Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сущность элиты (в определениях ученых)· «Лица, обладающие высшими показателями (результативностью) в своей области деятельности» (В. Парето) · Харизматические личности (М. Вебер) · Лица, обладающие интеллектуальным и Моральным превосходством над массой, безотносительно к своему статусу (Ж Боден) · Наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть, организованное меньшинство общества (Г. Моска) · Люди, занимающие высшие места в обществе благодаря своему биологическому и генетическому происхождению (Р. Уильямс) · Лица, имеющие высокое положение в обществе и благодаря этому влияющие на социальный прогресс (М. Дюпре) · Лица, получившие в обществе наибольший престиж, статус (Г. Лассузл) · Лица, получающие материальные и нематериальные ценности в максимальном размере (Дж. Бернхейм) 6. Итальянский экономист, социолог, профессор экономических наук Вильфредо Парето (1848—1923) («Трактат по всеобщей социологии» в 4 частях (1915—1919)). Основные черты управляющих: гибкость, хитрость, сила убеждения и готовность использовать насилие для подавления оппозиции. Политические изменения осуществляются путем смены («циркуляции») элит, что происходит, когда элиты становятся психологически непригодными для управления. Типология элит: развивая идею Н. Макиавелли о делении государей на «лис» и «львов», он раздели таким же образом элиты. Элиты «лис» находятся у власти, как правило, при демократических режимах («плутократиях») режимах, превосходно достигая согласия с помощью политических интриг. Им присущи хитрость, изворотливость и стремление поддерживать свою власть пропагандой. Элиты «львов» в большей степени смелы, решительны и они отдают явное предпочтение насилию перд отсальными методами управления. 7. Итальянский юрист и социолог политики Гаэтано Моска (1858—1941) («Правящий класс» (1896), «Основы политической науки» в 2 томах (1 т. — 1896; 2 т. — 1923)). 1. Все общества разделены на два класса - управляемый класс и правящий политический класс. 2. Элита теряет власть из-за отрицания ее идеи и политики массами, когда в политический процесс включаются новые политические силы, претендующие на власть и если сосредоточена исключительно на себе и постепенно теряет свое политическое и идеологическое влияние. 3. Общества всегда будут управляться элитами с помощью силы, посредством идеологической или политической доктрины, с помощью универсальных иллюзий, основанных на религиозных или националистических чувствах, путем манипуляций. 4. Господство элит — закон, поскольку именно элита регулирует политическую и экономическую жизнь страны. 5. Всегда правящая группа владеет некоторыми ресурсами или атрибутами, высоко ценимыми в обществе, такими как средства производства, священнический статус, военная сила, знание и опыт в сфере государственного управления. Все они используются для поддержания власти элиты. 8. Немецкий историк, экономист, социолог политики Роберт Михельс (1876—1936) сформулировал «железный закон олигархии»: Общество и другие организации подвергаются господству олигархии. Он адресовал свою теорию социалистическим партиям, предупреждая о возможности олигархического перерождения: лидеры ответственны перед избирателями, и профессиональные навыки лидеров укрепляют их позиции. При этом лидеры аккумулируют свое влияние на свою организацию. Независимость вождей усиливается еще больше по мере их кажущейся незаменимости.Замена лидеров осуществляется двумя путями. Основной путь – это привлечение новых членов в существующую олигархию, а второй – смена элит целиком. 9. Функции политической элиты: · изучение и анализ интересов различных социальных групп; · субординация этих интересов; · отражение интересов в политических установках; · выработка политической идеологии (программ, доктрин, конституции, законов); · создание механизма воплощения политических замыслов: Þ назначение кадрового аппарата органов управления; Þ создание и коррекция институтов политической системы; Þ выдвижение политических лидеров.
10. Отбор (рекрутирование) политических элит происходит двумя путями – через систему гильдий и через антрепренерскую систему.
Тема 8. Политические партии и движения Интересно? Расскажите друзьям
1. Политическая партия – это · организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных слоев и стремящаяся к достижению определенных политических целей (завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении). Объединять членов партии могут самые разные цели и идеи (социальные, конфессиональные, национальные, территориальные и др.), но любая политическая партия оформляет эти властно значимые групповые требования и предъявляет их государственным институтам. · политический институт, чьей задачей является отражение и представление разнообразных политических и общественных интересов. Партия является звеном связи государства и граждан, действующим на всех этапах политического процесса. 2. Отличия политической партии как политического института: · специфические функции в отношении власти (завоевание и осуществление власти)) · носитель определенной идеологии; · наличие программы действий; · характерные способы их осуществления (участие в выборах общественные акции, пропаганда и др.); · определенная внутренняя структура – устав, членство, руководящие органы, местные организации. 3. Типологии политических партий · по организационному строению (=по составу) – кадровые и массовые; · по отношению к закону – легальные и нелегальные; · по отношению к парламентской деятельности – парламентские и непарламентские; · по отношению к господствующей элите – правящие и оппозиционные; · по территории – федеральные, региональные и локальные; · по базовой идеологической доктрине – анархистские, коммунистические, социал-демократические, либеральные, консервативные, клерикальные (религиозные), националистические; · по шкале политического спектра: левые, центристские, правые; · по способу деятельности – реформистские, революционные. 4. Функции партии
5. Партийная система – совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти. Типы: однопартийные, двухпартийные и многопартийные. 6. Политические (социально-политические, общественно-политические) движения – добровольные формирования, возникающие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов. Они стремятся не к достижению власти, а к влиянию на власть. Направления: · за сохранение и развитие демократии и прав человека; · антивоенные, антиядерные; · за землю и социальные права крестьян; · за новый экономический порядок (антиглобализм); · неприсоединения; · экологические; · против расовой и национальной дискриминации; · женские, молодежные, студенческие. Тема 9. Средства массовой информации в политической системе Интересно? Расскажите друзьям
1. Средства массовой информации: · Совокупность всех каналов передачи информации: печать (газеты, журналы, бюллетени, информационные листки и т. д.); радио; телевидение; кинематограф; видео; Интернет. · Совокупность всех жанров, посредством которых реализуется все содержание массовой информации: заметка; интервью; репортаж; отчет; корреспонденция; комментарий; обозрение; беседа; ток-шоу; пресс-конференция; анкета;, очерк; эссе; интерактивный опрос; фельетон; памфлет. 1. Характеристики: оперативность, динамичность, универсальность, образность. 2. СМИ влияют на: чувства, умонастроения, социальные установки, ценностные ориентации, формы их распространения и проявления в деятельности и поведении. СМИ не только коммуникация, но и власть. 3. СМИ – основной агент производства и распространения массовой культуры; они стандартизируют и формируют однородную культуру, унифицируют мнения, политические ориентации. 4. Функции: коммуникативная, непосредственно-организаторская, идеологическая (социально-ориентирующая), культурно-образовательная, рекламно-справочная, рекреативная.
Дополнительный материал по теме СМИ: статья Роль Средств Массовой Информации в современной России Тема 10. Избирательная кампания в РФ Интересно? Расскажите друзьям
1. Избирательная система – политический институт, обеспечивающий формирование выборных органов государственной власти. 2. Компоненты избирательной системы: 1. избирательное право – комплекс правовых норм о порядке выборов. · в узком смысле слова – политическое право граждан избирать (активное) и быть избранным (пассивное избирательное право); · в широком смысле слова – избирательные законы и подзаконные акты (инструкции), относящиеся к избирательному процессу 2.избирательный процесс (избирательная процедура) – комплекс действий в процессе выборов: · подготовительная стадия (назначение даты выборов, регистрация и учет избирателей); · выдвижение и регистрация кандидатов; · предвыборная агитация и финансирование выборов; · голосование и подведение итогов выборов. 3. процедура отзыва депутатов. 3. Принципы демократического избирательного права (выделены). Голосование может быть: · равным (один человек – один голос; равенство прав кандидатов) – неравное; · всеобщее (все старше 18 лет, без цензов) – цензовое; · тайное –открытое; · непосредственное – многоступенчатое (косвенное, т.е. голосование за выборщика, а не депутата); Выборы также должны быть свободными, состязательными, гласными, с точным сроком выборов. 4.Типы избирательных систем: 1) Мажоритарная система – победившим считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов. 1а. Мажоритарная система абсолютного большинства (50% плюс 1 голос и более; Австралия). 1б. Мажоритарная система относительного большинства (побеждает набравший голосов больше, чем каждый из его соперников - «система первого пришедшего к финишу»; США, Канада, Великобритания, Новая Зеландия). 1в. Совмещение разновидностей мажоритарной системы (Франция – на выборах депутатов парламента в первом туре голосования применяется система абсолютного большинства, а во втором — относительного. Вообще при мажоритарной системе возможно голосование в один, два и три тура). Пропорциональная система –голосование по партийным спискам и распределение мандатов (от лат. mandatum.ит — поучение — документ, удостоверяющий права или полномочия какого-либо лица, например депутата) между партиями строго пропорционально числу поданных голосов. 2а. Пропорциональная избирательная система на общегосударственном уровне (избиратели голосуют за политические партии в масштабе всей страны; избирательные округа не выделяются); 2б. Пропорциональная избирательная система, основывающаяся на многомандатных округах (депутатские мандаты распределяются основе влияния партий в избирательных округах). 3) Мажоритарно-пропорциональная (смешанная система) – половина мест парламента выбирается по мажоритарной, а половина по пропорциональной системе (выборы в Государственную Думу в 1993-2003 гг. по избирательным системам 1в и 2а) 5. избирательная кампания строго регулируется законом. Такая «этапизация» носит гораздо более структурированный и обязательный для выполнения характер. Вот некоторые ее важнейшие «ступени» в РФ: — регистрация в Минюсте и в ЦИК избирательного объединения/блока; — выдвижение федерального списка кандидатов избирательным объединением/блоком (выдвижение кандидатов по одномандатным округам непосредственно избирателями и избирательным объединением/блоком); — начало сбора подписей в поддержку кандидатов, либо предоставление залога; — представление в ЦИК подписных листов и других необходимых избирательных документов для регистрации федерального списка кандидатов, а затем его регистрация федерального списка; — образование избирательных участков; — начало предвыборной агитации; — решение вопросов, связанных с предвыборной агитацией кандидатов в СМИ, в частности предоставление бесплатного эфирного времени; — собственно, сами выборы. Тема 11. Политический процесс Интересно? Расскажите друзьям
|