Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уровни налогов





Федеральные Региональные Местные
• Налог на добавленную стоимость (НДС) • Акцизы • Таможенная пошлина • Подоходный налог • Налог на покупку валюты и др. • Налог на имущество предприятий • Лесной налог • Плата за воду и др. • Земельный налог • Курортный налог • Налог на рекламу • Налог на содержание жило­го фонда и др.

9. Направления совершенствования налоговой системы в России:

· Уменьшение налогового бремени, особенно для тех, кто инвестирует в разви­тие новых технологий.

· Уменьшение структуры нало­говых поступлений за счет по­этапного увеличения доли фи­зических лиц (доходов и иму­щества), а также рентных платежей в природоэксплуатирующих отраслях и, соот­ветственно, сокращения до­ли, приходящейся на бизнес.

· Сокращение налоговых льгот.

· Расширение налогообла­гаемой базы за счет пере­крытия каналов ухода от налогов и перетока их в теневой сектор экономики.

10.

Налоги, уплачиваемые гражданами Налоги, уплачиваемые предприятиями
· подоходный налог, · налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, · ме­стный налог - налог на имущество Сборы с граждан · сбор с владельцев собак, · лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями, · курортный сбор, сбор за выда­чу ордера и др. Федеральные налоги · налог на добавленную стоимость; · акцизы на отдельные группы и виды товаров; · налог на прибыль; · биржевой налог; · налог на опера­ции с ценными бумагами; · таможенная пошлина; · отчисления на воспроизвод­ство минерально-сырьевой базы; · платежи за пользование природными ресур­сами и др.); Региональные налоги · налог на имущество предприятий; · лесной доход; · плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем; · сбор на нужды образовательных учреждений; Местные налоги · земельный налог; · налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; · целевые сборы с предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, благоустройство территорий и др.  
Общие налоги
· земельный налог; · налог с владельцев транспортных средств, зачисляемый в дорожные фонды; · местные налоги, устанавливаемые по решению органов местного самоуправления (на­лог на рекламу, налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техни­ки и персональных компьютеров и др.).
Отмененные налоги на граждан Отмененные налоги с юридических лиц
· налог на холостяков, одиноких и малосемей­ных граждан, · сельскохозяйственный налог, · налог на владельцев строений · Платежи со свободного остатка прибыли, · платы за основные и оборотные средства, · фиксированные (рентные) платежи, · отчисления от при­были  

Тема 14. Государственный бюджет

Интересно? Расскажите друзьям

Вконтакте        

1. Государственный бюджет (от англ. budget — сум­ка, кошелек) — это смета доходов и расходов госу­дарства на определенный период времени, составлен­ная с указанием источников поступления государст­венных доходов и направлений, каналов расходования денег.

2. Государственный бюджет составляется правительст­вом и утверждается высшими законодательными органа­ми (в России – в виде закона Государственной Думы Федерального Со­брания РФ). По окончании финансового года Правитель­ство Российской Федерации должно отчитаться об испол­нении бюджета.

3. Важнейшие части государственного бюджета — это его доходная и расходная части.

· доходная часть – показывает источники денежных сред­ств бюджета;

· расходная часть – показывает, на какие це­ли направляются акку­мулированные государ­ством средства.

4.Источники доходной части:

· налоги;

· государствен­ные займы (ценные бума­ги, казначей­ские векселя и др.);

· эмиссия (до­полнительный выпуск) бу­мажных и кре­дитных денег;

· займы у междуна­родных ор­ганизаций.

5. Структура расходной части бюджета в развитых странах:

· социальные нужды (не менее 50% всех расходов);

· поддержание обороно­способности страны (примерно 20%);

· обслуживание го­сударственного долга;

· предоставление дотаций пред­приятиям;

· развитие инфраструктуры (дороги, связь, транспорт, внешнее энергоснабжение, озеленение и др.).

Структура расходной части бюджета определяется ак­туальностью поставленных задач и способами их реше­ния в соответствии с концепцией экономической поли­тики.


6. Бюджетная политика включает в себя определение соотношения между доходной и расходной частями го­сударственного бюджета. Здесь возможны три различ­ных варианта:

· Сбалансированный бюджет – расходы бюдже­та равны доходам. Это самое оптимальное со­стояние бюджета.

· Дефицитный бюджет – расходы бюджета выше дохо­дов. Дефицит – раз­ность расходов и дохо­дов бюджета.

· Профицитный бюджет – доходы бюджета выше рас­ходов. Профицит – раз­ность доходов и расходов бюджета.

7. Источники покрытия бюджетного дефицита

Ö Государственные займы (политика дефицитного бюджетного финансирования)

· Внутренние займы – займы внутри страны у фирм и домашних хозяйств через выпуск ценных бумаг (государственные облигации).

· Внешние займы – у иностранных государств, иностранных банков и у международных организаций.

Дефицитное бюджетное финанси­рование служит важным средством против спадов част­ных инвестиций и потребления, а значит и против сокра­щения занятости.

- Денежная эмиссия (выпуск денег) Центральным банком в обмен на государственные обязательства. В результате напечатания дополнительных денег возникает угроза инфляции (роста необеспеченной денежной массы, выливающегося в рост цен), так как создается добавочный спрос на товары и услуги. Ес­ли инфляция принимает угрожающие размеры, то необ­ходимо срочно сократить бюджетные расходы.

8. Факторы, влияющие на состояние государственного бюджета

· долгосрочные тенденции налоговых поступлений и государственных расходов;

· фаза экономического цикла в стране;

· текущая политика государства.

9. Государственный долг — это сумма задолженнос­ти государства по выпущенным и непогашенным зай­мам, включая начисленные по ним проценты.

10. Обслуживание долга — это выплата процентов по задолженности и постепенное погашение основной сум­мы долга.

11. Государственный долг

- Внутренний государственный долг – долговые обязательства федерального правительства перед юридическими и физическими лицами, выраженные в национальной валюте.

Внутренние долговые обязательства:

· Рыночные – долговые обязательства, выпущенные государством на внутреннем рынке в виде ценных бумаг — облигаций

· Нерыночные – возникают в результате исполнения бюджета (долг бюджетных организаций к концу переоформляется в государственный внутренний долг)

- Внешний государственный долг – задолженность государства по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам между­народным и государст­венным банкам, орга­низациям, правитель­ствам, частным иностранным банкам и др., выраженные в иностранной валюте

12. Внутренний государственный долг – ре­зультат дефицита бюджета и выпуска облигаций госу­дарственного займа для его покрытия. Го­сударство – должник владельцев облигаций.

Причины возникновения внутреннего государственного долга

· Получение государством кредитов от коммерческих банков, юридических лиц, выраженных в национальной валюте.

· Осуществление государством внутренних займов (размещение ценных бумаг от лица государства).

· Предоставление бюджетных ссуд одним уровнем бюджетной системы другому.

13. Внешний государственный долг – более серь­езная проблема. С появле­нием внешнего долга возникают не только кредитные обязательства, но и обязательства другого рода — за оказание финансовой помощи кредиторы требуют выполнения ряда условий. Внешний государственный долг подразумевает жесткие сроки погашения кредита, несоблюдение которых ведет к новым санкциям.


Важны не абсолютные показатели внешнего долга, а его отношение к другим экономическим показателям государства:

· величина долга на душу населения;

· отношение долга к ВВП (оно не должно быть боль­ше 80%);

· отношение величины госдолга к объему экспорта (он не должен превышать сумму экспорта более чем в 2 раза);

· расходы по обслуживанию долга по отношению к сумме экспорта (не должны превышать 15—20%);

· отношение внешнего долга к размеру золотовалют­ных резервов.

14. Реструктуризация долга — пересмотр условий обслуживания долга (про­центов, сумм, сроков начала возврата). Реструктуризация производится в случае невозможности выплаты страной долга на перво­начальных условиях.

15. Меры по управлению государственным долгом:

· Недопущение долговой ловушки, при которой все ресурсы работают на выплату долга, а не на увеличение национального богатства.

· Поиск средств для выплаты долга.

· Нейтрализация негативных последствий государст­венного долга.

· Эффективное использование средств заимствования, т. е. направление их в проекты, которые в отведенный срок позволят обеспечить доходы, превышающие размер долга и проценты по нему.

Тема 15. Мировая экономика

Интересно? Расскажите друзьям

Вконтакте        

1. Мировая экономика — это противоречивая цело­стность национальных экономик, связанных между со­бой международными экономическими отношениями на основе международного разделения труда.

2. Структура мировой экономики:

· развитые страны с рыночной экономикой (25 государств);

· развивающиеся страны с рыночной экономикой (132 государства);

· страны с переходной экономикой (от административ­но-командной к рыночной) (28 государств).

3. Мировой рынок — это совокупность рыночных от­ношений между странами на основе международного разделения труда.

4. В основе функционирования мировой экономики ле­жит международное разделение труда, которое предпо­лагает устойчивый международный обмен, или коопера­цию.

Международное разделение труда (МРТ) — это устойчивое производство товаров и услуг в отдельных странах сверх внутренних потребностей в расчете на международный рынок.

Основные формы МРТ:

· Общее МРТ – специализация по отраслям и сферам экономики

· Частное МРТ – специализация на выпуске отдельных видов готовой продукции и услуг

· Единичное МРТ – специализация на производстве отдельных узлов, стадиях технологи­ческих процессов

5. Международное разделение труда основывается на международной специализации,

Международная специализация – сосре­доточение в отдельных странах производства определен­ных товаров для последующей выгодной продажи на мировом рынке и удовлетворения тем самым потребнос­тей других стран, предъявляющих спрос на этот товар. Предпосылки международной специализации:


· Природные условия страны (климат, географическое положение, наличие полезных ископаемых и других природных ресурсов)

· Уровень экономического и научно-технического развития: экономически развитые страны, как правило, специализируются на производстве готовых изделий, а развиваю­щиеся страны — на производстве сырья

· Сложившиеся традиции в производстве тех или иных товаров

6. Национальные экономики взаимодействуют между собой при помощи внешнеэкономических связей, или международных экономических отношений.

Международные экономические отношения (МЭО) — это комплекс торговых, производственных, научно-технических, финансовых связей между государства­ми, приводящих к обмену экономическими ресурсами, совместной экономической деятельности.

Формы международных экономических отношений:

· международ­ная торговля товарами и услугами;

· валютно-кредитные отно­шения;

· движение капиталов и зарубежных инвестиций;

· мигра­ция рабо­чей силы;

· межотрасле­вая коопера­ция произ­водства;

· обмен в об­ласти науки и техники.

7. Международная торговля развивается на основе международного разделения труда и международной специализации.

· Международная торговля товарами — это сфера международ­ных товарно-денежных отношений или совокуп­ность внешней торговли всех стран мира. Делится на торговлю:

o сырьевыми товарами;

o машинами и оборудова­нием;

o потребительскими това­рами.

· Международная торговля услугами — это торговля потребитель­скими стоимостями, преимуще­ственно не имеющими вещест­венной формы. Охватывает:

o транспорт;

o торговлю лицензиями, зна­ниями;

o туризм;

o посреднические услуги в меж­дународной торговле;

o финансовые услуги;

o информационные услуги и др.

Ведущим сегментом мирового товарного рынка является торговля машинами и оборудованием, где обмен основан уже не на межотраслевом, а на внутри­отраслевом, подетальном и пооперационном разделении труда. Быстро развивается и торговля услугами в банков­ском, гостиничном и страховом деле, строительстве, инженерных услугах, консультировании, рекламе, торго­вых и посреднических операциях.

· Экспорт (лат. exportare вывозить) – продажа товаров и услуг за границу для их реализа­ции на мировом рынке

· Импорт (лат. importare — ввозить) – закупка и ввоз товаров и услуг для продажи их на внутреннем рынке

· Сальдо (ит. saldo — расчет) торгового ба­ланса — разница между экспортом и им­портом за определенный период

8. Виды внешнеторговой политики государства:

· Протекционизм (от лат. protectio — покровительство, защита) – политика государства, направленная на защиту интересов внутренних производителей от иностранных конкурентов

o селективный – направлен против отдельных стран или отдельных товаров;

o отраслевой – защищает отдельные отрасли, прежде всего сельское хозяйство;

o коллек­тивный – проводится объединениями стран в отношении других стран, не входящих в них;

o скрытный – с помощью методов внутренней экономической политики

· Умеренная торговая политика – предполагает сочетание элементов свободной торговли и протекционизма

· Свободная торговля (фритредерство от англ. free trade — свободная торговля) – политика государства, ориентированная на свободное развитие международной торговли

9. Государственное регулирование внешней торговли:

Цель государственного регулирования: помочь экспорте­рам вывезти как можно больше своей продукции, и ограничить импорт, сделав иностранные това­ры менее конкурентоспособными на внутреннем рынке.

Методы государственного регулирования внешней торговли:

· Тарифные: таможенные та­рифы на импорт, экспортный тариф, таможенные союзы.

· Нетарифные: установление квот, установление стандар­тов на ту или иную про­дукцию, эмбарго (исп. embargo наложение ареста, за­прещение)

Государственное регулирование внешней торговли может быть разных видов.

Виды государственного регулирования: одностороннее, двустороннее, многостороннее.

10. Глобализация мирового экономического пространст­ва способствует повышению открытости национальных экономических систем и построению международных экономических отношений на основе многосторонних со­глашений.

Экономическая интеграция (лат. integratio — вос­становление, восполнение) — это процесс создания регио­нальных хозяйственных комплексов на основе межго­сударственного регулирования внешней торговли и дви­жения факторов производства.

Типы экономической интеграции:

· Преференциальные (от лат. praefarre — предпочи­тать) торговые соглашения, предполагающие сниже­ние таможенных пошлин на товары внешнеторгового партнера по сравнению с уровнем, которым об­лагаются товары третьих стран

· Зоны свободной торговли, предполагающие взаим­ную отмену торговых пошлин между участницами интеграционной группировки, но сохранение у каж­дой из этих стран особой внешнеторговой политики по отношению к третьим странам

· Таможенные союзы, предполагающие взаимную отмену таможенных пошлин и унификацию внешне­торгового режима относительно третьих стран

· Общий рынок, в рамках которого наряду со свободой торговли обеспечивается либерализация перелива капиталов и рабочей силы между странами, осу­ществляется согласование экономической политики

· Экономические союзы, в которых происходит унифи­кация экономической, социальной, научно-техниче­ской, международной политики стран-участниц; создается система межгосударственных институтов, формирующих единую политико-правовую среду

В настоящее время в мире существует примерно 100 интеграционных группировок разных видов. Наиболее развитыми из них в мире являются:

· Европейский союз (ЕС), объединяющий 25 евро­пейских стран.

· НАФТА — Североамериканское соглашение о сво­бодной торговле с участием США, Канады и Мексики.

· АСЕАН — Ассоциация государств Юго-Восточной Азии.

· Латиноамериканская ассоциация свободной тор­говли и ряд других.

11. Международная валютно-финансовая система — это закрепленная международными договорами форма организации валютно-финансовых отношений, функци­онирующих самостоятельно или обслуживающих между­народное движение товаров и факторов производства.

11а. Структура международной валютно-финансовой системы:

· валютные отноше­ния по поводу ус­ловий обращения и взаимной кон­вертируемости на­циональных ва­лют, механизмов регулирования ва­лютных курсов;

· финансовые отно­шения, которые охватывают меж­дународные фи­нансовые рынки и механизмы тор­говли валютой, ценными бумага­ми, кредитами;

· экономические отношения, скла­дывающиеся в процессе между­народных расче­тов, выражаются в платежных ба­лансах страны.

11б. Международный валютный рынок – сфера экономических отноше­ний, где осуществляются опера­ции по покупке и продаже золо­та, иностранной валюты и платежных документов в ино­странной валюте, а также сроч­ные финансовые сделки.

Международный ва­лютный рынок приводит в определенное соответствие курсы национальных денежных единиц (валют). Появление рынка евровалют и ценных бумаг отража­ет тенденцию к растущей интернационализации финан­совой системы.

11в. Международный финансовый рынок – рынок кратко-, средне- и долгосрочных кредитов, инвестиций, ценных бу­маг, вкладов и т. п., функционирующий на международном уровне.

Международный финансовый рынок включает в себя:

· рынок капитала – средне- и долгосрочные кредиты, ценные бумаги;

· денежный рынок – краткосрочные креди­ты, ценные бумаги и т.п.

Деятельность регулируют международ­ные валютно-кредитные организации

· Международный валютный фонд (МВФ)

· Международный банк реконструкции и развития (МБРР)

· Организация экономического сотруд­ничества и развития (ОЭСР) и др.

12.Центральное место во внешних экономических свя­зях принадлежит международному движению капита­ла. Основными заемщиками финансовых средств сегодня являются США и Великобритания. Япония и Германия выступают чистыми кредиторами.

Формы движения капитала:

· прямые и портфельные инвестиции;

· внутрифирмен­ные потоки капитала в рамках транснациональных корпора­ций (ТНК);

· предоставление кредитов, государствен­ных займов;

· создание совместных предприятий и др.

Тема 16. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина

Интересно? Расскажите друзьям

Вконтакте        

1. Согласно статье 34 Конституции Российской Федера­ции за каждым гражданином России закреплено право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запре­щенной законом экономической деятельности.

 

Бизнес (англ. business — дело, занятие, торговля) Предпринимательство
Экономическая деятельность людей, целью которой являет­ся прибыль, доход или иные личные выгоды. Данная дело­вая активность направлена в конечном счете на совершение коммерческих операций по об­мену товарами или услугами Инициативная самостоя­тельная деятельность лю­дей, осуществляемая от своего имени, на свой риск и направленная на получе­ние дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, оказания услуг

Понятие бизнеса отличается от понятия предприни­мательства именно тем, что к бизнесу относится соверше­ние любых единичных разовых коммерческих сделок в любой сфере деятельности.

Не всякую хозяйственную деятельность можно счи­тать предпринимательством, а ту, которая связана с рис­ком, инициативой, предприимчивостью, самостоятель­ностью, ответственностью, активным поиском.

2. В предпринимательстве выделяют субъекты и объ­екты.

· субъекты предпринимательства – частные лица, различные ассоциации (акционерные общества, арендные коллективы, кооперати­вы), государство;

· объекты предпринимательства – любые виды хозяйственной деятельности, коммерческое посредничество, торгово-заку­почная, инновационная, кон­сультационная деятельность, операции с ценными бумагами.

3. Субъекты предпринимательства:

3а. Юридическое лицо – организация, учреждение, фирма, высту­пающие в качестве единого, самостоятельного носителя прав и обязанностей

3а.1. Признаки юридического лица:

· независимость его су­ществования от входящих в его состав отдельных лиц;

· наличие имущества;

· право приобретать, поль­зоваться и распоряжаться собственностью;

· право осуществлять от своего имени экономические операции;

· самостоятельная имущественная ответственность;

· право выступать от своего имени в суде.

3а.2. Виды юридических лиц:

· коммерческие – имеют в качестве основной цели своей деятельности из­влечение прибыли (пред­приятия связи и транспорта, промышленные и сельско­хозяйственные предприя­тия, организации бытового обслуживания);

· некоммерческие – не ставят в качестве основ­ной цели извлечение при­были (финансируемые из различных бюджетов уч­реждения (больницы, шко­лы, институты), потреби­тельские кооперативы, благотворительные фонды).

Отдельными видами деятельности (банковской, стра­ховой) юридические лица вправе заниматься только на основании специального разрешения — лицензии.

3б. Физическое лицо – человек, участвующий в эко­номической деятельности в качестве ее полноценного субъекта. Действует от собст­венного имени, может зани­маться предпринимательст­вом с момента государствен­ной регистрации в качестве индивидуального предпри­нимателя. Применяются те правила, ко­торые регулируют деятель­ность коммерческих органи­заций

 

4. Виды предпринимательства:

· производствен­ное предпринима­тельство – осуществляется производство товаров, услуг, информации, духовных ценностей;

· коммерческое предприниматель­ство – состоит в операциях и сделках по пере­продаже товаров, услуг и не связано с производством продукции;

· финансовое пред­принимательство – является разновидностью коммерческого предпринимательства. Объектом купли-продажи здесь выступают деньги, валю­та, ценные бумаги;

· посредническое предприниматель­ство – проявляется в деятельности, соединяю­щей заинтересованные во взаимной сдел­ке стороны;

· страховое пред­принимательство – особая форма финансового предпринима­тельства, заключающаяся в том, что предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении страхового случая.

5. Формы предпринимательства

По призна­ку объектов предприни­мательства

· Малый биз­нес (до 50 человек)

o Франчайзинг (от фр. franshise — льгота) — это система мел­ких частных фирм, которые за­ключают контракт на право пользования фабричной мар­кой крупной фирмы и своей де­ятельности на определенной территории и в определенной форме.

o Венчурная (от англ. venture — рискованная затея) фирма — это коммерческая организа­ция, занимающаяся разработ­кой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения. Венчурные пред­приятия делают бизнес на ново­введениях. Они рискуют «прогореть», если новая про­дукция не будет соответство­вать требованиям рынка

· Средний биз­нес (до 500 человек) – он непрочен, так как ему при­ходится конкурировать как с крупным, так и с мелким пред­принимательством, в результа­те чего он либо перерастает в крупный, либо перестает су­ществовать вообще. Исключе­ние составляют лишь фирмы, которые являются монополис­тами в выпуске какой-либо специфической продукции, имеющей своего постоянного потребителя.

· Крупный бизнес (до нескольких тысяч человек) – отличается большей прочностью, чем средний или мелкий. Его монопольное положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массо­вую продукцию

По типу фирм

· Индивидуальное, или частное предпринимательство – бизнес, владельцем которого является один человек. Он несет неограниченную имущественную ответственность, и у него невелик капитал.

· Товарищество, или партнерство – бизнес, которым владеют два и более человек. Они принимают совместные решения и несут личную имущественную ответ­ственность за ведение дела.

· Кооператив – похож на партнерство, но имеет большее число пайщиков.

· Корпорация – совокупность лиц, объединенных для совместной предпринимательской деятельности. Право на собственность корпорации разделено на части по акциям, поэтому владельцы корпораций называются держателями акции, а сама корпорация —акционерным обществом (АО)

6. Основные принципы, регулирующие предпринимательскую деятельность:

· свобода предпринимательской деятельности;

· инициативная и самостоятельная деятельность;

· получение прибыли как главная цель предпринимательской деятельности;

· юридическое равенство различных форм собственности;

· законность в предпринимательской деятельности;

· свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности;

· государственное регулирование:

o Прямое (регистрация и лицензирование предприятий, сертификация продукции);

o Косвенное (льготные кредиты, льготы по налогообложению).

7. Функции предпринимательства

· ресурсная – соединение естественных, инвестиционных, трудовых ресурсов в единое целое;

· организацион­ная – использование предпринимателями своих способностей для получения высокого дохода;

· творческая – использование новаторства в деятельности.

8. Потребитель — это тот, кто приобретает и ис­пользует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Потребителем выступает фирма, организация и государ­ство в целом.

9. Цель потребителя — извлечение максимальной по­лезности от потребления товаров и услуг.

Ограничения на пути достижения цели потребителя:

· семейный (потребитель­ский) бюджет – баланс денеж­ных доходов и расходов семьи;

· цены на товары и услуги;

· ассортимент предлагаемых товаров и услуг.

Рациональное поведение потребителя — это про­думанное поведение, предполагающее сопоставление ре­зультатов действий с затратами.

Суверенитет потребителя – это право владельца любых видов ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжением этими ресурсами и их использованием.

10. Доход потребителя — это сумма денежных средств, получаемых за определенный промежуток времени и предназначаемых для приобретения благ и услуг на це­ли личного потребления.

При составлении бюджета семьи используются пока­затели номинальных {денежных) доходов.

Основные источники но­минального (денежного) дохода потребителя:

· зара­ботная плата;

· социаль­ные выпла­ты госу­дарства от­дельным гражданам (пособия, пенсии, стипендии);

· доход от предпринимательской и иной деятель­ности;

· доход от собствен­ности (плата, полученная за аренду квар­тиры, процент на де­нежный капи­тал, дивиден­ды по цен­ным бума­гам).

Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму номи­нального дохода. Это обобщающий показатель уровня жизни населения страны. Он зависит от объема ко­нечных доходов (номинальный доход минус подоходный налог) и уровня цен на товары и услуги и исчисляется как частное от деления объема конечных доходов на ин­декс потребительских цен.

11. Потребительские расходы делятся на:

· обязательные расходы (минимально необходимые) — расходы на питание, одежду, транспорт, оплату коммунальных услуг и т.п.;

· произвольные расходы (покупка книг, кар­тин, машины и др.) – расходы в случае, если личные доходы потребителя не превышают обяза­тельные расходы

Чем выше доход се­мьи, тем меньше доля расходов на питание и больше на товары длительного пользования, а также тем больше удель­ный вес сбережений.

Немецкий исследователь-статистик Э. Энгель (1821—1896) устано­вил связь между доходами населения и структурой по­требления. Согласно «Закону Энгеля»:

чем выше уро­вень доходов семьи, тем меньше доля ее расходов на про­довольственные товары. Соответственно возрастает спрос на промышленные товары широкого потребления, а при дальнейшем повышении уровня доходов существенно увеличиваются затраты на высококачественные товары и услуги. Таким образом, структура расходов на потреб­ление изменяется в прямой зависимости от размера до­хода.

По доле расходов семьи на питание можно судить об уровне благосостояния разных групп населения одной страны и сравнивать благосостояние граждан разных стран.

12. Уровень жизни — это уровень потребления мате­риальных благ (обеспеченность населения страны промышленными товарами, продуктами питания, жи­лищем и т.п.).

Качество жиз­ни – включает в себя помимо уровня жизни условия и безопасность тру­да, культурный уровень, физическое развитие и др.







Date: 2015-08-15; view: 477; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.056 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию