Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Для студентов заочной формы обучения





Вариант 1

1. Представьте с помощью кругов Эйлера отношения между
объемами понятий в следующих группах:

а) автомобиль, автомобиль «Жигули»-, иномарка, автомобиль
«Жигули» синего цвета;

б) орудие преступления, пистолет, огнестрельное оружие.

2. Выполните не менее чем на три шага операции обобщения и ограничения над следующими терминами: а) учебное посо­бие; б) студент.

3. Установите, являются ли представленные ниже высказы­вания правильно выполненными определениями либо делени­ями, если нет - укажите ошибку (т.е. укажите, какое правило выполнения этих операций нарушено):

а) информация бывает необходимой, достаточной и точной;

б) логика - это наука о мышлении;

в) греки делили людей на греков и варваров;

г) квадратом называют прямоугольный ромб.

4. Выполните операции обращения, превращения и проти­
вопоставления предикату над каждым из следующих высказы­
ваний:

а) каждому довелось видеть свинью;

б) часть шпионов не носит носовые платки;
г) все англичане любят пудинг.

5. Для приведенных ниже умозаключений определите их тип,
правильность, фигуру и модус. Если умозаключение неправиль­
ное, укажите ошибку:

а) все американцы - любители жевательной резинки;
все европейцы - не американцы..

Следовательно, некоторые европейцы не являются любите­лями жевательной резинки.

б) ни одна обезьяна - не солдат;
все обезьяны любят бананы.


Следовательно, некоторые любители бананов не солдаты, в) если ваша девушка не отражается в зеркале, значит она вампир;

ваша девушка отражается в зеркале. Следовательно, она не вампир. ' Вариант 2

fi 1. Представьте с помощью кругов Эйлера отношения между: объемами понятий в следующих группах:

а) хищник, крокодил, травоядное, млекопитающее;

б) студент, спортсмен, трусливый человек.
2. Выполните не менее чем на три шага операции обобщения

и ограничения над следующими терминами: а) операция сло-,. жения; 6) модный костюм

З.Установите, являются ли представленные ниже высказы-; вания правильно выполненными определениями либо делени- > ями, если нет - укажите ошибку (т.е. укажите, какое правило; выполнения этих операций нарушено):

а) любовь - это одно из самых возвышенных чувств;

б) бесхозное имущество - имущество, не имеющее собствен­
ника или собственник которого не установлен;

в) метр делится на сантиметры;

г) выделяют четыре стороны горизонта: север, юг, восток и
запад,

4. Выполните операции обращения, превращения и проти­вопоставления предикату над каждым из следующих высказы-; ваний:

а) некоторые дядюшки щедрые;

б) все драконы любят девушек на ужин;
г) ни одна ящерица не пишет стихи.

( 5. Для приведенных ниже умозаключений определите их тип, правильность, фигуру и модус. Если умозаключение неправиль­ное, укажите ошибку:

а) все влюбленные неразумны;
Ромео влюблен.

Следовательно, он не разумен.

б) ни один верблюд не любит прошлогодние кактусы;
ни один верблюд не является гурманом.

Следовательно, некоторые гурманы любят прошлогодние кактусы.

в) если следствие ведет комиссар Мегрэ, преступник будет
пойман;
преступник был пойман.

Следовательно, дело вел Мегрэ.


Вариант 3

1. Представьте с помощью кругов Эйлера отношения между
объемами понятий в следующих группах:

а) натуральное число, целое число, положительное число, от­
рицательное число;

б) часть речи, существительное, глагол, глагол прошедшего
времени.

2. Выполните не менее чем на три шага операции обобще­
ния и ограничения над следующими терминами: а) пистолет;
6) юрист.

З.Установите, являются ли представленные ниже высказы­вания правильно выполненными определениями и делениями, если нет - укажите ошибку (т.е. укажите, какое правило выпол­нения этих операций нарушено):

а) Земля - это планета, образовавшаяся в результате слож­
ных процессов, происходящих во Вселенной;

б) кандидат - это лицо, выдвигаемое в депутаты;

в) к шахматным фигурам относят короля, ферзя, пешку, коня,
слона и ладью;

г) леса бывают лиственные и хвойные.

4. Выполните операции обращения, превращения и проти­
вопоставления предикату над каждым из следующих высказы­
ваний:

а) все лягушки романтичны;

б) некоторые туземцы любят соленых пауков;
г) ни один лысый не нуждается в расческе.

5. Для приведенных ниже умозаключений определите их тип,
правильность, фигуру и модус. Если умозаключение неправиль­
ное, укажите ошибку:

а) некоторые мафиози имеют привлекательную внешность;
все мафиози беспощадны.

Следовательно, некоторые беспощадные люди имеют привле­кательную внешность.

б) все китайцы отличные математики;
некоторые жители Азии отличные математики.

Следовательно, некоторые жители - китайцы.

в) все русские любят быструю езду;
некоторые русские богаты.

Следовательно, некоторые богатые люди любят быструю езду.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЕТУ)

ПО КУРСАМ «ЛОГИКА*

И, «ЛОГИКА И ТЕОРИЯ АРГУМЕНТАЦИИ*

1. Каков предмет логики?

2. Какова общая характеристика понятия?

3. Что такое содержание и объем понятия?

4. Каковы основные виды понятий?

5. Каковы отношения между понятиями?

6. Как осуществляются операции обобщение и ограничение i понятий?

f 7. Что такосопределение и каковы его основные виды?

8. Как осуществляются деление и классификация? 'i 9. Какова общая характеристика суждения? | 10. Каков состав простого суждения? '■$' 11. Как осуществляется деление суждений по количеству и качеству?

12. Что такое распределенность терминов в суждении?

13. Каково деление суждений по модальности?

14. Что такое сложное суждение и каковы его виды?

15. Каковы отношения между суждениями («логический квадрат»)?

16. Как осуществляется обращение суждений?

17. Как осуществляется превращение суждений?

18. Как осуществляется противопоставление предикату?

19. Как характеризуется закон тождества?

20. Как характеризуется закон противоречия?

21* Как характеризуется закон исключенного третьего?

22. Как характеризуется закон достаточного основания?

23. Какова общая характеристика умозаключения?

24. Что такое простой категорический силлогизм, его фигу­ры и модусы?

25. Каковы общие правила категорического силлогизма?

26. Каковы модусы первой фигуры категорического силло­гизма? ч

27. Каковы модусы второй фигуры категорического силло­гизма?


28. Каковы модусы третьей фигуры категорического силло­гизма?

29. Что такое условный силлогизм?

30. Что такое условно-разделительный силлогизм?

31. Что такое разделительно-категорический силлогизм?

32. Что такое дилемма?

33. Что такое сложные, сокращенные и сложносокращенные силлогизмы?

34. Что такое индукция и дедукция?

35. Что такое полная и неполная индукция?

36. Что такое популярная и научная индукция?

37. Что такое метод сходства?

, 38. Что такое метод различия?

39. Что такое соединенный метод сходства и различия?

40. Что такое метод сопутствующих изменений?

41. Что такое метод остатков?

42. Что такое аналогия?

43. Что такое гипотеза?

44. Каковы основные виды гипотез?

45. Какова общая характеристика доказательства?

46. Что такое прямое и косвенное доказательство?


ЛИТЕРАТУРА

ВМ. Логика: Учеб. пособие для вузов. Минск: Новое знание, 2001. В.Ф., Воробьева СВ. и др. История логики: Учеб. пособие. Минск, 2000. в ВЛ. Основы логики: Учебник для вузов. М.: Инфра-М, 2002. инкин В.И. Логика: Учебник для вузов. М.: Гардарики, 2001. "о EJC. и др. Логика: Учебник для вузов. М.: ВЛАДОС, 2001. та АД. Логика. 7-е изд. М.: Омега-Л, 2004. нова АД. Логика для юристов. М.: Омега-Л, 2003. ой ДМ. Логика: Практический курс основ формальной логики. М.: Щит-

М, 2004.

-ь КК. Логика. М.: ЮНИТИ, 2004. АЛ. Логика: Учебник. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. АЛ. Теория аргументации: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2000. решать задачи по логике. СПб., 2000. иллов В.И. Логика: Учеб. пособие для юридических вузов. 5-е изд.

М.: Юрист, 2002.

м ВЛ. Логика. Систематический^сурс. Ростов н/Д.: Феникс, 2001. в ММ. Введение в логику. М.: Гардарики, 2004. оров АД. Логика и теория аргументации. М., 2003. хин О А. Логика для юристов. Ростов н/Д: Феникс, 2003.


i) mtiViil-.lii' ■■" ■............... I'm i'i i ' 11. r'na-BWIrtl'tf Mil' 11')»''—"" '.айп-»--—-."—-г-


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие............................................................................... 3

Введение..................................................................................... 5

I. Понятие как объект логики........................................................................................ 9

1.1. Общие сведения о понятии........................................................................... 9

1.2. Операции ограничения я обобщения понятий. Виды понятий. Отно­шения между объемами понятий 11

Упражнения к разделу 12............................................................................ 16

1.3. Логические операции определения и деления как средства уточне­
ния и систематизации информации....................................................... 22

Упражнения к разделу 13............................................................................ 27

П. Суждение как форма мысли................................................................................. 31

2.1. Общие сведения о суждении...................................................................... 31

2.2. Простые категорические суждения....................................................... 32

Упражнения к разделу 2.2................................................................................... 38

2.3. Отношения между простыми категорическими суждениями и логи­
ческие операции над ними....................................................................... 38

Упражнения к разделу 2,3................................................................................ 43

2.4. Сложные суждения.................................................................................... 46

Упражнения к разделу 2.4................................................................................ 49

III.Умозаключение................................................................................................ 51

3.1. Общие сведения об умозаключении...................................................... 51

Упражнения к разделу 3.1................................................................................ 54

3.2. Простой категорический силлогизм...................................................... 56

Упражнения к разделу 3.2.................................................................................... 60

3.3. Дедуктивные умозаключения. Основные схемы выводов из сложных

суждений.......................................................................................................... 62

Упражнения к разделу 3.3................................................................................ 70

3.4. Индуктивные умозаключения и умозаключения по аналогии......... 73

Упражнения к разделу 3.4................................................................................... 78

IV. Логические основы аргументации..................................................................... 82

4.1. Аргументация, убеждение, доказательство........................................... 82

4.2. Структура доказательства и его основные виды................................. 82

4.3. Важнейшие правила доказательства................................................... 84

Упражнения к разделу 4........................................................................... 85


шеиия и указания к выполнению упражнений................................................ 89

Упражнения раздела 1.2.......................................................................... °~

Упражнения раздела 1.3.......................................................................... j**

Упражнения раздела 2.2.............................. ■■.......................................... ^}

Упражнения раздела 2.3............................................................................ 91

Упражнения раздела 2.4.......................................................................... **£

Упражнения раздела 3.1.................... -....................................................... 95

Упражнения раздела 3.2.......................................................................... "5

ерные варианты контрольных работ по курсам «Логика* и «Логика

и теория аргументации»- для студентов заочной формы обучения............... 96

>льные вопросы к экзамену (зачету) по курсам «Логика»- и «Логи­
ка и теория аргументации»-................................................................................. 99

тер ату ра ................................................................................ 10


Date: 2015-08-15; view: 516; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию