Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






История стереофотографии





В 280 году до н. э. Евклид впервые обнаружил, что восприятие глубины пространства достигается именно потому, что каждый глаз видит немного отличающиеся картинки одного и того же объекта. Вслед за ним описал эти способности в 1584 году Леонардо да Винчи, посвятивший особенностям зрительного восприятия несколько своих сочинений. Теория стереоскопического восприятия была изложена в научной форме немецким оптиком и геометром Иоганном Кеплером в сочинении «Диоптрика» (1611). Спустя два года иезуит Франсуа д’Агийон (Francois d’Aguillion) впервые использовал термин «стереоскопия».

Примерно в 1600 году итальянский художник Джованни Баттиста делла Порта (Giovanni Battista della Porta) написал первую стереокартину. В начале XVII века его опыт повторяет Джакопо Хименти да Эмполи (Chimenti da Empoli), использовавший технику парных изображений. Спустя полтора столетия француз Буа-Клэр (G. A. Bois-Clair) создавал объемные изображения, используя метод растров. Успел попробовать себя в стереоскопических рисунках русский писатель Лев Толстой. В XX веке испанец Сальвадор Дали писал трехмерные картины, используя метод игольчатого экрана, предложенный изобретателем объемного кино — русским эмигрантом Алексеевым. Просмотр изображений, полученных с помощью растрового и игольчатого методов, не требовал никаких специальных приспособлений.

Открытие стереофотографии связано с именем профессора Лондонского Королевского колледжа Чарльза Уитстона (Charles Wheatstone). В 1833 году Уитстон создал зеркальный стереоскоп — прибор, позволяющий видеть объемную картинку, используя пару исходных картин со смещением. В качестве объектов ученый поначалу использовал свои рисунки. В соответствии с опытами была создана научная база. В 1838 году Уитстон делает исторический доклад о вопросах получения объемных изображений перед Королевским обществом в Лондоне. Доклад носил название «О некоторых поразительных и до сих пор не изученных явлениях бинокулярного видения» (On Some Remarkable and Hitherto Unobserved Phenomena of Binocular Vision).

Почему Уитстон использовал в своем стереоскопе рисунки, а не фотографические изображения? Ответ прост: фотография была изобретена французом Дагером только спустя шесть лет после открытия Уитстона — в 1839-м. Первые снимки, сделанные стереоскопическим методом, Уитстон представил общественности только в 1851 году на Всемирной выставке в Лондоне.

Первый фотоаппарат с двумя объективами, предназначенный для создания стереопар, создан в 1849 году шотландским ученым Давидом Брюстером (David Brewster). Брюстер, кроме того, является создателем простого стереоскопа без зеркал. В 1855 году француз Бернард создает первую зеркальную насадку для обычных однообъективных фотокамер, позволяющую снимать стереопары. Чуть позже англичанин Барун усовершенствовал данную конструкцию.

Одним из первых, оценивших потенциал 3D-фотографии, был английский репортер Роджер Фентон (Roger Fenton), который в 60-е годы XIX века путешествовал по России и является автором серии снимков, посвященных Русско-турецкой войне. В те же годы трехмерной фотографией заинтересовался известный французский фотограф Антуан Клод (Antoine Claude), открывший в 1851 году лондонский «Храм фотографии». По словам Клода, стереоскоп в дешевой и компактной форме преподносит модель всего, что существует в различных участках земного шара. Интересно, что именно Клод в 1853 году запатентовал метод получения стереофотографий.

В 1858 году француз Жезеф д’Альмейда (Joseph d’Almeida) открыл анаглифный метод создания объемных изображений, который позволял просматривать трехмерные картинки с помощью очков с красным и зеленым стеклами. Этот метод применялся для создания книг, открыток, комиксов, географических карт. В 1920-х появляются первые анаглифные фильмы, которые называли пластиграммами.

В начале XX века французский физик Йонас Липпман (Jonas Lippmann) открыл метод создания изображений, не требующий специальных приспособлений для просмотра. Изображения должны иметь особую поверхность на основе линзовой решетки (растра). Поверхность состоит из микролинз, под которыми находятся фрагменты изображений для правого и левого глаз. Рассматривая изображение под определенным углом, можно видеть объемное изображение. Фотограф Морис Бонне (Maurice Bonnet) впервые использовал растровый метод в 1930-х годах для создания объемных портретов.

В наши дни метод создания растровых изображений предполагает подготовку бумажной подложки на компьютере, которая затем печатается обычными средствами и снабжается пластиковым экраном с линзовым растром. Данный способ применяется при создании карманных календарей с трехмерными картинками или меняющимся изображением (вариоэффект).


Стереофотография появилась практически одновременно с обычной фотографией. Однако потребовалась почти сотня лет, чтобы она приобрела массовую популярность. В начале XX века стереофотография воспринималась как массовое развлечение, а не вид искусства. Пользовались популярностью аттракционы, основанные на стереоскопическом эффекте. Распространение получили ящички со стереографическими изображениями, на которых были запечатлены виды далеких стран, сделанные путешественниками, деревенские зарисовки и обнаженные натурщицы.

В первой половине XX века интерес к стереофотографии был весьма высок. Первые камеры, выпущенные компанией Franke & Heideke, были предназначены именно для стереосъемки: Heidoskop (1920), снимающий на листовую пленку, и Rolleidoskop (1922), в котором использовался рольфильм (формат стереопары 6 x 13 см). Вскоре в продаже появляется Stereoflektoscop компании Voigtlander (формат 6 x 13 см) и Verascope француза Юлия Ричарда (формат 45 x 107 см, пленка тип 127).

В 1939 году американец Вильям Грубер (William Gruber) основал компанию View-Master, которая спустя год выпускает узкопленочную стереокамеру. Компания View-Master произвела на свет немало инновационных приспособлений для съемки и просмотра 3D-фотографий и кинофильмов.

Появление в конце 1930-х годов цветной слайдовой пленки Kodachrome с высокой детализацией, а также рост популярности компактных узкопленочных камер способствуют появлению в 1940–50-х большого числа стереокамер с форматом кадра 24 x 23 мм (Edixa, Iloca, Kodak Stereo, Stereo-Realist) и 24 x 29 мм (Belplasca, Verascope F40). Немецкие фирмы Zeiss (Contax) и Leica предлагают зеркальные адаптеры, позволяющие получать объемные фотографии на обычных дальномерных камерах. Отметим, что конструкция с третьим визирующим объективом или дальномером вплоть до сегодняшнего дня не претерпела принципиальных изменений.

В 1950–60-е годы наблюдается всплеск массового интереса к стереофотографии. Выпускаются специальные камеры и стереонасадки, стереоскопы для просмотра изображений. Продаются сувенирные наборы, состоящие из парных слайдов с изображением мировых достопримечательностей. Стереокамеры применялись при съемке поверхности Луны, Марса и Солнца в американских космических программах.

В будущем трехмерная фотография наверняка станет привлекать намного больше внимания, чем ей уделяется сейчас. Безусловно, это зависит от технической базы, которая постоянно совершенствуется. Пока же доступны два простых способа создания трехмерных фотографий.

Фентон Роджер родился 20 марта1819 года в Хейвуде (графство Ланкашир). Умер 8 августа1869. Он был одним из первопроходцев британской фотографии и первым официальным военным фотографом.

Дед Роджера Фентона был богатым производителем хлопка и банкиром, отец - банкир и члена парламента. Фентон был четвертым из семи детей от первого брака отца.

В 1838 году Фентон поступил в Университетский колледж Лондона, который он окончил в 1840 со степенью бакалавра искусств, изучив английский язык, математика, литература, логика.


В 1841 году он начал изучать право в Университетском колледже, но не был квалифицирован в качестве адвоката до 1847, потому, что он стал, художником.

В 1842 году прибыл в Париже, где он время изучал живопись в студии Полья Делароша.

В 1843 году в Йоркшире женился Фентон на Грейс Элизабет Мейнард.

К 1847 Фентон вернулся в Лондон, где он продолжал учиться живописи и находился под опекой художника Чарльза Люси, которая стала его другом и с которым, начиная с 1850 года он служит в совете директоров Северо Лондонская школа рисования и моделирования.

В 1849, 1850 и 1851 годах он выставлял свои картины в ежегодных выставках Королевской академии.

В 1851 году Фентон посетил выставку в Гайд-парке в Лондоне и был поражен фотографией представленной на ней. Затем он посетил Париж, чтобы изучить процесс вощения бумаги, изобретённого Гюстав ле Гре

Московский кремль

В 1852 году Фентон представил в Англии свой первые фотографии, сделанные в Киеве, Москве и Санкт-Петербурге.

В 1852 году Фентон основатаел и стал первым секретарем, Королевского фотографического общества под патронажем принца Альберта. [1] [2]

Фотографии с Крымской войны Роджера Фентона считаются первыми в военной фотожурналистике. Являясь документом эпохи, они не отражают всей правды о ходе и ужасах войны. [3].

