Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Алексей Федорович Греков





Дагеротипная фотография получила наибольшее распространение в США. Первые коммерческие фотоателье открылись на Восточном побережье уже в 1840 году. Но и в Европе ее развитие не останавливалось и во многих странах искали способы коренного улучшения дагеротипии.

В России большой вклад в популяризацию фотографии и развитие ее технической базы сделал гравер и изобретатель Алексей Федорович Греков. Весной 1840 года, спустя несколько месяцев со дня объявления об открытии дагеротипии, Греков получил прочное изображение, научившись покрывать его тонким слоем золота. Греков применил изобретение, родившееся одновременно с дагеротипией, — гальванопластику. С помощью гальванопластики Греков наносил на изображение слой золота для упрочения дагеротипа, с ее же помощью он стал серебрить медные или латунные пластинки, значительно снизив стоимость процесса.

Опытами Грекова заинтересовался француз Марен Дарбель. Он расспросил Грекова об опытах, взял образец художественного дагерротипа с прочным изображением, лишенным зеркального блеска; познакомился со снимками на меди и латуни. Письмо с образцом усовершенствованного дагерротипа он отправил в Париж, во французскую Академию наук. В ноябре 1840 года Араго доложил об этом письме в Академии. В ноябрьском номере журнала французской Академии наук за 1840 год сообщалось об изобретениях Грекова.

Алексей Федорович Греков родился он в семье мелкопоместного дворянина в Ярославской губернии в 1799 или начале 1800 года. Получил образование во втором кадетском корпусе в Петербурге, выпускавшем офицеров с инженерными знаниями. Был оставлен при корпусе, но через год его перевели в пехотный полк, что - судя по всему – пришлось будущему изобретателю не по вкусу и в 1824 году Греков уходит с военной службы. Несколько лет он служит уездным землемером в Костромской губернии. Затем участвует в оборудовании Костромской губернской типографии, знакомится с типографским делом.

В 1834 году в Петербурге выходит в свет первая книжка Грекова, посвященная работе изобретателя над типографскими процессами («Описание металлографии и вновь изобретенного способа печатать всякого рода металлическими досками, как то: медными, цинковыми, жестяными, различные рисунки и рукописи, не гравируя на сих досках резцом или крепкой водкой, а просто написав на них желаемое обыкновенным пером и некоторого рода тушью; также переводить написанное с бумаги и притом снимать до 3000 оттисков и более»), подписанная псевдонимом: «Сочинение В. Окергиескела». Прочитанная справа налево, эта фамилия дает имя и фамилию: «Алексей Греков».

В 1836 году Греков переезжает в Москву и поступает в Университетскую типографию помощником издателя газеты «Московские ведомости».

Греков первый в России изготовлял дагеротипные аппараты с принадлежностями. Считается, что первый в России фотоаппарат был сделан именно Грековым в 1840 году. Он усовершенствовал процесс приготовления пластинок, значительно убыстрив его. Изобретатель заготовлял пластинки за шесть и даже двенадцать часов до съемки. В газетных публикациях видно искреннее желание изобретателя расширить круг любителей фотографии. «Желая вполне передать моим соотечественникам процесс дагеротипа, я вновь прошу каждого купившего и желающего купить снаряд мой отнестись ко мне в случае каких-либо недоразумений; за удовольствие почту несколько раз повторить для него действие снарядом...».

Совершенствуя фотографирование на металлических пластинках, Греков одновременно совершенствовал способ фотографирования непосредственно на светочувствительной бумаге по способу Фокса Тальбота. 25 мая 1840 года в «Московских ведомостях» изобретатель сообщал, что он приготовляет особого рода «чувствительную бумагу для снятия на ней всевозможных кружев, блонд, чертежей», и добавлял, что «на сей бумаге можно снимать даже и виды в камер-обскуре». В апреле 1841 года выходит брошюра «Живописец без кисти и без красок, снимающий всякие изображения, портреты, ландшафты и проч. в настоящем их цвете и со всеми оттенками в несколько минут». Греков подробно описывает опыты фотографирования на бумаге. В брошюре даны указания по технике съемки и о художественной ее стороне.

Грекова можно считать также первым русским фотографом-портретистом. Весной 1840 года он сообщает в «Московских ведомостях», что «после многократных опытов» ему удалось получить портреты. В июне этого года Греков открыл свой «художественный кабинет» для всех желающих получить портрет «величиной с табакерку». Для опоры головы Греков устроил кресла с особыми подушечками, ведь выдержка на солнце длилась две с половиной минуты, в пасмурную погоду — четыре-пять минут. К сожалению, портреты, сделанные Грековым, не сохранились.


Увлекающийся и разносторонний человек, Греков не отличался коммерческой осторожностью и расчетливостью. Он задолжал типографии «Московских ведомостей» сумму, превышавшую его трехгодичное жалование. Изобретатель оставляет свою лабораторию, уходит со службы и в конце 1843 года переезжает в Петербург, где становится начальником типографии губернского правления. Необходимость выплачивать долг заставила Грекова отказаться от активной изобретательской деятельности; он много лет выплачивал долг, но смог выплатить лишь часть.

Умер А. Ф. Греков в середине пятидесятых годов.

Сергей Львович Левицкий (Львов-Львицкий)

Наверное, самое громкое имя в истории русской фотографии. Сергей Львович Левицкий, двоюродный брат небезызвестного А.И. Герцена, родился в 1819 году в Москве. Интересно отметить то, что Герцен был внебрачным сыном богатого помещика Ивана Алексеевича Яковлева, а Левицкий – внебрачным сыном старшего брата отца Герцена – сенатора Льва Алексеевича Яковлева.

После окончания юридического факультета Московского университета, Левицкий поступил в канцелярию министерства внутренних дел в Петербурге. В 1839 году он приобрел у Грекова дагеротипный аппарат. В 1843 году Львов-Левицкий отправился на Кавказ делопроизводителем правительственной комиссии по изучению минеральных вод. С собой он захватил фотоаппарат с 25 дюжинами пластинок, посеребренных гальваническим способом. Левицкий уже обладал опытом дагеротипной фотографии и вскоре стал получать очень удачные снимки. Снял он несколько видов Пятигорска, Кисловодска, гор Машук и Бештау. Пять лучших из них через петербургского торговца Шеделя попали к парижскому оптику Шевалье, у которого Левицким незадолго до того был приобретен объектив. Шевалье поместил два пейзажа в своей витрине на Парижской выставке. Снимки были отмечены медалью выставки. Это была первая в истории награда за фотографические произведения.

С именем Сергей Львовича Левицкого связан расцвет ранней портретной фотографии в России. После возвращения в Петербург из поездки на Кавказ, в 1844 году Левицкий ушел со службы и отправился изучать технику фотографии за границей. В 1845 году он жил в Риме, где проводил время в среде русских художников. 1845 годом датируется и фотография Н.В Гоголя с группой русских художников. Фотография примечательна тем, что она – одна из немногих, на которых присутствует великий писатель; кроме того, именно с ней связан первый известный «копирайтовый» спор в истории русской фотографии. Левицкий дважды в своих воспоминаниях, в 1892 и 1898 годах, рассказывал подробности этой знаменательной съемки. Но единственный дагеротипный снимок группы художников с Н. В. Гоголем был напечатан и сопровожден статьей известного критика В. В. Стасова в журнале «Древняя и новая Россия» в номере за декабрь 1879 года. Стасов приписывает авторство снимка французскому фотографу Перро. Перро упоминает и Левицкий. Он подробно описывает технику изготовления им пластинки, указывает продолжительность выдержки дагеротипа, оценивает его качества («центр группы вышел превосходно, края не совсем отчетливо»), и сообщает: «Позировка была на открытой террасе в мастерской Перро». Левицкий говорит: «Это мое первое произведение удивило всех художников». Подробный и обстоятельный рассказ «скомкан» тем, что в группе сфотографирован сам Левицкий (второй слева во втором ряду). Будем считать, что авторство принадлежит именно Левицкому, который подготовил фотоаппарат и разместил портретируемых, а Перро (в студии которого был сделан снимок) послужил лишь в качестве дистанционного управления и «нажал на кнопку» по сигналу Левицкого.


Из Рима Левицкий отправился в Париж, где прожил четыре года. В 1849 году Левицкий возвратился в Петербург. Он решил стать профессиональным фотографом. Осенью 1849 года напротив Казанского собора открылось его «дагеротипное заведение» (в «доме Имзена»). В 1851 году серию больших дагеротипных портретов и групповых снимков на пластинках размером 30x40 и 24x30 сантиметров, он отправил на Всемирную выставку в Париж. Левицкий получил за них золотую медаль. Это была первая золотая медаль, выданная на всемирной выставке за фотографические работы. С 1852 года Левицкий работает для императорского двора.

К этому времени в практику фотографии начал входить мокро-коллодионный способ, сменивший дагеротипию. Левицкий стал изучать фотографию на стеклянных пластинках с последующим печатанием позитива на бумаге и вскоре достиг хороших результатов. Новая техника вначале снизила художественное качество изображений в сравнении с дагерротипами. Снимки печатались на так называемых соленых бумагах, не передававших тонких переходов светотени. Фотографии приходилось не только ретушировать, но даже подрисовывать. Левицкий совершенствуется в технике мокро-коллодионной фотографии. Тесно связанный с литературными кругами, Левицкий фотографировал многих писателей. В 1857 г. он создал "Коллекцию портретов русских литераторов", небольшой тираж которой поступил в продажу.

Летом 1859 года Левицкий по приглашению американского фотографа Уоррена Томпсона снова уехал в Париж. Сначала он руководил фотоателье Томпсона, но вскоре открыл собственный фотосалон. Его студия считалась одной из лучших в Европе. Журнал «Фотограф» в 1864 году писал о Левицком: «Владеющий ныне в Париже лучшим фотографическим заведением, вполне артистическим, завален и там работою. В этом заведении приготовляется ежедневно до 1500 карточек, и все же далеко не все заказы удовлетворяются». В том же 1864 году Левицкий удостаивается звания «Фотографа императора Наполеона III» и становится членом Французского фотографического общества. Одни из первых опытов коллажа принадлежат фотографу: Левицкий придумал изображать фотографируемого на одной и той же карточке в двух позах, иногда даже в различных костюмах. Например, снимающийся разговаривал с самим собой, пожимая себе руку или одновременно играл на фортепьяно и слушал свою игру.


В 1867 году он возвратился на родину, в Петербург, снова открыл там ателье, на этот раз с большим павильоном и особым отделением для увеличения портретов. В 1877 году Левицкий получает звание придворного мастера, а его фотоателье называется "Фотографы Их Императорских Величеств "Левицкий и сын".

С. Л. Левицкий внес значительный вклад в иконографию русских писателей, художников, общественных деятелей. За полвека работы им была создана богатейшая галерея портретов. Левицкий выступал инициатором многих общественных начинаний в области фотографии. В 1878 году он был одним из организаторов фотографического отдела Русского технического общества. В конце семидесятых годов Левицкий проводил опыты съемки при электричестве, испытывал угли Яблочкова, участвовал в приготовлении углей специально для целей фотографии. В 1879 году он уже снимал художественные портреты при электрическом свете с углями петербургского производства при выдержке 15 секунд (угли, изготовлявшиеся в Париже, требовали выдержки в 100 секунд). Первым в России Левицкий перевел свою фотографию на работу при электрическом свете. «Первый российский стробист» изучал сочетание солнечного света с электрическим: в 1882 году в журнале «Фотограф» он рассказал, что перенес электрическое освещение в дневной павильон. В соединении «двух светов,— писал Левицкий,— мы найдем критериум художественного освещения», «решение задачи вырабатывается не из борьбы двух светов, а, напротив, в художественном разумном их сочетании».

Делами фотографического заведения с середины восьмидесятых годов больше занимался сын Левицкого — Лев Сергеевич. Сергей же Львович уже мало фотографировал, но продолжал участвовать в деятельности Русского технического общества.

Умер С. Л. Левицкий в июне 1898 года в возрасте 79 лет. Отставной коллежский секретарь, купец II гильдии, орденоносец Сергей Львович Левицкий похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге.

Андрей Иванович Деньер (Генрих Иоганн Денье)

Один из известнейших фотографов-портретистов 60-70х годов XIX века. Швейцарец по происхождению, художник по образованию, фотограф по призванию.

Генрих Денье (Андрей Деньер) родился в Могилеве в 1820 году. (Подданный Швейцарии до 1890 г.).

Отец Деньера, Иоганн Денье, выходец из Швейцарии, жил в Белоруссии. Не только фотографический процесс кардинально отличался от современного, жизнь тоже несколько отличалась: швейцарские подданные меняли уютную Швейцарию на жизнь в Российской Империи. В Могилеве родился и жил первые годы сын Иоганна - Генрих Иоганн (впоследствии Андрей Иванович Деньер). Начальное образование будущий фотограф получил в могилевской гимназии. Талантливый художник, в 1842 году Генрих Иоганн приезжает в Петербург и становится вольноприходящим учеником Императорской Академии художеств по классу исторической живописи. Наставником будущего художника был Карл Брюллов.

Одновременно с обучением в Академии художеств Деньер дает уроки рисования в различных частных учебных заведениях, чем зарабатывает на жизнь. В это же время начинает увлекаться фотографией.

В 1949 году Деньер заканчивает курс Академии художеств, в 1851 году получает звание «неклассного художника» и в январе того же 1851 года открывает в здании Пассажа на Невском проспекте 48 «Дагеротипное заведение художника Деньера». По меркам сегодняшнего дня можно сказать, что Деньер – кроме таланта художника и фотографа – обладал и талантом маркетолога: он сразу сделал упор на свое конкурентное преимущество и позиционировал свое ателье именно как «ателье художника», выделяя его среди конкурентов от фотографии. Более того, позиционирование продолжается: Деньер очень недолго работает в дагерротипе и вскоре переходит на очень редкий в то время в России процесс витротипии – фотографии на стекле. Некоторые свои фотоработы Деньер раскрашивает акварелью. В середине 1850х годов он одним из первых в России освоил мокроколлодионный процесс.

Сочетание таланта художника и фотографа с классическим художественным образованием и коммерческой жилкой позволили Деньеру стать одним из самых популярных фотографов своего времени. Его успех сравним с достижениями Сергея Львовича Левицкого, который в воспоминаниях отмечал «художественное направление» ателье Деньера.

В 1853 году Деньер переехал в более просторное помещение, тоже на Невском проспекте, у Казанской площади. Там он работал 7 лет. В 1860 году ателье вновь переехало, теперь уже в дом графа Строганова (Невский, 19), где фотограф работал до самой смерти.

На 1860е годы приходится расцвет Андрея Деньера как фотографа-портретиста.

В 1860 году он одним из первых в России экспонировал фотоработы на выставке в Императорской Академии художеств. Участником выставок в Академии художеств он был и в 1861 и в 1865 годах.

Будучи «своим» в среде профессиональных художников, Деньер приложил немало усилий для того, чтобы «примирить» живописцев с существованием фотографии и заставить их смотреть на нее как на «художественное явление». Деньер приглашал их в свое ателье и делал их портреты. Не смогли отказаться от визита профессора Академии художеств, побывали они в мастерской Деньера, понравились им их портреты, примирились они с существованием фотографии. Побывали там Н. И. Уткин, Бруни, Пименов, Шамшин, Марков. Академика Ф. А. Бруни впоследствии приглашали к обсуждению фотовыставок в качестве эксперта.

В 1860 году Деньер удостоен звания «фотографа Их Императорских Величеств», что давало право изображать государственный герб на своей продукции. Он вошел в состав фотографического отдела Императорского Русского технического общества (V отдел светописи ИРТО). Вскоре Деньер становится членом Французского фотографического общества.

Деньер активно выставляется и в России и за рубежом, получает призы, приглашается на выставки в качестве эксперта.

В 1862 году работы представлены на выставке в Лондоне. В 1865 году на выставке в Берлине показаны 60 работ фотохудожника. На выставках в Лондоне в 1871 и 1873 году Деньер получает серебряные медали. Серебряная медаль получена в 1870 году на Всероссийской мануфактурной выставке в Петербурге ("за фотографические работы, доказывающие кроме отличного технического выполнения, артистическое направление и приемы опытного художника"), почетный диплом по итогам Политехнической выставки в Москве в 1872 году. В 1873 году выставляется в Вене. Участвует в первой в России специализированной фотографической выставке в 1888 году в Петербурге, где получает медаль "за художественное исполнение и техническое совершенство фотографических портретов". Без работ Деньера не проходит ни одна крупная выставка в России.

В 1865-66 годах Деньер выпускает, наверное, первые в России фотоальбомы: "Альбом фотографических портретов августейших особ и лиц, известных в России". В 1865-1866 годах увидели свет 12 выпусков «Альбома» - ежемесячные выпуски, состоящие «из 12 фотографических карточек обыкновенной величины, наклеенных на отдельных для каждой карточки литографических листах из виленевой бумаги с приличными украшениями и названием каждого лица. Все годовое издание будет состоять из 144 отборных, снятых с натуры, фотографических изображений. Цена годовому изданию 15 рублей (без доставки)».

С именем Андрея Ивановича Деньера связаны и новые методы печати фотографий. Деньер экспериментировал, пытаясь найти способ «смягчить» изображение на фотографии, чтобы избавиться от «протокольной резкости», не всегда уместной в портретах. Деньер производил съемку на двух пластинках со слоями разной толщины и печатал затем с обоих негативов, каждый из которых был к тому же разной плотности. Это создавало на отпечатке мягкость контуров. Такой способ получил название «способа Деньера».

Деньер боролся и с ограничениями, накладываемыми существовавшей тогда фотографической практикой: сегодня бы мы назвали проблему «узостью динамического диапазона» - на длительных выдержках прорабатывались детали в тенях, зато лицо выходило без полутонов; на коротких - хорошо прорабатывались света, зато пропадали детали, полутона в тенях. Поэтому позитивы повсеместно ретушировались. Деньер привлек к процессу профессиональных художников. В его мастерской работали Иван Николаевич Крамской, А. П. Соколов, И. П. Раулов, С. К. Зарянко и другие профессиональные художники. Крамской работал у Деньера с 1857 года и был известен как «бог ретуши». Крамской использовал фотопортреты Деньера в своей работе. Так, например, известный портрет Тараса Шевченко написан по фотографии Деньера в 1871 году.

С начала 1880 годов Андрей Деньер привлекает к работе в ателье своего сына Адольфа.

На протяжении практически всей жизни Андрей Иванович Деньер остается подданным Швейцарии и только за два года до смерти получает подданство Российской империи.

Умер Андрей Иванович Деньер в марте 1892 года в Санкт-Петербурге. Был похоронен на Волковом лютеранском кладбище.

Работы А.И. Деньера хранятся в Российской национальной Библиотеке (РНБ, Петербург) и Государственном Историческом Музее (ГИМ, Москва).







Date: 2015-08-15; view: 682; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию