Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Решения и указания к выполнению упражненийУПРАЖНЕНИЯ РАЗДЕЛА 12 I. 1) студент технического университета; 2) радиотелефон; 3) почтовый голубь; 4) пиво «Балтика» № 4. П. 1) четырехугольник; 2) техническое устройство; 3) архитектурное сооружение; 4) литературное произведение. III. Для операции ограничения. При правильном выполне Для операции обобщения. При правильном выполнении операции обобщения каждое последующее понятие должно быть родовым по отношению к предыдущему (исходному). IV. 1. Операция ограничения выполнена неправильно. Ошибка V. 1. Неправильно; ошибка на втором шаге, поскольку поня X. 1. Спор, полемика. 2. Понятий, находящихся в отношении XI. 1. Все три понятия взаимно пересекаются. 2. Таких поня XII. 1. Все три понятия образуют последовательное подчи XIII. 1. Таких понятий в группе нет. 2. Мелкое озеро, глубо XIV. 1. Поступки законные, поступки незаконные. 2. Грибы XV. 1. Школа. 2. Университет. 5. В этой группе имеется «ловушка» для невнимательных. Понятие «банк» не может находиться ни в одном из отношений совместимости со всеми другими понятиями. 6. Как показывает опыт преподавания, это задание непростое. Попробуйте вначале установить, какие два понятия являются самыми широкими по объему и находятся в отношении тождества. УПРАЖНЕНИЯ РАЗДЕЛА 13 I. 1. Хотя мы хорошо относимся к животным, но определять собаку таким образом нельзя. Здесь, во-первых, имеет место метафора, а во-вторых, даже если это утверждение понимать буквально, оно оказывается слишком широким определением, т.е. нарушено правило соразмерности. 2. Говорят, что древнегреческий философ Диоген Синопский, услышав это определение человека, данное Платоном, ощипал петуха и ходил с ним по улицам Афин, восклицая: «Вот - „платонов человек"!». Таким образом, он показывал, что данное определение неправильное. Но какое правило нарушил Платон, определите сами. 3. Конечно, между специалистами в области логики существуют некоторые разногласия относительно предмета логики, и это находит свое отражение в учебных пособиях. Однако мы не думаем, что против предложенного здесь определения были бы выдвинуты серьезные возражения. Таким образом, его можно считать правильным. 4. Это непростой случай. Действительно, правило «круга в определении» не нарушено. Кроме того, если мы согласны с такой «единственностью» недостатка, то не нарушено правило соразмерности. Здесь нет метафор и сравнений. Однако такое определение нельзя считать «хорошим», поскольку оно имеет ярко выраженный отрицательный смысл. Следовало бы указать, чем является «слабость характера», используя положительные понятия. V. 1. Деление является правильным. Основание для деления -основное планируемое применение автомобиля. Другое дело, что мы в легковых машинах нередко перевозим грузы, а в грузовых -! людей. Мы не всегда следуем правилам, в том числе правилам & логики. 2. Если считать, что предметом науки может быть либо мир природы, либо мир человека, то данное деление можно признать правильным. Основание - предмет, который изучает наука. 3. Конечно, так делить нельзя: нарушено правило единства основания. 4. Это деление можно признать правильным, хотя это обидно. Основание деления: говорит ли человек по-гречески или нет. УПРАЖНЕНИЯ РАЗДЕЛА 22 И. 1. Данное суждение является атрибутивным, поскольку # хоккеистам приписывается определённое свойство - «мечтают • играть в НХЛ». Стандартная форма может быть представлена ) квантор «некоторые», поскольку, очевидно, не все конфеты в коробках являются неплохим подарком. Кроме того, обращаем внимание, что, во-первых, не стоит менять предикат суждения на слово «хорошие». Во-вторых, мы рекомендуем не оставлять отрицание на предикате, а переносить его на связку. Поэтому данное суждение мы привели к частноотрицательной форме. 3. Атрибутивное суждение. Стандартная форма: «Некоторые 4. Реляционное суждение, устанавливающее отношение «стар- III. Если это задание вызывает затруднение, попробуйте воспользоваться примерами суждений и просто изобразить отношения между понятиями, играющими роль субъекта и предиката. После этого обобщите полученные результаты. Обращаем также внимание, что для утвердительных суждений возможны два различных варианта схем. УПРАЖНЕНИЯ РАЗДЕЛА 23 I. 1. Поскольку первое суждение общеутвердительное (А), а второе суждение общеотрицательное (Е), то отношение между ними - противоположность. 2. Первое суждение - общеутвер- дительное, второе - частноотрицательное, значит отношение -контрадикторность. II. 1. Исходное суждение является общеутвердительным и 2. Противоположное суждение: «Все студенты нашей группы курят» - ложное. Противоречащее суждение: «Некоторые студенты нашей группы курят» - ложное. Подчиненное суждение: «Некоторые студенты нашей группы не курят» - истинное. 3. Противоположное суждение: «Ни одна дорога не ведет в Рим» - ложное. Противоречащее суждение: «Некоторые дороги не ведут в Рим» - ложное. Подчиненное суждение: «Некоторые дороги ведут в Рим» - истинное. III. 1. Исходное суждение является частноутвердительным и 2. Контрадикторное суждение: «Все суждения являются простыми» - является ложным. Подчиняющее суждение: «Ни одно суждение не является простым». Суждение частичной совместимости: «Некоторые суждения являются простыми». Значение двух последних по правилам логического квадрата определить нельзя. IV. Суждение рассерженной супруги является общеутверди ! Обращаем внимание. В данном случае не требуется обоснования общего суждения: «Все мои друзья не являются пьяницами». Запомните, чтобы опровергнуть общее суждение, с которым вы не согласны, достаточно показать истинность частного, контрадикторного ему. Сделать это легко: нужно привести подтверждающий пример. (В нашей задаче: «Ошибаешь- j ся, Петя не пьет».) Общее всегда сложнее доказать, чем частное. V. 1. Приведем суждение «Любой персональный компьютер идам оперативную память». Это общеутвердительное суждение. Выполним операции. Обращение: Любой персональный компьютер является прибором, имеющим оперативную память. Некоторые приборы, имеющие оперативную память, - персональные компьютеры. Превращение: Любой персональный компьютер является прибором, имеющим оперативную память. Любой персональный компьютер'не является прибором, не имеющим оперативной памяти. Противопоставление предикату: Любой персональный компьютер является прибором, имеющим оперативную память. Любой прибор, не имеющий оперативной памяти, не является персональным компьютером. 2. «Некоторые булочки - вкусные». Данное суждение явля Обращение: Некоторые булочки - вкусные. Некоторые вкусные вещи - булочки. Превращение: Некоторые булочки - вкусные. ______ ___ Некоторые булочки не являются невкусными., 3. Ни один вампир не любит чеснок. Приведем суждение к Обращение: Ни один вампир не является любителем чеснока. Ни один любитель чеснока не является вампиром. Превращение: Ни один вампир не является любителем чеснока. Все вампиры являются не-любителями чеснока. Противопоставление предикату: Ни один вампир не является любителем чеснока. Некоторые не-любители чеснока являются вампирами. 4. Суждение «Некоторые утки не пишут стихи» будем рас Превращение: Некоторые утки не пишут стихи. Некоторые утки являются существами, не пишущими стихи. Противопоставление: Некоторые утки не пишут стихи. Некоторые существа, не пишущие стихи, - утки. 9. «Странность» этого суждения заключается в том, что в нем субъект «солдат, который не мечтает стать генералом» располагается после предиката «плох». Приведите суждение к стандартной форме и после этого выполняйте операции. У1. Для того чтобы выполнить это упражнение, необходимо воспользоваться следующим простым и очевидным правилом: ^Отрицание истинного суждения - это ложное суждение, а отрицание ложного суждения является истинным суждением»'. Это правило базируется на основных законах логики: законе противоречия и исключенного третьего27. Рассмотрим применение нашего правила. 1. Следствие: «Неверно, что ни один человек, мало видевший, 1 Хотим обратить внимание читателя, что достаточно часто мы слышим рассуждения, в которых логическая структура используемых суждений не представлена в явном виде. Иногда так поступают, поскольку считают ее общеизвестной. Но иногда логическую структуру суждения не указывают умышленно, чтобы ввести своего собеседника в заблуждение, замаскировать слабость своей точки зрения в споре. Мы видим, что «логический квадрат» и правило «отрицания» позволяют прояснять логические характеристики исходных суждений, используя для этого логические характеристики следствий, из которых они выводятся, 2. Исходное суждение является общеотрицательным: «Ни 4. В данном случае имеющейся информации недостаточно для решения задачи. Исходное суждение могло быть общеутвердительным или частноутвердительным.
|