Фентон в 1858 году стал интересоваться восточными мотивами и изображением пейзажей и архитектуры Великобритании. В 1862 году он прекратил съемки, преждевременно скончался в 1869 году.

В знак признания важности его фотографии, и фотографий с Крымской войны, Фентон был включен в коллекцию 100 фотографий, которые изменили мир.

Другим мужественным фотографом, первым снявшим военные действия, был Роджер Фентон, который фотографировал Крымскую войну в 1855 году. В его распоряжении был фургон, служивший проявочной, на котором было написано «Фотографический фургон», и он снимал укрепления, корабли и склады, военные сооружения, поля сражений, офицеров и рядовых и самых привлекательных работниц кухни в тылу, выступавших на войне еще и в роли сестер милосердия. Жара, стоявшая на Крымском полуострове на Черном море, а также необходимость долгих экспозиций — все это создавало трудности в подготовке коллодионных стеклянных пластин. Они не могли долго храниться, и в самые жаркие дневные часы Фентон съемок не производил И все же, несмотря на все неудобства, невзирая на эпидемии болезней в этом районе, Фентон за четыре месяца сделал более 300 негативов.

Роджер Фентон

 

Внук богатого промышленника, Роджер Фентон родился в 1819-м году с северной стороны от Манчестера в Ланкашире, Англия. В начале 1840-х годов, он отложил свое юридическое образование, чтобы стать художником, изучая живопись в Париже и Лондоне. В 1851-м году он взял все свои фотографии и ненадолго вернулся в Париж, чтобы учиться у ведущего французского фотографа, - Густава Ле Грея. Получив образование художника и занимаясь фотографией, как искусством, Ле Грэй долго оказывал влияние на карьеру Фентона.   Как Ле Грея, Роджера Фентона» в его фотографиях архитектуры интересовали «живые триумфы или распадающиеся памятники человеческого гения и гордости». Но его ранние фотографии также изображают романтические пейзажи, которые напоминают живописные путешествия. Компоновал Фентон свои кадры так, что на фоне архитектурных шедевров всегда можно было увидеть прогуливающихся пешеходов. Глубина возвышенной перспективы – отличительная черта композиционной стороны фентоновской фотографии.   В сентябре 1852-го года Роджер Фентон отправился в Киев, чтобы сфотографировать навесной мост, спроектированный английским инженером Чарльзом Блэкер Виньолем, который построил его над Днепром для царя Николая I. Фентон – начинающий фотограф, столкнулся с множеством проблем, приехав в Россию. Во-первых, он должен был перевезти большое количество фотоматериалов за несколько сотен миль от дома, во-вторых, справиться с тусклым светом и пронизывающим холодом русской осени. То, что он сделал в Киеве, является свидетельством его стремления успешно овладеть фотографией, как искусством и как наукой.   В дополнение к фотографиям мостов, Фентон сделал ряд архитектурных зарисовок Киева, Москвы и Санкт-Петербурга, а также несколько пейзажей.   Роджер Фентон не остался равнодушен к красивой архитектуре России, он пристально изучил Кремль и Успенский собор в Москве. Он сфотографировал наиболее характерные особенности этих величественных зданий, - укрепления Кремля и купола собора, Фентон использовал необычные углы зрения, чтобы превратить их в динамические живописные элементы.   В 1853-м году началась Крымская война. Роджер Фентон отправился в Крым в феврале 1855-го года, взяв с собой около тридцати ящиков с фотоматериалами. Его сопровождали ассистент Маркус Спарлинг, слуга и большой фургон с фотоэкипировкой — первая в мире передвижная фотолаборатория. Триста пятьдесят негативов большого формата были сделаны Фентоном несмотря на болезнь (в пути он сломал несколько ребер и заразился холерой). Вскоре в Лондоне состоялась выставка, на которой были представлены триста двенадцать отпечатков. Продажи, однако, получились хуже ожидаемых, возможно, потому, что война к тому времени закончилась.   Вооруженный рекомендательными письмами от принца Альберта, Фентону был предоставлен исключительный доступ к командирам английских, французских, и турецких войск. В дополнение к портретам военачальников, Роджер заснял много военных деталей, например, группу хорватских начальников, также фотограф внимательно исследовал лагерную жизнь. Фотографии Фентона никогда не нарушали викторианской стиль, запечатлевая ужасы войны, страдания людей, смерть и разрушение. Вместо этого, он стремился создать коммерчески жизнеспособное портфолио из фотографий, которые поддерживали бы мнение о том, что британский солдат погиб с достоинством в благородном деле в красивом бою.   В 1853-м году Роджер Фентон был нанят Британским музеем в качестве первого официального фотографа. Стремясь, "быть полезным искусству», он проделывал новый путь к совершенству своего мастерства, создавая образы для музейного каталога.   Одной из самых больших его проблем стало освещение. Ему нужен был дневной свет. Произведения искусства, рукописи, которые возможно было перемещать, были перенесены на крышу музея, где Фентон обустроил студию. Он придумал оригинальное решение для того, чтобы справиться с резкими тенями дневного света, - поместить камеру у окна со шторами, чтобы оградить объектив от прямых солнечных лучей. Со своими помощниками, Фентон сделал огромное количество снимков для музея. С 1853-го по май 1856-го года они сняли более восьми тысяч фотографий.   Роджер Фентон. Фотография из Британского музея.   В конце лета и начале осени почти каждый год с 1852-го по 1860-й г. Роджер Фентон путешествовал по Англии, Шотландии и Уэльсу фотографируя пейзажи и архитектуру. Во время своих путешествий по Шотландии в 1856-м году, он экспериментировал с световыми эффектами, атмосферой, и пространством.   В 1857-м году Фентон отправился в центр Уэльса - долины Conway, Lledr, и Llugwy. Эти районы достаточно малонаселенны и мало посещаемы английскими путешественниками, по крайней мере до конца восемнадцатого века. С помощью новых дорог и восторженных описаний в путеводителях, многие художники посетили регион в 1840-е и 1850-е годы. Скалистые уклоны, лесные впадины и горные просторы считались "прекрасными и возвышенными" и вдохновили Роджера на многие его лучшие пейзажные фотографии.   Roger Fenton (1819 - 1869) Glyn Lledr, from Pont-y-Pant   Решающим фактором в развитии карьеры Фентона были его отношения с королевой Викторией и принцем Альбертом. Они оба интересовались достижениями в области науки и техники и были заинтригованы фотографией. Виктория и Альберт стали покровителями фотографического общества, основанного в 1853-м году.   В 1854-м году Фентон сопровождал королеву Викторию и принца Альберта на первой выставке фотографического общества. Они были настолько впечатлены работами Фентона, что пригласили его фотографировать королевскую семью. В 1856-м году он отправился в Балморал, их резиденцию в Шотландии, где Фентон сделал несколько фотографий молодых принцев и принцесс. Так как фотографии королевской четы не предназначались для публичного просмотра, Роджеру было разрешено фотографировать самые интимные сцены семейной жизни королевской семьи.   Больше всего Роджер Фентон уделял времени съемкам архитектуры - церковным, светским, городским и сельским зданиям. Вместо того, чтобы искать новые дома для съемки, Фентон предпочитает охватывать аббатства и соборы, популяризированные туристическими книгами, картинами и гравюрами. В архитектурных снимках Роджера Фентона хорошо прослеживаются достижения британских архитекторов. В 1858-м году Фентон сделал серию из пятидесяти фотографий, которые стали известны как его исследования традиций Востока. Увеличение европейского участия в делах связанных с проблемами Восточных стран привлекло внимание к богатой культуре региона. Образы, создаваемые художниками, как правило, были больше воображаемыми, чем реальными. Например, Делакруа, показывал визуальное великолепие, чувственность экзотических ритуалов. Фентон же подарил миру много живописных фотографий восточной среды обитания.   Чтобы сделать эти фотографии, Фентон превратил свою студию на севере Лондона, в экзотическую страну, где музыканты носили свободную облегающею одежду, сидели, развалившись на низких диванах с достаточным количеством подушек. Томные атмосферы сцен, в сочетании с расслабленными позами и интимным поведением своих моделей – Роджер Фентон визуализировал неправильное представление о Ближнем Востоке, как о месте свободном от запретов и обязанностей.   В конце 1850-х и начале 1860-х годов, работы Фентона становились все более амбициозными. Летом 1860-го года фотограф обратил свое внимание на натюрморты, тема, которая стала популярной в середине девятнадцатого века в британской живописи, но была совершенно новой для фотографии. Вспоминая свой опыт Британском музее, Роджер сделал около сорока интересных фотографий. Натюрморты Фентона - пышные и чувственные, с экзотическими фруктами и цветами.   Тем же летом, Фентон отправился в Виндзор и сфотографировал одну очень интересную композиционно фотокарточку - «Long Walk».   В 1862-м году Роджер Фентон перестал фотографировать, скорее всего из-за личных переживаний. Его единственный сын умер в апреле 1860-го года. Кроме того, спрос на фотографии заметно вырос в конце 1850-х и начале 1860-х годов. Сотни тысяч дешевых фотокарточек наводнили рынок, цены на продукцию упали, и Фентон, как и многие другие фотографы уже не могли конкурировать.   В октябре 1862-го года, Фентон объявил о своем уходе из профессии. В ноябре он продал все свое оборудование и негативы на аукционе, чтобы избавится от всего "что могло бы напомнить о профессии фотографа, дабы не вернуться к этому занятию вновь». Фентон вернулся к юридической практике и умер в 1869-м году в возрасте пятидесяти лет.

· В 1848 году в Великобритании возникло Братство прерафаэлитов (PreRaphaelite Brotherhood) — объединение художников, созданное Уильямом Хантом, Данте Габриэлем Россетти и Джоном Миллесом. Молодые живописцы были против системы академического образования и консервативных вкусов викторианского общества.


Прерафаэлитов вдохновляла живопись итальянского Проторенессанса и XV столетия, отсюда и само название «прерафаэлиты» — дословно «до Рафаэля» (итальянский художник Высокого Возрождения Рафаэль Санти).

Изобретение Фредериком Скоттом Арчером мокрого коллоидного процесса, который пришел на смену калотипии, по времени совпало с возникновением Братства прерафаэлитов. Участники братства восторженно приветствовали появление нового метода. В то время, когда большинство художников считали недостатком удивительную точность фотографического изображения, прерафаэлиты, сами стремившиеся к скрупулезной передаче деталей в живописи, восхищались именно этим аспектом фотографии. Прерафаэлиты, как и многие художники в то время, пользовались фотографиями как подготовительным этапом для создания картин. Фотоэскизы приобрели широкую популярнось в среде художников и даже такие мэтры как Мане, Моне, Дега, Муха использовали их в качестве подготовительного этапа перед созданием полотна. Серьезный удар прикладному значению фотографии нанес художник, который должен был бы наоборот заботиться о престиже холста и масла. В начале его фототруды мало чем отличались от того, что делали коллеги-художники. Это были те же прототипы будущих полотен в масле. Но в 1853 году Оскар Густав Рейландер обратил внимание на то, что фотопортретирование способно фиксировать живое выражение лица — которое и можно было принять за движение мысли.

Именно Оскар Густав Рейландер и Генри Пич Робинсон (1830–1901) стали организаторами движения «За высокохудожественную фотографию» спустя несколько лет после образования Братства прерафаэлитов. Они были тесно свяны с прерафаэлитами и разделяли их идеи. Как и прерафаэлиты, черпали Вдохновение в мире образов средневековой английской литературы, в произведениях английских поэтов Уильяма Шекспира и Джона Мильтона.

Оскар Гюстав Рейландер – английский Фотограф шведского происхождения, который был заметной персоной художественной жизни своего времени и навсегда вошел в историю фотографии. Оскар Гюстав Рейландер считается отцом художественной фотографии.

Точная дата рождения Оскара Гюстава Рейландера не установлена. Считается, что это 1813 год.

Подобно многим фотохудожникам 19 века, Рейландер начинал как живописец, учился в Италии, зарабатывал на жизнь написанием портретов, копированием и литографией. Около 1841 года переехал в Англию и поселился в Линкольне, в 1846 перебрался в Вулвергемптон, а в 1862 – в Лондон.

Возможностями фотографии заинтересовался в начале 1850-х.

"В 1852 я был в Риме, и увидев фотографии с Аполлоном, Венерой и т.д. и т.п., которые я купил и изучил. Я был рад возможности измерения относительной пропорций античных фигур в оригинале и на плоской копии. Это было мое первое осознанное знакомство с результатами фотосъемки. Я вспомнил, что видел несколько красноватых фотографий Пейзажа за год до этого на выставке в Лондоне. Но они не впечатлили меня. То же я могу сказать о портретах, которые я увидел той же выставке в 1851. В них не было ничего особенного, как посмотреть на себя в зеркало. Это были первые из дагерротипов, которые я видел. Они не пробудил во мне в тот момент ничего, кроме любопытства. Но в Рим я увидел снятые произведения искусства, что показалось мне весьма полезным. И я решил изучить фотографию, как только я вернусь в Англию. Мой взгляд на фотографию в тот момент, не распространяется дальше, чем использовать фотографию как приложение для того, чтобы использовать, например, детский портрет, как помощь в живописи. И для проведения исследований по перспективе в ландшафтах."

В 1853 году он посетил лондонского фотографа Николаса Хеннемана, обратившись к нему с просьбой преподать несколько уроков фотографии, желательно в течение одного дня, чтобы успеть на обратный поезд в Вулвергемптон. Таким образом, Рейландер, по его словам, изучил основы калотипии за три часа и мокроколлодионный процесс – за полчаса. Позже Рейландер писал:

"Я думал, что слишком умен, что все пойму так быстро. А сэкономил бы себе год или больше, если бы счел нужным внимательно изучить основы фотографии хотя бы за месяц."

Рейландер до всего доходил экспериментальным путем. Поэтому многие ранние работы Рейландер быстро засвечивались и просто пропали.

Работа Рейландера наглядно демонстрирует, чем была и чем пыталась стать Фотография в 19 веке. Рейландер считал, что, во-первых, не столь важно, каким инструментом пользуется художник - кистью или камерой - главное, чтобы он смог осуществить свой замысел изящно и выразительно, опираясь на уроки старых мастеров, разумеется. Только разум и чувства художника, а не средства, которые он использует, делают его работу произведением искусства. Во-вторых, Фотография сможет сделать художника более вдумчивым живописцем и внимательным рисовальщиком.

Рейландер много времени проводил, создавая фотографические повторения и вариации отдельных фигур и композиций из работ любимых живописцев прошлого, находя ошибки или подтверждая их жизнеподобие.


Рейландер анализировал работы прославленных живописцев, стремясь создать некий фотографический эквивалент. Некоторые из этих фотографий выставлялись как самостоятельные произведения, большинство же задумывалось в качестве этюдов для будущих композиций или материала, который может быть использован другими художниками в познавательных целях. Пример подобной работы «Ифигения или Вечернее Солнце».

Рейландер пытался добиться изящества очертаний фигуры и складок. К неудовольствию своих моделей, он применял классический метод «мокрой драпировки», увлажняя тонкую ткань, и окрашивая ее с помощью кофе, чтобы получить эффект «простоты и живописности Классики».

Художнику казалось, что он совершает открытие. И тогда Рейландер пошел дальше и 1856 году опубликовал несколько своих снимков в журнале «Космос», где удостоился лестной похвалы, а о его работах было сказано, что они обладают «удивительной подачей выражения» и «мыслью, которая отчетливо выражена на лице каждого портретируемого».

Далее Рейландера заинтересовала техника создания неподвижного многофигурного снимка. Сделать такой по тем временам было достаточно сложно, ведь стоило кому-либо из его статистов пошевелиться, как весь многотрудный процесс шел насмарку.

"Моя первая попытка "двойной печати", как некоторые это называют, была выставлена в Лондоне в 1855 году. Это Фотография была собрана из трех негативов. Идея пришла от досады, что я не мог получить четкую фигуру джентльмена в центре, позади дивана, на котором сидели две дамы. Хотя он был недалеко от дам, четкого Изображения не получалось. Я попытался снять его с нескольких ракурсов и почувствовал, что я на верном пути."

Да, Рейландер справился с этой, по тем временам, фантастической задачей. Автор несколько раз снимал групповые сцены, нечеткие модели он решал заменять четкими с другого негатива, но печатал их на окончательный позитив. Это был, конечно же, монтаж!

Одной из самых сложных фоторабот Рейландера является Аллегория «Два пути жизни»


Эта масштабная работа, принесшая Рейландеру известность, сделана в технике «композитной» фотографии, которую Рейландер же и изобрел (впоследствии ее применяли и другие фотографы). Изображение было по нынешним понятиям весьма скромное, величиной всего-то 41 х 79 см.

Сущность ее состояла в составлении композиции из нескольких негативов. «Два пути жизни» сделаны из 32 негативов, использовано около 20 моделей, потрачено шесть недель работы.

Два юноши, сопровождаемые Мудрецом или Философом готовятся избрать свой жизненный путь. Один прислушивается к голосам фигур, олицетворяющих всяческие пороки – Пьянство, Безделье, Азартные Игры и Проституция. Другой склоняется к Трезвости, Достоинству, Благочестию и т.п.

Аллегория демонстрировалась на Выставке Сокровищ Искусства в Манчестере в 1857 году. Перед выставкой Рейландер удостоился высочайшей аудиенции в Букингемском дворце, где представил «Два пути жизни» Принцу Альберту. Ее Величество и Его Высочество благосклонно отнеслись к работе и приобрели копию за 11 гиней, однако художественная общественность отнеслась к работе неоднозначно. В претензиях, предъявляемых Рейландеру, отмечалось, во-первых, претенциозность подобной попытки соперничества с живописью, а во-вторых, балансирование на грани непристойности. Как известно, нагота в фотографии - совсем не то же самое, что нагота в живописи. Голое тело воспринималось как пощечина общественному вкусу и открытая порнография.

После Манчестера работа «Два пути жизни» демонстрировалась также представителям Бирмингемского Фотографического общества, которые встретили ее скорее с одобрением. Затем она должна была выставляться в Эдинбурге на выставке Шотландского Фотографического Общества, но шотландцы отказались ее экспонировать, - разве что на будущий год, при условии, что сомнительная половина композиции будет прикрыта занавеской.

А многие британские критики говорили, что подобные работы угрожают формальной согласованности Изображения (эта точка зрения не была лишена оснований) и извращает сущность фотографии. Рейландер возражал на это, что он, как и любой художник, просто составляет композицию, чтобы наилучшим образом выразить свой замысел. Многие фотографы в этом отношении пошли по пути, проложенному Рейландером.

В этом состоял парадокс ранней фотографии, который прослеживается еще в ряде моментов: имея дело с инструментом, идеально подходящим для фиксирования фрагментов и моментов реальности, для наблюдения ее естественного состояния, более живого чем в живописи, фотографы еще не скоро пришли к пониманию этого, все Время оглядываясь на изобразительные законы живописи.

Таких сложных композиций Рейландер впоследствии уже не делал. Гораздо большей популярностью среди критиков пользовались его жанровые фотографии. В них интуитивно ощущалось большее соответствие средства Изображения предмету изображения. Жанровые фотографии Рейландера в основном соответствуют двум категориям: сюжеты из жизни низших классов – беспризорники и рабочая беднота и сценки из жизни среднего класса – вращающиеся вокруг домашних, семейных тем.

Конечно Жанр того времени в корне отличается от жанра сегодня. Хотя бы потому, что все фотографии снимались в студии. Рейландер черпал свои идеи из наблюдений. И всячески подчеркивал непосредственность и живость впечатления, стремление сохранить его и не упускал возможности пуститься в морализаторство или поднять какую-нибудь большую тему - Бедность, Классовая Структура и т.п. Он наблюдая какую-то интересную сцену, и желая ее запечатлеть, он стремился заполучить в студию реальных участников события и подлинные предметы. Однако вся «непосредственность» воспроизводилась заново в студии, компоновалась, а участники некоторое Время пребывали в неподвижности, заняв свои «естественные» позы.

Одной из наиболее популярных работ Рейландера является «Бедный Джо». В Лондоне Рейландер обратил внимание на беспризорника, спящего на крыльце. Вернувшись в Вулвергемптон, он нашел похожего ребенка, нарядил в лохмотья, усадил в нужной позе и сфотографировал. Фотография демонстрировалась публике в 1861 году и вызвала большой интерес, в том числе и тем, что привлекла внимание к общественной проблеме.


В 1871 году Рейландер сотрудничал с Чарльзом Дарвином, принимая участие в иллюстрировании книги «Выражение эмоций у человека и животных». Рейландер сделал около 20 фотоиллюстраций и сам позировал для пяти из них.

Фотография «Огорчение» иллюстрирует утверждение Дарвина, что сведенные брови (сокращение мышц вокруг глаз) и опущенные уголки рта – универсальные знаки этого состояния. По свидетельству Рейландера, ребенок в самом деле расплакался сразу после того, как фотографирование закончилось.

О Рейландере и его работе можно рассказать еще много интересного. Например, в ранние годы он делал эротические фотографии.


Но основным источником доходов были портреты. Его друзья рекомендовали его своим знакомым, как хорошего портретиста. И Рейландер сделал массу портретов на заказ. Мужских, женских, групповых и конечно, детских.


Примечательным является и то, что такой выдающийся деятель британского искусства как Кэрролл коллекционировал фотографии детей сделанные Рейландером, посещал его студию и они вели переписку по фотографическим вопросам. Именно Рейландер создал один из самых известных фотопортретов Кэрролла.

Рейландер был очень изобретательным человеком. Его студия была необычной в виде конуса, камера находилась в узкой части, а модели в противопожном конце. Камера была в тени, чтобы модели не обращали на нее внимание. Для оценки освещенности в студии он использует своего кота, если кошачьи глаза были похожи на щели, он использовал довольно короткую выдержку. Если глаза кошки были немного более открытым, чем обычно, он удлинял время, если же глаза были полностью расширены, он признавал поражение, закрывал крышкой объектив, и выходил на прогулку! Это интересный человек, безусловно, был первым, кто использовал кошку в качестве экспонометра!

Целый ряд его фотографий были приобретены принцем Альбертом. И все же Рейландер оставался нищим. В 1859 г. он писал:

"Я устал от фотографии, в частности от составных фотографий, поскольку они не приносят никакой прибыли и удовлетворения. Общественность только придирается, утверждая, что у меня нет чести и я пытаюсь ввести всех в заблуждение".

Он в конце концов вернулся к живописи. Но уже ничего не смог заработать. 18 янваля 1875 года Рейландер умер в полной нищете.
После смерти Рейландер осталось большое количество неоплаченных счетов. И его жена продавала его работы, чтобы как-то свести концы с концами.
Вот такой безрадостный конец такой интересной, полной творческих исканий и свершений жизни.

В 1848 году в Великобритании возникло Братство прерафаэлитов (PreRaphaelite Brotherhood) — объединение художников, созданное Уильямом Хантом, Данте Габриэлем Россетти и Джоном Миллесом. Молодые живописцы были против системы академического образования и консервативных вкусов викторианского общества.

Прерафаэлитов вдохновляла живопись итальянского Проторенессанса и XV столетия, отсюда и само название «прерафаэлиты» — дословно «до Рафаэля» (итальянский художник Высокого Возрождения Рафаэль Санти).

Изобретение Фредериком Скоттом Арчером мокрого коллоидного процесса, который пришел на смену калотипии, по времени совпало с возникновением Братства прерафаэлитов. Участники братства восторженно приветствовали появление нового метода. В то время, когда большинство художников считали недостатком удивительную точность фотографического изображения, прерафаэлиты, сами стремившиеся к скрупулезной передаче деталей в живописи, восхищались именно этим аспектом фотографии. Критик искусства, поддерживающий идеи прерафаэлитов, Джон Рескин говорил о первых дагеротипах, купленных им в Венеции, как о «маленьких сокровищах»: «Как будто бы волшебник уменьшил реальный предмет (Сан-Марко или Канале Гранде), чтобы его можно было унести с собой в зачарованную страну».

Прерафаэлиты, как и многие художники в то время, пользовались фотографиями как подготовительным этапом для создания картин. Габриэль Россетти сделал серию фотографий Джейн Моррис, которые стали материалом для будущих полотен художника. Россетти и Уильям Моррис много раз рисовали и фотографировали эту женщину, находя в ней черты романтической средневековой красоты, которой они так восхищались.

Спустя несколько лет после образования Братства прерафаэлитов в Англии появилось течение «За высокохудожественную фотографию». Организаторами этого движения были живописцы Оскар Густав Рейландер (1813–1875) и Генри Пич Робинсон (1830–1901), тесно связанные с прерафаэлитами и разделяющие их идеи. Рейландер и Робинсон, как и прерафаэлиты, черпали вдохновение в мире образов средневековой английской литературы, в произведениях английских поэтов Уильяма Шекспира и Джона Мильтона. В 1858 году Робинсон создал одну из лучших своих фотографий «Леди Шалотт», близкую по композиции к картине прерафаэлита Д. Миллеса «Офелия». Будучи приверженцем фотомонтажа, Робинсон отпечатал снимок с двух негативов: на один негатив автор снял натурщицу в челне, на другом — запечатлел пейзаж.

Участники движения «За высокохудожественную фотографию» трактовали снимок как картину, в полном соответствии с нормами академической живописи. В своей книге «Изобразительный эффект в фотографии» (1869) Робинсон ссылался на правила композиции, гармонии и равновесия, соблюдение каковых необходимо для достижения «живописного эффекта»: «Художник, желающий производить картины с помощью фотоаппарата, подчиняется тем же законам, что и художник, пользующийся красками и карандашом».

Оскар Густав Рейландер родился в Швеции, учился живописи в Италии и в 1841 году переехал в Англию. Фотографией Рейландер заинтересовался в 1850-х годах. Известность ему принесла аллегорическая композиция «Два образа жизни», выставленная в 1857 году на Выставке сокровищ искусства в Манчестере. Фотография была сделана в технике фотомонтажа, и для ее изготовления Рейландеру понадобилось 30 (!) негативов. Но отсутствие публичного признания привело его к тому, что он отказался от своей трудоемкой техники и перешел к съемке портретов. В отличие от его аллегорических композиций портреты Рейландера являются более совершенными по технике исполнения. Портрет мисс Мэндер — один из лучших, созданных Рейландером.







Date: 2015-08-15; view: 797; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.028 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию