Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общие подходы к изучению формирования интереса к иностранному языку у учащихся пятого класса
Даже в настоящее время мотивационная сфера человека очень мало изучена в психологии. Однако, это не может быть объяснено отсутствием интереса к данному предмету. Ещё с древности до наших дней вопрос о внутренних побудителях поведения человека вызывал у ученых и философов громадный интерес, что приводило к построению различных гипотез и теорий [22], [23]. Проблема формирования интереса является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Это связано с тем, что сейчас существует необходимость внедрения в практику психологических исследований, познания закономерностей человека для регуляции его поведения. Среди зарубежных и отечественных психологов существует несколько пониманий сущности мотивов, их осознанности, их места в структуре личности. Одними из самых известных теорий являются психосексуальная теория З. Фрейда [22], теория поля К. Левина, теория самоактуализации в гуманистической психологии [38]. Во второй половине XX века появился ряд специальных мотивационных концепций [22]. Что касается работ советского времени, то сложившиеся основополагающие концепции мотивации предполагали определяющее влияние культурно-исторического опыта [10] и роль организации деятельности [36]. Также была выдвинута идея [6] о базовых потребностях в новизне впечатлений и в признании, при опоре на которые можно воспитать новые мотивы, в том числе и учебные. Некоторыми исследователями потребность в общении признавалась движущей силой развития личности. Также внимание было уделено и вопросу осознаваемости мотива [21], который, однако, так и не получил однозначного решения. Учебная мотивация младших школьников, особенно постепенное сосредоточение учащихся более на результате обучения, нежели чем на самом учебном процессе, и угасанию познавательного интереса, тоже были рассмотрены во многих работах [67]. В ведущей учебной деятельности младшего школьника отмечены неустойчивые переживания новизны, любознательности, непреднамеренного интереса и широкие социальные мотивы долга [39]. Особое внимание к мотивации характерно для гештальтской психологической школы, которая избрала для своих исследований главным образом область познавательных процессов [22]. Одними из первых, психологи Вюрцбургской школы поставили проблему активности человеческого [31]. Отставание же в исследовании мотивационной сферы человека можно объяснить и фактом, что в процессе исторического развития на смену интенсивного изучения инстинктов и пришло изучение сознание, разума, интеллекта, которые были признаны главным регулятором человеческой активности. Поэтому многие психологи отказались от исследования потребностей и инстинктов у человека, которые стали предметом преимущественно зоопсихологических исследований. Исследования психологии человека сосредоточились, прежде всего, на познавательных процессах: восприятии, памяти, мышлении и отчасти, но в гораздо меньшей степени, на волевой сфере [22]. В западной психологии всю первую половину двадцатого века занимали господствующее положение психоаналитические представления о мотивации поведения, согласно которым, основные мотивы человека формируются в раннем детстве и последующем только проявляются, оставаясь в целом неизменным. Позже, в конце 50-х годов, в значительной мере под влиянием психоаналитических представлений исследователи мотивации достижения обратились к изучению особенностей семейного воспитания, которые могли бы объяснить существенные индивидуальные различия в степени выраженности мотива достижения. []. В соответствии с теоретическими представлениями основоположников данного направления, американских психологов Джона Аткинсона и Дэвида Макклелланда этот мотив складывается из противоположных мотивационных тенденций - стремление к успеху и избегание неудач. Высокий уровень достижения означал, что у ребенка преобладает, доминирует стремление к успеху; низкий уровень мотивации свидетельствовал, напротив, о преобладании у ребенка стремления избегания неудач. В целом ряде экспериментов было показано, что высокая мотивация формируется только в тех семьях, где родители постоянно повышали уровень своих требований к детям и одновременно могли предлагать им ненавязчивую помощь и поддержку, а также отличались мягкостью и теплотой в отношениях со своими детьми. И напротив, семьи в которых родители игнорировали своих детей, были безразличны к ним или осуществляли очень строгий надзор, директивную опеку над ними, у детей, как правило, доминирующем становилось стремление избегать неудач и, следовательно, формировался в целом низкий уровень мотивации достижения в целом. [22]. Д. Маккеланд утверждал, что все без исключения мотивы и потребности человека приобретаются и формируются при его онтогенетическом развитии. Мотив здесь - это "стремление к достижению некоторых довольно общих целевых состояний", видов удовлетворения или результатов [22. C.48]. Аткинсон же рассматривает поведение как ожидание чего-либо, ценности в его теории превращаются в мотив. В отечественной психологии экспериментальное изучение потребностей и мотивов было начато в связи с интересом к развитию человеческого сознания [6], [36]. В качестве единицы человеческого сознания был выделен "смысл", который определялся как отражение в голове человека объективного отношения того, что побуждает его действовать, к тому, на что его действие направлено [36]. То есть то, как будет субъект действовать с предметом, будет зависеть, не только от того, что представляет собой этот предмет объективно, но и от того, в каком отношении он стоит к субъекту, каким его потребностям он отвечает [36]. Также при активном изучении мотивов школьников и их отношения к учению было установлено, что одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность учащихся. [6]. Был сделан вывод, что проблема становления социальных по своему происхождению и нравственных по содержанию мотивов поведения являются, по сути, проблемой формирования устойчивости личности. Понимая под мотивом внутреннюю позицию личности, "то, ради чего учится ребенок, что побуждает его учиться" [6, C.117], было установлено, что раз учебная деятельность является ведущей на протяжении всего периода обучения в школе, то мотивы, побуждающие эту деятельность, должны иметь существенное значение для детей в этот период психического развития. В результате исследования было установлено, что учебная деятельность школьников побуждается целой системой разнообразных мотивов, разные в своем значении для разных детей. Сейчас считается, что мотивация учения определяется не только тем, какие мотивы и потребности учащихся реально вовлечены в учебный процесс, но и теми эмоциональными и рациональными оценочными процессами, которыми буквально пропитан мотивационный процесс. Мотивация учения рассматривается как сложный многокомпонентный и многофазный процесс, в котором задействованы различные (волевые, когнитивные и эмоциональные) составляющие. [62]. Мотивация и сейчас является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии, являясь сложной и полиаспектной проблемой, что обуславливает наличие множества подходов к пониманию и исследованию её. Date: 2015-08-15; view: 446; Нарушение авторских прав |