Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение. Актуальность данной работы определяется тем, что знание психофизиологических особенностей учеников пятого класса необходимо для формирования интереса у них к
Актуальность данной работы определяется тем, что знание психофизиологических особенностей учеников пятого класса необходимо для формирования интереса у них к предмету иностранный язык. Интерес, выступая "как форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым, способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами" [52, C.146], без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Актуальность формирования интереса к предмету и развития мотивации учащихся обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задачи вырабатывания у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, воспитание у них активной жизненной позиции. Пятый класс, хотя и относят к младшему подростковому возрасту, является той самой переходной фазой между начальной школой и среднем звеном обучения. Пятиклассники вступают в "критический период онтогенеза, связанный с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системе отношений индивида" [52, C.279]. У учащихся наблюдается "бурное физическое и половое развитие" [9, C.91], продолжается интеллектуальное развитие, происходит перестройка эмоциональной сферы [32]. Под влиянием усиленного функционирования желез внутренней секреции [5] "в этом возрасте нередко наблюдается повышенная раздражительность, чрезмерная обидчивость, вспыльчивость, резкость" [9, C.91]. А также меняются условия самой школьной деятельности. Сложность для учащегося при переходе в пятый класс заключается в том, что "успешность адаптации школьника к обучению в этом возрасте зависит от реализации преемственных связей между начальным и основным общим образованием" [4, C.5]. Пятиклассник в сравнении с вчерашним младшим школьником теперь переходит на качественно другой уровень, занимая при этом непривычно новое для него место и выполняя новые функции. Теперь он "должен устанавливать отношения не с одним, а со многими учителями, учитывать особенности их личности и требований" [9, C.91]. В пятом классе поведение младшего подростка начинает регулироваться его самооценкой, которая формируется в ходе общения с окружающими его людьми. "Изменение социальной ситуации развития подростка связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира" [52, C.279]. Именно это чувство взрослости, являющееся неким новообразованием данного периода [4], приходится учитывать в процессе обучения. Также отмечают "развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, своим возможностям и способностям" [52, C.279]. Всё это диктует свои правила обучения в пятом классе. Анализ литературы показал, что хотя большинство источников [4], [9], [52] относят пятиклассников к младшему подростковому возрасту, единства среди авторов по этому вопросу нет. Так, одни авторы начало подросткового возраста относят к 12 годам [67], более современные источники [44], - к 10. Также следует заметить, что существует прямая связь между формированием интереса к предмету и мотивацией, обуславливающей этот процесс. В данной работе мотивация будет рассматриваться как основное звено в формировании интереса учащихся. Проведенное исследование показало большую корреляцию этих двух терминов, по сути, ставя размытую границу между ними и приравнивая их друг к другу. Проблемой адаптации пятиклассников к звену средней школы и вопросом формирования мотивации учения и интереса занимались Божович Л.И. [6], В.В. Давыдов [14], И.А. Зимняя [20], Е.П. Ильин [21], Леонтьев А.Н. [36], А.К. Маркова [40], Эльконин Д.Б. [67]. Цель работы - выявление факторов, влияющих на формирование интереса к иностранному языку у учащихся пятого класса. Объект исследования: мотивационная сфера личности. Предмет исследования: формирование интереса к иностранному языку у учащихся пятого класса. Гипотеза исследования: главными факторами формирования интереса у учащихся пятого класса являются познавательный интерес, связанный с содержанием самой учебной деятельности, и социальные мотивы. Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи: Провести анализ источников по темам формирование интереса и мотивации учебной деятельности и психофизиологическим особенностям исследуемого возраста. Рассмотреть условия формирования устойчивого интереса и положительной мотивации у учащихся пятого класса. Осуществить экспериментальное изучение факторов формирования мотивации у учащихся пятых классов. Опираясь на данные, полученные в результате проведенной работы, определить роль и место социальных и содержательных мотивов в формировании интереса у учащихся пятого класса. Методы исследования: решение поставленных задач и проверка гипотезы осуществлялись с помощью комплекса методов исследования. Исследование включало в себя предварительный анализ успеваемости контрольного класса и наблюдение за ними в течение всего хода работы. Для определения влияния социальных мотивов была использованная социометрическая методика [54] и опросник "Мой класс" [14]. Для диагностики в сфере мотивации и эмоционального отношения к учению была использована методика, основанная на опроснике Ч.Д. Спилбергера в модификации А.Д. Андреевой [14] и методика оценки рисунков учащихся [54]. Также для выявления наличия познавательного интереса была использована методика Казанцева Г.Н. [14]. Апробация проходила в пятых классах средней школы № 329. Основная экспериментальная работа осуществлялась на занятиях по иностранному языку. Структура дипломной работы подчинена целям и задачам, поставленной проблемы, обусловлена логикой научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего в себя 69 источников, и 3 приложения. Общий объём работы составляет 69 страниц.
Date: 2015-08-15; view: 554; Нарушение авторских прав |