитания детей в неполной семье. Особенности воспитания ребенка в неполной семье Все чаще растет число семей с одним родителем. Возникающая при этом проблема, каким должно быть воспитание ребенка в неполной семье, требует правильного и своевременного решения. Причин возникновения семей с одним родителем немало: это увеличение числа разводов, решение женщины родить ребенка вне брака, смерть одного из супругов… Но какой бы ни была эта причина, одна из главных трудностей, с которыми сталкивается одинокий родитель – это ответственность быть одновременно и отцом, и матерью. Лишь полное осознание этой ответственности поможет не только избежать многих негативных последствий, которые могут произойти с ребенком, но и улучшить его психологическое состояние, адаптацию к жизни в целом. А таких отрицательных последствий, негативно влияющих на ребенка, немало: *Частое равнодушие родителя, отсутствие должного контроля, вследствие чего ребенок становится неуправляемым, неспособным критически оценивать свои поступки. *Возникновение чувства зависти, одиночества, неполноценности и тревоги, чаще встречающиеся истеричность, капризность, беспричинный негативизм и упрямство. * Ребенок вырастает угрюмым и запуганным, не в состоянии адаптироваться в детском коллективе, не умнеет правильно строить свои отношения со сверстниками. *Педиатры отмечают, что дети из неполных семей чаще болеют острыми или хроническими заболеваниями, для них характерна тяга к вредным привычкам. Нередко вред употребления алкоголя они испытывают на себе очень рано. * Формирование искаженных взглядов на брак и семью, что приводит к трудностям создания собственной семьи. Чрезмерное опекание со стороны матери может привести к тому, что мальчик вырастет пассивным, замкнутым, не умеющим самостоятельно принимать решения. Иногда мать отвлекает сына от его отношений с другими мальчиками, стараясь вызвать у него интерес к чисто женским занятиям, или делает из сына свое доверенное лицо, рассказывая ему о своих проблемах и отношениях. Но одинаково нежелательны чрезмерная холодность и неприветливость по отношению к сыну, которые приводят к истерическому неврозу. В семье с одним родителем – матерью желательно соблюдение естественного равновесия во взаимоотношениях с сыном. Если в неполной семье мать воспитывает девочку, то можно отметить более бережное отношение к психике ребенка, отсутствие порицаний или физических наказаний. В случае развода родителей, именно мать должна помочь девочке не винить в этом отца. Это очень важно для того, чтобы правильно воспитать дочь, а также для того, чтобы в дальнейшем она не испытывала трудностей с созданием своей семьи из-за недоверчивого отношения к мужчинам. Со стороны матери весьма разумно поддерживать контакты с семьями, где есть отцы. Так ее дочь может создать реальный образ мужчины: и не чрезмерно идеализированный, и не пугающий. Порой такие отношения характеризуются полным игнорированием сына со стороны отца, который всецело занят своими проблемами. Его суровость и строгость отдаляют сына, что приводит ко многим негативным последствиям. Наладить отношения в семье с одним родителем – отцом помогут только близость и доверительные отношения, тогда ребенок легче справится с травмой из-за отсутствия матери. Date: 2015-08-15; view: 1045; Нарушение авторских прав |