Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Возрастные особенности учащихся пятого класса
Ученик пятого класса относится к такому периоду, выделяемый в психологии как младший подростковый возраст, который принято рассматривать в пределах физического возраста детей от 10 до 12 лет [52]. Исходя из этого, исследуемый возраст пятиклассников вполне проходит по классификации. Данный период называют переходным возрастом, так как в этот период происходит качественное изменение ребенка, переход его от детского состояния к более взрослому, некоторым более зрелым степеням развития. Он "относится к числу критических периодов в онотогенезе, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида" [52, C.279]. Стоит отметить, что этот период отражается на всех сторонах развития подростка. Это в первую очередь его анатомо-физиологические, эмоциональные и интеллектуальные стороны развития. При этом в младшем подростковом возрасте существенно изменяются условия жизни, обучения, деятельности школьника. Естественный итог этого - перестройка эмоциональной сферы, некоторые изменения во взаимоотношения с взрослыми, сверстниками [9]. Касательно самого характера учебной деятельности, этот этап в жизни учащихся характеризуется тем, что для них начинается систематическое изучение основ наук. Конечно, этот процесс требует более высокого уровня эмоционального и интеллектуального развития. В связи с этим к ученику предъявляются более серьезные требования со стороны родителей и школы. Из-за происходящей анатомо-физиологической перестройки организма, при котором отмечается подчас неравномерный, но бурный рост тела, совершенствование мускульного аппарата, в психологическом отношении также происходят перемены. Имеющая место в этом возрасте ломка привычных старых стереотипов приводит к тому, что часто ребёнок начинает стесняться своей угловатости, некоторых дефектов внешности. Это, само собой, вызывает у ребёнка эмоциональные переживания, неуверенность в сочетании с беспокойством о том, какое мнение сложится о нём у окружающих. Естественно, что результатом становятся эмоциональные срывы, быстрая утомляемость. Некоторые особенности развития сердечно - сосудистой системы и начало интенсивной деятельности желез внутренней секреции приводят обычно к некоторым, скоропроходящим нарушениям в эмоциональной сфере младшего подростка. У него может наблюдаться повышенная возбудимость, вспыльчивость, что выражается в бурных проявлениях в эмоциональной сфере, в резких реакциях типа аффектов. Нервная система подростка не всегда способна выдержать сильные монотонно действующие раздражители, под влиянием которых он приходит или в состояние торможения или в состояние возбуждения. Под влиянием сильных впечатлений, нервных встрясок, неожиданной радости или огорчения одни подростки становятся вялыми, безучастными, рассеянными, а другие становятся раздражительными, нервозными, нарушают дисциплину [9], [32]. Как видно из всего вышеперечисленного, существует насущная необходимость учитывать во всех стезях организации учебно-воспитательного процесса эти особенности полового созревания и физического развития учащегося пятого класса. Пятый класс - особое время для учащихся, когда существенно перестраивается и характер учебной деятельности. В младших классах у них был один учитель, который вёл все предметы. Теперь же у них преподают разные учителя по разным предметам, и требования у них разные. Различаются у учителей и подходы к учащимся, стиль в работе, отношение к детям. Именно на этом периоде обучения начинает проявляться доля подросткового материала: подростки часто реагируют на всё эмоционально, неоднозначно и, подчас, весьма критично. Интерес к учёбе снижается, однако познавательные потребности отнюдь не пропадают. Учёба оценивается ими как необходимое и важное условие к будущей самостоятельной жизни [9]. Учащийся уже не считает себя ребёнком, но расценивает себя как взрослого и равного члена общества. Особая эмоциональность вкупе с физическими и психологическими изменениями пятиклассника приводит к противоречию между его потребностями и реальными возможностями. Ученик стремится быть более значимым и важным, требуя, чтобы к нему относились как к равному. Отсюда и вытекает повышенная эмоциональность к оценке взрослых, обидчивость, острая реакция на замечания. Младший подросток стремится к тому, чтобы взрослые считались с его мыслями, эмоциями, уважали их. Это проявляется и в стремлении подростков быть относительно независимыми от взрослых, в наличии собственных взглядов и суждении, и в подражании внешнему облику и манере поведения взрослых. "Потребность быть и считаться взрослым превращается в этот период в доминирующую. Прежде всего это проявляется в стремлении подростка приобщиться к жизни и деятельности взрослых" [9, C.93]. Что иногда носит и отрицательный характер. Отрицательные проявления в эмоциональной сфере подростка выражаются в том, что они сопротивляются влиянию старших, не признают их авторитет, игнорируют предъявляемые ими требования, критикуют поступки и действия родителей и учителей. Поэтому нужно это здоровое и ценное в своей основе чувство взрослости, а старается ввести в правильное русло [9], [32]. Часто в подростковом возрасте возникают серьёзные увлечения, который иногда могут принять форму страсти, которые захватывают школьников в ущерб другим важным занятиям. Такая любознательность и любопытство, стремление познать больше, могут породить разбросанность и неустойчивость их интересов. Отмечается наличие многих интересов и частая их смена приводит лишь к удовлетворению поверхностного любопытства и выработки легкого, несерьезного отношения к различным областям жизни. Одним из самых важных моментов в развитии учащегося является формирование у него в эмоциональной сфере потребности осознать себя как личность. У младшего подростка возникает интерес к себе, к своим внутренним эмоциональным переживаниям, к качествам собственной личности, потребность самооценки, сопоставления себя с другими людьми. В его жизни появляется место некому подобию самоанализа, когда он пытается изучить сильные и слабые стороны своей личности. У пятиклассника основой самоосознания являются оценки о нем взрослых, товарищей, коллектива. Иногда оценки окружающих и самооценка не совпадают, что приводит к конфликтам. "В этом возрасте учащиеся заниматься самовоспитанием с элементами экспериментов над самими собой: например, старание перетерпеть боли, задерживание дыхания под водой. Именно это новообразование данного возраста" [67, C.77], которые возникает как следствие ведущей деятельности предшествующего периода, является одним из ключевых. Именно в этом возрасте начинается постепенный отход их от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, при большей опоре на внутренние критерии. Представления, на основании которых у учащихся формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе самопознания, основной формой которого является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками. "Центральным в этом плане является специфика нравственного развития личности, а именно: пересмотр ценностных представлений, родители как образец для подражания отступает на задний план, идёт созревание собственного "Я" [9, C.95]. Из вышесказанного следует, что поведение младшего подростка регулируется его самооценкой. Но самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть немало немотивированных поступков. "Поведение и деятельность подростка во многом определяются особенностями самооценки" [9, C.94]. Главное психологическое приобретение младшего подростка - это открытие своего внутреннего мира. Стремление к самопознанию вызывает у учащихся потребность не только осмыслить свои переживания и эмоции, но и расширить свой круг общения. Большое значение для учащихся имеет значение, как оценивается их личность в настоящее время. Пытаясь отыскать в себе задатки исключительности, учащиеся с удовольствием занимаются спортом и творческой деятельностью, где они могут достичь определенных результатов. Импульсом к творчеству служит развитие воображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к написанию стихов, разным видами конструирования и тому подобное. В этом возрасте существует и вторая линия развития воображения. Потребности, чувства, переполняющие подростка, выплескиваются в воображаемой ситуации. В свой мир фантазий подросток никого не допускает, он может рассказать о них только самому близкому другу. Игра воображения не только доставляет удовольствие и приносит успокоение. В своих фантазиях пятиклассник лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь. Смутные побуждения предстают перед ним в яркой образной форме. Также у учащихся продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение и другие. С интеллектуальным развитием тесно связано начинающееся в этот период становление основ мировоззрения. Происходит дальнейшая интеллектуализация восприятия и памяти. Различные формы речи, в том числе письменная, также развиваются. Что касается влияния родителей, то оно уже ограничено, не охватываются все сферы жизни ребенка, как это было в младшем школьном возрасте, но его значение трудно переоценить. Мнение сверстников обычно наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчиками и девочками, в вопросах, связанных с развлечением, молодежной модой и тому подобное. Но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков, зависит, в первую очередь, от позиций родителей. Общение со сверстниками приобретает первостепенное значение. "Стремление занять достойное место в коллективе сверстников - один из доминирующих мотивов его поведения и деятельности" [9, C.93]. Общаясь с друзьями, пятиклассники активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других. Их внешние проявления коммуникативного поведения весьма противоречивы. С одной стороны, стремление во чтобы то ни стало быть такими же, как все, с другой - желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой - бравирование собственными недостатками. Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует у младших подростков с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших "друзьях на всю жизнь". Как было замечено, влияние в коллективе является важным фактором для пятиклассников. "У подростков на первом плане - сверстники" [9, C.94]. Нередко некоторые из них рассматривают отметку как возможность занять в классе более высокое положение. Влияние коллектива в этом возрасте настолько велико, что учащиеся воспринимают и своих учителей через призму общественного мнения. Бывает, что ради одобрения одноклассников, пятиклассники идут на конфликт с учителями, нарушают дисциплину, не испытывают при этом ни малейших угрызений совести. Гигантское значение сверстников подтверждается и тем доверием, которым учащиеся награждают их. "По некоторым данным, в свои любимые занятие учащиеся посвящают в основном товарищей и друзей, реже - родителей и совсем редко - учителей" [9, 94]. К пятому классу иногда всплывают некоторые пробелы в знаниях, которые необходимо ликвидировать. Учитель должен стараться помочь преодолеть такие трудности как неправильно усвоенные и несформированные учебные умения и навыки. Стоит заметить, что это нелегкая задача. Трудности могут быть также связаны с несформированностью необходимых мыслительных действий и операций - анализа, синтеза, с плохим речевым развитием, недостатками развития внимания и памяти. Надо сказать, что пятый класс очень благоприятное время для преодоления этих недостатков. Пятиклассники очень интересуются способами развития мышления, внимания, памяти, поскольку наблюдательность, внимательность, умение замечать детали являются теми свойствами, которые они очень ценят в себе и других. Несмотря на заметное стремление у пятиклассников к тому, чтобы казаться взрослыми, игра занимает в жизни учащихся этого возраста значительное место. Причиной для использования игровой деятельности в учебном процессе является тот факт, что пятиклассники могут выполнять достаточно сложную деятельность, преодолевая значительные трудности ради непосредственно привлекательной цели. Но в случаях, когда цель их не привлекает, они испытывают значительные трудности в преодолении и внешних, и тем более, внутренних препятствий. Для пятиклассников характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют, в том числе и к учебному предмету. Практически все пятиклассники считают себя способными к тому или иному учебному предмету, причем критерием такой оценки служит не реальная успешность в этом предмете, а субъективное отношение к нему [9], [17]. Эта особенность может быть и причиной трудностей в учении. Общее положительное к себе отношение и представление о своих возможностях, не опирающееся на оценку своей реальной успешности, нередко приводит к тому, что пятиклассники охотно берутся за многие дела, будучи уверены, что они смогут это сделать, но при первой же трудности бросают, не испытывая при этом особых угрызений совести. Стандартное объяснение этому “разонравилось, не хочется, не смогу" отражает, как это ни странно для взрослых, реальную причину: теряется положительное отношение и, как следствие, снижается самооценка в этой области. При этом из-за преобладания эмоциональной регуляции такие ситуации не влияют на общее положительное отношение школьника к себе. Негативные оценки окружающих, собственные неудачи воспринимаются детьми как ситуативные, временные, а главное - не имеющие прямого отношения к их способностям и возможностям [4], [17]. В помощь учителю идёт такое средство как юмор. Юмор имеет очень большое значение для развития ребенка этого возраста, в том числе и познавательного. Как известно, многие достаточно сложные вещи запоминаются достаточно легко, если они представлены в шутливой форме Касательно темы неуспеваемости в пятом классе, стоит добавить, что в этом возрасте продолжительная неуспеваемость практически всегда сопровождается определенными личностными нарушениями (низкой или, напротив, защитно-высокой самооценкой, прямой или оборонительной агрессивностью, чувством беспомощности и прочее). "Поэтому и в учебных занятиях важно помочь школьнику выработать объективные критерии собственной успешности и неуспешности, развить у него стремление проверять свои возможности и находить (с помощью взрослых) пути их совершенствования" [9, С.5]. Подходя ближе к проблеме неуспеваемости в пятом классе, стоит помнить, что "успешность адаптации школьника к обучению в этом возрасте зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием" [4, C.5]. При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в пятом классе, необходимо, как уже отмечалось выше, учитывать психологические особенности данного возраста. Также нужно знать уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в пятый класс. Естественно, невозможно без анализа причин неуспешного адаптационного периода нахождение путей коррекции трудностей адаптации школьника. Учителя должны стараться осуществить как можно более плавный и постепенный переход от начальной к основной ступени образования. Из-за полового созревания изменения происходят в познавательной сфере младшего подростка: темп его деятельности замедляется, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. "Учащиеся чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях. Учитель должен знать, что все эти особенности объективны, и они быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учебу, если педагог найдет целесообразным щадящие методы и формы взаимодействия" [4, C.7]]. В организации процесса обучения следует адаптировать учащихся при переходе к кабинетной системе обучения. В сегодняшней школе изменение форм обучения происходит "рывком": вместо одного учителя начальной школы, который один строил с каждым ребенком и его семьей разносторонние отношения, появляется много предметников, отношения которых с учеником и его родителями становятся ситуативны и касаются в основном вопросов успешности и поведения на уроках. Учитывая это, необходимо постепенно вводить новое содержание и новые формы организации учебной работы учащихся. Например, по мнению многих учителей-предметников, учебная несамостоятельность выпускников начальной школы обнаруживается прежде всего в работе с текстами. В начальной школе преобладает устная работа, в основе которой лежит классная работа с учебником [4], [9]. Работа с другими письменными источниками информации в начальной школе еще по-настоящему не развернута и поэтому вызывает трудности. Кроме этого, "основные тексты, с которыми знакомятся младшие школьники, это художественные тексты или научно-популярные статьи, описания, апеллирующие главным образом к воображению и памяти маленьких читателей. В основной школе появляются тексты (письменные и устные), содержащие не только конкретную описательную информацию, но и развернутые рассуждения, описания способов анализа и обобщения фактов, разные трактовки и выводы, которые можно сделать на основе тех или иных эмпирических данных". Такое резкое изменение жанра средств обучения и характера учебного общения с неизбежностью приводит многих детей к трудностям понимания учебного содержания [4]. Подчас учителя, работая со старшеклассниками, переключаются на пятый класс и, находясь под впечатлением первых, перегружают учащихся. Такие требования пока являются неоправданными, так как предполагается, что содержание учебных курсов основной школы выстраивается системно. Для того чтобы избежать этих проблем, необходимо обеспечение преемственности в развитии общеучебных умений, навыков и способов деятельности, сохранить и развить основные способы и формы организации образовательного процесса начальной школы, организовать поиск новых форм организации учебного процесса и взаимодействия, позволяющих решать задачи развития учащихся, учитывая их критический возрастной этап. Также нужно создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе (доверительность, искренность, мягкость, оптимизм, возможность посоветоваться, пожаловаться, откровенно поговорить) [4]. Часто стремление к приобретению знаний может сочетаться с безразличным или даже отрицательным отношением, как реакция на учебные неудачи или взаимоотношение с учителем. Пятиклассники стараются скрыть свои переживания задетого самолюбия под маской безразличием или равнодушием. "Особую роль в формировании положительного отношения подростков к процессу обучения играют несколько факторов - это, во-первых, эмоциональный характер изложения материала, проблемная и поисковая деятельность дающая возможность переживать радость самостоятельных открытий и настрой подростка на успех. ". [29, С.22] Признавая права пятиклассников на относительно большую независимость и самостоятельность, не лишая при этом их взаимоотношения должного количества контроля, учитель в формировании личности своих подопечных должен опираться на чрезвычайно характерное для учащегося данного возраста эмоционально окрашенное стремление активно участвовать в жизни коллектива, быть замеченным, общественно значимым [4]. Младший школьный возраст, к которому относятся пятиклассники - сложный период не только для учителя, но и для самих учеников. Однако, учитывая психические и физические особенности, при творческом подходе талантливый педагог сможет наладить конструктивный диалог с коллективом учащихся пятого класса. Date: 2015-08-15; view: 2073; Нарушение авторских прав |