Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вильям Каррик
Петербургский фотограф-портретист, шотландец по происхождению, российский художник и британский подданный, Вильям Каррик стоял у истоков жанровой и пейзажной российской фотографии. Вильям (Василий) Андреевич Каррик (William Carrick; 1827—1878) родился в Эдинбурге в Шотландии. Семья шотландских лесоторговцев Карриков с XVIII века жила в России, но терять свои корни не хотела: подданство не меняла, браки заключались на родине, в Шотландии. Так и отец Вильяма, Андрей (Andrew) Каррик в 1825 году вернулся из Санкт Петербурга в Эдинбург, где познакомился с 15-летней Джесси Лаудер. Вскоре они обвенчались, а 23 декабря 1827 года у них родился первенец — Вильям, будущий Василий Андреевич. Вскоре после рождения Уильяма семья Карриков вернулась в Россию и обосновалась в Кронштадте, в порту которого были сосредоточены торговые операции семьи. Там Каррики прожили следующие 16 лет. В 1844 году Каррики переехали в Санкт Петербург, а Вильям поступил в петербургскую Академию художеств на архитектурное отделение. Талантливый художник, Вильям посещал и класс живописи и рисунка профессора Александра Брюллова – родного брата Карла Брюллова. В Петербурге родились брат и сестра Вильяма - Джордж Лайон и Джесси-Мэри. В мае 1853 года, по окончанию курса Каррик просил Совет Академии художеств отправить его за границу и «удостоить... звания художника по архитектуре». Общим собранием Академии художеств ему присвоили звание «неклассного художника с правом производить строения». В 1853–1856 годах Каррик жил в Риме, где активно занимался акварельной живописью. Там же он познакомился с фотографией. В Риме впервые проявилась тяга Каррика к созданию серий изображений: его кисти принадлежит альбом характерных «итальянских типов». В 1856 году тяжёлая болезнь отца и банкротство семейного бизнеса (Крымская война и блокада портов поставили крест на торговых операциях) заставили Вильяма вернуться в Россию. Он неожиданно стал кормильцем семьи. Вильям пытался зарабатывать акварельными портретами, параллельно работая ассистентом в фотоателье художника Ивана Гоха. В мае 1857 года Вильям с младшим братом Джорджем уехали в Эдинбург. Джордж поступил на медицинский факультет Эдинбургского университета, а Вильям готовился стать профессиональным фотографом. Источники говорят, что он обучался у известного фотографа Джеймса Танни (James Good Tunny), но – принимая во внимание, что уже в октябре Каррик вернулся в Петербург – мне кажется, что знакомство с Танни просто укрепило решение Вильяма открыть собственное фото-дело в России: Танни в основном известен тем, что в 50х годах заявлял о своем первенстве в изобретении коллодионного процесса, а «вынужденность» занятий фотографией у Танни сродни мучительным попыткам заработка у Каррика. Танни по переписи 1841 года числился сапожником, в 1851 – ему был уже 31 год – он опять записан сапожником всего лишь с одним подмастерьем, и только в 1852 году он «переквалифицируется» в фотографа и открывает первое ателье. Финансовое благополучие Танни-фотографа, думаю, подействовало на Каррика и в октябре 1857 года он вернулся в Санкт Петербург. Но не один, а с партнером – в Эдинбурге он познакомился с фототехником Джоном МакГрегором, которого уговорил поехать в Россию и открыть собственное фотоателье в Санкт Петербурге. В 1859 году Каррик и МакГрегор открыли фотоателье в доме № 19 по улице Малая Морская, неподалёку от Исаакиевского собора. На первых порах знакомство с ведущими живописцами и художниками того времени немало помогло Вильяму Каррику. Сын Вильяма Валерий Каррик впоследствии писал: «Вся плеяда тогдашних крупных художников – Крамской, Ге, Шишкин, Коровин, Савицкий – были в той или иной степени близки к отцу», «Немало пользовались снимками отца художники для вдохновения каким-нибудь пейзажным мотивом или для изображения движений». Фотограф был знаком, дружил и работал с большинством российских художников, работавших в 1840–70-е годы. Общение с художниками обеспечивало Каррика и его ателье заказами не только на их портреты, но и на фоторепродукции картин. Каррик смог добиться крайне высокого качества репродукций: даже Дмитрий Иванович Менделеев, сам увлекавшийся фотографией, часто заказывал у Каррика фоторепродукции полотен известных художников. Вероятно, именно работа с полотнами художников-передвижников подтолкнула Вильяма Каррика к жанровой и пейзажной фотографии: делая фоторепродукцию пейзажного полотна сложно не почувствовать желание отобразить пейзаж сразу на фотографии, минуя промежуточную стадию – картину. Так и получилось, что на жизнь Вильям Каррик зарабатывал портретной фотографией и репродуцированием картин, а «для души» занимался жанровой и пейзажной фотографией. Он часто путешествовал по Петербургу и окрестностям с фотоаппаратом; а тяга к «серийности» привела к появлению первой серии фотографий, ставшей основой большой фотоколлекции «Русские типы» - серии «Петербургские типы» из почти 300 работ. В то время «репортаж» как жанр отсутствовал полностью: из-за слабой чувствительности фотопластинок требовался яркий солнечный свет и выдержка до нескольких минут, Каррик выступал не в роли репортера, выхватывающего момент, а в роли режиссера, выстраивающего сцену. Кроме несомненного таланта, Каррик отличался еще и колоритностью: он был известен своим немалым ростом – 6 футов и 4 дюйма (193 см) и располагающей представительской внешностью. В начале 1860х годов у Вильяма Каррика появилась семья, однако официально он оформил свои взаимоотношения с Александрой Григорьевной Маркеловой лишь в 1868 году. Вильям несколько лет скрывал отношения от матери, нарушив все возможные традиции и устои: Маркелова была не из Шотландии, подданная Российской империи, у нее уже был сын от первого брака. Александра Григорьевна Маркелова (1832—1916) - русская переводчица, одна из первых в России журналисток, детская писательница, дочь коллежского советника. В Петербург переехала из Рязани, состояла под негласным надзором полиции, открыто заявляя о приверженности к идеям нигилизма. Участвовала в «Знаменской коммуне», организованной В. А. Слепцовым в Петербурге, заведовала в ней хозяйством (Коммуна на Знаменской ул. – ныне ул. Восстания – существовала в 1863-64 годах, была основана В. А. Слепцовым. В коммуну входило 7 членов (литераторов и переводчиков): сам Слепцов, Языков и Головачев, нигилистки М. Коптева, Е. Ценина, А. Г. Маркелова и княжна Е. А. Макулова). Е. Ценина-Жуковская так пишет о Маркеловой: «Некрасивая и глухая, но очень образованная и талантливая... <она> представляла собой знаменитость, к которой ездили знакомиться люди весьма разнообразных слоев общества». Каррик усыновил сына Маркеловой – Григория. У Карриков было два совместных ребенка – сыновья Дмитрий и Валерий (Каррик познакомил свою семью с матерью только после рождения второго сына – Валерия). Григорий стал фотографом, а Валерий — художником-карикатуристом, известным еще и тем, что после смерти отца он распродал через магазины Дациаро и Аванцио его «шкаф с негативами». Работы Каррика становятся известными и в 1869 была проведена первая его выставка. В поисках сюжетов Каррик и МакГрегор несколько раз выезжали в глубинку России. В 1871 году они отправились в фотоэкспедицию по Волге от Нижнего Новгорода до Симбирска и провели месяц в Симбирской губернии, обосновавшись в имении Н. М. Соковнина в Сенгилеевском уезде. За время первого пребывания в Симбирской губернии Каррик сделал более 200 фотографий крестьян во время пахоты, покосов, на ярмарках и деревенских праздниках. «Я взял свои симбирские снимки, – писал Каррик сестре Джесси-Мэри в сентябре 1871-го, – чтобы показать их старому Брюллову, и как Он восхищался ими!». Летом 1875 года фотограф отправляется в новое путешествие, уже без своего давнего друга и компаньона МакГрегора, который умер в 1872 году. Каррик посетил Симбирскую, Ярославскую, Тверскую, Костромскую, Казанскую и Нижегородскую губернии. Известны фотографии ярмарки, сделанные Карриком в Нижнем Новгороде. В 1876 году Каррик получил звание фотографа Императорской Академии художеств. В здании Академии ему была предоставлена мастерская. Кроме Каррика лишь три фотографа удостоились звания фотографа Академии: Барщевский, Шапиро и Карелин. Каррик был действительным членом Отдела светописи Императорского Русского технического общества. В 1876 году в Лондоне на международной выставке фотографии, а спустя 2 года — в Париже, коллекции Каррика были показаны вне конкурса. Отзывы были самые положительные, а на Парижской выставке члены жюри единогласно решили присудить автору медаль. Медали, правда, фотограф не получил: его работы были показаны вне конкурса. Летом 1879 года Вильям Каррик собирался совершить еще одну поездку в Симбирскую губернию, но планы художника разрушила смерть. Вильям Каррик умер 11 ноября 1878 года в Санкт-Петербурге от воспаления лёгких. Самая большая коллекция его работ (около 200 фотографий) хранилась в Лондоне у Фелисити Эшби (Felicity Ashbee), родственницы фотографа, и по завещанию была передана в Русский архив города Лидса (Англия). В нашей стране более 70 работ Каррика хранятся в отделе эстампов ГПБ им. Салтыкова-Щедрина в Петербурге. За двадцать лет, с 1858 по 1878 годы, Каррик создал большую серию портретов знаменитых русских учёных, литераторов, общественных деятелей, в том числе последнюю прижизненную фотографию Н.А. Некрасова. Фотогалерея «Русские типы», состоящая из 800-1000 работ, до наших дней представляет интерес не только для фотографов, но и историков и этнографов. По словам критика В. В. Стасова: «Это собрание отличается не только превосходным техническим выполнением, но и большим разнообразием материала и замечательной художественностью в выборе фигур и поз нашего городского и сельского простонародья». Date: 2015-08-15; view: 486; Нарушение авторских прав |