Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Факторы, влияющие на формирование интереса к иностранному языку у пятиклассников
Оценка учеником значимости учебной деятельности, его индивидуальное отношение к процессу учения, которое обусловлено личным пристрастием, является учебной мотивацией. Применительно к предмету иностранного языка, она может быть рассмотрена как система целей, потребностей и мотивов, побуждающих учащихся овладевать иностранным языком как средством межкультурного общения и проявлять активность в процессе решения коммуникативных и учебно-познавательных задач [6], [39]. Однако стоит заметить, что мотивацию невозможно тренировать непосредственно. Её можно лишь повышать, стараться развивать и стимулировать. Будучи специфической познавательной направленностью личности на предметы и явления действительности, мотивацию можно рассматривать как цель обучения и воспитания [39]. Благодаря вводимым на разных этапах урока элементам занимательности, учитель может создать внимание к теме. В данном случае, мотивация выступает как средство обучения и воспитания. В последствие, преподаватель развивает этот новый, появившийся у ученика, познавательный мотив, мотивируя учащегося и к самообразованию тоже. Здесь мотивация уже выступает в качестве результата обучения и воспитания. Известно, что учитель должен стараться постепенно формировать у учащегося из отрывочных, неустойчивых побуждений зрелую мотивационную сферу с устойчивой структурой, которая включает действенные, перспективные и осознанные мотивы, цели, эмоции, опосредуемые целостной внутренней позицией ученика [38]. И одним из факторов, влияющих на мотивацию, является атмосфера в семье. Как утверждают некоторые исследователи, высокая мотивация формируется, как правило, в семьях, где родители постоянно повышают уровень своих требований к детям. При этом родители не отказывают в помощи и поддержке в сочетании с доброжелательным и мягким отношением к своим детям. К снижению мотивации может привести игнорирование или безразличное отношение к детям. Также вредна и другая крайность, а именно слишком строгий контроль, который приводит лишь к желанию у ребёнка избегать любых неудач, и в ряде случаев это приводит к низкому уровню мотивации в целом [22]. Как известно, немаловажным фактором в формировании мотивации является оценка учителя. Отметка может вызвать возрастание активности учащихся и их мотивации. Влияя в равной степени и на самооценку учащегося, отметка является мощным орудием мотивации. В каком-то смысле, отметка является для учащихся ориентиром их успешности. Однако, стоит заметить, что отметка для учащихся является не только оценкой их знаний, но и неким показателем общественного мнения о них самих. Поэтому существует опасность того, что некоторые дети будут стремиться к высоким отметкам не ради знаний, а ради повышения своего престижа, похвалы или поощрения со стороны родителей. В настоящее время отметка выступает в качестве ведущего мотива обучения у большинства младших школьников [6], [21], [68]. Что касается организации учебной деятельности, исследователями отмечено, что совместная деятельность создает более высокую мотивацию, например, чем индивидуальная [14], [10], [68]. Совместное обучение способствует развитию у детей контрольно - оценочных действий, формированию самостоятельности. Во время общения между участниками совместной учебной деятельности происходит более ускоренный обмен информацией и повышается процесс формирования навыков и умений. Общая цель и единая мотивация являются тем залогом для совмещения и согласования деятельности участников, при котором учащиеся объединяют свои усилия процессе усвоения нового материала. При этом возрастает объем усваиваемого материала и глубина его понимания. Для формирования понятий, умений, навыков тратиться меньше времени. В таком коллективе значительно меньше проблем с дисциплиной, ученики получают большее удовольствие от занятий, а их познавательная активность и творческая инициатива могут возрасти. Также при такой организации учебной деятельности особенно успешным является использование игровых форм. Обучающая игра - это ориентированная на зону ближайшего развития деятельность, совмещающая педагогическую цель с привлекательным для ребенка мотивом деятельности и внутренне мотивированная. Это обуславливает необходимость проведения специально организованной игровой деятельности, используя совместные формы работы. Кроме того, игровая совместная деятельность является тем механизмом, который переводит требования социальной среды в потребности самого ребенка. Использование игровых форм организации учебной деятельности способствует созданию ситуаций успеха в обучении, включению учащихся в совместную творческую деятельность [10], [33], [67]. Существенное значение для формирования интереса имеет переживание успеха или неуспеха учащимися. "Неуспех, как правило, вызывает у них бурные отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудное задание. И если неуспех повториться, то у учащихся закрепиться отрицательное отношение к предмету" [9, C.98]. Не стоит забывать и о возрастных особенностях учащихся. Новообразования определенного периода ребёнка, ведущая деятельность в данном возрасте, психологические и физиологические особенности образуют, так сказать, некоторые эталоны, взяв в расчёт которые, легче понять, как формировать мотивацию у учащихся [32]. В младшем школьном возрасте ребёнок впервые сталкивается с учебной деятельностью. Интерес к знаниям уже к середине этого периода может в учебно-познавательные мотивы, то есть у ребёнка появляется интерес к способам приобретения знаний. Также возникают мотивы самообразования, представленные пока в самой простой форме - интерес к дополнительным источникам знаний, эпизодическим чтением дополнительных книг. Младший школьник стремится получить одобрение со стороны учителя и родителей. На данном этапе у него проявляются мотивы сотрудничества и коллективной работы. Учащийся начальной школы учится понимать и принимать цели, исходящие от учителя, выполняет действия по инструкции. [12], [32]. При правильной организации учебной деятельности, у младшего школьника можно закладывать умения соотнесения цели своим возможностям. Что касается среднего школьного возраста, то тут происходит овладение общим строением учебной деятельности, способами самостоятельного перехода от одного вида деятельности к другому (от ориентировочных учебных действий к исполнительным и затем к контрольно-оценочным), что является важной основой самоорганизации учебной деятельности. Учебные действия объединяются в приемы, методы, в крупные блоки деятельности. Отдельные действия и операции совершаются, переходят в умственный план, что позволяет быстрее осуществлять учебную деятельность. Существенно развивается умение находить и сопоставлять несколько способов решения одной задачи, поиск нестандартных способов решения, что переводит учебную деятельность с репродуктивного на продуктивный уровень. Происходит становление прогнозирующих, планирующих норм контрольно-оценочных действий. Это дает возможность корректировать учебную работу до начала ее выполнения [12], [32]. В подростковом возрасте существенно укрепляются учебно-познавательные мотивы. Для подростков характерен интерес к способам приобретения знаний. Мотивы самообразования в этом возрасте поднимаются на следующий уровень, наблюдается активное стремление подростка к самостоятельным формам учебной работы, появляется интерес к методам научного мышления. Знания учащихся обогащаются представлениями о нравственных ценностях общества. Принципиальные качественные сдвиги возникают и в позиционных мотивах учения, при этом существенно усиливается мотив поиска контактов и сотрудничества в учебной среде. К концу подросткового возраста может наблюдаться устойчивое доминирование какого-либо мотива. Осознание подростком соподчинения, сравнительной значимости мотивов означает, что в этом возрасте складывается осознанная система. Существенно развиваются процессы целеполагания в учении. Подростку доступны самостоятельная постановка не только одной цели, но и последовательности нескольких целей, причем не только в учебной работе, но и во внеклассных видах деятельности. Подросток овладевает умением ставить гибкие цели, закладывается умение ставить и перспективные цели, связанные с приближающимся этапом социального и профессионального самоопределения [9], [12], [32], [28]. Немаловажную роль в формировании мотивации играет и само отношение учителя к предмету. "Даже при самом глубоком знании материала не интересующийся своим предметом учитель с трудом может мотивировать детей, так как учащиеся начинают думать, что данный предмет лишен смысла, раз даже преподаватель не проявляет к нему интереса. Такой пример демонстрации исключительно внешней мотивации со стороны учителя может вызвать в учащихся мысли, что обучении выполняет лишь функцию средства источника благ" [39, C.7]. Субъектом учебной деятельности является учащийся, урок проводится учителем. И учащиеся, и ученики - люди. Поэтому фактор простых человеческих отношений тоже не стоит отметать. Отношение учителя к ученику и наоборот может способствовать повышению или снижению мотивации. От этих отношений как "взаимных связей между учителем и учениками" зависит и "как воспринимают дети школу, учителя, свои школьные обязанности, что они могут себе позволить и до какого предела дойти" [49, C.87]. Как правило, поведение человека часто всего определяется преимущественно внешними причинами [41]. При отсутствии внутренней мотивации человек занимается каким-то определенным делом, руководствуясь лишь внешними мотивами, например, поощрением, желанием избежать наказания. При внутренней мотивации человек получает удовлетворение непосредственно от самой деятельности. Специфическая особенность внутреннего мотива состоит в том, что он не может быть ни какой-либо конкретной вещью, которая выступает в качестве поощрения, ни социальным отношением, статусом, престижем [21]. Внутренний мотив - это то состояние радости, удовольствия и удовлетворения от своего дела, которое получает человек, выполняя его. Внутренний мотив в отличие от внешнего никогда не существует до и вне самой деятельности [21]. Когда речь заходит о демотивированности школьников, обычно имеют в виду снижение интереса к учебе, то есть снижение ее внутренней мотивации. Часто такой процесс начинается у многих школьников, как правило, с переходом из начальной в среднюю школу и особенно усиливается в подростковом возрасте [4], [40]. В совокупности с происходящим у школьников часто падает успеваемость учащихся, ухудшается усвоение ими учебных предметов и соответствующих знаний, умений и навыков, падает эффективность обучения в целом. Всё это показывает, насколько важной является задача оптимального сочетания внешних и внутренних мотивов в деятельности учащихся, и, следовательно, задача активизации, стимулирования внутренних стимулов учебы [13]. Учащийся, действительно получающий удовольствие от самой учебы, как правило, ощущает свою полную включенность в свою деятельность. Он обладает хорошей концентрацией внимания, мыслей и чувств на деле, которое он выполняет. Благодаря включенности в учебный процесс он в состоянии отогнать из сознания посторонние мысли и чувства. При этом наблюдается умение чётко ставить цель и задачи в соответствии с принятыми требованиями. Учащийся имеет устойчивую и реалистичную самооценку. Он в силах критически взглянуть на свою деятельность и сказать, насколько успешно выполняет свое дело. Это способствует отсутствию у ученика беспокойства или тревоги перед возможными ошибками, неуспехом. Касательно проблемы возникновения такой ситуации, когда учащийся, движимый не одной лишь внешней мотивацией, но и внутренней, можно сказать, что это происходит лишь в случаях, когда деятельность находится в гармонии с требованиями и возможностями, способностями и умениями ученика. Зачастую, лишь в ситуациях, где требования не превышают способности и наоборот способности требования, создаются необходимые условия для того, чтобы в деятельности возникала внутренняя мотивация. Если требования превосходят способности, учащийся ощущает страх, беспокойство, боязнь наказания. Когда способности слишком превосходят требования, ученик испытывает скуку, учебную деятельность он находит излишне простой и неинтересной [21]. Как известно, традиционные формы и содержание школьного обучения ориентированы на так называемого "среднего ученика". Поэтому единые требования, которые задаются учащимся в ходе усвоения того или иного учебного курса, не совпадают, как правило, с реальными и весьма различными уровнями способностей подавляющего большинства учащихся. Одна, часто меньшая часть школьников начинают уже к концу начальных классов, страдать от скуки на уроках, а другая часть - испытывать перегрузку и постоянную тревожность. Способствовать актуализации мотивационных ресурсов значительной части учащихся также может и наметившаяся в современном образовании тенденция к дифференциации обучения. Разработка дифференцированных по степени трудности учебных программ и индивидуализация обучения могут поспособствовать повышению мотивации у учащихся. Однако далеко не всякая школа может позволить себе такие разработки, да и специально разработанные дифференцированные программы не всегда имеют абсолютный успех. Большое значение на становление мотивации имеет и характер учебной деятельности. Само построение учебного процесса, наличие проблемных ситуаций и заданий, элементы исследовательского метода обучения, - всё то, что способно воспитанию в ученике творческой личности. "В своей работе по формированию мотивов учения учитель должен опираться на достижения предыдущего возраста, в ходе изучения чего, ему стоит выяснить, какие из позитивных особенностей предыдущего возраста еще не сформированы, и учесть это при планировании учебной деятельности. Работая с детьми каждой возрастной группы, надо стремиться мобилизовать потенциальные возможности данного возраста, при этом, готовя почву для последующего возраста, то есть, ориентируясь не только на имеющийся уровень, но и на зону ближайшего развития мотивов и учебной деятельности" [40, C.9]. Исходя из того, что результаты изучения мотивации и ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом, вскрываются новые ее резервы и становятся основой для планирования учебного процесса, можно сделать вывод, что подлинное изучение и диагностика осуществляются в ходе её формирования. организуя изучение и формирование мотивации, важно не допускать упрощенного их понимания. Учителю стоит помнить о том, что формирование мотивов учения - это создание в школе условий для появления внутренних побуждений: мотивов, целей, эмоций к учению, осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. "Учитель при этом не занимает позицию хладнокровного наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складывается мотивационная сфера учащихся, а стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов" [40, C.9]. В рамках школы учитель может и должен изучать и формировать мотивацию ученика учитель "посредством длительного наблюдения за учеником в реальных жизненных условиях, анализа повторяющихся суждений и поступков учащихся, благодаря чему учитель может делать достаточно достоверные выводы, намечать и корректировать пути формирования" [40, C.9] Воспитанию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в школе и классе: включенность ученика в разные виды деятельности, отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя в виде советов, направляющих самого ученика на правильный путь решения, привлечение учащихся к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формированию мотивации способствуют: занимательность изложения (занимательные примеры, опыты), необычная форма преподавания материала; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуации спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций, разъяснение общественной и личностной значимости учения и использование школьных знаний в будущей жизни; умелое применение учителя поощрения и порицания. Особое значение приобретает укрепление всех сторон умения школьника учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение ими учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другому, включение учащихся в совместную учебную деятельность. Немало трудов посвящено роли внеклассной работы как инструмента повышения мотивации. Различные кружки, экскурсии, олимпиады, тематические вечера, факультативные занятия не только привлекают внимание учащихся, но и помогают им углубить знания по предмету. Именно с помощью внеклассной работы можно осуществлять систематическое ознакомление подростков и старших школьников с актуальными событиями в жизни нашей страны и за рубежом. На внеклассных мероприятиях преподаватели активно использую краеведческий материал, что расширяет кругозор учащихся. Мотивации способствуют различные встречи с людьми, использующими иностранный язык в своей профессиональной деятельности, так как ученики видят, что иностранный язык выступает средством приобретения материальный благ, что может способствовать зарождению внешней мотивации [65]. Не стоит забывать о такой форме деятельности, как ученическая конференция, которая носит тематический характер. Учащиеся в процессе её подготовки на основе широкого круга источников, готовит доклады, сообщения, видеофильмы, серии стендов и альбомов по той или иной проблематики. Ученическая конференция даёт возможность учащимся и учителям погрузиться в атмосферу иностранного языка, почувствовать себя в диалоге с иной культурой [69]. Также благотворны различные дискуссии. "Дискуссия - не только средство познания, но и средство самовыражения, условие формирования убеждений" [9, 100]. Если учитель достаточно хорошо знает учащихся, их возможности и интересы, он имеет прекрасную возможность сочетать коллективную, групповую и индивидуальную форму работы. "Также его привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами школы" [9, C.97]. Индивидуальные, групповые и коллективные виды деятельности должны органически сочетаться между собой. В этом отношении наиболее благоприятным является включение на определённом этапе индивидуальной и групповой деятельности в деятельность коллективную, в результате чего происходит объединение личных мотивов и переживаний с мотивами и переживаниями коллектива [30], [69]. Что касается самостоятельной работы учащихся, то она тоже отличный рычаг для поддержания и повышения мотивации. Выполнение текущих домашних заданий, подготовка докладов, рефератов для выступления в классе, написание сочинений в дуэте с описанной выше внеклассной работой призваны удовлетворять разнообразные интересы учащихся и их стремление к самостоятельной образовательной деятельности по своему выбору. [69]. А участие учеников в общественно-полезной деятельности, когда школьники используют те, знания и умения, которые они получили на уроках, способствует осознанию ими полезности изучаемого в школе, формирует ценностные отношения к образованию [62]. Занимательные и творческие задачи не только способствуют привлечению внимания учащихся и повышению мотивации, но служат средством формирования и развития мыслительных операций, таких как анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщение. Они осуществляют тренинг творческого мышления, развивают некоторые качества личности учеников, например, самостоятельность, инициативность, познавательную активность. Подчас учитель лишь объясняет и дает готовый способ действия. Ребенку ничего не остается, как запомнить все это и действовать показанным способом. При таком раскрытии предмета есть большая опасность потери интереса к нему. Наоборот, когда изучение предмета идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, и тем самым вызывает у него интерес к изучению предмета. "Другой важной стороной изучения и формирования мотивации учащихся является обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником" [40, C.10]. Одним из важнейших требований здесь является факт, что ребенка не стоит сравнивать с другими учащими, но с ним самим, его прежними результатами. Необходимо оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение. Не стоит забывать и о некоторых проблемных периодах в развитии ребёнка. Например, во время пубертатного периода у подростков может наблюдаться так называемый "гормональный взрыв". У девочек 7-8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания [32]. Если условия позволяют, то отличным способом поднять мотивацию является организация работы над предметом малыми группами. "Принцип набора учащихся при комплектовании малых групп имеет большое мотивационное значение. Если детей с нейтральной мотивацией к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к данному предмету в группу любящих данный предмет, то отношение у первых не меняется" [40, C.7]. Похвала - это мощное средство повышения мотивации, но, как и в случае с отметкой, пользоваться ей нужно аккуратно, ведь только заслуженная похвала приносит удовольствие. Если учитель будет хвалить ученика за решение простых заданий, для учащегося это может выступить как низкая оценка учителем его возможностей. Зато похвала за правильное выполнение сложного упражнения может вселить в ученика больше уверенности в своих силах [9]. После изучения теоретического материала, касающегося темы, можно сделать следующие выводы: Мотивация является неотъемлемым и одним из важнейших компонентов учебная деятельность учащихся, где различные мотивы выступают побудителями деятельности учеников. В психологии и педагогики нет единого взгляда на мотивацию. Мотивация и сейчас является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии, являясь сложной и многоаспектной проблемой, что обуславливает наличие множества подходов к пониманию и исследованию её. Мотивация - сложный и неоднородный феномен, но, несмотря на всю его сложность изучение его необходимо, так как он является одним из ключевых для успешной учебной деятельности. Уровень мотивации у ученика может определять не только его отношение к предмету, но и его успеваемость и успешность обучения. Множественные факторы, такие как отметка, сама организация учебного процесса, взаимоотношения преподавателя и учеников и так далее, непосредственно влияют на мотивацию учащихся. Поэтому каждый учитель должен уделять внимание работы по повышению мотивации у учащихся.
Date: 2015-08-15; view: 521; Нарушение авторских прав |